Танец контактный – Энциклопедия танца: Контактная импровизация

Энциклопедия танца: Контактная импровизация

Танцы бывают разные. В привычном для нас понимании, танец – это набор определенных движений, выполняемых под характерную для того или иного стиля музыку. Но правила для того и существуют, чтобы их нарушать. Именно так поступил в 1972 году Стив Пэкстон, танцор Джадсон Чарч Театр (Нью-Йорк), работавший ранее с одним из известнейших хореографов в стиле модерн Мерсом Кэннингемом. Во время пребывания на Гранд Юнион, конференции в Оберлин Колледже, он показал работу, в которой он и еще 11 танцоров в течение 10 минут непрерывно сталкивались, валялись, прыгали и бросали друг друга.

Эта работа была названа «Magnesium»(Магний), и именно она стала отсчетной точкой для нового вида искусства – контактной импровизации.Вскоре после этого Стив Пэкстон собрал 15 лучших атлетов обоего пола, которые обучались у него год или два, для исследования принципов и возможностей коммуникации выявленных в «Magnesium». Первая неделя была проведена в репетициях. Во время второй по пять часов в день они публично демонстрировали рабочий процесс в галерее Джона Вебера в NYC. 
В начале 1973 Стив Пэкстон, Курт Сиддал, Нэнси Старк Смит, Нита Литтл и Карен Радлер совершили тур по Западному Побережью проводя мастер-классы по контактной импровизации и организуя выступления. Атмосфера выступлений была неформальной: без музыки, специального освещения и костюмов, зрители вокруг, дуэты и трио, чередующиеся с сольными танцами. В продолжающийся диалог о развитии контактной импровизации вскоре включились сотни других индивидуумов и групп.

Сам Стив Пэкстон в своей работе под названием «О контактной импровизации» писал:

«Контактная импровизация — это деятельность, родственная со знакомыми нам дуэтными формами, такими как объятие, борьба, восточные искусства и танец, охватывающая диапазон движения от спокойного и без усилий к высоко атлетическому. Острые необходимости формы диктует способ расслабленного, постоянно осознаваемого и предугадываемого движения, находящегося в потоке.Основа в том, что танцоры остаются в физическом контакте, взаимно поддерживающем и инновационном, медитируя над физическими законами: гравитацией, импульсом, инерцией и трением, относящимися к их массе. Они стремятся не достигнуть результата, а скорее встретиться с постоянно изменяющейся физической реальностью, соответствующей расположению и энергии».

Он был уверен, что контактной импровизации научить нельзя, но ей можно научиться.

var-veka.ru

Контактная импровизация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2016; проверки требуют 3 правки.

Контактная импровизация — танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца.

Контактная импровизация была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации. В 1972 году состоялся первый перформанс контактной импровизации Magnesium, проведенный студентами Оберлинского колледжа. Вскоре после этого Пакстон провел перформанс в Нью-Йорке.

Большое влияние на развитие контактной импровизации также оказала Нэнси Старк Смит, танцовщица и гимнаст.

Контактную импровизацию танцуют как отдельную форму танца, отличную от ранних экспериментов Пакстона. Танец контактной импровизации продолжает развиваться благодаря практикующим контактную импровизацию во всём мире.

Контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент.

Старейший еженедельный джем проходит в Торонто, на 2009 год он длится уже 33 года.

Контактная импровизация чаще всего практикуется в форме дуэта, хотя может происходить и с одновременным контактом нескольких человек, или в форме соло (используя пол, стены, стулья).

В преподавании контактной импровизации используются также смежные техники, такие как: метод Фельденкрайза, центрирование тела и разума, йога.

В России состоялось пять «Международных фестиваля контактной импровизации и перформанса».

  1. Чему учит контактная импровизация? (неопр.). Архивировано 25 февраля 2012 года.
  2. Контактная импровизация и сексуальность (неопр.). Архивировано 25 февраля 2012 года.

ru.wikipedia.org

Танцевально-двигательная терапия → Контактная импровизация. — Трудно быть хорошим, если ты

(чёткая вещь. Я начал ходить и советую всем. Это полезно не только для танцоров, но и для любого человека). Обычно, мы привыкли думать, что уж своё собственное тело и его возможности знаем, как свои же 5 пальцев!!  А вот и хреночки!!!!! Приходите на контактную импровизацию и убедитесь в обратном… Вам ещё знакомиться и знакомиться со своим собственным телом..

Вы гуляете с ребёнком или возвращаетесь домой после трудового дня и замечаете на лужайке нескольких взрослых людей, которые запрыгивают друг на друга, сталкиваются, причём сознательно, валяются, подбрасывают друг друга и делают это с улыбками. Вы останавливаете шаг. Что они делают?

Эти люди не просто дурачатся. Это контактная импровизация.

Контактная импровизация (КИ) — это форма движения, импровизация, вовлекающая два тела в соприкосновение. Это способ быть вместе и взаимодействовать на чисто физическом уровне. Это свободный танец, основанный на вдохновении и сиюминутном настроении. Это попытка понимания.

Два человека в соприкосновении двигаются вместе, поддерживая спонтанный телесный диалог через чувственные сигналы распределения веса и инерции. Тела танцующих качаются, крутятся, перекатываются, перелетают друг через друга, вращаясь относительно общего центра. Тело учится расслабляться, освобождаться от мышечного напряжения. Тело осознаёт свои естественные двигательные возможности.

Контактная импровизация — это свободное исследование наедине с партнером возможностей движения, возможность поиграть, возможность совместного творчества и возможность просто быть и говорить через свое тело. Контакт учит быть «здесь-и-сейчас» при непрерывном изменении внешних условий, доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать.

Через прикосновение, поиск совместных траекторий движения контактная импровизация исследует такие понятия, как поддержка, опора, умение отдавать и принимать, следование и сопротивление, равновесие и баланс, принятие ответственности и поиск решения. Танец в контактной импровизации направляется ощущениями партнеров. Позволить танцу случиться, можно сказат

tahnahl.livejournal.com

контактная импровизация, ки

Контактная импровизация (КИ) была создана в 70-х годах в качестве формы и техники танца и не претендовала на роль терапии или психотерапевтической техники. В ней нет своей терапевтической философии, целей, ценностей. Приступая к анализу терапевтического потенциала КИ, мы попадаем на территорию спора между теми, кто отстаивает видение КИ только танцем, основанным на чисто физическом взаимодействии двух тел, и теми, кто исследует КИ как практику, способствующую личностному росту, затрагивающую и область внутреннего, душевного.

Первая позиция предполагает исследование физических возможностей тела, базирующихся на непрерывном импровизационном потоке, рождающемся в телах танцующих при сохранении точки контакта, игры с балансом и контрбалансом, передачей веса и использованием инерции и гравитации. Данная точка зрения пришла от создателя КИ Стива Пэкстона, который связывал КИ с биомеханикой, гравитацией и предлагал отделить на идеологическом уровне «физику» тела от его «химии» (эмоции, сексуальность, когнитивные процессы) и использовать в контактном танце лишь первое.

Однако существует и противоположное мнение. Синтия Новак, автор одной из самых известных книг по контактной импровизации, говорит о том, что атмосфера ранних 70-х годов была «эрой открытости и групп встреч» и популярность групп встреч, способствовала принятию контактной импровизации: «Существуют явные параллели между форматом групп встреч и форматом контактной импровизации – первый придает важность подлинному и честному диалогу между разговаривающими людьми, второй – между людьми движущимися. Если участники групп встреч искали опыта взаимодействия, основанного на «честности» и «спонтанности», то контактные импровизаторы занимались тем же в сфере танца».

Многие преподаватели КИ и танцующие «контакт» наблюдают изменения, происходящие на психологическом уровне во время и после занятий. Также, в современном контексте преподавания КИ все большее число преподавателей предлагают не только исследовать структуру тела, расслабление мышц и игры с балансом и гравитацией, но все в большей степени включают и работу на психологическом уровне. Например, работают с метафорами психологических состояний для достижения необходимых состояний тела (легкость, гибкость, спонтанность), используют игры из социально-психологических тренингов для работы с динамикой группы (разогрев, знакомство, работа с сопротивлением, завершение), включают в упражнения рефлексию и обратную связь.

Специфика входа в контактный танец

Многие участники групп замечают, что принципы, которые они осваивают в танце, начинают работать и в жизни. Люди начинают «танцевать контакт» всюду: на работе, дома, на улице. Если вслушаться внимательнее в смыслы, которые стоят за словами, описывающими, на первый взгляд, технику танца, то мы заметим в них богатейший материал для работы как на социально-психологическом уровне, так и на личностном. Далее в тексте вы встретите выделенные слова, они, с моей точки зрения, могут описывать как процесс, происходящий во время контактного танца, так и происходящее в повседневной жизни.

Само название танца «контактная импровизация» указывает на спонтанный, неструктурированный неформальный контакт, диалог с партнером по танцу.

Урок по КИ начинается с расслабления тела, как своего, так и тела партнера, для чего используются специальные техники бодиворк (bodywork, release). Глубокое расслабление не только снимает физическое напряжение, позволяет отпустить скованность мышц, но и отключает внутреннее напряжение, повышает осознавание своего тела и своего состояния.

Основная инструкция для тех, кто занимает пассивную, принимающую роль в бодиворке — ничего не делать самостоятельно, только расслабляться, доверять свое тело партнеру, отпускать мышцы, вес тела. На этом же принципе «неделания», но слушания построены многие упражнения, помогающие войти в контактный танец: я танцую и двигаюсь вместе с партнером, не прилагая никаких специальных усилий, но лишь отпускаю свое тело в слушание. Такая работа с концентрацией на том, что предлагает тот, с кем я танцую, тренирует особое качество внимания к партнеру — слышание импульсов и предложений к движению, которые приходят от него. Я тренирую доверие к тому, с кем я танцую, открываю интерес к партнеру и к тому движению, которое рождается во мне.

Через тело участники контактного танца научаются отпускать контроль и принимать партнера по танцу, трансформируя то, что он предлагает в совместный дуэт или включая это в собственный танец. Затем это качество контакта, способность слушания и принятия партнера, переходят в отношения в жизни.

Некоторым участникам, начинающим танцевать контактную импровизацию, легко слушать и принимать предложения, но трудно, иногда почти невозможно, занимать противоположную позицию: направлять партнера, предлагать собственные решения и импульсы. Постепенно через упражнения формируется большая активность и уверенность в собственных возможностях (как в танце, так и в жизни). Однажды в танце я намеренно создавала неудобные и некомфортные положения для партнера, который отказывался брать инициативу и меняться ролями, предпочитая лишь следовать. В какой-то момент, оказавшись прижатым к стене, партнер, как будто из скорлупы своей невозможности начал выкарабкиваться наружу, предлагая собственные решения для продолжения танца.

На следующей ступени оба партнера предлагают импульсы и направления и одновременно слушают и следуют тому, что предлагает партнер. Возникает танец на равных, партнерство, где каждый может в любой момент времени проявиться в любой роли и быть ответственным за предложения, которые он делает, и за движения, которые возникают в ответ.

О терапевтическом потенциале КИ

Обратимся к принципам контактной импровизации (по Синтии Новак), которые отличают ее от других направлений и форм танца и являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы контактный танец случился. Сразу будем обращать внимание на то, какие качества и состояния появляются в контактном танце сначала на телесном, а потом и на психологическом уровне через тренировку данных упражнений КИ. Также мы укажем на терапевтические механизмы, которые работают в контактном танце, и на психологические темы, которые появляются у участников классов.

1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров.

Для того чтобы перекатывать точку контакта, партнеры сначала соприкасаются двумя любыми участками тела, например, тыльной стороной ладоней, а затем, не разрывая, поддерживая соприкосновение в этой точке, начинают ее перекатывать по всей поверхности тела. Точка переходит от ладоней к предплечью, локтю, плечу, катится по лопаткам, по нижней части спины и т.д. Поддерживая вниманием неразрывность физического контакта, через перемещение точки соприкосновения, участники научаются внимательному слушанию друг друга, сначала могут появиться роли лидера и ведомого, но затем появляется партнерство.

2. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всех поверхностей тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

Партнеры, опираются друг на друга. При полной отдаче веса, тот, кто отдает вес, опираясь на другого, теряет непосредственный контакт с поверхностью пола. Его руки и ноги оказываются в воздухе, а туловище или центр (таз) лежат на теле партнера. Через принятие веса партнера, в контактном танце проявляется тема поддержки и доверия. Здесь буквально, на физическом и психологическом уровне проявляется тема «опоры». Могу ли я опереться на кого-то (= отдать вес в контактном танце). Готов ли я давать поддержку кому-то, а значит, быть устойчивым самому (= принимать вес партнера в танце).

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. Последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях.

Внимание в импровизационном танце сразу к нескольким направлениям движения тела и возможности изменений их в любой момент тренирует качество присутствия «здесь и сейчас». Напомню, что присутствие в настоящем моменте — это одни из важнейших целей и ценностей во многих направлениях экзистенциальной и гуманистической психотерапии, в частности в гештальт-терапии.

4. В контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

Исследование инерции, когда танцующий отпускает части своего тела и тело в целом в свободный полет, рождает состояние потока в теле. Состояние потока появляется, когда внутреннее внимание не задерживается на вопросах и сомнениях (что я умею или не умею, что я должен делать, как я выгляжу, а не причиню ли я вреда партнеру). Это выход из невротического и освоение нового ресурсного состояния, в котором я доверяю естественному течению событий, каким бы оно ни было.

5. Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера — упоминаемое выше присутствие в моменте поддерживает танцующего в состоянии осознанности. Все большая концентрация на мельчайших изменениях, случающихся на физическом уровне, стирает белые пятна во внимании. Осознание «здесь и сейчас» происходящего со мной, является не просто одним из принципов многих направлений психотерапий, но и исцеляющим процессом, собственно терапевтическим механизмом.

6. Использование сферического пространства (360 градусов). Трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии движения тела.

Позволение телу двигаться не в привычной «дискотечной» зоне, но необходимое освоение всей трехмерности пространства соотносится с работой в зоне целостной кинесферы, которую специально проводят в танце-двигательной терапии. Свободный танец в пространстве способствует самовыражению и открытости.

7. Следование за инерцией, весом и потоком движения. Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса.

В силу импровизированности контактный танец помогает освоить состояние осознанной спонтанности и свободы.

8. Подразумеваемое присутствие зрителей. Сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу без формально обозначенной сцены.

 Представление (перформанс) контактной импровизации происходит в неформальной обстановке, в которой безоценочно принимают все, что случается в танце. Импровизация не предполагает критериев оценки красоты – нет судей, нет конкурсов, нет призовых мест. В КИ-танце не может быть что-то правильным или неправильным, он скорее похож на непрерывное исследование и изменение, где нет места для ошибок, а есть место для открытий. Для многих людей танец в моменте «здесь и сейчас» при одновременной возможности быть видимым для других людей открывает особые темы для самоисследования: принятие себя, позволение себе быть видимым, ярким, конгруэнтность и аутентичность, честность с самим собой и с другими.

9. Танцор — это обычный человек. Принятие поведенческого или естественного положения вещей, танцоры, как правило избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными.

Приближенность к обычной жизни отличает контактную импровизацию от других форм танца, что одновременно дает возможность людям любого возраста, пола, статуса включаться в танец.

10. Позволить танцу случиться. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы возникают все же из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.

Когда уходит оценочность, приходит живой интерес и доверие к себе и партнеру, появляется принятие всего, что случается. Естественность возникающих форм и композиций в пространстве, случающиеся совпадения и синхронности создают ощущение гармонии и оставляют место для чуда.

11. Каждый должен быть одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между танцорами, таких как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

Гуманистичность принципов КИ приближает эту практику к философии и практике гуманистической психотерапии.

Мотивы, по которым люди начинают заниматься контактной импровизацией

Задавая вопрос о целительности контактного танца, не возможно не обратиться к мнению самих участникам классов и тренингов. Мне бы хотелось дать небольшую, феноменологическую иллюстрацию — видится полезным и показательным процитировать ответы на вопрос «Для чего я занимаюсь контактной импровизацией?», которые дали некоторые участники танцевального тренинга для начинающих. Я сгруппирую ответы по психологическим потребностям, которые удовлетворяют участники групп контактной импровизации:

1. Принятие образа «физического Я». «Я становлюсь мягче. Мои движения, до этого были скорее похожи на борьбу, на противостояние». «Я худею». «Тело начинает нормально жить — за грибочками может наклониться». «Чувствую себя легче — и тело летит, и на душе легко».

2. Потребность в свободном, спонтанном самовыражении. «Я занимаюсь классическими формами танца, и в них очень жесткая структура, а мне так хочется импровизации». «Новая степень свободы». «КИ для меня — это отдельный мир жизни моего тела. Я реализую вещи, которые в жизни не могу делать — колесо, например, крутить. Это полет». «Исследование спонтанности, освобождение от гиперконтроля. Наша жизнь гиперструктурирована, а импровизация — это когда не знаешь, что будет. Также моя цель — научиться импровизировать за пределами зала». «Я структурированно отражаю информацию. У меня развит «умище», а хочется быть гармоничным».

3. Осознание скрытых сторон своей личности. «Я пришел понять себя». «Я пришел просто посмотреть. И мой интерес к себе в танце вырос». «Жизнь движется спонтанно. Я хочу понять, как это происходит и во мне».

4. Потребность в коммуникации, в новых формах коммуникации. «Я учусь общению без слов. Общение в танце для меня более сущностно». «Движение — еще один язык, на котором мне интересно говорить». «Я более открыта, готова к диалогу на другом уровне. Это касается и моих взаимоотношений в жизни».

5. Открытие ресурсных состояний. «Я хочу стать счастливым». «Я никогда не танцевал и не понимал, какое удовольствие люди могут получать от движений. Только через собственный танец я смог почувствовать, как это может быть хорошо».

6. Принятие другими людьми. «Одна знакомая женщина, узнав, что я пошел на этот тренинг, сказала, что меня уважает».

7. Принадлежность к группе. «Мне важно партнерство и ощущение, что все родные».

8. Близость, интимность. «Вот потанцевал однажды с человеком. Через какое-то время его встречаю на джеме, и мы обнимаемся. Вроде контактировали всего пол часа, а ощущение, что он родной». «Я чувствую, что нахожусь на дистанции с другими людьми. Умищем приблизиться не получается, может быть, телесная часть сможет».

9. Простраивание границ личностного пространства. «Также, важно не бояться людей, научиться говорить им и «да», и «нет».

10. Самопринятие, повышение самооценки. «Важно любить себя. В танце я учусь принимать себя».

11. Работа со страхами. «Побороть страх телесной травмы, которая была годом раньше». «Потерять баланс и равновесие, оказывается нестрашно. Это отрывает новые возможности для полета и танца».

Хочу обозначить, что обычно на тренинг для начинающих приходят заниматься те участники, которые уже прошли несколько классов по контактной импровизации и имеют некоторое представление о том, что такое урок КИ. Мы может заметить, что, обращаясь к контактной импровизации, как форме танца, а не терапии, люди интересуются не только работой со своим физическим телом, люди работают над собой в целом — им интересна тема личностного роста и личностных изменений. Участники классов по КИ меняют представление о себе, о своих способностях, качествах, повышается их самооценка и самопринятие. Демократичность КИ как формы танца создает атмосферу принятия и безоценочности. Классы по КИ становятся местом, где участники исследуют возможности открытого и спонтанного самовыражения, новых конструктивных, диалогичных форм коммуникации, прорабатывают страхи и учатся импровизировать. Мы можем также предположить, что классы и тренинги по КИ являются телесно-двигательной альтернативой (формой) «Т-групп» (групп встреч), развивающих аутентичность, конгруэнтность, ответственность, слушание участников.

На занятиях по КИ акцент делается на физическом взаимодействии, на танце и не происходит фиксации на психологическом значении тех или иных процессов. Терапевтический эффект КИ неоспорим, но еще большим он мог бы быть, если бы те приобретения и навыки, которые получают люди в процессе занятий, были бы озвучены и переведены из плоскости физической в плоскость психологическую в том числе. Я бы рекомендовала использовать контактную импровизацию, как технику или как часть программы танц-терапевтических групп и сессий, где к повышению уровня телесной осознанности, прибавилась бы также и осознанность психологическая.

www.sportfile.ru

Что такое Контактная импровизация? Контактная импровизация — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Вы гуляете с ребёнком или возвращаетесь домой после трудового дня и замечаете на лужайке нескольких взрослых людей, которые запрыгивают друг на друга, сталкиваются, причём сознательно, валяются, подбрасывают друг друга и делают это с улыбками. Вы останавливаете шаг. Что они делают?

Эти люди не просто дурачатся. Это контактная импровизация.

Контактная импровизация (КИ) — это форма движения, импровизация, вовлекающая два тела в соприкосновение. Это способ быть вместе и взаимодействовать на чисто физическом уровне. Это свободный танец, основанный на вдохновении и сиюминутном настроении. Это попытка понимания.

Два человека в соприкосновении двигаются вместе, поддерживая спонтанный телесный диалог через чувственные сигналы распределения веса и инерции. Тела танцующих качаются, крутятся, перекатываются, перелетают друг через друга, вращаясь относительно общего центра. Тело учится расслабляться, освобождаться от мышечного напряжения. Тело осознаёт свои естественные двигательные возможности.

Контактная импровизация — это свободное исследование наедине с партнером возможностей движения, возможность поиграть, возможность совместного творчества и возможность просто быть и говорить через свое тело. Контакт учит быть «здесь-и-сейчас»

при непрерывном изменении внешних условий, доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать.

Через прикосновение, поиск совместных траекторий движения контактная импровизация исследует такие понятия, как поддержка, опора, умение отдавать и принимать, следование и сопротивление, равновесие и баланс, принятие ответственности и поиск решения. Танец в контактной импровизации направляется ощущениями партнеров. Позволить танцу случиться, можно сказать это основной принцип.

Терапевтический эффект КИ неоспорим; она приводит к повышению уровня как телесной осознанности, так и психологической. В танце человек освобождается от непроговорённого.

Основателем контактной импровизации считают американца

Стива Пэкстона, который писал: «Танец стремится к тому, чтобы люди стали инструментом хореографии. Хореография предполагает, что эти инструменты будут вести себя одинаково на каждом выступлении. Импровизация предполагает, что один и тот же инструмент будет вести себя каждый раз по-разному».

Сегодня контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме «джемов», где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент. Перформанс напоминает контактный джем, в котором отсутствует специальный сценический свет и декорации.

Контакт доступен практически любому человеку. Главное, слушать своё тело, оно лучше всех знает, что тебе нужно и как доставить тебе удовольствие, оно подскажет, куда двигаться дальше. Ничего специально делать не нужно.

Контактная импровизация — это жизнь во всех ее проявлениях!

Ощущение свободы, ежесекундные открытия, возможность узнавать себя по-новому. Любить и удивляться! Обновляться и делиться! Создавать и творить! Всё это контактная импровизация.

samopoznanie.ru

Статья на тему: Контактная импровизация, как форма танца.

Введение.

      Для большинства тех, кто практикует направление контактная импровизация– это форма свободного движения, в котором танец строится вокруг точки контакта с партнёром. Недаром в названии присутствует слово «импровизация»: каждый раз начиная взаимодействие, танцующие не могут сказать, чем оно закончится. Вы создаете свои истории здесь и сейчас через физическое взаимодействие: соприкасаетесь, передаете вес и инерцию друг другу.

     В классическом понимании контактная импровизация – это танец двоих, но импровизировать можно втроём и даже целой группой. Также можно и одному, точка контакта в этом случае – пол, стены, окружающие предметы. Контактировать также можно по-разному. Ваш контакт может начаться с кончика пальца и расшириться до соприкосновения любыми другими частями тела: руками, ногами, спиной, головой…

  1. Контактная импровизация.

     Контактная импровизация — это форма танца, позволяющая двум (или нескольким) партнерам вести спонтанный телесный диалог на невербальном уровне играя с силами гравитации, инерции, используя друг друга в качестве опоры, находя в прикосновении почву для импровизации, вдохновение для творчества. При этом тела танцующих подготавливаются, настраиваются таким образом, чтобы, сохраняя необходимую безопасность, дать себе возможность проявить максимальную свободу и раскрепощенность, открывая себя для эмоционально насыщенного взаимодействия, проявляя естественную красоту индивидуальности. Некоторые теоретики выделяют как отдельную дисциплину Ансамблевое мышление, систему специальных упражнений, навыков и правил, настраивающих внимание танцоров (или актеров, если речь идет о театре) на окружающую обстановку, развивающих чувство композиции, что дает возможность группе импровизировать вместе.

      Этот вид искусства проявился впервые в 1972 году, и его распространение стало возможным на пороге нового тысячелетия благодаря все более увеличивающемуся интересу человечества к осознанию всех сторон своего существования, глубинам, основам бытия, познанию и совершенствованию своей природы. Можно говорить о существовании Контактной культуры.

  1. Контактная импровизация – это многообразное явление.

     Контактная импровизация — это многообразное явление прежде всего, современного искусства перформанса (на пересечении театра и танца), при некотором упрощении ее также можно считать художественным видом спорта. Можно выделить ее оздоровительный аспект, используя как вид танцевальной терапии. С такой же легкостью можно идентифицировать ее как коммуникативную практику, что приближает этот вид искусства к психотерапии. Все это позволяет оценивать контактную импровизацию как социальное явление, и явление, по всей видимости, значимое.

      Вопреки кажущейся эклектичности или простоте (но скорее — благодаря всему этому) за контактной импровизацией будущее, и очень жаль, что к нам в страну эхо этого «человечного» явления долетает только сейчас. Но именно сейчас, может быть, и не хватает такой «человечной нотки», когда мир застыл в недоумении, предчувствуя опасность Новой Мировой Войны. В условиях такой дезориентации людям просто необходимо демонстрировать положительные примеры здорового взаимодействия и сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.

  1. Краткая история.

     В январе 1972, во время пребывания на Гранд Юнион, конференции в Оберлин Колледже, Стив Пэкстон, танцор Джадсон Чарч Театр (Нью-Йорк), работавший ранее с одним из известнейших хореографов в стиле модерн — Мерсом Кэннингемом , показал работу, в которой он и еще 11 танцоров, в течение 10 минут непрерывно сталкивались, валялись, прыгали и бросали друг друга. Эта работа была названа «Magnesium»(Магний).

     В июне 1972 Стив собрал 15 лучших атлетов обоего пола, которые обучались у него год или два, для исследования принципов и возможностей коммуникации выявленных в «Magnesium». Первая неделя была проведена в репетициях. Во время второй по пять часов в день они публично демонстрировали рабочий процесс в галерее Джона Вебера в NYC.

     Надо сказать, что многие идеи уже существовали до этого, Release — techniqe, айкидо и некоторые другие методы применялись Стивом Пэкстоном в преподавании. Кроме того были найдены упражнения для развития ощущений связанных с полетом, поддержками и развития навыков владения этими экстремальными формами. Требуемая для этого физическая сила изыскивалась в результате «правильных», то есть наилегчайших рефлекторных действий, связанных скорее с внутренними ощущениями, чем с внешней формой. В этих обстоятельствах ранее заученная техника движения скорее мешала, чем помогала достичь требуемого. Это была идея, для которой было необходимо как минимум два человека. Эта работа — исследование способности сознания слиться с телом в настоящем моменте, способности сознания оставаться «здесь и сейчас» при непрерывном изменении внешних условий. Исследование развилось в новый технический подход, требующий работы как непосредственно с физическим телом, так и с мыслительным процессом, воображением. Необходима работа с кинетическими образами, которые точно соответствуют движению и являются для тела истинными. Эта новая работа нуждалась в собственном названии, чтобы можно было ссылаться на него без нежелательных параллелей. Новая форма была названа КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ. В начале 1973 Стив Пэкстон, Курт Сиддал, Нэнси Старк Смит, Нита Литтл и Карен Радлер совершили тур по Западному Побережью проводя мастер-классы по контактной импровизации и организуя выступления. Атмосфера выступлений была неформальной: без музыки, специального освещения и костюмов, зрители вокруг, дуэты и трио чередующиеся с сольными танцами. В продолжающийся диалог о развитии контактной импровизации вскоре включились сотни других индивидуумов и групп.

  1. Опыт прикосновения и движения.

     Опыт прикосновения и движения – это основа исследования того, кто есть я, кто есть другие, и как мы танцуем вместе эту жизнь. Чувствование – это не просто состояние пассивной стимуляции, а восприятие – это не просто пассивное получение ощущений; моторные реакции отвечают не только на прямую стимуляцию (обучение – это раскрытие себя к жизненному опыту.). Раскрытие – это моторный акт. Опыт – это взаимодействие между чувственным и моторным восприятием. Когда опыт движения интегрируется в наше обучение, наше самовосприятие и окружающий мир меняются.

     Контактная импровизация – это четкий пример того, как открываются возможности индивидуального восприятия: чувствительность, осознанность, способность отвечать и быть гармоничным с собой и в коммуникации с партнером. В контакте меняется фокус внимания, происходит получение новой информации, открываются новые возможности, происходит раскрытие для того, что происходит здесь и сейчас, и начинается… танец. Партнеры прикасаются и соприкасаются – головой, спиной, ногами. Вы движетесь, и движется среда вокруг вас. В какой-то момент вы фокусируетесь на весе, потом – на пространстве, на прикосновении, на давлении, на вашем движении, на движении вашего партнера, на падении и поддержке…”

     Контактная импровизация – это форма танца, где соприкосновение с другим человеком становится началом совместного исследования в движении. Два или более танцоров общаются друг с другом через точку контакта. Их фокус может быть на ощущении собственного тела, на связи с телом партнера, на потоке движения или на пространстве.

     Контактная импровизация поддерживает творческое сознание, спонтанность и развитие физических способностей. Каждый танец нов и уникален и выражает личную встречу в движении. Классы и Джемы – это игривое и захватывающее пространство для людей с различным опытом танца.

     Уроки  по контактной импровизации нацелены на развитие лучшего понимания базовых навыков слушания, ведения, следования, перекатывания, скольжения, принятия, отдавания, обмена весом с партнером, падения, следования потоку, поддержек… Все это практикуется в рамках специальных упражнений в соло, в парах и в группах под руководством преподавателя.

nsportal.ru

Иду на контакт: танец как мистическое действо

Контактная импровизация, или «контакт», – особый танцевальный стиль, в котором простые, естественные движения в сочетании с эмоциональными переживаниями партнеров превращают обычное двухчасовое занятие в чудесное мистическое действо.

Никаких запретов

Для того чтобы танцевать «контакт» правильно, красиво и с удовольствием, не требуется никаких особых физических данных или специальных навыков. Нет здесь и утомительных тренировок или заученных па.

Танцоры не знают заранее, куда приведет их движение. Перенося вес на разные части тела, подчиняясь инерции, балансируя и отказываясь от намерений и установок, они учатся расслабляться и освобождаются от мышечного напряжения. Здесь уже ничто не препятствует естественному ходу вещей, и самое немыслимое сплетение тел оказывается приемлемым и комфортным.

Перед балом

В самом начале занятия учитель предлагает подготовиться к танцу и выполнить несколько упражнений, больше похожих на веселую игру. Они помогают будущим танцорам почувствовать свое тело, преодолеть страх касания, учат концентрации, а также доверию к себе и партнеру. Это могут быть несложные асаны или отдельные элементы танца. Ученики пробуют скользить по полу и перекатываться, а также ищут другие нетрадиционные способы перемещения тела в пространстве.

Встречная полоса

Парная работа, или «встреча», начинается в тот момент, когда тело и ум уже достаточно расслаблены, могут подчиниться естественному импульсу и начать танец, превращая этот процесс еще в один метод само­познания.

Здесь два человека двигаются вместе, прислушиваясь друг к другу и создавая тем самым спонтанный невербальный диалог. Их внимание полностью сконцентрировано на тончайших кинестетических ощущениях. Танцующие импровизируют, общаясь на языке прикосновений. Они вращаются, взлетают, прыгают друг на друга, используют любые части тела для поддержки партнера – и делают все это легко, непринужденно и бережно.

Важно не пытаться интерпретировать или анализировать то, что происходит в танце, или думать о том, как это выглядит со стороны. Главное отпустить себя, предоставляя чуду возможность случиться.

Продолжение следует

В класс контактной импровизации приходят, чтобы усилить коммуникативные способности, осознать безграничные возможности собственного тела, а также развить гибкость и координацию движений. Танец помогает раскрепоститься «зажатым» людям, а гиперконтактных учит серьезно относиться к своим и чужим границам.

Сначала ученики осваивают простые элементы, постепенно переходя ко все более сложному взаимодействию. Занятия часто называют «джемами». Сюда можно прийти с любым уровнем подготовки, независимо от того, занимались вы раньше танцами или нет. Кроме того, проводятся семинары разной сложности. Они могут быть посвящены какому-то определенному аспекту, например вращению, поддержке или перевернутым положениям. В отличие от «джемов», сюда не стоит приходить, не имея опыта. Новичкам обычно рекомендуют посетить серию уроков под названием «Базовый курс».

Как это было

Идея контактной импровизации принадлежит американскому хо­рео­гра­фу Стиву Пэкстону. В январе 1972 года на конференции Гранд Юнион в Оберлин Колледже он показал работу, где двенадцать танцоров, в течение 10 минут непрерывно двигались, демонстрируя свои находки в импровизационном танце.

В июне того же года Стив собрал пятнадцать профессиональных танцоров, для того чтобы исследовать принципы и возможности коммуникации в движении, которые впоследствии были включены в новый стиль.

«Я не считаю, что открыл что-то принципиально новое, – пишет Стив Пэкстон. – Контактная импровизация включает в себя давно известные способы взаимодействия, такие как объятие, элементы танца и восточных единоборств. Партнеры остаются в физическом контакте, постоянно поддерживая друг друга. Они не стремятся достичь результата. Скорее их цель – слиться с постоянно изменяющейся реальностью и почувствовать движение энергии».

Очень скоро Стив и его друзья обнаружили, что выполнять скольжение, сложные прыжки и под­держ­ки можно, не используя физическую силу. В основе необыкновенно зрелищных акробатических этюдов лежали простые и естественные движения, которые были продиктованы внутренними ощущениями, а не стремлением к красивой форме. Причем заученные и отработанные за годы выступлений танцевальные па только мешали группе Стива полностью отдаться потоку. Они хотели раствориться в настоящем моменте, не теряя при этом осознанности, несмотря на непрерывное изменение внешних условий. Контактная импровизация – нечто большее, чем виртуозное владение телом. Это работа с сознанием, воображением и внутренней энергией.

Один из первых методов, изобретенных Стивом Пэкстоном, – так называемый «Тихий танец», в котором человек полностью расслабляет все мышцы, причем делает это стоя.

«Казалось бы, ничего не происходит. Но то, что внимание «танцора» максимально сконцентрировано, заметно даже со стороны. Он наблюдает, учится видеть себя изнутри и дышать не только ртом или носом, но и каждой клеточкой своего тела».

Испытано на себе

В контактной импровизации легко достигается состояние «прочувствованного удовольствия».

Мы концентрируемся не столько на своих ощущениях или ощущениях партнера, сколько на точке нашего взаимодействия. Именно в этом случае движения становятся естественными и плавными, и мы начинаем двигаться в пространстве, подчиняясь внутреннему импульсу.

Как и в традиционном танце, в контактной импровизации один из партнеров обычно является ведущим. Он становится «путеводной звездой» и увлекает за собой. Но только ответная реакция – толчок, давление, приглашение – делает возможным бессловесный диалог. И танец превращается в поток, перетекая от одного партнера к другому, замирая, получая новый импульс, становится медитацией.

При всей своей спонтанности движения в контактной импровизации обычно обусловлены какой-либо задачей или образом, которые формулирует преподаватель. Это могут быть скольжение, перекатывание, давление.

На «контакте» люди мгновенно оказываются в особом микроклимате. Это атмосфера открытости и искренности, которая не всегда доступна нам в обычной жизни. Здесь мы вновь обретаем гармонию и открываем миру свое сердце.

Как правило, те, кто приходит на «контакт», уже имеют опыт работы с телом. Например, занимаются йогой, цигун или танцами. Здесь они наслаждаются свободой и простотой общения, безопасностью и безграничностью пространства, стремятся вновь почувствовать себя детьми, радуясь ощущению полета и парения.

Кстати, на занятия часто приходят семьями. Для детей «контакт» прост и ясен. А их родители могут сказать друг другу то, на что в обычной жизни обычно не хватает времени. Учась импровизации, люди делают свою жизнь ярче и богаче, открывают в себе и в других целые пласты ранее невидимого.

Занятие завершается релаксацией на подушках и чайной церемонией. Это минуты отдыха и общения, уже вербального. При желании можно рассказать о своем опыте, поделиться радостью, спросить совета.

Сюда хочется приходить снова и снова – за новым танцем, открытиями, впечатлениями, за новым «я», творчеством и общением с яркими и близкими людьми…

Фото: Альфия Рахманова

yogajournal.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *