Советские композиторы 20 века – — — -.

Самые известные композиторы СССР

Музыкальное искусство СССР было тесно связано с традициями прошлого. Музыка этого периода продолжает и развивает прогрессивные черты художественного наследия: гражданственность, внимание и уважение к культурам, демократизм, верность жизненной правде, гуманизм. В то же время искусство вдохновляется новыми идеями партийности, построения коммунистического общества, сознательного революционного преобразования мира. Музыка и композиторы активно участвовали в духовной жизни общества.

Академическая музыка

Оперная, классическая и симфоническая музыка Советского Союза прошла путь от революционных экспериментов 20-х годов к академическому стилю сталинского периода. Список композиторов СССР, которые работали в классическом жанре, включает Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова, Арама Хачатуряна, Дмитрия Кабалевского, Дмитрия Шостаковича Кару Караева и других деятелей.

Композиторы СССР список

Система общедоступного музыкального образования сделала возможным появление и других талантливых деятелей. Например, в 60-х годах начали появляться композиторы, связанные с авангардными течениями. Среди них можно выделить Альфреда Шнитке, Галину Уствольскую, Николая Каретникова.

Музыка советского кино

Часто мелодии и песни приобретали популярность через композиции к популярным фильмам. Сочинением таких композиций занимались и «серьезные» композиторы СССР, например, С. Прокофьев писал музыку к историческим эпосам Эйзенштейна. Музыку для фильмов Г. Александова писал Исаак Дунаевский, который работал в разных жанрах — от «официальных» маршей до модного джаза.

«Эпоха застоя» ознаменовалась появлением нового поколения композиторов в СССР. Стали известны имена Александра Зацепина («Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука»), Макаэла Таривердиева («Семнадцать мнгновений весны», «Ирония судьбы…»), Владимира Дашкевича («Шерлок Холмс»), Максима Дунаевского («Мэри Поппинс, до свидания!», «Гардемарины, вперед!») и других.

Композиторы СССР

С 70-х годов приобрела популярность электронная музыка. Пионером советской электроники стал кинокомпозитор Эдуард Артемьев, которые известен в первую очередь по научно-фантастическим картинам Андрея Тарковского. Интересно, что его композиции в жанре амбиент (стиль, основанный на модуляциях звукового тембра) появились раньше, чем этот термин был введен в обращение в 1978 году.

Отдельная категория — песни из мультфильмов и фильмов для детей, которые писались на легкие запоминающиеся мелодии. Известными композиторами СССР, которые писали для детей, стали: Алексей Рыбников («Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино»), Григорий Гладков («Пластилиновая ворона»), Геннадий Гладков («Как Львенок и Черепаха пели песню», «Бременские музыканты») и другие.

Сергей Прокофьев

Симфоническая сказка «Петя и волк», меланхоличная симфония № 7 и балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева входят в списки мировых шедевров. Будущий советский композитор впервые сел за фортепиано в пять лет. Его воспитанием занималась мать, которая неплохо умела играть на пианино, так что и ребенка стала приучать к инструменту. Именно она записала детские работы Сергея Прокофьева. К десяти годам получился внушительный список авторских композиций, в том числе две оперы.

В подростковом возрасте талантливый юноша отправился в Санкт-Петербург и поступил в консерваторию, которую закончил как пианист, композитор и органист. После революции он уехал в Японию, чтобы оттуда добиваться разрешения переехать в Соединенные Штаты. В Америке и Европе он начал гастролировать, исполняя собственные произведения. Везде Сергей Прокофьев имел большой успех.

Сергей Прокофьев

С 1936 года композитор проживал в Москве вместе с женой, дочерью русских эмигрантов, с которой познакомился на гастролях в Испании, и двумя детьми. После начала войны Сергей Прокофьев отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно. С супругой он больше не съезжался, потому что познакомился с юной Мирой Мендельсон (девушка была моложе Прокофьева на 24 года).

Здоровье композитора к 40-м годам уже сильно ослабело. Он практически не выходил за пределы подмосковной дачи, где соблюдал строгий режим, но продолжал работу. Сергей Прокофьев одновременно писал симфонию, балет и сонату. Зиму известный композитор СССР проводил в коммунальной квартире в столице. Именно там он скончался в результате очередного криза 5 марта 1953 года.

Сергей Рахманинов

Потомственный дворянин стал настоящим символом русской музыки во всем мире. С. Рахманинов родился в музыкальной семье: его дед учился у Джона Фильда — известного в России композитора и педагога, отец увлекался музыкой, но не играл профессионально. Первой учительницей музыки для Сергей Рахманинова стала его мать, дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса Петра Бутакова.

Юноша обучался в Петербургской консерватории в классе В. Демянского, в Москве у Николая Зверева, известного педагога, и в классе А. Зилоти — своего двоюродного брата, который стал известным московским пианистом. За дипломную работу (опера «Алеко») Сергей Рахманинов получил Большую золотую медаль и оценку «пять с тремя плюсами» от Петра Чайковского. Чайковский рекомендовал оперу к постановке в Большом театре.

Сергей Рахманинов

Молодого Рахманинова московская публика знала как талантливого дирижера, пианиста и композитора. Он ездил с концертами в Канаду и Америку, Европу, занимал должность дирижера в Большом театре, возглавил художественный совет музыкального издательства.

После революции в России Рахманинов эмигрировал. Он был нетерпим к власти Советом, но не остался равнодушен к соотечественникам, так что перечислял деньги, собранные на концертах, в фонд обороны СССР и фонд Красной армии. На эти средства в СССР построили военный самолет. Композитор умер в 1943 году. Он был настолько предан своему призванию, что до последнего продолжал выступать. Последний концерт Рахманинов дал за полтора месяца до кончины.

Александр Зацепин

Выдающийся композитор СССР и России, автор популярнейших песен и музыки к фильмам, в детстве был талантлив во многом. Только в студенческом возрасте молодой человек стал больше внимания уделять музыке. Он научился играть на аккордеоне, кларнете и балалайке, во время службы в армии выступал в Ансамбле песни и пляски.

Александр Зацепин

После демобилизации Александра Зацепина пригласили в филармонию Новосибирска. В течение года он гастролировал по Сибири, но понял, что ему для дальнейшего развития не хватает музыкального образования. Тогда Александр Зацепин попытался подать бумаги в музыкальное училище, но ему посоветовали идти сразу в консерваторию. Зацепина приняли, его преподавателем стал профессор Брусиловский.

Исаак Дунаевский

Композитор СССР (фото ниже) Исаак Дунаевский прожил относительно недолгую жизнь. В определенных кругах называли Дуня, сокращая красивую, но длинную фамилию. За свои 55 лет он оставил значительное творческое наследие: балеты, оперетты, музыку к кинофильмам и спектаклям, множество песен. Композитор СССР дебютировал в 1920 году в качестве театрального композитора, он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».

Настоящая слава пришла к Исааку Дунаевскому после встречи с режиссером Г. Александровым. Эти два талантливых человека стали родоначальниками музыкального кино — нового жанра в советском кинематографе. Музыка известного композитора СССР Исаака Дунаевского звучит в фильмах «Кубанские казаки», «Моя любовь», «Богатая невеста», «В поисках капитана Гранта» (1986 год, С. Говорухин), «Дети капитана Гранта» и других.

Исаак Дунаевский

Владимир Высоцкий

Он был поэтом, исполнителем и композитором, а еще самым страстным из Гамлетов. Он играл в театре и кино, писал пронзительные авторские тексты. Высоцкий писал так, что вся страна понимала и любила его творчество. Стихи автора переведены на 200 мировых языков. Как композитор он сначала играл на пианино, потом на аккордеоне. Гитара у него появилась не сразу. Сам Высоцкий говорил, что вначале он просто стучал ритм по гитаре и пел свои или чужие стихи.

fb.ru

Композиторы советского кино — Look At Me

 Они оживили наши любимые фильмы.

 

 

 Эдуард Артемьев

 (род. 30 ноября 1937 ) — русский советский композитор в жанре электронной музыки. Известен, в частности, как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

Где послушать?

«Чисто английское убийство»,«Зеркало»,«Раба любви»,«Неоконченная пьеса для механического пианино»,«Сталкер»,«Несколько дней из жизни И. И. Обломова»,«Девочка и дельфин»,«Родня»,«Человек-невидимка»,«ТАСС уполномочен заявить»,«Курьер»,«Без срока давности»,«Визит к минотавру»,«Город Зеро»«,Утомлённые солнцем»,«Сибирский цирюльник»,«Доктор Живаго», «12»….             

 (last fm)

                                                                    

 

Геннадий Гладков

 (род. 1935) — советский и российский композитор, автор музыки к кинофильмам, Народный артист России(2002).

Где послушать?

«Джентльмены удачи», «Люди и манекены», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Ты — мне, я — тебе!», «12 стульев», «Собака на сене» «Обыкновенное чудо», «Сватовство гусара», «Благочестивая Марта», «Берегите мужчин!», «Формула любви», «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара Капуцинов» «Дон Сезар де Базан» …

(last fm)

 

                                                                      

 

Владимир Дашкевич

 (род.20 января 1934) — советский и российский композитор и теоретик музыки. Лауреат Государственной премии СССР 1991 года.

Где послушать?

«Бумбараш»,«Красавец-мужчина»,«Голубой карбункул»,«Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»,«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»,«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»,«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры»,«Без семьи»,«Пеппи Длинный чулок»,«Зимняя вишня»,«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается2,«Собачье сердце»,«Возвращение в Зурбаган»,«Человек из чёрной «Волги»»,«Армавир»,«Вор»,«Цирк сгорел, и клоуны разбежались»,«Ворошиловский стрелок»,«Воспоминания о Шерлоке Холмсе»,«Азазель»…

(last fm)

                                                                       

 

Максим Дунаевский

 (род. 15 января 1945) — советский, российский. В 19 лет окончил музыкальное училище, в 25 — теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции. Его педагогами были Н.П. Раков, Д.Б. Кабалевский, А.Я. Эшпай, Т.Н. Хренников, А. Шнитке.Максим Дунаевский вполне мог стать композитором, пишущим классическую музыку. Но его судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ «Наш дом», которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями Максим Дунаевский стал писать музыку для театра, а позднее и для кино.

Где послушать?

«Д’Артаньян и три мушкетёра»,«Ах, водевиль, водевиль…»,«Летучий корабль»,«Карнавал»,«Кошкин дом»,«Мэри Поппинс, до свидания!»,«В поисках капитана Гранта»,«Ловушка для одинокого мужчины»,«Ребёнок к ноябрю»,«Мушкетёры двадцать лет спустя»,«Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»….

(last fm)

 

                                                                  

 

Александр Зацепин

 (р. 1926) — российский композитор, автор музыки ко многим популярным фильмам. Наибольшей известностью пользуется музыка композитора, написанная к кинокомедиям Леонида Гайдая.В 1956 году Александр Сергеевич окончил Алматинскую консерваторию по классу фортепиано (учитель Е.Г. Брусиловский). Работал музыкальным оформителем на студии «Казахфильм».

Где послушать?

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»,«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»,«Белый рояль»,«Бриллиантовая рука»,«Двенадцать стульев»,«Командир счастливой «Щуки»»,«Иван Васильевич меняет профессию»,«Земля Санникова»,«Ни слова о футболе»,«Не может быть!»,«Капитан Немо»,«Женщина, которая поёт»,«За спичками»,«Спортлото-82»,«Где находится нофелет?»,«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»…

(last fm)

 

                                                                   

 

Гия Канчели

( род.10 августа 1935) — советский и грузинский композитор, пишущий симфоническую музыку, музыку для театра и кино.

Где послушать?

«Не горюй!»,«Чудаки»,«Кавказский пленник»,«Мимино»,«Синема», «Ханума»,«Земля отцов наших»,«Кин-дза-дза!»,«Паспорт»,«Орёл и решка»,«Пан или пропал»,«Медвежий поцелуй»…

(last fm)

                                                                 

 

Евгений Крылатов

(23 февраля 1934 ) — советский и российский композитор. Написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей.

Где послушать?

«Умка»,«О любви»,«Ох уж эта Настя!»,«Достояние Республики «,«Ищу человека»,«Конец императора тайги»,«Русалочка»,«Риск- благородное дело»,«Трое из Простоквашино»,«Приключения Электроника»,«С любимыми не расставайтесь»,«Приключения Васи Куролесова»,«Чародеи»,«Гостья из будущего»,«Лиловый шар»,«Лягушка-путешественница»…

(last fm)

                                                                

 

Александра Пахмутова

 (род. 9 ноября 1929) — выдающаяся российская и советская композитор-песенник. Автор более чем 400 песен.

Где послушать?

«Девчата»,«Жили-были старик со старухой»,«Три тополя на Плющихе»,«Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе»,«О спорт, ты — мир!»,«Полынь — трава горькая»…

(last fm)

 

                                                                    

 

Андрей Петров

(2 сентября 1930, Ленинград — 15 февраля 2006, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор, автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки, песен и музыки к многочисленным кинофильмам и драматическим спектаклям.

Где послушать?

«Человек-амфибия»,«Я шагаю по Москве»,«Тридцать три»,«Берегись автомобиля»,«Его звали Роберт»,«Зигзаг удачи»,«Старая, старая сказка»,«Старики-разбойники»,«Синяя птица»,«Белый Бим Чёрное ухо»,«Служебный роман»,«Гараж»,«Осенний марафон»,«О бедном гусаре замолвите слово»,«Вокзал для двоих»,«Жестокий романс»,«Забытая мелодия для флейты»,«Небеса обетованные»….

(last fm)

 

                                                                    

 

Алексей Рыбников

 (род. 17 июля 1945 года в Москве) — композитор, Народный артист России (1999)[1], Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1989), лауреат международных и общественных премий. В 1992 году был награждён орденом Орла I степени за деятельность общенародного значения. В 1993 году стал обладателем приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». С 1969 года — член Союза композиторов, с 1979 — Союза кинематографистов. Член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.

Где послушать?

«Остров сокровищ»,«Большое космическое путешествие»,«Приключения Буратино»,«Усатый нянь»«Новые приключения капитана Врунгеля», «Тот самый Мюнхгаузен», «Юнона и Авось»,«Ералаш»,«Шла собака по роялю»,«Вам и не снилось»,«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»,«Сказки… сказки… сказки старого Арбата»,«Магистраль»…

(last fm)

 

                                                                       

 

Микаэл Таривердиев

 (15 августа 1931- 25 июля 1996) — выдающийся советский и российский композитор армянского происхождения, народный артист РСФСР, народный артист России, автор музыки к фильмам.

Где послушать?

«Мой младший брат», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» , «До свидания, мальчики!» ,«Любить» ,«Король-олень» ,«Пассажир с „Экватора“» ,«Ошибка резидента» ,«Судьба резидента» ,«Семнадцать мгновений весны» ,«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» ,«Ольга Сергеевна» ,«Мы, нижеподписавшиеся» ,«Ученик лекаря» ,«Загадка Эндхауза» …

(last fm)

 

                                                           

 

Спасибо lastfm.ru и  ru.wikipedia.org за любезно предоставленную информацию.

                                                                   ●

 

www.lookatme.ru

Композиторы ХIХ — ХХ века — Учащемуся — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7» города Магнитогорска

1. А.Н.Скрябин

2. С.С.Рахманинов

3. И.Ф.Стравинский

4. С.С.Прокофьев

5. Д.Д.Шостакович

7.Г.В.Свиридов

8. В.А.Гаврилин

9.М.Л.Таривердиев

10.А.В.Александров

11.А.И.Хачатурян

12.А.П.Петров

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ХIХ —  ХХ ВЕКА.

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)

Скрябин

Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.

 Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. Вначале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист — композитор гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.

 Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.

 Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эффектов.

 Последняя незаконченная «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

 Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»

 Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов.

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943)

Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

 Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассицизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

 В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последние сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова: «Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире.»

 «Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.»

 «Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки… Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран».

 Цитата о С.В.Рахманинове:  «Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека.» И.Гофман

 «Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание». А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Стравинский

 Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

 Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.

 В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку».

 Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.

 Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.

 В творчестве Стравинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

 Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»

 Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович.

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.  Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался сочинением музыки, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков.

Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма.

С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

 Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы.

 Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

 Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

 Цитата С.С.Прокофьева: «Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

 «Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

 Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

 Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)

Шостакович 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.

 Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже вначале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.

 До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.

 Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насыщенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

 Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди. Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи».

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (1915 – 1998)

Свиридов

Родился(3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — умер 6 января 1998, Москва) — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).

Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии.Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был поч

mdshi7.ru

Современные композиторы-классики. Произведения современных композиторов

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

современные композиторы

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова — как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить величайших композиторов, а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности — ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так — великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.

  • Пахмутова Александра Николаевна.
  • Прокофьев Сергей Сергеевич.
  • Рахманинов Сергей Васильевич.
  • Свиридов Георгий Васильевич.
  • Скрябин Александр Николаевич.
  • Слонимский Сергей Михайлович.
  • Стравинский Игорь Федорович.музыка современных композиторов
  • Хачатурян Арам Ильич.
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич.
  • Шнитке Альфред Гарриевич.
  • Щедрин Родион Константинович.песни современных композиторов

Зарубежные композиторы 20 века. Список

  • Альбан Брег.
  • Антон Веберн.
  • Арнольд Шенберг.
  • Бела Барток.
  • Вилла-Лобос Эйтор.
  • Витольд Лютославский.
  • Дьердь Лигети.
  • Джон Кейдж.
  • Джордж Гершвин.произведения современных композиторов
  • Леонард Бернстайн.
  • Луиджи Ноно.
  • Микалоюс Чюрленис.
  • Надя Буланже.
  • Оливье Мессиан.детские современные композиторы
  • Пауль Хиндемит.
  • Чарльз Айвз.
  • Эдвард Бенджамин Бриттен.
  • Эдгар Варез.
  • Янис Ксенакис.

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

современные композиторы классикиОднако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.
  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) — композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и «продвинутость». Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это «В созвездии Гончих псов» (музыка написана для флейт и фонограммы), «Сиамский концерт» (предназначенный для двух фортепиано), «Сублимации» (для симфонического оркестра), «27 разрушений» (для ударных инструментов) и многие другие.

Сергеева Татьяна (р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) — композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется «Безответный звонок», написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений — это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

детские композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: «Мама», «Признание», «Ветер странствий», «Вдохновение», «Бал в замке принца», «Прелюдия», «Марш», «Вальс», «Колыбельная». Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных жанрах: песни, романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием «Радуйся солнцу» и «Детский альбом» для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: «Дюймовочка», «Деревянные башмаки», «Вариации мужичок с гармошкой», «Емеля на печке едет», «Грустная принцесса», «Девичий хоровод».

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми известными композиторами считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как «Красная шапочка», «Про Федота-стрельца», «Дети капитана Гранта», «По щучьему веленью», «Пластилиновая ворона» и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей — В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать «Голубой вагон», «Хрюшку», «Чунга-Чангу», «Антошку» и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

fb.ru

10 великих русских композиторов. Часть 2.

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.


Великие русские и советские композиторы. Скрябин, Рахмантнов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович

Начало: 10 великих русских композиторов. Часть 1.

6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)


Александр Николаевич Скрябин Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия. 
Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов. 
Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»

Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов


А.Н.Скрябин «Прометей»

 

 

7. Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943) 


Сергей Васильевич РахманиновСергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последнии сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:
«Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире.»
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.»
«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки… Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора…. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран.»

Цитата о С.В.Рахманинове:
«Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека.» И.Гофман
«Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание.» А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.


С.В.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

 


8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)  
Игорь Фёдорович Стравинский Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку».
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»

Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович

Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.
— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…


И.Ф.Стравинский. Сюита «Жар-птица»


  
9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич ПрокофьевСергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева:
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

С.С.Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

 

 
10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)  

Дмитрий Дмитриевич ШостаковичДмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие. 
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»

Д.Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская»


 

 Д.Шостакович. Вальс № 2

emtext-align: justifynbsp; title=

www.olofmp3.ru

Выдающиеся композиторы советской музыки – краткая характеристика. — КиберПедия

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика.

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
Александр Порфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.



Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

Пётр Ильич Чайковский пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.



Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка.

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитор гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Скрябина и является ярким его шедевром.

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор».
Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации.

Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист,дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки;оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

 

cyberpedia.su

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *