Дислалия — это… Что такое Дислалия?
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
Формы дислалии
- Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
- Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
- Физиологическая (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
- Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
- Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.
Причины функциональной дислалии
- Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
- Социальные:
- Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения)
- Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например французский + русский = горловой звук «Р»)
- Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)
- Выбор неправильной артикуляции
- Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Причины органической (механической) дислалии
- Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
- Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др. )
- Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
- Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни
Проявления
- Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.).
- нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами имеющими самостоятельные терминологические оформления.
- нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.
- нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] или гортанную смычку [‘]. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.
- нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
- нарушение звука «й» носит название йотацизм.
Редко встречаются нарушения других согласных звуков:
- дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение [1. с. 126].
- дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение [1. с. 126].
В логопедии для более точной фиксации в речевой карте используют обозначения: «греч. название буквы + суффикс -изм» для нарушений звукопроизношений и «пара + греч. название буквы + суффикс -изм» для обозначения дефекта, проявляющегося в замене одного звука другим.
Проявления дислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии к дефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.
Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций слухового аппарата.
К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.
См. также
Источники
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
- Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
- Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Pасстройство речи — Kõneteraapiakeskus
Нарушение произношения может проявляться как самостоятельно, так и будучи симптомом других речевых расстройств (дизартрия, афазия, алалия).
- Дислалия (англ. speech sound disorders) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
- Изиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.
- Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата
- Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА
- Дисфония (афония, англ. Dysphonia) – расстройство голоса, при котором страдает качество основного тона голоса, его сила, высота, звучность, динамика и/или стабильность. Признаки расстройства голоса: голос может быть сиплый, хриплый, слишком тихий, слишком громкий, визгливый, назальный, слишком высокий или опять-таки слишком низкий. Симптомы, на которые следует обратить внимание: уставание голоса, голосообразование вызывает напряжение, частые покашливания, в т.ч. для очистки горла, раздрожённое горло, напряжение, боль, чувство куска в горле, пересохшее горло, напряжение или боль в области шей.
РИНОЛАЛИЯ
- Ринолалия (гнусавость, англ. Rhinolalia) – расстройство речи, которое характеризует не нормальное функционирование носоглотки при говорении и это проявляется в расстройстве голоса и произношения. Наиболее частое проявление, например, закрытое назальное произношение, при котором расстроено носовое дыхание (звуки М и Н звучат искаженно), или открытое назальное произношение, при котором во время говорения воздух попадает в носоглотку, делая произношение гнусавым (особенно страдают звуки Г, К, Д, Т). При ринолалии может возникать слабость голоса, хриплость или монотонность.
ДИЗАРТРИЯ
- Дизартия (англ. Dysarthria) нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность (амплитуда, скорость, сила, своевременность, точность и стабильность движения) органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Дизартрия может возникнуть у людей в любом возрасте.
ЯЗЫКОВЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ
- Задержка речевого развития – в этом случае, мы имеем дело не с диагнозом, а с оценкой речевого развития. Темп развития речи индивидуален, хотя если 2-летний ребёнок имеет в словаре менее 50 слов и у него отсутствуют высказывания из двух слов (пр. «Хочу пить», «Папа идет»), это может свидетельствовать о проблеме речевого развития.
- Примарное недоразвитие речи или алалия (англ. SLI- specific language impairment) – в этом случае мы имеем дело с отставанием речего развития, которое имеет стабильный характер и не проходит с течением времени само по себе. Это системное недоразвитие речи, при котором страдают все её стороны: произносительная сторона, словарный запас, грамматический строй. Различают расстройство, где преобладают проблемы произведения (экспрессивное нарушение речи или моторная алалия) или понимания (импрессивное расстройство речи или сенсорная алалия) речи.
АФАЗИЯ
- Афазия (англ. k aphasia) это локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.
ТРУДНОСТИ ГЛОТАНИ
- Расстройство глотания или дисфагия (англ. dysphagia) – это расстройство на любом из этапов продвижения еды на пути ото рта к желудку через горло
ТРУДНОСТИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
- Дислексия – расстройство чтения, при котором могут аозникать трудности прочтения слова, понимания значения прочитанного слова и понимания прочитанного текста. При чтении может возникать перескакивание с одного ряда на другой, чтение справа налево. В сложных случаях, трудности возникают при прочтении двух-, трёхсложных слов.
- Дизграфия – расстройство письма, при котором совершаются ошибки в порядке звуков в слове, в определении твёрдости и мягкости, звонкости и глухости звуков, забывают дописывать буквы, путают внешне похожие буквы, имеет место зеркальное письмо. Кроме того ошибки проявляются и при составлении предложений: неправильный порядок слов, отсутствие или замена на основе схожести значения или произношения основных членов предложения и т.д.
ЗАИКАНИЕ
- Заикание – расстройство плавности речи, при котором человек знает, что хочет сказать, но по причине запинок не способен. Запинки проявляются в повторении звуков, слогов или односложных слов, в растяжении звуков и блокировании воздушной струи или речевого аппарата (невозможность в течении какого-то времени произвести звук).
- Физиологическое заикание или схожие с заиканием проявления, которые наблюдаются в период автивного развития речи (2-5 лет), у примерно, 25% детей. В это время речь ребёнка развивается быстро, им усваивается множество новых моторных, языковых, когнитивных и социальных умений.
ВТОРИЧНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Вторичное недоразвитие речи обусловлено наличием другого расстройства или нарушения, например, умственная отсталость, нарушения аутистического спектра, трудости в обучении, глухота, физические недостатки, синдром расстройства активности и внимания и др.
- Умственная отсталость варьируется в зависимости от степени. При лёгкой степени проявляются некоторые особенности в общении (пр. трудности в обучении, понимание абстрактных понятий и длинных или сложных текстов и грамматических конструкций) и в бытовом общении чужой человек может на это даже не обратить внимания. В случае более глубокой степени умственной отсталости общение уже значительно ограниченнее, и если человек не может сам воспроизводить речь, то в помощь берутся альтернативные способы общения.
- Сложности в обучении – это расстройство одного или нескольких основных психических процессов (восприятие, память, мышление, внимание), которые связаны с пониманием и использованием устной и/или письменной речи. Сложности могут проявляться в незрелом, недостаточном умении слушать, размышлять, говорить, читать, писать и вычислять. Эти расстройства проявляются у детей в значительных проблемах усвоения следующих умений: умение слушать, речь, рассказ, чтение, письмо и математические умения.
- Аутизм – это расстройство развития, которому свойственны особенности в общении, поведении и речи.
- Физические недостатки проявляются в первую очередь в ограничении повседневной деятельности, хотя при недостаточных условиях среды обучения и развития, а также при повреждениях центральное нервной системы (как например детский церебральный паралич — ДЦП), могут затормаживать интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.
- У детей с Расстройством активности и внимания (англ. Attention Deficit/Hyperactivity Disorder ADHA) могут одновременно проявляться расстройства речевого и языкового развития.
Дислалия (Фонетическое нарушение речи)
Фонетическое нарушение речи — группа расстройств речи представленая нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.
В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе — «косноязычие».
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) в медицинской классификации: F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.
Формы дислалии
- Мономорфная (простая)
- Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
- Полиморфная (сложная)
- Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).
- Физиологическая (возрастная)
- Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
- Функциональная
- Нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
- Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.
- Органическая (механическая)
- Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).
Причины функциональной дислалии
- Соматические
- Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
- Социальные
- Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
- Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
- Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).
- Неправильная артикуляция
- Выбор неправильной артикуляции
- Недоразвитие фонематического слуха
- Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Причины органической (механической) дислалии
- Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.).
- Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.).
- Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития.
- Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни.
Виды нарушений звука
- Замена звука
- Смешения звука
- Искажения звука
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект (искажение звука) | Фонематический дефект (смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’ Р = Л’ Р = J Р = Г Р =Д |
Звук Л Звук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = Ы Л = Г Л = Л’ Л = Р |
Звуки С, С’ Звуки З, З’ Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = Ш С, З, Ц = Ф С, З, Ц =Т С, З, Ц = Щ С — З; Ц = Ч |
Звук Ш Звук Ж Звук Щ Звук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = Т Ш, Ж, Щ = Ф Ж = Ш Ж = З Щ = С’ Ш = Щ Ч = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Методика логопедического воздействия при дислалии
Этапы логопедического воздействия при дислалии
- Подготовительный этап
- Доверительные отношения с ребенком.
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
- Формирование артикуляторной базы.
- Этап формирования первичных произносительных навыков
- Постановка звука.
- Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах).
- Дифференциация звука.
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков
- Употребление звука во всех ситуациях общения.
- Контроль за речью
Способы постановки звука
- Имитативный (по подражанию).
- Механический (с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).
- Смешанный.
Методы формирования правильного произношения
Дислалия у детей дошкольного возраста: причины, симптомы и лечение
Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.
Что такое дислалия у детей
Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.
Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.
Причины возникновения дислалии у детей
Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:
- укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
- увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
- утолщенные губы с ограничением их подвижности;
- аномалии развития губ.
В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.
В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:
- биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
- социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).
Виды дислалии у ребенка
Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:
- моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
- сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
- особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.
По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.
В зависимости от звуков и характера дефекта
В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:
- акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
- артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
- артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.
По недостатку произношения звуков
В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.
Термин | Недостаток произношения |
Ротацизм | твердый, мягкий «р» |
Ламбдацизм | твердый, мягкий «л» |
Сигматизм | свистящие, шипящие |
Йотацизм | «й» |
Гаммацизм | твердый, мягкий «г» |
Каппацизм | твердый, мягкий «к» |
Хитизм | твердый, мягкий «х» |
Отклонения оглушения/озвончения | замена звонких согласных глухими и наоборот |
Отклонения твердости/смягчения | замена мягких согласных твердыми и наоборот |
Встречаются и комбинированные дефекты.
Симптомы дислалии у детей
Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.
Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.
Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.
При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.
Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.
Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.
Диагностика дислалии у детей
Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:
- Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
- Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения. Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.
На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.
Способы коррекции дислалии у ребенка
Коррекция дислалии состоит из трех этапов: начального, формирования первичных произносительных навыков и навыков общения.
Подготовительный этап. При органической патологии заключается в устранении причины, то есть дефекта. Показана пластика (иссечение) короткой уздечки, ортодонтическая коррекция (исправление прикуса). Моторная форма функциональной дислалии корректируется разработкой органов речи с помощью упражнений, массажа, при сенсорной — развитием фонематических процессов.
Важной составляющей терапии являются выработка навыков правильного использования дыхания в разговоре, упражнения для мелкой моторики, закрепление произношения основных звуков.
Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом.
Формирование навыков правильной речи в общении. Закрепляется результат предыдущих этапов и формируются навыки правильного употребления звуков в общении, экспрессивной, монологовой и диалоговой речи.
Коррекционная программа при легкой дислалии может длиться до 3-х месяцев, сложной — до полугода. Важно, чтобы занятия были регулярными, не прерывались. Частоту занятий, их продолжительность подбирает логопед с учетом тяжести патологии и возраста пациента. По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником.
При дислалии, связанной с возрастом, коррекции не требуется. Но нужно наблюдать за развитием речи, и при необходимости начать лечение.
Далее разберем эффективные упражнения, которые родители могут выполнять дома. Проконсультируйтесь с вашим логопедом, подходят ли они в вашем случае.
Упражнения для устранения механической дислалии
Комплекс упражнений составляет логопед с учетом выраженности симптомов и основной причины речевого дефекта. У каждого пациента — индивидуальный набор упражнений. Эффективны пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. У маленьких детей упражнения проводятся в игровой форме, чтобы была заинтересованность. Такие занятия дадут результат, если устранена органическая причина.
Артикуляционные упражнения для губ
Упражнения можно выполнять дома самостоятельно. Но первый сеанс проводится обязательно с логопедом. Он покажет эффективные движения, проконтролирует правильность расположения губ при выполнении упражнений. Такой подход позволит разработать мышцы губ, развить навык их использования в разговоре.
К примеру, нужно высунуть язык, расслабить его, распластав по нижней губе. Затем язык сворачиваем в трубочку и вытягиваем его вперед, насколько это возможно. После этого так же растягиваем губы, сворачиваем их трубочкой. Пусть малыш делает эти упражнения перед зеркалом.
Прогноз и профилактика
При своевременном начале лечения исправление дислалии оказывается эффективным: малыш начинает правильно разговаривать, исчезают дефекты произношения. На результат влияют сложность случая, индивидуальные особенности ребенка, состояние нервной системы и сопутствующие заболевания. Чем раньше начато лечение — тем быстрее будет результат. Запущенные случае труднее поддаются коррекции, но при усердии избавиться от речевых расстройств можно.
Профилактика дислалии заключается в укреплении здоровья ребенка, предотвращении соматических заболеваний и травм. Не искажайте свою речь при малыше: говорите правильно, медленно и четко произнося слова. Сюсюканье, подражание детской речи не только неуместно, но и опасно в плане того, что потом детки начинают вам подражать. Важно, чтобы все члены семьи придерживались этих принципов.
Если есть какие-либо анатомические отклонения, необходимо их вовремя устранять. Это возможно только при раннем обнаружении, значит, нужно проходить осмотры врачей в положенные сроки. Если вы заметите что-то необычное: проблемы с сосанием, отказ ребенка от груди, плач — проконсультируйтесь с врачом. После года обращайте внимание на развитие речи, характер произношения звуков, слогов.
Советы родителям
Занимайтесь развитием своего малыша с раннего возраста. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, уделяйте внимание пальчиковой гимнастике. Называйте предметы, когда находитесь дома, когда гуляете на улице. Рассказывайте о своих действиях, даже при выполнении работ по дому. Читайте сказки, делайте массаж и гимнастику, рисуйте, лепите.
С детьми постарше можно учить скороговорки, стихи. Это будет способствовать правильному развитию нервной системы, артикуляционных мышц, кроме того — улучшить память.
Но не переусердствуйте. Ваша излишняя требовательность, ежесекундный контроль речи могут спровоцировать другие речевые расстройства, например, заикание.
Успехов вам! Пусть малыш развивается соответственно возрасту.
расстройство речи | Описание, виды и терапия
Исследование нарушений речи
Распространенность речевых расстройств
В Соединенных Штатах статистика начала 21 века, собранная Национальным институтом глухоты и других коммуникативных расстройств, показала, что примерно у 5 процентов американских детей обнаруживались нарушения речи к шести или семи годам. Было обнаружено, что около 7,5 миллионов американцев не могут нормально использовать свой голос. Нарушения артикуляции у детей раннего возраста были частыми.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасИсследования, проведенные в Германии, Австрии и других странах Центральной Европы, показывают, что заболеваемость и распространенность речевых расстройств в этих странах соответствуют моделям, аналогичным тем, которые наблюдаются в других западных странах. Однако есть отклонения от этих тенденций. Например, распространенность волчьей пасти очень высока среди коренных американцев, в то время как среди чернокожих она намного ниже, чем среди белых.Исследования заикания, которые были сосредоточены на определенных группах населения, включая американцев, европейцев и африканцев, показали, что распространенность расстройства среди этих групп населения сильно варьируется. Однако обобщение данных позволяет предположить, что примерно 2,5 процента детей в возрасте до пяти лет страдают заиканием. По некоторым нарушениям речи отсутствуют надежные данные о глобальной распространенности и распространении.
Классификация речевых расстройств
В соответствии с физиологическими соображениями расстройства коммуникации сначала классифицируются на расстройства голоса и звукового дыхания, расстройства артикулированной речи и расстройства языка.Давно известно, что большинство коммуникативных расстройств вызвано не локальным поражением зубов, языка, голосовых связок или регулирующими центрами мозга. Поскольку эти преобладающие нарушения голоса и речи возникают из-за нарушений основных физиологических функций дыхания, использования голоса, разговорных привычек или эмоциональных расстройств, эта группа считается функциональной. Остальные коммуникативные расстройства с четко распознаваемыми структурными аномалиями в общем речевом механизме были названы органическими.
Хотя эта эмпирическая группировка имеет определенные значения для выбора подходящего лечения, она не является удовлетворительной, поскольку органическую структуру и живую функцию невозможно разделить. Определенные функциональные нарушения голоса, вызванные привычным злоупотреблением им, вполне могут привести к вторичным структурным изменениям, таким как разрастания (полипы и узелки) голосовых связок, которые развиваются в результате злоупотребления голосом. С другой стороны, все очевидные органические и структурные поражения, такие как потеря языка в результате несчастного случая или хирургического вмешательства, почти неизбежно будут сопровождаться эмоциональными и другими психологическими реакциями.В этом случае функциональные компоненты имеют второстепенный характер, но в значительной степени будут влиять на общую картину нарушения, включая способность пациента приспосабливаться к ограничению, заново изучать новый режим соответствующей функции и извлекать из него максимум пользы. его или ее состояние.
Внутри этих основных групп различные типы коммуникативных расстройств в течение долгого времени и в большинстве частей мира описывались на основе восприятия слушателя. В большинстве языков используются определенные слова для обозначения различных типов ненормальной речи, таких как заикание, заикание, беспорядок, бормотание, шепелявление, шепот и многие другие.Проблема с такими субъективными и симптоматическими ярлыками заключается в том, что они пытаются определить окончательный, слышимый результат, узнаваемое явление, а не каким-либо образом лежащую в основе основу. Эта общая человеческая склонность описывать нарушения коммуникации тем, что слышит слушатель, аналогична попыткам ранней медицины классифицировать болезни по симптомам пациента, которые диагностирующий врач мог видеть, слышать, чувствовать или, возможно, обонять. До того, как великие открытия 19 века заложили логическую основу для медицинской патологии, различные болезни классифицировались как многочисленные типы лихорадок, застойных явлений и дискразий.Таким образом, первоначально считалось, что малярия вызывается злыми эманациями (миазмами) плохого воздуха ( mal aria ) возле болот, пока не было признано, что она вызывается кровяными паразитами, передаваемыми комарами.
Различные подходы медицинских, психиатрических, психологических, образовательных, поведенческих и других школ патологии речи достигли больших успехов в недавнем прошлом, и продолжают предлагаться более совершенные системы классификации. Они нацелены на группировку наблюдаемых симптомов речевых расстройств в соответствии с их первопричиной, а не субъективными впечатлениями слушателя.В то время как это относительно легко в случае потери языка в результате, например, мозгового инсульта, поскольку разрушенные области мозга могут быть идентифицированы при вскрытии, это более сложно в случае большой группы так называемых функциональных расстройств речи для двоих. Причины: во-первых, они определенно не вызваны грубыми, легко видимыми органическими поражениями, и, во-вторых, многие функциональные нарушения переросли в результате созревания или соответствующего обучения (лабораторное исследование пораженных тканей в таких случаях не выявило бы обнаруживаемых повреждений).Есть надежда, что усовершенствованные методы исследования как в области «функциональной» психологии, так и в «органической» нейрофизиологии в конечном итоге выявят структурные основы распространенных нарушений голоса и речи.
Лечение и реабилитация
Выбор методов медицинского лечения или образовательной реабилитации коммуникативных расстройств зависит в первую очередь от основной причины нарушения. Любой случай хронической охриплости должен быть сначала осмотрен ларингологом, чтобы установить точный диагноз.Это особенно важно для старших возрастных групп, в которых зарождающийся рак гортани часто упускается из виду, поскольку пациент не обращает внимания на ухудшение своего голоса. Прогноз всех видов рака тем хуже, чем дольше болезнь остается нераспознанной. Как только заболевание гортани исключено как причина голосовой жалобы, следует рассмотреть вопрос о реабилитации голоса грамотным логопедом.
Пороки развития, заболевания или повреждения периферического речевого механизма лечат соответствующие специалисты.Пластический хирург лечит расщелину неба. Невролог и терапевт лечат пациента, перенесшего инсульт, до тех пор, пока он или она не выздоровеет в достаточной степени, чтобы его направили для переобучения языковых навыков. Педиатр лечит ребенка с умственной отсталостью, а генетик консультирует семью относительно возможного наследования расстройства и его предотвращения в будущем. Глухота или тяжелая потеря слуха в раннем детстве являются типичной причиной серьезной задержки речевого развития и должны быть незамедлительно обнаружены с помощью соответствующего обследования у хирурга (отолога) и специалиста по слуху (аудиолог).Случаи детского аутизма (ломка, серьезные эксцентричности) или ранней шизофрении все чаще выявляются логопедами, детскими психиатрами, педиатрами и клиническими психологами. Это множество различных профессиональных интересов в признании и реабилитации таких выдающихся детей хорошо обслуживается координацией этих усилий в рамках современного командного подхода. Но опять же, самая большая группа нарушений голоса и речи имеет причины, отличные от этих грубо органических поражений.Они относятся к области речевой реабилитации, проводимой экспертами в области патологии речи и другими функциональными практиками.
В 21 веке исследователи из различных областей, включая нейробиологию, биоинженерию и лингвистику, работали над разработкой современных устройств, способных генерировать синтетический голос, управляемый активностью в речевых центрах мозга человека. Часть этого исследования заключалась в сопоставлении звука, издаваемого голосом здоровых людей, с движениями речевого тракта, что позволило впоследствии разработать алгоритмы, связывающие активность мозга, генерируемую во время речи, с конкретными движениями речевого тракта.Эти движения затем можно было использовать для создания синтетической версии голоса человека. В одном из первых испытаний один из таких нейронных декодеров успешно сгенерировал понятные предложения, которые безмолвно воспроизводил человек с неповрежденной речью.
Развитие коррекции речи
О том, что человечество страдает от дефектов речи с самого начала записанной истории, можно судить по многочисленным заметкам в книгах Библии. Кроме того, многие научные и медицинские писатели со времен античности до средневековья сообщали о наблюдениях за нарушениями речи и голоса.Рекомендованные лекарства просто отражали неадекватность философских или эмпирических представлений того времени. Научно ориентированная патология речи возникла в Германии во второй половине XIX века, внимательно следя за развитием отоларингологии. В этом отношении выделяются три имени: Карл Людвиг Меркель ( Anthropophonik ; 1857), Адольф Куссмауль ( Расстройства речи, ; 1877) и Герман Гуцманн, старший, который стал первым профессором речевой патологии в университете. Берлинской медицинской школы около 1900 г.
В то же время Жан-Пьер Руссело в Париже развил новую науку экспериментальной фонетики, который сразу осознал огромный вклад экспериментальной фонетики в изучение нормальной и нарушенной речи. Это тесное сотрудничество медицинской патологии речи с экспериментальной фонетикой остается типичным для европейского континента, где коррекция речи обычно проводится под руководством врачей отделений ушей, носа и горла университетских больниц.Обозначение патологии речи и голоса как логопедии и фониатрии с ее медицинской направленностью впоследствии достигло многих других цивилизованных стран, особенно в Японии и на южноамериканском континенте. Национальные организации в большинстве этих областей в настоящее время представлены в Международной ассоциации логопедии и фониатрии, которая была основана в Вене в 1924 году.
Развитие коррекции речи в англосаксонских странах шло по иному направлению. Хотя Соединенное Королевство имеет давние традиции в области общей и экспериментальной фонетики, его Колледж логопедов был организован в 1945 году в качестве контрольно-надзорного органа.Подобные организации последовали и в других областях Британского Содружества.
Американская патология речи избрала другой путь. Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA), основанная в 1925 году в Нью-Йорке как Американская академия коррекции речи, стала организующим, исследующим и контролирующим органом для быстро растущего числа членов, число которых к 2008 году превысило 130 000. Многие колледжи университеты в США аккредитованы ASHA и предлагают степени в области речевой патологии и аудиологии, некоторые из которых включают работу на докторском уровне.Подавляющее большинство членов ASHA работают логопедами. Меньшее количество со степенью магистра и еще меньшее количество с докторской степенью работают в клиниках, которые занимаются коммуникативными расстройствами и которые обычно связаны с больницами, колледжами, университетами, а иногда и с общественными организациями.
Коррекция русской речи изначально следовала развитию европейской логопедии и фониатрии. Одним из аспектов исследований ранней патологии речи в России был акцент на теории Павлова (кондиционирование и переподготовка) и интенсивное использование психоневрологических методов, включая фармакологию, терапию сна и другие программы интенсивного лечения во время госпитализации.Аналогичные тенденции наблюдаются и в странах Восточной Европы, например в Чешской Республике, где на медицинском факультете Карлова университета в Праге было организовано первое независимое медицинское отделение логопедии и фониатрии.
Понимание расстройств речи и языка: полное руководство для родителей | Дерево терапии
Начало лечения
Логопедия — это наиболее эффективное лечение речевых и языковых расстройств, которое подтверждается бесчисленными исследованиями и экспертами.Если у вашего ребенка нарушение речи или языка, лечение почти всегда будет сводиться к логопедическим занятиям и домашним упражнениям.
В большинстве семей лечение речи и языковых расстройств начинается с консультации семейного врача. Обычно это включает полный медицинский осмотр, чтобы исключить какие-либо нарушения слуха или других органов чувств как первопричину.
К сожалению, многие родители делают ошибку на этом этапе, полагаясь на педиатра, который диагностирует проблемы с общением у своего ребенка.
Как вы уже знаете, существует слишком много типов речевых и языковых расстройств, с десятками конкретных расстройств в каждой категории. Многие из этих состояний чрезвычайно трудно диагностировать, поскольку они требуют тщательного рассмотрения бесчисленного множества факторов.
Вот почему важность того, чтобы специалист поставил диагноз вашему ребенку, не может быть переоценена. А патологи речевого языка (SLP) — именно те профессионалы, которые вам нужны.
SLP — это медицинский работник, специализирующийся на диагностике и лечении всех различных речевых и языковых расстройств.Эти эксперты также специализируются на нарушениях социальной коммуникации, когнитивной коммуникации и глотания.
Вот что это значит для вашего малыша. Независимо от того, являются ли проблемы вашего ребенка результатом речевых и языковых расстройств, проблем с глотанием, социальных или когнитивных проблем, SLP знает, как определить причину и получить наилучшие результаты.
Хотя лечение любого расстройства — это совместные усилия всех медицинских специалистов, участвующих в жизни вашего ребенка, от семейного педиатра и школьного консультанта до физиологических психологов и неврологов, в основе всего этого будет лежать SLP вашего ребенка.
Подготовка к первому посещению SLP
Поскольку вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, SLP будет рассчитывать на то, что вы предоставите как можно больше подробностей.
Информация, которую вы предоставляете, будет иметь жизненно важное значение для формирования понимания SLP общения вашего ребенка и любых факторов, которые могут влиять на его речевое развитие.
Поэтому неплохо подготовить ответы, касающиеся истории болезни вашего ребенка, этапов его развития, проблем с общением и его сильных сторон.
Вы также должны записать историю болезни вашего ребенка, в том числе:
- История ушных инфекций
- Осложнения во время родов или во время беременности
- Семейная история проблем с речью, языком, обучением или слухом
- Результаты обоих новорожденных со слухом скрининг и последний скрининг слуха
- Имена и контактная информация педиатра вашего ребенка и любых других медицинских специалистов, с которыми вы работали, включая все предыдущие посещения речевого патологоанатома
Распечатайте копию этих заметок и возьмите ее с собой к SLP.Патологоанатом не только оценит ваше активное участие, но и сможет оказать вашему ребенку необходимую помощь.
Что SLP сделает для вашего ребенка
SLP будет играть многие ключевые роли в лечении вашего ребенка. Но в основном это можно разделить на две категории: диагностика и лечение.
Поскольку у каждого ребенка разные потребности, SLP создаст конкретный план лечения вместе с графиком логопедии, чтобы преодолеть все их языковые и речевые проблемы.
Для этого SLP оценит способности вашего ребенка на первой встрече, которая будет состоять из двух основных частей: собеседования с родителями и тестирования.
Во время обеих частей вам будет предложено несколько вопросов, на которые вы должны подготовить ответы до прибытия (подробности см. В предыдущем разделе).
Давайте посмотрим, что влекут за собой две части процесса диагностики.
Диагностика, часть 1: собеседование с родителями
SLP начнет занятие с нескольких основных вопросов, касающихся этапов развития вашего ребенка, проблем с общением и его сильных сторон.
После этого они попросят предоставить подробную историю болезни, чтобы лучше понять ситуацию.
Это в значительной степени то, о чем идет интервью с родителями. Как только эта часть будет завершена, SLP перейдет к фактической оценке текущего состояния вашего ребенка.
Диагностика Часть 2: Тестирование
Во второй части оценки будет два типа тестирования: прямое и косвенное.
Косвенное тестирование часто больше похоже на неформальный разговор, наблюдение или игру, чем на оценку.Но на самом деле это важная часть диагностики, потому что SLP использует это время, чтобы узнать больше о том, как ваш ребенок общается.
Прямое тестирование, с другой стороны, более структурировано, и вы можете четко сказать, что вашего ребенка оценивают. Он включает в себя некоторые базовые коммуникативные упражнения, например:
- Присвоение имен предметам
- Ответы на вопросы
- Указание на картинки в руководстве по тестированию
Практическое правило прямого тестирования заключается в том, что SLP продолжается до тех пор, пока ребенок не ответит на несколько вопросов неправильно. строка.Так что не волнуйтесь, если ваш ребенок не отвечает на все вопросы.
Фактически, детям часто даже приходится отвечать на вопросы, которые на самом деле предназначены для детей старшего возраста, прежде чем SLP сможет прекратить тестирование.
Ваша роль во время прямого тестирования — сидеть сложа руки, расслабляться и спокойно наблюдать, пока вас не попросят об участии.
Обычно SLP просит вас участвовать только в том случае, если они не могут получить конкретный ответ от вашего ребенка. Если это произойдет, не перефразируйте вопрос — скажите точно так, как это сделал патолог.
Большинство вопросов при прямом тестировании требуется задавать определенным образом, и любая переформулировка вопроса может снизить точность теста.
Как только ваш ребенок получит несколько неправильных ответов подряд, SLP будет иметь всю информацию, необходимую для начала фактического лечения вашего малыша.
Лечение речевых и языковых расстройств состоит из обычных логопедических занятий в офисе SLP и повседневных занятий дома.
Не беспокойтесь, если вы не знаете, как часто ходить на терапию или какие действия выполнять дома.Программа SLP примет во внимание все конкретные потребности и цели вашего ребенка, чтобы создать индивидуальный план логопедии, который в наибольшей степени способствует развитию речи и языка вашего ребенка.
Этот план объяснит все важные аспекты обращения с вашим ребенком, в том числе:
- Ежедневные домашние задания
- Наброски ожидаемых целей и этапов развития речи вашего ребенка
- Количество посещений SLP для сеансов терапии каждый месяц
Что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку
Как родитель, вы являетесь жизненно важной частью лечения вашего ребенка.Никто не знает вашего ребенка лучше вас, и это ставит вас в важное положение, позволяющее медицинским специалистам оказывать вашему ребенку необходимую помощь.
Поэтому первое, что вы можете сделать, — это отвести вашего ребенка к SLP для оценки и предоставить как можно больше подробностей. Следуя шагам, описанным в предыдущем разделе, вы будете лучше подготовлены к первому посещению, чем подавляющее большинство родителей.
Следующее, что вы можете сделать, — это помочь своему ребенку выполнять логопедические упражнения дома.SLP подготовит индивидуальный план упражнений, чтобы получить наилучшие результаты для конкретного состояния вашего ребенка. Но результаты домашних упражнений полностью зависят от количества и качества занятий, которые делает ваш ребенок. И это ваша возможность значительно улучшить результаты вашего ребенка.
Еще одна важная область — наблюдение за симптомами и прогрессом вашего ребенка. Если ваш ребенок делает улучшения в одной области или отстает в другой, вы должны сообщить об этом в SLP, чтобы он знал, что происходит.
Кстати, вы находитесь в центре коммуникационной петли для всех медицинских работников в жизни вашего ребенка.
Вполне вероятно, что ваш ребенок будет получать услуги от нескольких поставщиков. Например, дети с речевыми и языковыми трудностями часто расстраиваются и нуждаются в услугах физиологического психолога. Дети также часто проходят логопедию как в государственных, так и в частных программах.
Подключив всех профессионалов и держа их в курсе, вы можете существенно изменить лечение вашего ребенка.
Фактически, исследования раз за разом показывают, что участие родителей напрямую коррелирует с более быстрыми и долгосрочными результатами логопедии.
Итак, вы можете многое сделать, чтобы помочь своему ребенку. И, прочитав это руководство, вы уже сделали огромный шаг вперед.
Дети с нарушениями речи и языка в большинстве случаев со временем догоняют своих сверстников. А ваш ребенок настроен на еще лучшие результаты — все благодаря вашей любви и поддержке.
Обнаружена ошибка PHP
Уровень серьезности: Уведомление
Сообщение: Неопределенный индекс: ptzaid
Имя файла: контроллеры / статьи.php
Номер строки: 74
Отслеживание:
Файл: /home/peertechzpublications/public_html/application/modules/articles/controllers/Articles.php
Строка: 74
Функция: _error_handler
Файл: /home/peertechzpublications/public_html/index.php
Строка: 315
Функция: require_once
Исследователь конструирует с помощью роботов система ухода за логопедом
Использование виртуальной платформы и приложения для мобильных устройств повышает терапевтическую эффективность до 11 раз.3% через десять недель. Это облегчает удаленную и личную работу профессионалов, снижая, таким образом, расходы для пользователей и пациентов.
Улучшение лечения дислалии, расстройства, которое вызывает неправильное произношение фонем, является целью роботизированной системы ухода, разработанной Элдоном Гленом Колдуэллом, доктором компьютерной инженерии из Университета Аликанте. Он состоит из платформы, объединяющей робота с приложением для мобильного устройства, которая, помимо повышения терапевтической эффективности при физиологической, органической и функциональной дислалии, облегчает профессиональную удаленную и личную работу, тем самым снижая затраты для пользователей и пациентов.
Эта технология, уже проверенная и испытанная на реальных пациентах и терапевтах, нацелена на людей с нетяжелыми нарушениями артикуляции и дислалией, требующих низкого контроля или лечения низкой или средней сложности. «Пользователи с аутизмом, синдромом Дауна или дислалией из-за инсультов, которые можно классифицировать как таковые», — объясняет Элдон Глен Колдуэлл.
Преимущества
Потенциал этой роботизированной платформы был продемонстрирован как во время экспериментальной проверки, так и в учетных записях, предоставленных пользователями и руководителями.«Экспериментально было доказано, что использование платформы и приложения для мобильных устройств улучшает терапевтическую эффективность до 11,3% за десять недель при статистической надежности 95%. Начиная с пятой недели использования, в группах, использующих технологию без ограничений по времени, наблюдаются статистически значимые изменения », — отмечает обладатель докторской степени UA.
По словам самих пользователей, платформа удобна, проста в использовании и гибка для пациентов, доступна из любого места, а не только во время личных сеансов с терапевтом.В этом смысле, отмечает исследователь, «затраты, связанные с очными сеансами, могут быть сокращены как минимум на 50%».
В последние годы наблюдается рост исследований робототехнических приложений и создания ИТ-приложений для мобильных устройств с терапевтическими целями. Роботизированная система, разработанная Элдоном Гленом Колдуэллом, сочетает в себе использование физического робота с виртуальным эмулятором, который в настоящее время является единственным, доступным в области речевой и языковой терапии и, в частности, при функциональной, физиологической и органической дислалии.Помимо других преимуществ, эта система предлагает несколько технологий, таких как интегрированное распознавание голоса, архетип робота для облегчения взаимоотношений «человек-робот», а также комплексное программирование и управление физическими движениями робота.
Фон
Эта система является частью диссертации Элдона Глена Колдуэлла (на фото) под руководством преподавателей Мигеля Анхеля Касорлы (Университет Аликанте) и Хосе Марии Каньяса (Университет Рей Хуана Карлоса).Вива-сессия недавно была проведена онлайн в соответствии с ограничениями, введенными в связи с кризисом COVID-19. Тезис, получивший награду, касается лечения речевых и языковых расстройств, поскольку распространенность состояний, требующих терапии и связанных с физиологической, функциональной и органической дислалией в детстве, во всем мире составляет от 8% до 9% (ВОЗ, 2011).
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году 37% выздоровевших после инцидента, связанного с сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдали каким-либо типом дислалии или нарушения артикуляции, связанного с речью или речевыми навыками (PAHO, 2014).
«Важно продолжать работу над такими системами с целью преодоления временных ограничений на выполнение терапевтических речевых стратегий, снижения затрат (особенно в интересах социально уязвимых групп населения), повышения производительности профессионалов за счет использования виртуальные среды и содействие игровому взаимодействию между пациентами и роботами », — подчеркивает Элдон Глен Колдуэлл.
Исследователь UA провел часть своей работы в своей стране происхождения, Коста-Рике.«Помимо отличной совместной работы с моими дипломными руководителями Мигелем Анхелем Касорлой и Хосе Марией Каньясом, я благодарен за междисциплинарное сотрудничество с Карлосом Моралесом, Эмилией Солис, Сильвией Сото и Адрианой Джонс в функциональной и экспериментальной проверке платформы в университете. Коста-Рики и Центр специального образования Эредиа », — говорит он.
Дизартрия | МедЛинк Неврология
Презентация и курс
• Пациенты с дизартрией испытывают трудности с скоординированными движениями, необходимыми для речи, хотя построение и использование правильных слов сохраняется. | |
• Дизартрия может быть вызвана несколькими поражениями нервной системы, и их характеристики различаются. | |
• Одной из характеристик дизартрии при поражениях мозжечка является медленная, невнятная речь, также называемая речевой атаксией. | |
• Прогноз дизартрии зависит от характера поражения, вызвавшего ее. |
При дизартрии произнесение звуков несовершенное.Правильное построение и использование слов сохраняется, но произнесение слов неверно из-за сложности выполнения скоординированных движений, необходимых для речи. Однако при прогрессирующем бульбарном параличе с поражением множественных черепных нервов могут быть нарушены как артикуляция, так и фонация. Клинические проявления зависят от причины дизартрии и сопутствующих заболеваний. При псевдобульбарном параличе, вызванном двусторонним кортикальным поражением, речь становится толстой и называется «бульбарной речью». Наблюдается спастичность суставных мышц, но она редко прогрессирует до анартрии.При двигательных нарушениях движения мышц лица и языка могут вызывать отрывистую речь. Независимо от причины, наиболее важным следствием дизартрии является снижение разборчивости речи. Применение Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья Всемирной организации здравоохранения способствует широкому пониманию многомерной и сложной природы дизартрии, а также нейроанатомической и физиологической основы пониженной разборчивости речи. Здесь кратко описаны проявления дизартрии при некоторых заболеваниях.
Болезни мозжечка. Дизартрия при поражении мозжечка также называется речевой атаксией и имеет следующие характеристики:
(1) Медленная и невнятная речь с удлинением отдельных звуков речи |
Инсульт. Дизартрия — частый признак ишемии головного мозга, варьирующий от 8% до 12.4% в больших невыбранных сериях штрихов. Дизартрия без признаков афазии может быть первым признаком инсульта в эволюции, особенно когда он затрагивает вертебробазилярную систему.
Нейродегенеративные расстройства. Дизартрия обычно является одним из многих проявлений нейродегенеративных расстройств. Прогрессирующая дизартрия редко может проявляться как единичное начальное проявление нейродегенеративного состояния, затрагивающего структуры задних нижних лобных долей, в основном в доминантном полушарии головного мозга.
Рассеянный склероз. Речь сканируется с медлительностью, прерывистостью и атаксией мозжечкового типа. Певческая речь для рассеянного склероза характерна. Поражения среднего мозга связаны с пароксизмальной дизартрией при рассеянном склерозе (03). Количественные акустические оценки являются биомаркерами рассеянного склероза и могут использоваться в качестве клинических конечных точек для диагностики, мониторинга прогрессирования и лечения в клинических испытаниях, модифицирующих заболевание (30).
Болезнь Помпе. Дизартрия из-за языковой слабости — частая находка при поздней болезни Помпе с поражением бульбара (20).
Болезнь Паркинсона. Примерно у 90% пациентов с болезнью Паркинсона наблюдается гипокинетическая дизартрия, проявляющаяся снижением громкости голоса, монотонностью, уменьшенным основным частотным диапазоном, неточностью согласных / гласных и нерегулярными паузами. Речь медленная и невнятная из-за мышечной ригидности. Дизартрия может быть следствием дискинезии языка при болезни Паркинсона.
Поражения черепных нервов. Дизартрия маловероятна при одностороннем поражении тройничного нерва, но двустороннее поражение может вызвать ее с бульбарной характеристикой речи. При параличе периферического лицевого нерва трудно произносить губные губы. Языковые звуки трудно произносить при поражении подъязычного нерва, а речь может шепелявить и ее трудно понять. Множественные черепные нервы участвуют в псевдобульбарном параличе, а дизартрия может сопровождаться затруднением фонации.
Миастения гравис. Продолжительная речь может вызвать дизартрию с уменьшением громкости, что может закончиться анартрией.
Дизартрия, вызванная лекарствами. Это может быть частью поздней дистонии. Некоторые химиотерапевтические средства могут быть связаны с дизартрией. Сообщается о 4 пациентах, у которых развилась острая дизартрия при внутривенном введении иринотекана (13). Во всех случаях дизартрия возникала во время инфузии первого курса иринотекана, а затем быстро разрешалась без каких-либо последствий.
Феномен Рейно с вовлечением языка. Дизартрия может возникать во время эпизодов ишемии языка и реагировать на дигидропиридиновые блокаторы кальциевых каналов (07).
Прогноз и осложнения
Прогноз дизартрии зависит от характера вызвавшего ее поражения. При дегенеративных расстройствах с прогрессированием поражений перспективы выздоровления от дизартрии или улучшения с помощью логопеда невелики. При дизартрии, вызванной цереброваскулярной ишемией, прогноз лучше при поражении головного мозга, чем при поражении ствола мозга.При болезни Паркинсона отличный прогноз тяжести гипокинетической дизартрии был сделан с использованием машинного обучения на основе МРТ, которое показало атрофию правой прецентральной коры и правой веретенообразной извилины (08).
Дизартрия от легкой до тяжелой у детей с двигательными нарушениями может проявляться в тонусе, силе и координации любой или всех мышц, используемых для речи.