Фонематические нарушения речи это: Фонетико – фонематическое недоразвитие речи

Содержание

Логопедические занятия при фонетико-фонематическое недоразвитии речи ФФНР в Москве

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – термин, означающий сложности формирования произносительной системы языка, вследствие нарушения восприятия звуков речи.

Логопедический диагноз «ФФНР» может быть установлен детям с различными по структуре логопедическими трудностями и диагнозами, например, детям с ринолалией, дислалией, дизартрией, алалией. Само по себе понятие «фонетико-фонематическое нарушение» не объясняет причин речевого нарушения и требует дополнений. Изначально оно было разработано для комплектации логопедических групп в детских садах и коррекционных логопедических заведениях, чтобы отделить детей с ФФНР от детей с ОНР (общее недоразвитие речи) и детей с заиканием (логоневроз).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет особую опасность в виде высокой вероятности дальнейших сложностей обучения, которые проявляются в школьном возрасте. ФФНР в дошкольном возрасте является основной причиной возникновения дисграфии и дислексии.

Дети с несформированной фонетико-фонематичекой функцией путают буквы на письме и при чтении, не могут дифференцировать звуки на слух, упрощают слоговую структуру слов, искажают звуки (ротацизмы, каппацизмы, сигматизмы, ламбдацизмы), испытывают трудности с соотнесением букв со звуками.

Диагностика недоразвития речи

Для построения более продуктивной работы с ребенком с ФФНР требуется уточнение диагноза, понимание причин возникновения фонетико-фонематического недоразвития и составление индивидуального маршрута развивающего обучения. Особое внимание необходимо уделить причинам, вызвавшим ФФНР: в ряде случаев, это неврологическое нарушение (при сопутствующей дизартрии), анатомический дефект (при ринолалии), особенности слухо-речевого внимания, несформированность мнестической деятельности.

Ранняя диагностика структуры ФФНР и как можно более раннее начало логопедической работы с детьми, имеющими подобные трудности, дает возможность избежать больших проблем в будущем, требующих гораздо большего количества сил и средств.

Часто у детей с ФФНР отмечаются задержки формирования и других психических функций, задержку психического развития (ЗПР). Таким образом, при разработке индивидуального маршрута обучения, требуется разностороннее мультидисциплинарное обследование специалистами смежных областей: речевым неврологом и логопедом.

Диагностикой состояния речевой функции у детей с ФФНР занимается логопед. Диагностикой состояния высших психических функций – дефектолог или нейропсихолог.

Лечение

Для определения схемы лечения необходимы консультации речевого невролога и логопеда. В ряде случае невролог рекомендует сделать исследование — слуховые вызванные потенциалы, чтобы исключить нарушения физического слуха.

Коррекционнаяая работа логопеда включает в себя артикуляционную гимнастику, упражнения на звуко-буквенный анализ, логоритмические упражнения. Коррекционной работой с детьми с ФФНР занимается, преимущественно, логопед, однако часты случаи, когда для оптимизации процесса обучения и формирования отстающих в развитии психических функций необходима также нейропсихологическая коррекция.

В случае грубого нарушения фонематического слуха мы рекомендуем пациентам Программу по коррекции речевых нарушений, включающую европейский стандарт реабилитации — транскраниальную магнитную стимуляцию. 

Школа 3 г.Нарьян-Мар — Школа 3 г.Нарьян-Мар

Учиться увлеченно – это здорово!

 

            С 12 по 16 марта в школе прошла предметная неделя в начальных классах «Хочу всё знать!» Всю неделю в начальной школе все дети были заняты делом: учились, творили, играли, соревновались, обсуждали, переживали. Каждый ребенок являлся активным участником всех событий недели.

 

Каждый день недели был посвящен одному из школьных предметов. Выявлялись  лучшие ученики   по отдельным учебным дисциплинам.

В первый день на втором этаже школы был оформлен стенд «Предметная неделя в начальных классах», где размещалось название каждого дня и те мероприятия, которые проводились в течение дня. Также на стенде размещалась информация о победителях каждого конкурса по классам.

Первый день, День русского языка, прошёл под девизом «Думай, проверяй, пиши!». В этот день учителя провели в классах внеклассные мероприятия по русскому языку. Учащиеся 3 «б» класса с азартом отгадывали загадки, шарады, ребусы, находили ошибки в тексте, работали с фразеологизмами  на занятии «В мире русского языка». Победителем стал Канев Константин, призёрами – Банин Павел и Габрилёва Виктория. Команды учащихся 3 «а» класса бились за победу в КВНе «Ты наш друг, родной язык!». Победила команда «Грамотеи». Проверили свои знания по русскому языку учащиеся 4 «а» класса, соревнуясь в игре «Слабое звено». Игра прошла очень эмоционально, каждый из детей хотел одержать  победу!! В результате упорной борьбы лучшим знатоком русского языка стала 

Шутова Татьяна!  В 4 «б» классе ребята написали каллиграфический диктант.

Учитель – логопед  Кечко М. Ю. подготовила и провела во всех классах  викторину «Знаешь ли ты русский язык?». Так же среди учащихся был проведён конкурс «Лучший каллиграф».  

Второй день, День математики,  прошёл под девизом «Считай, смекай, отгадывай!».

В этот день учителя подготовили для учащихся математические газеты. Дети с удовольствием  решали логические задачки, математические ребусы, шарады, соревновались в быстром счёте. Во 2 «б» классе в конкурсе «Призадумайся» победу одержал

Солопов Пётр, решивший больше всех заданий на смекалку.

В первых классах прошли конкурсы «Лучший счётчик» и «Оживи цифру». Цифры у первоклассников превращались в лебедей, принцесс, снеговиков.  А лучшими счётчиками стали ученица 1 «а» класса Коткина Полина и ученик 1 «б» класса  Кириллов Игорь. В конкурсе «Лучшая тетрадь по математике» выявлены победители и призёры в каждом классе.

«Читай, думай, рассказывай!» —

девиз третьего дня, Дня читателя. Хозяйками этого дня стали библиотекарь школы Рочева Г.Г. и педагог – организатор Мустафаева Т. А.

Для учащихся 1-х классов была проведена викторина «Весёлый день с Сергеем Михалковым». Первоклассники путешествовали по станциям под весёлую песенку «Мы едем, едем, едем…». Оформлена выставка рисунков по произведениям С. Михалкова.

Учащиеся  2-3 классов читали рассказы М.М. Пришвина на мероприятии «Лесной писатель», угадывали голоса птиц, разгадывали кроссворд. Победителями стали Ляпунов Иван и Хозяинов Михаил,

учащиеся 3 «б» класса.

Учащиеся 4 — х классов на литературном часе «Читаем сказки Горького» отвечали на вопросы викторины, по результатам которой определились победители: Шицова Милолина, ученица 4 «а» класса, Сухопаров Артём, Боброва Елизавета и Миклин Александр, учащиеся 4 «б» класса.

Четвёртый день, День краеведения,  прошёл под девизом «Хочу всё знать!». Это день развития  любознательности и познавательного интереса к окружающему нас миру. Все учащиеся написали олимпиаду «Знатоки природы», в каждом классе определены победители и призёры.

            Учащиеся 3 «а» класса посетили мероприятие «Погостите в тёплом чуме». Хозяйка чума рассказала ребятам, что такое  «дом» оленевода, как его строить и почему важно, чтобы чум был мобильным сооружением. Учащиеся  охотно слушали рассказ о традиционной ненецкой одежде и детских игрушках в тундре, угощались вкусным чаем.

Пятый день посвящён Дню искусства, девизом которого были слова «Мастери, рисуй, твори!».

2018 год в НАО объявлен Годом оленеводства. Учащимся предлагалось поучаствовать в конкурсе поделок и рисунков, сочинений и стихов «Родина…Родина… Тропы оленьи».

В течение всей недели пополнялась выставка рисунков, поделок, стихов и сочинений, которая была оформлена на 2 этаже школы. Она явилась логическим завершением предметной недели.

Неделя начальных классов прошла успешно.  Все проведённые мероприятия были хорошо подготовлены и с интересом восприняты детьми. Победители и призёры всех конкурсов получили свои заслуженные грамоты. Огромное спасибо всем педагогам и учащимся начальной школы!

Руководитель МО начальных классов Безумова О. Б.

РЕЧЕВОЙ СЛУХ | Научно-практический центр детской психоневрологии

10.02.2020

РЕЧЕВОЙ СЛУХ

Речь – это очень сложный процесс, в котором можно выделить два взаимодействующих механизма: внутренний и внешний.

Внешняя речь – это собственная речь ребенка. Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат и, если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

Внутренняя речь – это понимание речи. Оно формируется благодаря речевому слуху.

Речевой слух (фонематический слух) — это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.

Речевой слух у ребенка начинает формироваться с первого месяца жизни, когда он слышит голос мамы и перестает плакать. В дальнейшем ребенок поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. С появлением лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию взрослого, пытается подражать. При этом многократное повторение слогов закрепляет навык артикуляции услышанных речевых звуков.

Речевой слух является базой для дальнейшего развития звукопроизношения и осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Он соотносит и сопоставляет слышимые звуки с их эталонами. Благодаря этой способности, ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, дифференцировать согласные звуки по твердость-мягкости, глухости-звонкости и т.д.

Благодаря фонематическому слуху человек способен:

  • слышать данный звук в слове
  • различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности
  • различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Нарушение речевого (фонематического) слуха ведет к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Слова с этими звуками не понятны ребенку, он путает их значение, различные предлоги и безударные окончания ребенок не слышит, страдает понимание обращенной речи.

Фонематический слух, являясь врожденной способностью у людей, становится базой для формирования фонематического восприятия: анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие это умственное действие, по выделению и различению фонем (звуков), по определению звукового состава слова. Этому ребенка надо целенаправленно обучать: определение позиции звука в слове (первый, последний, средний), последовательности звуков (какой за каким звуком стоит), количество звуков в слове и т.д. При сохранном речевом слухе обучение фонематическому анализу и синтезу проходит без особых проблем, что способствует дальнейшему обучению письму и чтению.

Важность речевого слуха в развитии речи ребенка трудно переоценить. Речевой слух является основой для таких умений ребенка, как:

  • Дифференциация схожих по звучанию фонем (фонематический анализ и синтез)
  • Дифференциация одинаковых звукокомплексов, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса
  • Нормативное звукопроизношение
  • Управление фонацией (темп речи, громкость, высота голоса, интонация)
  • Развитие и овладение лексико-грамматическим строем речи
  • Нормативное освоение письма и чтения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Данный диагноз ставится логопедом в том случае, когда выявляет разные по структуре трудности логопедического характера. Он может поставить ребенку разные диагнозы: алалия, ринолалия или дизартрия и дислалия. Их ставят потому что сам диагноз Фонетико-фонематическое нарушение ничего собой не представляет: он не показывает причину несформированности речи, поэтому его конкретизируют. Вообще название ФФНР придумано в детском саду, и употреблялось для логопедических групп. Позже логопеды вязли этот термин в свои заведения для того, чтобы отличать детей с ОНР от ФФНР. Дети с ОНР — заикающиеся и имеющие полную недоразвитость речи.

Болезнь ФФНР опасна для детей так как имеется огромная вероятность того, что они будут иметь трудности в обучении в школьном возрасте. Дошкольники с таким диагнозом имеют трудности с чтением и письмом. Они могут путать буквы, не различают звуки, сокращают слова, искажая их.

Диагностика

Диагностика ребенка с ФФНР необходима для уточнения диагноза, что позволяет проводить поиск более эффективных методов лечения. Выявив причину можно понять какого рода нарушение у ребенка. Это может быть анатомическое, неврологическое нарушение, особенность слухового или речевого внимания.

Ранняя диагностика позволяет логопедам своевременно начать коррекцию речи, что в будущем даст возможность избежать ребенку проблем с учебой.

У ребят с ФФНР часто возникает ЗПР. Именно поэтому требуется мультидисциплинарное обследование. Это значит, что понадобится помощь не только логопеда, но и невролога, дефектолога и даже нейропсихолога.

Лечение

Для лечения ФФНР необходимо проконсультироваться у речевого невролога и конечно же у логопеда. Невролог может посоветовать произвести исследование слухового аппарата, ведь возможно ребенок просто плохо слышит и поэтому происходит задержка в речи.

Логопед разрабатывает артикуляционную гимнастику и множество упражнений, например, на звукобуквенный анализ.

В том случае, когда диагноз ФФНР запущен врачи могут рекомендовать лечение в Европе, по тем стандартам. Так как реабилитация ТМС очень эффективна.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Библиографическое описание:

Павлова, И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / И. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2266/ (дата обращения: 08.03.2021).

Современный этап развития логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией, в том числе и дизартрией, увеличивается.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Успешное обучение и воспитание детей этой категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков.

При дизартрии ведущим нарушением в структуре речевого дефекта является нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата. В отечественной логопедии нарушения моторики речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы.

Поэтому актуальность данной проблемы становится глобальной.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.

Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у де­тей с различными речевыми расстройствами из-за дефек­тов восприятия и произношения фонем.

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамма­тических и фонематических представлений. При специ­альной коррекционной работе по развитию фонематиче­ского слуха дети намного лучше воспринимают и разли­чают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разде­ления на составные элементы (фонемы) разных звуко­комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой ана­лиз».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процес­сов формирования артикулирования и восприятия зву­ков, отличающихся акустико-артикуляционными призна­ками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недо­развития фонематического восприятия может быть раз­лична. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие на­рушено первично. Предпосылки к овладению звуко­вым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие на­рушено вторично.

Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов орга­нов речи. Нарушено нормальное слухопроизноситель­ное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

  • невозможность определить наличие и последова­тельность звуков в слове.

Состояние звукопроизношения этих детей ха­рактеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены зву­ков. Сложные по артикуляции звуки заменяются про­стыми по артикуляции. Отсутствие звука или за­мена его другим по артикуляционному признаку соз­даёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежа­щих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество не­правильно употребляемых в речи звуков может дос­тигать большого числа – до 16–20. Чаще всего ока­зываются несформированными свистящие и шипящие; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков.

  2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук.

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

  1. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произно­сит правильно, но в речи они отсутствуют или заме­няются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонети­ческой группы заменяются, звуки другой — искажа­ются. Такие нарушения называются фонетико-фоне­матическими.

  2. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не разли­чать большее число звуков из разных групп. Относи­тельное благополучие звукопроизношения может мас­кировать глубокое недоразвитие фонематических про­цессов.

Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуля­ционной моторики или её нарушения. Это фонетиче­ское нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Знание форм нарушения звукопроизношения помо­гает определить методику работы с детьми. При фоне­тических нарушениях большое внимание уделяют раз­витию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных зву­ков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, форми­рование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает обязательное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Коррекционное обучение также предусматривает ов­ладение ребёнком на данном возрастном этапе опреде­лённым кругом знаний об окружающем и соответствую­щим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осущест­вляя коррекционное обучение совместно, должны учи­тывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.

В коррекционном обучении можно выделить три раз­дела:

I. – артикуляторный (подготовитель­ный) — предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков. Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определённой последовательности включает во фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки.

II. – дифференцированный, в котором выделяются два этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми арти­куляционно или акустически близкими звуками. Боль­шое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звукосло­гового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации.

III. – формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

  1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.

  2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

  3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

  4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

  5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

  6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

  7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

  8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

  9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].

  10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

  11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

  12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.

  13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

  14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов.

Непосредственная логопедическая работа имеет свои разделы:

1. Система приёмов по общему расслаблению включает в себя различные виды массажа на определённые группы мышц, приёмы по расслабление кистей рук, развитие тактильной чувствительности, затем переходят к развитию тонких дифференциальных движений пальцев рук.

2. Система приёмов по коррекции общей и речевой моторики. Для развития общей моторики детей включают в логопедическую группу и группу лечебной физкультуры, ЛФК планируется от степени и структуры дефекта. Рекомендуются все спортивные занятия: шведская стенка, лыжи, велосипед, коньки, и особенно хорошо плавание. Логопеды используют такие виды упражнений, в которых движения сочетаются со словом. Для развития артикуляционного праксиса планируется артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

3. Система приёмов по формированию фонем.

4. Система приёмов по формированию и тренировке голосообразования, дыхания и нормализации просодики речи. У детей со стертой формой дизартрии снижена ЖЗЛ и нарушена центральная регуляция дыхания, поэтому проводится комплекс упражнений направленный на развитие диафрагмального дыхания.

5. Система упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия. В работе по формированию фонематического восприятия можно

выделить следующие этапы:

– узнавание неречевых звуков;

– различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

– различение слов, близких по своему звуковому составу;

– дифференциация слогов;

– дифференциация фонем;

– развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1968.

  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./ Сборник методических рекомендаций. Санкт- Петербург, Детство-ПРЕСС, 2000.

  3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения.// Дефектология, 1986, №2.

  4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.

  5. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структуры и формы первичных нарушений речевого развития.

  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.

  7. Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией.// Дефектология, 1980, №8.

  8. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляции. М.: Педагогика, 1969.

Нарушение звукопроизношения: дислалия и ФФНР | Детский коррекционный центр

Дислалия — является нарушение речи, ярко выражена произносительная функция речи. Ребенку либо трудно, либо он вообще не может произнести сложные звуки. Многие слышали, как дети шепелявят и картавят в речи, так вот, это именно связанно с произношением букв Ш, Щ, С, З, Р, Л.

Шипящие и свистящие звуки, должны вставь до 5 лет, это является нормой. В свою очередь сонорные должны быть в норме к 6 годам. В этот промежуток времени выставление коррекция звуков при дислалии, происходит наиболее быстрее и легче усваивается ребенком. Постановку звука, можно произвести за 2-3 занятия и поставить на автоматизацию за 21 день, при условии выполнения интенсивной и ежедневной практике произношения звуков в домашних условиях.

При дислалии могут возникнуть осложнения, так как у ребенка может быть короткая уздечка. В не которых случаешь врачи рекомендуют подрезание уздечки, при использовании наших занятий, в большинстве случаев короткая уздечка может быть растянута. Для этого не обходимо использовать ряд артикуляционных упражнений, а также логопедический массаж.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР.

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Значит у вашего ребенка, нарушение которое состоит из проблем с восприятием, и произношением звуков в речи. В вашем случае все, кроме выше перечисленного в норме, это говорит о том, что грамматический строй в порядке, слух у ребенка в норме и нет проблем с интеллектом.

Фонетико-фонематическое нарушение — это нарушение речи, при котором сталкивались мы сами и наши родители. Это нарушение, которое не дает нормально произносить трудные согласные буквы. Ребенку очень сложно почувствовать разницу в звучании букв. В случае со словами: Крыса и Крыша, для ребенка будут одинаково звучать.

при таком случае ФФНР, с лёгкостью проходит коррекцию, так как отсутствуют системные нарушения и не осложнен органически. Не пытайтесь учить ребенка самостоятельно, мы рекомендуем, что бы этим занимался профессионал.

При особо сложных случаях, когда дети с ярко выраженным фонетико-фонематическим недоразвитием при котором они с трудом могут различить в словах те или иные звуки. Это очень осложняет обучение как садике, так и в школе, и может привести к неуспеваемости.

Настоятельно рекомендуем, что бы не усугубить ситуацию:

  • Занятия два раза в неделю с логопедом (это позволит вашему ребенку, получить стабильную динамику для понимания звуков в речи).
  • Коррекция с использованием логопедического комплекса БОС. Комплекс способен контролировать дыхание и звукопроизношение, компьютеризированный комплекс способен, обеспечить быстрое понимание и различие звуков.

Нарушения речи у детей. Как помочь ребенку?

В настоящее время рекомендуется проходить медицинские осмотры ребенку каждый раз, когда начинается новый этап в жизни подрастающего человека. Будь то садик или школа, требуются заключения врачей. И вроде бы все прекрасно, как вдруг всплывает диагноз типа ЗРР или ОНР. Три буквы и столько переживаний для мамы. В данной статье, попробуем в этом разобраться.

 ЗРР или Задержка речевого развития

Понятие задержка речевого развития включает все формы и разновидности речевых нарушений как функционального, так и органического происхождения. Причиной задержки речевого развития могут быть органические поражения коры головного мозга или задержка ее созревания. Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи у детей, в грубых нарушениях фонематического строя речи ребенка, в бедности и крайней ограниченности словарного запаса, в затруднениях в овладении грамматикой.

Речь таких детей относительно сформирована, но, в отличие от речи обычно развивающихся детей, она характеризуется нарушением звукопроизношения, неправильным подбором слов, нарушением связи слов (согласование, управление).

Несмотря на то, что определение довольно страшно звучит, но в какой бы степени это нарушение ни проявлялось, ЗРР носит временный характер. Хорошая новость состоит в том, что с этой проблемой можно справиться, благодаря дополнительной работе по специальной методике.

Если с ребенком с диагнозом ЗРР не заниматься в дошкольном возрасте, то при обследовании в школу или логопедом в школе будет поставлен диагноз ОНР.

 ОНР или Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речиэто различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Р.Е. Левина — советский педагог, психолог, основоположник отечественной логопедии, свела все многообразие недоразвитий речи к трем уровням речевого развития. В них отражается типичное состояние всех компонентов языка у детей с ОНР.

Первый уровень – это так называемые «безречевые дети». Это дети, которые используют только лепетные слова и звукоподражание, жесты и мимику. Например, «би-би» может означать весь транспорт, а звук похожий на рычание животного – всех животных способных рычать.

Второй уровень – к лепетным словам добавляются искаженные аналоги слов, нарушение слоговой структуры слов. Например, «яблоко» может быть «бака», «лябака». Здесь наблюдается фразовая речь. Ответы на вопросы по картинкам, но понимание обращенной к ребенку речи, остается не полным.

Третий уровень – уже развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное знание и употребление многих слов, дети вступают в разговор только в присутствии знакомых людей.

Чтобы справиться с общим недоразвитием речи необходима работа с логопедом по следующим направлениям:

— При работе с детьми с первым уровнем речевого развития обращаем внимание на развитие понимания речи, развиваем активную подражательную способность (необходимо произносить любые сочетания звуков), помним о необходимости развития внимания и памяти;

— С детьми на втором уровне развития необходимо работать над умением отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Необходимо вывести ребенка на диалог, процессе которого закрепляются все формы речи, которые понятны и просты для детей, всевозможные и необходимые словосочетания. Составляем с детьми предложения по вопросам, а потом объединяем эти предложения в короткие рассказы. Заучиваем то, что получилось и просто стихотворения.

— С детьми на третьем уровне развиваем и продолжаем совершенствовать связную речь, стараемся на практике усвоить лексические и грамматические средства языка, необходимо продолжать работу над правильным звукопроизношением. Так же можно начинать осваивать элементами грамоты. Готовимся к школе.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитиеэто нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

В данном случае у ребёнка в норме слух и интеллект. В пять лет у него хорошо развита фразовая речь, он интересно рассказывает об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки. При диагностике он не различает на слух некоторые из них и не может повторить последовательность звуков в слове.

Если ребенок с таким диагнозом вовремя не пройдет курс обучения с логопедом, то в школе его ожидают проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма), а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.

 Очень похожее на ФФНР, но имеет всего три буквы в названии – это ФНР или Фонетическое недоразвитие речи.

             Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается (моторное нарушение речи).

Данное нарушение довольно легко устраняется специальными артикуляционными упражнениями, которые помогают не только поставить отсутствующий в речи звук, но и улучшить дикцию в целом.

Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха, ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно (сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

Данное нарушение, может привести к трудностям в школе — обучении письму, написанию диктантов и чтению. Поэтому необходимо вовремя провести работу с этим нарушением.

Говорите со своими детьми и слушайте их ответы. Обращайте внимание на ошибки и вовремя обращайтесь к специалистам. Тогда результаты не заставят вас ждать. Любите своих детей. Удачи.

 Для записи к специалисту на консультацию и занятия звоните

Проблемы с речью — артикуляционные и фонологические нарушения

Артикуляция и фонология ( fon-ol-oji ) относятся к способу воспроизведения звука. У ребенка с нарушением артикуляции возникают проблемы с правильным формированием звуков речи. Ребенок с фонологическим нарушением может правильно издавать звуки, но может использовать их не в том месте.

Когда маленькие дети растут, они воспроизводят звуки речи в предсказуемом порядке. Маленькие дети могут делать речевые ошибки по мере развития своего языка — это нормально; однако детей с артикуляционным или фонологическим расстройством будет трудно понять, когда другие дети их возраст уже говорят четко.

Квалифицированный логопед должен осмотреть вашего ребенка, если есть какие-либо опасения по поводу качества издаваемых им звуков, манеры речи или их способности быть понятым.

Признаки и симптомы артикуляционных и фонологических нарушений

Расстройства артикуляции

Артикуляция означает создание звуков. Производство звуков включает скоординированные движения губ, языка, зубов, неба (верхняя часть рта) и дыхательной системы (легкие).Также для речи используется много разных нервов и мышц.

Если у вашего ребенка нарушение артикуляции, они:

  • имеют проблемы с изданием звуков и правильным формированием определенных звуков речи (например, они могут шепелявить, так что s звучит как th )
  • могут не воспроизводить определенный звук (например, они не могут воспроизводить звук r и произносить «ваббит» вместо «кролик»).

Фонологические нарушения

Фонология относится к образцу, в котором звуки соединяются в слова.

Если у вашего ребенка фонологическое нарушение, они:

  • могут произносить звуки правильно, но они могут использовать его в неправильной позиции в слове или в неправильном слове, например ребенок может использовать звук d вместо звука g , и поэтому они говорят «лань» вместо «иди»
  • ошибается с определенными звуками в словах, например они могут сказать k в «воздушный змей», но с определенными словами опускают его, например «соврать» вместо «нравится».

Фонологические расстройства и расстройства фонематической осведомленности (понимание звуков и звуковых правил в словах) были связаны с постоянными проблемами с языком и грамотностью. Поэтому важно убедиться, что ваш ребенок получает наиболее подходящее лечение.

Детям с фонологическими нарушениями может быть намного труднее понять, чем детям с чисто артикуляционными нарушениями. У детей с фонологическими нарушениями часто возникают проблемы со многими звуками, а не только с одним.

Когда обращаться к врачу

Если вы (или кто-либо другой, кто регулярно контактирует с вашим ребенком, например, его учитель) испытываете какие-либо сомнения по поводу речи вашего ребенка, попросите вашего терапевта или педиатра организовать оценку с логопедом. Вы также можете записаться на прием к логопеду напрямую; однако сборы могут быть выше.

Лечение

Квалифицированный логопед должен осмотреть вашего ребенка, если есть какие-либо опасения по поводу его речи.Логопед может определить причину и спланировать лечение вместе с вашим ребенком и семьей. Лечение может включать регулярные посещения и упражнения, которые вы должны делать со своим ребенком в дома.

При соответствующей логопедии у многих детей с артикуляционными или фонологическими расстройствами будет значительно улучшена речь.

Травмы головного мозга

Артикуляционные или фонологические трудности, как правило, не являются прямым результатом черепно-мозговой травмы. Дети с приобретенной черепно-мозговой травмой могут иметь различные трудности с речью.Обычно они вызваны диспраксией или дизартрией. Некоторые дети с приобретенными черепно-мозговыми травмами также могут иметь трудности с грамотностью и языком. Смотрите наши информационные бюллетени Дизартрия и Диспраксия.

Ключевые моменты, которые следует запомнить

  • Артикуляция и фонология относятся к созданию звуков речи.
  • Дети с фонологическими нарушениями или нарушениями фонематической осведомленности могут иметь постоянные проблемы с языком и грамотностью.
  • Если есть какие-либо опасения по поводу речи вашего ребенка, попросите своего терапевта организовать оценку у квалифицированного дефектолога.
  • При соответствующей логопедии у многих детей с артикуляционными или фонологическими нарушениями значительно улучшится речь.

Для получения дополнительной информации

Общие вопросы, которые задают нашим врачам

Может ли мой ребенок со временем наверстать упущенное и вырастет из артикуляционное / фонологическое расстройство?

Некоторые нарушения речи могут сохраняться в подростковом возрасте и во взрослой жизни.Когда человек старше, исправить эти проблемы намного сложнее. Большинству детей с диагностированным артикуляционным / фонологическим расстройством потребуется логопед.

Что вызывает артикуляционные и фонологические нарушения?

У большинства детей причина артикуляционных и фонологических нарушений неизвестна. В некоторых случаях расстройство может быть вызвано структурной проблемой или имитацией поведения и созданием вредных привычек. Независимо от причины, логопед вашего ребенка сможет помочь с рекомендованным лечением.

Разработано Службой детской реабилитации и патологии речи Королевской детской больницы. Адаптировано с разрешения из информационного бюллетеня Службы травм головного мозга Детской больницы Вестмид. Мы признательны потребителям и опекунам RCH.

Отзыв написан в июле 2018 г.

Kids Health Info поддерживается Фондом Королевской детской больницы. Чтобы сделать пожертвование, посетите www.rchfoundation.org.au.

Разница в апраксии и фонологическом расстройстве

Диагностика речевых расстройств у детей может быть невероятно сложной.Одна из причин этого заключается в том, что дети развиваются неравномерно, а речевое развитие одних детей может отставать от других. Им может просто понадобиться время вместо терапевта.

Другая причина в том, что существует множество различных типов речевых нарушений. Каждый требует разных методов исправления.

Недавнее исследование 2015 года показало, что примерно у 1 из 12 детей есть расстройства, связанные с голосом, речью, языком или глотанием. Расстройства среди этих детей различаются. Двумя наиболее серьезными расстройствами являются CAS, или детская апраксия речи, и фонологические расстройства.

Чтобы получить правильную помощь для вашего ребенка, вам нужно определить, какое у него расстройство. Ниже мы разберем оба типа расстройств и объясним их различия.

Что такое детская апраксия речи?

Апраксия речи в детстве — полностью неврологическое заболевание. Это мешает вашему ребенку делать точные движения ртом или горлом во время разговора.

При детской апраксии речи мозг вашего ребенка изо всех сил пытается составить план речи, когда он хочет поговорить.Речевые мышцы вашего ребенка не обязательно слабые. Они просто не могут правильно взаимодействовать, потому что мозг не может координировать движения.

Это не значит, что ваш ребенок не может говорить. Им просто нужно приложить согласованные усилия, чтобы сообщить своему мозгу, как организовать движения рта, челюсти и языка для воспроизведения точных звуков. С логопедом этот процесс может стать проще.

Симптомы детской апраксии речи

Симптомы CAS могут быть разными, и их трудно обнаружить.CAS часто может быть связан с отсроченным началом первых слов или способностью произносить только несколько согласных или гласных звуков. Эти симптомы отмечаются в возрасте от 18 месяцев до двух лет.

Другие симптомы включают характеристики речи, обычно называемые маркерами, которые сопровождают CAS. Эти маркеры включают:

  • Проблемы с переходом от одного звука или слога к другому
  • Неправильное произношение гласных
  • Размещение паузы или пробела между слогами
  • Ударение одинакового ударения на слоги слов
  • Несогласованность ошибок; нравится делать разные ошибки при многократном произнесении одного и того же слова
  • Ненормальное движение рта или челюсти при попытке говорить

Причины детской апраксии речи

Существует множество возможных причин CAS, но во многих случаях причину определить невозможно.

Поскольку это неврологическое заболевание, КАС может возникнуть в результате черепно-мозговых травм, таких как инсульты, инфекции и сотрясения мозга.

CAS также широко считается генетически унаследованным. Это чаще встречается у детей, которые также страдают галактоземией — заболеванием, которое не позволяет детям должным образом усваивать сахар-галактозу.

Что такое фонологическое расстройство?

Фонологическое расстройство — это расстройство, при котором ребенок не может усвоить речевые правила данного языка, а также звуки, которые определяют слова.

Проще говоря, ваш ребенок может быть не в состоянии распознать набор звуков, сопровождающих определенные буквы или комбинации букв, которые другие дети обычно могут интуитивно понять.

Например, ваш ребенок может правильно произносить звук «s» в слове «bus», но произносить звук «s» в слове «sock» как «шок» или наоборот.

Этот тип расстройства часто шире, чем что-то вроде КАС. Часто это требует более интенсивного обучения логопеда.

Симптомы фонологических нарушений

Фонологическое нарушение бывает особенно сложно обнаружить.Это потому, что дети должны говорить неправильно слова. Например, ваш ребенок может произносить букву «р» в конце слова «машина» — это совершенно нормально.

Но если ваш ребенок продолжает делать эти ошибки в более позднем возрасте, у него может быть это расстройство.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть эти проблемы с речью, вам следует проконсультироваться с логопедом (SLP). Если не лечить, это может привести к проблемам с чтением, правописанием и другим проблемам в дальнейшей жизни.

Причины фонологических нарушений

Как и в случае с CAS, причины этих расстройств в значительной степени неизвестны или их трудно точно определить.Но фонологические нарушения связаны с другими нарушениями развития, такими как аутизм и генетическими нарушениями, такими как синдром Дауна.

Повреждение мозга в результате сотрясения мозга или инфекций, а также потеря слуха также могут способствовать возникновению этих нарушений.

Различия между CAS и фонологическими расстройствами

Как CAS, так и фонологические расстройства подпадают под более широкое понятие, известное как расстройства речи и звука. Внутри этой группы есть две меньшие подгруппы. Это нарушения артикуляции и фонематические расстройства.

С нарушением артикуляции ваш ребенок без проблем понимает, какие звуки нужно издавать, когда он смотрит на свои слова, у него просто нет связи между мышцами и мозгом, чтобы эффективно воспроизводить правильные звуки.

Таким образом,

CAS попадает в эту категорию. В логопеде это расстройство лечится, просто тренируя правильные звуки, пока оно не станет второй натурой.

Вторая категория, фонематические расстройства, может использоваться взаимозаменяемо с фонологическими расстройствами.Это синонимы, которые указывают на то, что ваш ребенок плохо понимает звуковую систему данного языка.

С вашим фонологическим или фонематическим расстройством ваш ребенок без труда издает разнообразные звуки. Они просто еще не могут понять, когда и какой звук.

У некоторых детей разрыв между словом и звуком возникает из-за того, что ваш ребенок не может слышать различия между фонемами или слогами в его собственной речи. Это известно как «феномен fis», когда ваш ребенок может слышать, как кто-то правильно произносит «рыба», но вместо этого произносит «fis», будучи не в состоянии распознать ошибку.

Итог

Проще говоря, CAS — это тип нарушения артикуляции, из-за которого ваш ребенок неправильно произносит слова из-за плохой двигательной функции. С другой стороны, фонематические расстройства — это целая ветвь речевых расстройств, связанных с неспособностью вашего ребенка понимать, где и когда издавать определенные звуки, когда он говорит на языке.

Если вы считаете, что у вашего ребенка какое-либо расстройство и ему необходимо обратиться к патологу речи, подумайте о том, чтобы назначить вводный звонок, чтобы узнать, подходит ли наша виртуальная программа для вашего ребенка.

Фонологическое расстройство | UF Health, University of Florida Health

Определение

Фонологическое расстройство — это тип нарушения звука речи. Нарушения звука речи — это неспособность правильно формировать звуки слов. Нарушения речевого звука также включают нарушение артикуляции, нарушение речи и нарушения голоса.

Дети с фонологическим расстройством не используют некоторые или все звуки речи для формирования слов, как ожидается от ребенка их возраста.

Альтернативные имена

Фонологическое расстройство развития; Нарушение звука речи; Нарушение речи — фонологическое

Причины

Это расстройство чаще встречается у мальчиков.

Причина фонологических нарушений у детей часто неизвестна. У близких родственников могли быть проблемы с речью и языком.

Симптомы

У ребенка, развивающего нормальную речь:

  • К 3 годам по крайней мере половина того, что ребенок говорит, должна быть понята посторонним.
  • Ребенок должен правильно издавать звуки к 4 или 5 годам, за исключением нескольких звуков, таких как l , s , r , v , z , ch , sh, и .
  • Более жесткие звуки могут быть не совсем правильными до 7-8 лет.

Маленькие дети делают речевые ошибки по мере развития своего языка — это нормально.

Дети с фонологическим расстройством продолжают использовать неправильные речевые шаблоны после того возраста, в котором они должны были их прекратить.

Неправильные правила речи или шаблоны включают пропуск первого или последнего звука каждого слова или замену одних звуков другими.

Дети могут пропустить звук, даже если они могут произнести тот же звук, когда он встречается в других словах или бессмысленных слогах. Например, ребенок, который отбрасывает последние согласные, может сказать «бу» для «книги» и «пи» для «свиньи», но может без проблем произносить такие слова, как «ключ» или «вперед».

Эти ошибки могут затруднить понимание ребенка другими людьми.Только члены семьи могут понять ребенка с более серьезным фонологическим расстройством речи.

Экзамены и тесты

Специалист по речевой патологии может диагностировать фонологическое нарушение. Они могут попросить ребенка произнести определенные слова, а затем использовать такой тест, как Аризона-4 (Аризонская шкала артикуляции и фонологии, 4-й пересмотр).

Детей следует обследовать, чтобы исключить нарушения, не связанные с фонологическими нарушениями. К ним относятся:

Медицинский работник должен задавать вопросы, например, говорят ли дома на нескольких языках или на определенном диалекте.

Лечение

Легкие формы этого расстройства могут пройти сами по себе примерно к 6 годам.

Логопедия может помочь при более серьезных симптомах или проблемах с речью, которые не проходят. Терапия может помочь ребенку создать звук. Например, терапевт может показать, где разместить язык или как сформировать губы при издании звука.

Перспективы (Прогноз)

Результат зависит от возраста, в котором возникло заболевание, и степени его тяжести. У многих детей будет развиваться почти нормальная речь.

Возможные осложнения

В тяжелых случаях у ребенка могут быть проблемы с пониманием даже членами семьи. В более легких формах ребенку может быть трудно быть понятым людьми вне семьи. В результате могут возникнуть социальные и академические проблемы (неспособность читать или писать).

Когда обращаться к медицинскому работнику

Позвоните своему провайдеру, если вашему ребенку:

  • Все еще трудно понять к 4 годам
  • Все еще не может издавать определенные звуки к 6 годам
  • Исключение, изменение или замена определенных звуков в возрасте 7 лет
  • Имеют проблемы с речью, вызывающие смущение

Ссылки

Келли Д.П., Натале М.Дж.Функция нервного развития и дисфункция у ребенка школьного возраста. В: Kliegman RM, Stanton BF, St. Geme JW, Schor NF, ред. Учебник педиатрии Нельсона . 20-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевьер; 2016: глава 32.

Simms MD. Расстройства языкового развития и общения. В: Kliegman RM, Stanton BF, St. Geme JW, Schor NF, ред. Учебник педиатрии Нельсона. 20-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевьер; 2016: глава 35.

Траунер Д.А., Насс РД. Расстройства развития речи.В: Swaiman KF, Ashwal S, Ferriero DM, et al, eds. Детская неврология Сваймана: принципы и практика. 6-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевьер; 2017: глава 53.

Расстройство артикуляции или фонологическое расстройство? В чем разница?

Разборчивость речи ребенка — одна из наиболее частых причин направления к специалисту по логопеду. К 2 годам речь ребенка должна быть на 50% разборчивой для незнакомого слушателя, к 3 годам — ​​на 75% разборчивой для незнакомого слушателя, а к 4 годам — ​​на 100% разборчивой для незнакомого слушателя.При рассмотрении этих процентов важно помнить, что они основаны на том, насколько понятен ребенок взрослым, которые не общаются с ребенком на постоянной основе (т.е. не родители, братья и сестры, соседи, учителя или кто-либо еще, кто ваш ребенок может регулярно видеть). Знакомые слушатели (особенно родители) будут более нечувствительны к ошибкам в речи ребенка (и иногда даже будут исправлять ошибки молча, когда они слушают, даже не замечая), и у них будет более общий контекст того, о чем ребенок говорит, что повысит общую разборчивость.

Расстройства звука речи можно разделить на фонологические расстройства и расстройства артикуляции . Очень важно правильно диагностировать нарушения звука речи, поскольку лечение фонологических нарушений и нарушений артикуляции различается. Расстройства артикуляции проявляются, когда ребенок испытывает затруднения при воспроизведении определенного звука (или звуков), и устраняются ошибочным обращением к звуку (звукам). Фонологические нарушения являются более сложными, поскольку они представляют собой образцы речи ребенка, используемые для упрощения воспроизведения звуков речи.Большинство детей с неразборчивой речью имеют фонологическое расстройство, так как их речь характеризуется повторяющимися образцами неправильных произведений. Новички и малыши часто используют фонологические процессы по мере развития и расширения своей речи. Некоторые из этих паттернов могут включать замену более жесткого звука более легким (замена), упрощение слогов (структура слогов) и изменение звуков из-за влияния соседнего звука. (ассимиляция).Подобно тому, как некоторые звуковые ошибки речи соответствуют возрасту ребенка с точки зрения развития, некоторые фонологические процессы соответствуют уровню развития. Например, окончательное удаление согласного уместно с точки зрения развития в речи двухлетнего ребенка, но не в речи пятилетнего ребенка.

Хотя не каждый ребенок будет использовать фонологические процессы по мере развития речи, многие дети будут полагаться на эти образцы, пока они не смогут создавать более сложные образцы и сочетания звуков речи.Фонологические процессы становятся проблемой, когда ребенок продолжает использовать этот процесс для упрощения речи после того времени, когда это считается приемлемым с точки зрения развития. Некоторые фонологические процессы считаются нетипичными, поскольку они не являются фонологическими процессами, часто используемыми в развитии речи (например, для малышей обычно отбрасывают последний согласный в словах, хотя для них не принято удалять начальный согласный в словах).

Таблица ниже содержит часто встречающиеся фонологические процессы, хотя этот список не является исчерпывающим.

Фонологический процесс Описание Пример
Фронтальный Замена звука, обычно производимого в задней части полости рта (велярные или небные звуки), на передний звук (альвеолярный звук) tar для машины, tandy для конфеты
Подложка Замена звука, обычно производимого в передней части полости рта (альвеолярные звуки), на задний звук (велярные или небные звуки) «очко» для «собаки»
Окончательное удаление согласного пропуск последней согласной «у.е.» для «чашки»
Кластерный редуктор Упрощение кластера в единый звук «poon» для «ложки»
Слабое удаление слога Удаление слабого слога в слове tefone для телефона
скольжение жидкий звук (/ r / и / l /) заменен на glide (/ w / и «j») «вата» для «лестницы»
Остановка замена фрикативной или аффрикатной со стоп-звуком «тоже» для «башмака»
Редуктор повторение слога «wawa» для «воды»
Prevocalic Voicing Замена глухой согласной на звонкую vone для телефона
Удаление начального согласного удаление начального согласного «ose» вместо «нос»
Эпентез сложение шва (звука «ээ») между двумя согласными «пух-переулок» для «самолета»

Следующие процессы обычно исправляют до достижения 3-летнего возраста:

Редупликация
Окончательное удаление согласного
Удаление слабого слога
Фронтирование
Резервное
Превокальное озвучивание

Следующие процессы обычно сохраняются после возраста 3 лет:

Уменьшение кластеров
Скольжение
Эпентез
Превокальное озвучивание
Остановка
Эпентез

Следующие процессы не считаются типичной частью развития речи:

Удаление начального согласного

Если речь вашего ребенка затруднена для понимания менее знакомыми слушателями и / или вы чувствуете, что у вашего ребенка может быть фонологическое расстройство, обратитесь в службу речевой и профессиональной терапии Северного Техаса по телефону 972-424-0148, чтобы назначить оценку с речевым- языковой патолог.Благодаря вмешательству дети с фонологическими нарушениями обычно добиваются огромного прогресса в достижении своих целей и значительно повышают общую разборчивость речи.

Мы обеспечиваем педиатрическую трудотерапию и логопедию в МакКинни, Плано и Фриско и являемся сетевыми поставщиками большинства основных страховых планов.

Источники

Боуэн, К. (2011). Таблица 2: Фонологические процессы. Получено с сайта www.speech- language-therapy.com/, 31 июля 2016 г.

Хэнкс, Хайди.«Что такое фонологические процессы?» Мамочка Логопедия. www.mommyspeechtherapy.com/?p=2158. По состоянию на 1 августа 2016 г.

«Что такое фонологические процессы?» Super Duper Handy раздаточный материал. www.handyhandouts.com/pdf/66_Phonological.pdf. По состоянию на 1 августа 2016 г.

В чем разница между артикуляционными и фонологическими расстройствами у детей?

12 декабря 2019 Автор: VocoVision

Большинство детей младшего возраста проходят этап развития, когда они совершают фонетические ошибки в речи.Возможно, вы помните, как ваш малыш или трехлетний ребенок заменял один звук другим, например, говорил «плести» вместо «отпуск», или они пропускали согласную и реструктурировали слово, когда две согласные в начале образовывались вместе, например «бу »Для« синего ».

В то время как большинство нарушений артикуляции и фонологии связаны с развитием, то есть с возрастом они перерастают их, а некоторые нарушения артикуляции и фонологии — нет.

Характеристики нарушений суставов

Расстройство артикуляции — это нарушение речи, возникающее на фонетическом уровне.Если у ребенка проблемы с изданием звуков, скорее всего, это нарушение артикуляции. Они могут полностью исключить звуки или заменить один звук другим. Они также могут добавлять или изменять звуки. Ребенку с нарушением артикуляции трудно произносить определенные гласные и согласные.

В основе расстройства артикуляции основное внимание уделяется двигательному акту произнесения гласных и согласных звуков.

Краткий обзор фонологических расстройств

Фонологическое расстройство — это расстройство, которое происходит на фонематическом уровне (в уме).Но чаще называют фонологическое расстройство происходящим на «когнитивном» или «лингвистическом» уровне. Это нарушение звука речи, которое часто может вызывать проблемы с чтением и письмом.

Когнитивно-лингвистический дефицит в школе и фонологические расстройства, как правило, идут рука об руку с более поздними навыками чтения и письма, если их не выявить на ранней стадии.

Ясность терминологии

Самая большая трудность в определении между артикуляцией и фонологическим расстройством в значительной степени зависит от терминологии и различий в их описании.Но если мы вспомним, что артикуляция зависит от двигательного акта или фонетического акта производства звуков, а фонологическое расстройство больше связано с когнитивно-лингвистическими способностями и правилами языка, мы получим ясность в том, на что обращать внимание при оценке ребенок со звуковым расстройством речи.

Расстройства артикуляции и фонологии относятся к расстройствам звуковой речи в самом общем смысле. Если вам интересно, возможно ли, чтобы у ребенка были оба расстройства одновременно, ответ — утвердительный ответ!

Когда терапия рекомендована, современные исследователи и патологи речи соглашаются, что терапию следует начинать до семи лет.

Расстройство звука речи у взрослых

Имеющиеся ограниченные эпидемиологические данные позволяют предположить, что распространенность несколько выше у мальчиков, чем у девочек, и имеет низкую положительную корреляцию с социально-экономическим статусом.

Нарушение звука речи относится к любой комбинации трудностей с восприятием, двигательной продукцией и / или фонологическим представлением речевых звуков и речевых сегментов, которые влияют на разборчивость речи.Расстройство характеризуется:

  • Постоянные трудности с воспроизведением звука речи, которые мешают разборчивости речи или препятствуют вербальной передаче сообщений
  • Ограничения в эффективном общении, которые мешают участию в общественной жизни, академической успеваемости или профессиональной деятельности, индивидуально или в любой комбинации.

Расстройства звука речи могут влиять на форму звуков речи или функцию звуков речи в пределах языка.Взрослые с трудностями в производстве речи могут испытывать проблемы с фонологическим знанием звуков речи или способностью координировать движения артикулятора (т. Е. Челюсти, языка и губ), с дыханием и вокализацией для речи. Нарушение речевого звука диагностируется, когда звуковое воспроизведение речи отличается от ожидаемого, исходя из возраста и стадии развития ребенка, и когда эти нарушения не являются результатом физического, структурного, неврологического нарушения или нарушения слуха.

Признаки и симптомы нарушений звука речи включают:

  • Пропуск / удаление — некоторые звуки пропускаются или удаляются (например,гр., «у.е.» для «чашки»)
  • Замены — заменяется один или несколько звуков (например, «ваббит» на «кролик»).
  • Дополнения — в слово добавляется или вставляется один или несколько дополнительных звуков (например, «buhlack» вместо «черный»).
  • Искажения — изменяются или изменяются звуки (например, латеральная буква «с»).
  • Ошибки на уровне целого слова / слога — слабые слоги удаляются (например, «tephone» для «телефона») или слог повторяется или удаляется (например, «dada» для «папа»)
  • Ошибки просодии — возникают ошибки в ударении, интенсивности, ритме и интонации.

Не все звуковые замены и пропуски являются речевыми ошибками. Вместо этого они могут быть связаны с особенностями диалекта или акцента говорящего. Перед постановкой диагноза следует принять во внимание любые региональные, социальные или культурные / этнические различия.

Фонологическое расстройство | Нарушения звука речи | Речевой язык и проблемы общения мы помогаем | Речевая клиника | SLT для детей

Фонологическое расстройство возникает, когда ребенок изо всех сил пытается понять звуковую систему и правила, окружающие речь.Обычно большинство детей достигают этого естественным путем, однако детям с фонологическим расстройством может потребоваться терапия, чтобы научить правильно пользоваться своей звуковой системой. Дети с фонологическим расстройством могут правильно воспроизводить звук или некоторые звуки в одном слове, но затем с трудом воспроизводят тот же звук или звуки в других словах. Некоторые дети могут произносить «s» на солнце, но изо всех сил стараются воспроизвести «s» на ходу.

Различают два типа фонологических нарушений:

Постоянное фонологическое расстройство

У ребенка появляются фонологические ошибки, которые являются идиосинкразическими (специфичными для ребенка) или необычными и не наблюдаются у типично развивающихся детей.У ребенка также могут быть фонологические ошибки отсроченного развития, не характерные для его возраста.

Несоответствующее фонологическое расстройство

У ребенка появляются необычные или идиосинкразические (характерные для ребенка) фонологические ошибки, а также возможные фонологические ошибки, связанные с задержкой развития. Вдобавок к этому, процесс произнесения ребенком отдельных слов демонстрирует высокую вариативность, по этой причине ребенок может воспроизводить одно слово разными способами.

Фонологическая ошибка (процесс) — это название, данное шаблонам ошибок или упрощениям речи, используемым детьми в процессе речевого развития. Многие фонологические процессы связаны с развитием и являются нормальной частью речевого развития. По мере взросления и развития детской речи эти фонологические ошибки начинают исчезать и устраняться. Если у ребенка появляются эти ошибки через 6 месяцев после того, как они должны были быть устранены, у ребенка может быть фонологическая задержка. У ребенка с фонологическим расстройством может наблюдаться фонологическая задержка, а также необычные или идиосинкразические (специфические для ребенка) фонологические ошибки.

.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *