Символы мусульманской веры: Религиозные символы — Naked Science

Содержание

Знак Ислама — какой он и что значит?

  1. История возникновения
    1. Османы и символ полумесяца
    2. Знак полумесяца в современном мире
  2. Отношение мусульманских ученых
  3. Знак полумесяца в других религиях
  4. Полумесяц в архитектуре

Символы и знаки Ислама имеют в своей основе интересную предысторию. О том, как именно был введен в обиход знак Ислама в виде полумесяца и почему он прижился и стал ассоциироваться с мусульманской религией на протяжении многих веков во всем мире, рассказывает в своей книге шейх Абдуль-Хайй аль-Катани. В труде под названием «Ат-Таратибуль-идария» в главе «Вафиятуль-Асляф» есть сообщение о том, что установление знака Ислама в форме полумесяца над минаретом мечети – это бидъа, то есть новшество или нововведение, которое впервые было введено в практику, когда в Халифате правили Османиды, а они эту практику позаимствовали у византийских цезарей.

Как и большинство фундаментальных религий, исламская религия традиционно имеет свой знак Ислама – это полумесяц, и также звезду. Уже тысячу лет назад этот символ Ислама применялся при оформлении зданий и архитектурных сооружений мусульман.

История возникновения

Религиозного обоснования того, почему символ полумесяца в Исламе стал необходим в период Османской империи, не представлено, но часть ученых, исследовавших этот вопрос, считает, что это связано с тем, что мусульмане привержены лунному календарю. Существуют также мнение, что мусульмане выбрали полумесяц в качестве альтернативы кресту, когда завоевывали христианские территории, где повсюду возвышались кресты. Благодаря такому крашению здания мечетей и прочие мусульманские постройки стало возможным выделять среди остальных сооружений архитектуры.

История использования знака Ислама восходит к пятнадцатому веку, времени правления султана Мухаммеда II, который, готовясь к штурму столицы Византии Константинополя, увидел в небе перевернутый полумесяц и рядом с ним звезду. Султану показалось, что в этом знаке таится доброе предзнаменование, и он связал с его появлением свою победу в этот день, когда штурм города окончился успехом.

Османы и символ полумесяца

Относительно этого знака среди исторических обоснований чаще всего приводят историю, связанную с Османом, который в 1299 году был князем одного очень маленького государства в Малой Азии. Осману приснился сон, в котором он увидел серп Луны, распростершийся над землей с одного конца в другой. Осману показалось это добрым предзнаменованием, и он взял полумесяц за символ своей династии. Потомки Османа стали основателями огромной державы, и сон его сбылся – Османы прославились как величайшие владыки и мусульманские халифы, за всю исламскую и мировую историю. 

Завоевав Константинополь в 1453 году, Османы заимствовали у города его символ – сочетание звезды и полумесяца, и со временем оно стало символизироваться с военными победами Османов. На всем протяжении истории Ислама полумесяц со звездой стал использоваться и как знак мусульманских культурных достижений, а постепенно стал восприниматься как символ самого Ислама.

Османская империя стояла во главе мусульманского мира на протяжении нескольких сотен лет, и постепенно символ Османов в виде полумесяца со звездой стал восприниматься как знак всего Ислама и его приверженцев.

Знак полумесяца в современном мире

В современном мусульманском мире знак Ислама в форме полумесяца и звезды мусульмане носят в качестве подвески на цепочке, но не стоит придавать такой подвеске какой-то сакральный смысл, поскольку она не является ни идентификацией религиозной принадлежности хозяина, ни аналогом подобных знаков, используемых в других религиях – креста в христианской религии.

С течением времени значение символа неоднократно претерпевало изменения. Он ассоциировался с изобилием, богатством и могуществом верховной власти, постепенно перейдя на флаги и гербы многих мусульманских государств. Сейчас его можно встретить на флагах Пакистана, Мавритании, Турции, Алжира, Туркменистана, Коморских островов, Турецкой республики Северного Кипра, Туниса, Мальдивской республики, Ливии, Узбекистана.

В двадцатом веке связь данного символа укрепилась еще больше: в этот период по образцу Красного Креста был создан Красный Полумесяц.

Отношение мусульманских ученых

На заре Ислама не было каких-либо символов, которые были бы связаны с исламской религией – знамена Ислама были преимущественно чисто белого цвета, зеленые или черные, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, армии Ислама и караваны мусульман как отличительный знак применяли флаги черного, зеленого и белого цвета. Никаких указаний на то, что должен быть какой-то знак Ислама, не содержится в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка ﷺ. Сама идея Ислама против любого проявления символизма, поскольку мусульмане считают исламскую религию универсальной и глобальной.

В Исламской религии запрещено создание культа и возведение в культ помимо Аллаха людей, животных или предметы. Цель Ислама – в избавлении людей от поклонения идолам и языческим традициям, поэтому и были низвергнуты аравийские и мекканские идолы и истуканы, чтобы научить людей отвергать все то, что примешивается к чистому единобожию. По Исламу, нельзя превращать во что-то священное какой-то определенный символ. Есть сферы, в которых нововведения являются запрещенными – это сфера нравственности, вероубеждения и Шариата, но в остальных аспектах жизни мусульманина можно допускать переосмысление и дальнейшее развитие, если оно необходимо, заимствовать чужое, даже если обоснования для этого в исламских текстах нет.

Полумесяц со звездой символом или знаком Ислама считать нельзя – это не имеет под собой никаких оснований и не было бы правильным. Но можно использовать такой знак как символ определенной династии или страны – в использовании в таком контексте противоречить Шариату не будет.

Мусульмане относятся к данному знаку довольно противоречиво, те мусульмане, которые разбираются в истории символики, не приемлют полумесяца, поскольку считают это проявлением язычества, памятуя о том, что его использовали древние народы в своих языческих верованиях.

Если человек незнакомый с мусульманами и мусульманской религией. задаст себе вопрос, что означает полумесяц у мусульман, который они вешают в виде кулона в автомобиль или в виде цепочки на грудь, перстней на пальцах, или используют в различных изобразительных искусствах, или на зданиях мечетей, то ответ заключается в том, что полумесяц со звездой или без нее по Исламу ничего не означает и не является его символом с канонической точки зрения. Однако данный знак является некой традицией и ассоциацией для некоторых мусульман и не мусульман к исламской религии. Среди мусульман немало и тех, кто даже отвергают данный знак как исламский, поскольку для них он напоминает языческий символ народов, живших в древности.

Знак полумесяца в других религиях

Данный знак появился на тысячелетия раньше, чем появился сам Ислам. Существуют исторические упоминания, что звезда и полумесяц были символами богини Дианы из греческой мифологии и богини Танит, которую почитали карфагенцы.

Этот знак можно встретить и на православных храмах: там они расположены в нижней части креста.

Из результатов всех этих исследований можно сделать вывод, что символ полумесяца и звезды – это результат смешения исламской традиции с теми верованиями, традициями и стереотипами, которые его окружали на всем протяжении его развития.

Полумесяц используется в индуизме, в религии с тысячелетней историей, и он является атрибутом бога Шивы, одного из верхних богов, у которого полумесяц украшал его прическу. В индуизме он ассоциируется с контролем над своим умом и своими ментальными процессами.

Древняя египетская богиня Иштар также ассоциировалась со знаком полумесяца, который в египетской мифологии символизировал рост и процветание.

У многих народов Азии был культ Луны еще в период язычества, а в античном мире этот символ появился во время греко-персидской войны.

Жители Тюркского каганата использовали такую символику очень широко: они изображали ее и на монетах, которые были в обращении.

Персидская империя Сасанидов применяла полумесяц в качестве своего одного из главных символов, украшая им даже короны своих правителей.

Полумесяц в архитектуре

Полумесяц отдельно или вместе со звездой, стали украшать на мечетях еще при Османском государстве, когда появилась необходимость дать символ в архитектуре, отличающий мусульманские строения от сооружений христианства. Практика украшения мечетей изображения месяца распространилась с течением времени, но никакого сакрального смысла этому знаку не придавали.

В архитектуре некоторых народов его использовали для того, чтобы зафиксировать время, когда было окончено строительство здания всей мечети или ее отдельных минаретов: в форме месяца фиксировали фазу Луны, на которую приходилось окончание строительства. Именно с этим связано то, что форма месяца и его поворот отличается на разных мечетях, а есть и такие архитектурные примеры, когда навершия выполнены в форме круга, то есть полной Луны.

В настоящий период времени такой символ применяется в геральдике не только исламских государств, но и на гербах и флагах западных стран: в геральдике Англии и Канады полумесяцем изображают второго сына или младшую линию.

Споры относительно знака Ислама не утихают, и по-прежнему есть те, кто принимает полумесяц как символ Ислама, и есть те, кто категорически не приемлет в Исламе какие-либо символы. Окончательное решение принимает для себя каждый мусульманин сам.

Символ веры ислама. История религий Востока

Символ веры ислама

Коран и Сунна были доступны далеко не каждому – их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания — центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т. е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва — обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, – неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин; женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников – торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого – сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого – в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела). Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте (вне кладбищ, боен, отхожих мест и т. п.), на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.

Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву, ибо намерение что-либо сделать в исламе вообще и в мусульманском праве в частности значит очень много. В данном случае, при молитве, оно как бы настраивает на определенный лад, готовит к торжественному моменту общения с Аллахом. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, затем привстает на коленях и вновь кланяется, сопровождая все эти действия невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана, реже – других молитвенных текстов. Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит.

Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют такого рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и три-четыре раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают и дополнительные – за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. Молитвы такого рода обычно совершаются в присутствии имама или иного знатока ислама; подразумевается, что молящийся просит Аллаха о содействии, ожидает его благословения, надеется на его защиту.

Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители-муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершить омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальной нише-михрабу, указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т. п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище.

За соблюдением поста следят строго. Он начинается с появлением молодой луны месяца рамазана по распоряжению кади (исламский судья). А так как мусульманский лунный год имеет всего 354 дня и месяцы исламского календаря сменяют друг друга, невзирая на сезон года и принятое в современном мире летосчисление (отчего исламский календарь не совпадает с общепринятым – по мусульманскому календарю сейчас XV век, хотя начинается он с 622 г.), пост может приходиться не только на короткие дни зимы, но и на длинные жаркие дни лета, да еще совпасть с тяжелыми полевыми работами. Но закон неумолим: правоверные обязаны с утра до вечера работать без еды и капли воды, причем за нарушения положены суровые наказания. От поста освобождаются лишь путешествующие, да и то с обязательством возместить дни поста в другое время.

Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время —по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана. Нельзя поститься (вне рамазана) в пятницу, субботу и воскресенье. От поста иногда можно откупиться (особенно больным и старым) пожертвованием дополнительной милостыни. В дни поста мусульмане особенно тщательно молятся, а в рамазане к пяти ежедневным молитвам добавляют шестую, тоже вечернюю, с 20 ракатами, чаще всего под руководством имама.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой (в форме участия неимущих в пиршествах и т. п.). Кроме обязательной милостыни-закята, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существовала и дополнительная милостыня (садака – добровольное даяние), выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим дервишам, дарений на богоугодные нужды – строительство мечетей, школ, больниц (иногда в форме дарения недвижимости – вакуфа).

Хадж — пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Но так как практически это осуществить было нелегко, хадж для правоверных был делом чести, престижа. Многие стремились исполнить этот свой долг, хотя не многим удавалось добиться этого. Ежегодно в среднем около 70 тыс. правоверных (в последние годы – намного больше) прибывает в Мекку в дни великого жертвоприношения Аллаху (в другие дни хадж не засчитывается): они делжны посетить святые места в Мекке, Медине и Иерусалиме, семикратно обойти Каабу и поцеловать ее черный камень. Кроме того, каждый паломник приносит жертву. Лишь совершившие весь обряд паломники получают право носить почетное наименование ходжи.

К пяти столпам исламской веры нередко добавляют еще один —шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Такая война тоже была священной заповедью правоверных. Это не значит, что всех немусульман всегда уничтожали. В исламских странах проживало немало иудеев, христиан и прочих неверных, плативших все положенные налоги и лишь несколько ограниченных в их гражданских правах. Речь о газавате шла преимущественно в годы военных действий, в периоды резкой вражды и особенно в условиях национально-освободительных войн. В это время война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов-мусульман. Своими ратными успехами и победоносным продвижением в первые века ислама арабы были во многом обязаны именно этому священному принципу. И здесь свою роль играл не только фанатизм, но и фатализм, т. е. убежденность в том, что судьба каждого предопределена Аллахом заранее, что ее все равно не обойти (чему быть – того не миновать) и что поэтому нечего бояться, можно смело идти в бой, особенно за правое дело.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Символика религиозных движений мира. Ислам.

Здравствуйте уважаемые
Давно с вами не говорили о символике религиозных движений. В прошлый раз остановились вот тут вот: https://id77.livejournal.com/2641412.html
Начнем сегодня говорить об Исламе.
Строго говоря, исламская символика, как таковая не существует, поскольку эта религия максимально лаконична в употреблении каких-либо изображений и совершенно в них не нуждается.
Однако существует определенная атрибутика, обрядовость, свод правил, что тоже является своеобразным символом.
Ислам (по-арабски буквально — «покорность», предание себя воле Божьей) — одна из наиболее распространенных религий мира.
Ее последователи —- мусульмане — составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения в таких странах, как Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, население Аравийского полуострова и значительной части Индии и Северной Африки.
Мусульманство исповедуют люди, проживающие на Северном Кавказе, в Татарстане и в республиках Средней Азии. Общая численность мусульман в мире составляет около 500 млн. чел.

Главным символом можно считать Звезду и полумесяц. Как уже говорили выше,несмотря на всю распространенность, полумесяц не является символом ислама и стал применяться в архитектуре мечетей около 1000 лет назад. Религиозное подтверждение необходимости его отсутствует. Одной из предполагаемых причин появления полумесяца на минаретах мечети является приверженность мусульман лунному календарю и стремление выделить мечеть среди других зданий.

Ну а самая распространенная версия, что полумесяц связан с хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь, якобы, на небе был полумесяц. При этом пятиконечная звезда — пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.
Полумесяц и звезду можно скорее принять за символ турецкой Османской династии. Впервые он стал считаться символом после взятия турками Константинополя (нынешнего Стамбула) в 1453 году. Тогда, после долгой осады, султан Мухаммед II увидел в небе необычное оптическое явление — перевернутый полумесяц со звездой вверху. Он счел это добрым предзнаменованием, и действительно, штурм следующим утром принес успех.

Вообще же в исламе рогатая луна или полумесяц со звездой обозначают богатство и верховную власть. Поэтому они присутствуют в государственных флагах ряда исламских государств: Пакистан, Тунис

А вообще позиция богословов примерно такая:
«Что касается символа или эмблемы, то мусульмане поклоняются Аллаху и отвергают любых идолов. Мы убеждены в том, что христиане сделали крест символом их Господа или сына их Господа, как они заявляют, и надеются снискать от этого креста благодать и защиту. Мусульмане же испрашивают благодать и защиту лишь у Аллаха, и поэтому у мусульман нет символа, подобного кресту христиан. Некоторые мусульмане избрали символом полумесяц, чтобы противопоставить его кресту, но это неправильно, и это является нововведением в Ислам»

Второй распрстраненный символ более древний. Это так называемый o;алям», изображающий раскрытую ладонь. Вот как понимается его суть:

«То есть это рука с открытой ладонью, которая символизирует отрубленные руки Абу-ль-Фадля Аббаса — героя Кербелы и брата Имама Хусейна. Согласно другой трактовке, пять пальцев руки означают пять «асхабу-ль-киса» — «людей под накидкой», очищенных полным очищением (Мухаммад, Фатима, Али, Хасан и Хусейн)»

Среди ваххабитов распространён такой знак как вытянутый вверх указательный палец. По наивным представлениям «саляфитов», этот знак должен демонстрировать их приверженность единобожию – ведь Бог един, как и палец. Ваххабиты очень любят позировать на фото с таким «пальцем», желая тем самым показать своё «единобожие».
Однако нет никаких хадисов, которые говорили бы о таком пальце как о некоем символе Ислама или единобожия.

Еще один из символов Ислама — это число 8
В исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита.
В связи с этим в восточных орнаментах приветствуются и восьмиконечные звезды.

Ну и наверное, еще одним символом можно назвать мечеть.
В исламском мире мечеть является главным сооружением города в социальном, политическом и градостроительном отношении. Слово «мечеть» (по-арабски «аль-масджит») переводится как «место, где совершаются земные поклоны».
Сама по себе мечеть традиционно не имеет сакрального характера, поэтому никак не освящается. В настоящее время таким атрибутом считается изображение полумесяца, венчающего мечеть, а также каллиграфически исполненные изречения из Корана, располагающиеся в самых разных местах (на фасадах здания, поверхностях стен, минаретов, воротах). Считается, что в России культовые здания венчались символом обозначения конфессиональной принадлежности (православие – кресты, мусульманство – полумесяцы). В других странах полумесяц как символ ислама на мечетях отсутствует (Средняя Азия), либо имеет иной вид (отрубленная рука Али на мечетях в Азербайджане).

У мечети обычно несколько назначений. Первое и наиважнейшее – предоставить мусульманам место для совершения общей молитвы. Также мечеть играет важную роль в общественной жизни мусульманской общины.
Мечеть также призвана выполнять важную функцию школы, или медресе, где верующие могут изучать арабский язык, Коран и различные исламские дисциплины.
В каждой мечети есть стена, обращенная к Мекке, известная как стена киблы. В этой стене и располагается михраб. Возглавляющий молитву всегда стоит лицом к михрабу, который иногда называют «нишей света», символом Божественного Присутствия в сердце. Бывает, что михраб выполнен в форме раковины; створки раковины символизируют «ухо сердца», а жемчуг, содержащийся внутри нее, – «Божественное Слово».

Справа от михраба устроен минбар – возвышение, с которого имам провозглашает проповедь (хутбу). Подобное возвышение может быть очень простым и незамысловатым, а может быть и изысканно украшенным. Простейшей формы минбар представляет собой всего лишь пару покрытых ковром ступенек, ведущих на небольшой помост. Роскошные же минбары могут состоять из довольно высокого лестничного пролета, искусно отделанного узорчатой резьбой.
В мечети запрещены любые изображения живых существ и других объектов возможного поклонения. Считается, что живые существа, которых изображает художник, сойдут с картин накануне Страшного суда и будут требовать свои души, но он не сможет выполнить их требования, а поэтому будет обречен гореть в адском пламени.

Вот примерно так.
Приятного времени суток.

Символ ислама: история возникновения и фото

Каждая религия имеет свои символы. Они – не только рисунки, которые выдумали древние народы из-за собственной прихоти или любви к искусству. Созданные ими изображения – их абстрактное видение и понимание Бога, его сущности. Это аллегория, помогающая людям понять основы верования, его глубину, связь с эмоциональным началом. В нашей жизни много символов, но только религиозные отображают целый спектр моральных ценностей, а также имеют большую силу и неоспоримое влияние на простого человека.

Суть ислама. Основные символы религии

Верование широко распространено в Азии. Около 23% людей на земле исповедуют ислам, который был основан ещё в VII веке пророком Мухаммедом. Само понятие переводится как «послушание Богу и мир», что уже отображает основные догмы религии. Мусульмане проповедуют человечность и гармонию отношений, правильную честную жизнь на благо обществу и Родине, а также простоту, разумность, единство материального и духовного.

Все эти правила описаны в священном «Коране». Согласно легенде, книгу от имени Аллаха передал Мухаммеду архангел Гавриил. С тех пор все мусульмане чтут описанные на этих страницах каноны, даже малейшее нарушение правил в Азии сурово карается. Символ ислама – полумесяц и его верная спутница пятиконечная звезда. Они неизменно красуются на всех мечетях – храмах, где истинные верующие молятся своему Аллаху. Кроме религиозных сооружений, символ ислама также часто встречается на флагах многих государств: Турции, Туниса, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Сингапура, Пакистана и других.

История появления полумесяца

Когда в мусульманских общинах зародился ислам, символы веры ещё не придумали: в головы людей даже не приходила мысль о необходимости их существования. При жизни Мухаммеда армия использовала простые однотонные флаги: белые, зелёные или чёрные. Так продолжалось аж до 1453 года, когда турки перехватили власть в халифате и заняли Константинополь. От здешнего народа они и переняли изображение полумесяца: его начали рисовать на флагах и украшать им мечети.

По другой легенде, основателю Османской империи приснился сон, в котором он увидел огромный полумесяц, что простирался от одного края земли до другого. Правитель посчитал это добрым знаком и решил сделать его символом своей династии. В эти времена полумесяц и звезда стали эмблемой боевых знамён и штандартов. Но не стоит также забывать, что изображение ночного светила активно использовалось задолго до возникновения этой религии. Например, нынешний символ ислама – полумесяц – венчал голову древнегреческой богини Артемиды.

Полумесяц и Османская империя

Как известно, держава турок просуществовала не одну сотню лет. Её жители активно использовали символ веры в исламе – полумесяц, поэтому сегодня многие народы ассоциируют его именно с этой религией. Хотя вначале он оставался просто эмблемой Османов, а не их верования. Ведь мусульмане на протяжении многих лет яро осуждали преклонение перед идолами, истуканами, любыми изображениями. У них не было амулетов и талисманов, икон и религиозных атрибутов. Поэтому и во времена Османской империи, и в современном мире полумесяц — скорее символ турецкого народа, так же как скрещённые сабли и пальмы – эмблема Саудовской Аравии. Мусульмане в этом отношении могут использовать разные изображения, главное, чтобы они не противоречили шариату.

В Османской империи свято чтили месяц. Турки говорили, что он играет важную роль в жизни людей. Во-первых, освещает дорогу ночью, в кромешной тьме. Во-вторых, благодаря его видоизменениям, человек может ориентироваться во времени. Символ ислама — полумесяц и звезда, его постоянная соседка, со временем трансформировались в понятие «огонька во мраке», который указывает путь всем истинно верующим людям.

Мнение учёных-мусульман

Все они непреклонно утверждают, что символ ислама, полумесяц, появился над турецкими минаретами благодаря предкам Александра Македонского. Один из них осадил Константинополь, который в те времена назывался Байзантом. Жители не испугались, а дали достойный отпор и изгнали завоевателей. Победа совпала с появлением на небосклоне зари. Её назвали добрым знаком: полумесяц начали изображать на державных документах как память про те значимые для города события. Далее изображение ночного светила унаследовали Цезари, которые впоследствии правили городом, центром Византии. Ну а после них он достался и Османской империи, которая сумела завоевать эти земли.

Сегодня многие мусульмане говорят: часть представителей их религии считают, что полумесяц – символ ислама, так же как крест – символ христианства. Но это большая ошибка. Истинные верующие, по их словам, поклоняются только Аллаху, а не языческим изображениям. Поэтому настоящие мусульмане, строящие мечети, не должны тратить деньги на то, чтобы украсить здание символами, которые не имеют никакого отношения к их религии.

Что говорят их оппоненты

Как противовес предыдущему суждению, некоторые приверженцы религии приводят противоположные доводы. Символы ислама и их значение они трактуют по-своему. Мол, пятиконечная звезда – это пять столбов их религии, а также пять обязательных ежедневных молитв. Что касается полумесяца, то он изображается на мечетях и минаретах, как символ почитания мусульманами лунного календаря.

Дискуссии между двумя противоположными сторонами ведутся уже не один десяток лет, и более убедительными аргументами оперирует всё-таки первая группа. Действительно, если заглянуть глубоко в историю, можно увидеть, что в самом начале основоположники ислама и их ученики не поклонялись никаким изображениям и статуям. Они просто ходили по миру и проповедовали свою веру. Даже религиозные сооружения были тогда без украшений и символов. В отличие от христианских церквей, мечети имеют очень бедный вид. В середине нет никаких икон, алтарей и позолоты – только мозаика на стенах, цветы возле окна и ковры для удобства верующих, которые склонились в молитве.

Где ещё используется полумесяц

Ответ на этот вопрос очень интересен для всех любителей истории. Почему символ ислама полумесяц? Это, а также суть легенд, связанных с его появлением, значение эмблемы и её использование – мы уже узнали. Теперь же окунёмся в верования давних народов, которые также почитали ночное светило и поклонялись ему. Например, буддизм трактует полумесяц, как символ контроля человека над умом. Египтяне также верили в его могущество: перевёрнутый «рожками» вверх, он всегда изображался рядом с богиней Исидой.

Шумеры ассоциировали его с лунным богом Сином, персы – со своими Высшими силами. Но самое интересное то, что и христианские кельты часто изображали его на религиозных рисунках: рядом с Девой Марией. Нарисованный рогами вверх на фоне живота святой, он, скорее всего, символизировал женское начало и плодотворное лоно. Анализируя всё это, можно утверждать: считать полумесяц символом ислама или нет, каждый решает сам для себя. Главное, что он активно используется многими религиями, а поэтому по праву является достоянием всего человечества.

Полумесяц как мусульманская символика. Его значение в исламе

На флаге многих мусульманских государств на фоне различных цветов изображён полумесяц с пятиконечной звездой. Кроме того, на минаретах мечетей также устанавливается полумесяц, указывающий направление в сторону киблы (Каабы). Эти и многие другие факторы привели к тому, что этот знак начал ассоциироваться как элемент ислама. Так ли это на самом деле и какое отношение имеет данный символ к религии Аллаха?

Во времена Заключительного Божьего посланника Мухаммада (с.г.в.) и праведного халифата мусульмане не использовали никакие особенные знаки как свои отличительные символы. В качестве боевых знамён применялись однотонные полотна зелёного, белого или чёрного цвета. В Священном Писании и Пречистой сунне тоже не указывается на необходимость использования какой-либо символики. Так каким же образом полумесяц стал отличительным знаком мусульманского мира?

 

История происхождения

Сегодня существует множество различных версий появления этого символа у мусульман. Наиболее распространённая из них гласит о том, что мусульмане переняли полумесяц у византийцев, почитавших луну.

Дело в том, что в 4 веке до нашей эры армия Филиппа II Македонского – отца Александра Македонского намеревалась захватить город Византий (Константинополь). Македонцы хотели взять крепость в тёмное время суток, сделав ставку на неожиданность атаки. Однако в ту ночь луна светила очень ярко, в результате чего македонцы были замечены, и их план провалился. Византийцы праздновали победу и благодарили свою богиню луны – Гекату. С тех пор символом Византии был признан полумесяц, который они активно использовали на своих штандартах.

В 1453 году армия Османской империи во главе с султаном Мехмедом II Завоевателем взяла штурмом город Константинополь – столицу Византийской империи, и она прекратила своё существование. Турки, как утверждает легенда, после победы переняли этот символ у местного населения и стали активно использовать его на своих знамёнах и штандартах.

Другая версия гласит, что основатель Османской империи – султан Осман I увидел во сне, как полумесяц освятил все соседние земли. Этот сон он воспринял как знак свыше. Осман растолковал своё сновидение в качестве предзнаменования захвата обширных территорий его потомками. Именно поэтому султан решил сделать полумесяц символом своей династии.

Согласно ещё одной теории султан Мурад II – отец Мехмеда Завоевателя (по другой версии – султан Селим I Грозный, отец Сулеймана Великолепного), прогуливаясь по полю после сражения, увидел отражение молодой луны в большой луже крови. Эта картина настолько впечатлила османского правителя, что он решил придать полумесяцу статус официального символа правящей династии.

Именно от турок пошло распространение изображения лунного серпа по всему исламскому миру. Ведь на протяжении многих веков Османская империя контролировала большинство современных мусульманских государств.

 

Отношение мусульманских учёных

Подавляющее большинство богословов утверждают, что полумесяц и звезда не имеют никакого отношения к исламу. Ни в Священном Коране, ни в Пречистой сунне не содержится никаких рекомендаций относительно почитания этот символа. Кроме того, первые мусульмане также не считали ночные светила своими знаковыми атрибутами.

По мнению этих алимов, данный символ скорее элемент турецкой культуры и истории, но никак не ислама. Поэтому носить его на шее, полагая, что он сможет уберечь и защитить, не дозволяется.

Но некоторые учёные всё же усматривают связь этого символа с религией Аллаха. В частности, полумесяц, как утверждают они, – это символ почитания луны как основного инструмента летоисчисления у мусульман. Пятиконечная звезда же означает 5 столпов в религии Единобожия.

Таким образом, появление полумесяца в исламской культуре уходит корнями во времена Османской империи и относится, прежде всего, к традициям турецкого народа, а не к мусульманской религии в целом. Но это вовсе не означает, что мусульманам запрещено носить кулоны с полумесяцем или одежду с его изображением. В данном случае всё зависит от намерения. Если человек надевает полумесяц исключительно для красоты, то ничего порицаемого в этом нет. Если же он уверен, что исламский символ оберегает его, то такое деяние греховно и приравнивается к ширку, так как оберегать человека способен лишь один Всевышний.

Религия и традиции в современной России, какая религия в России, основные религии

Россия — многоконфессиональная страна, а это значит, что на её огромной территории сосуществуют разные религии и основные из них — это христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Сторонники каждой придерживаются своих традиций, чтя и бережно передавая их потомкам и последователям.

Сохранение и реставрация духовных памятников сегодня контролируется на государственном уровне, а паломнический туризм в России становится всё более популярным.

Приглашаем Вас на виртуальную экскурсию по самым неповторимым и самобытным религиозным памятникам архитектуры России, которые, безусловно, стоит посетить лично.

• Кижи – жемчужина деревянного зодчества, которая по праву возглавляет список 10 самых красивых церквей России, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и центром притяжения православных христиан со всего мира. Достопримечательность раскинулась на острове Кижи, окруженном водами Онежского озера. Архитектурный ансамбль состоит из шатровой колокольни, Преображенской и Покровской церквей, которые, согласно преданию, построены без единого гвоздя. Гуляя по острову, можно заглянуть в дом русского крестьянина и воочию убедиться в том, что христианство с давних времен было неразделимо связано с русским народом.
Россия, республика Карелия, остров Кижи

• Главной соборной мечети Казани Кул Шариф всего лишь 15 лет, но ее история насчитывает столетия. Кул Шариф — это архитектурная копия мечети Аль — Кабир, символа поволжского ислама, расположенного в Казанском ханстве вплоть до XVI века. Внешне купол мечети напоминает «казанскую шапку», которую раньше носили местные ханы, а внутри купол украшен люстрой из чешского стекла весом более 2,5 тонн. Убранство мечети выполнено из краснодарского дуба, уральского мрамора, хрусталя и золота. В дни религиозных праздников мечеть вмещает в себя почти две тысячи верующих мусульман, становясь одним из главных молитвенных центров России.
Россия, республика Татарстан, город Казань

Большая хоральная синагога — один из духовных центров евреев в России и вторая по величине синагога в Европе после будапештской. Архитектурный проект синагоги был разработан при участии главного архитектора Петергофа Николая Бенуа и утвержден императором Александром II. Еще при строительстве синагоги началась продажа мест на скамейках, некоторые из которых были выкуплены пожизненно петербургскими меценатами. Стоит отметить, что скамейки, построенные в дореволюционные времена, сохранились до сих пор. Живописная винтовая лестница, ведущая к органу и хору, также передает дух того времени и создает особую атмосферу. Синагогу стоит посетить всем, кто исповедует иудаизм либо интересуется историей религии. В синагоге регулярно проходят экскурсии, в рамках которых, например, есть возможность посетить венчальный зал и увидеть, как проходит традиционная еврейская свадьба.
Россия, город Санкт — Петербург

Иволгинский дацан — часть комплекса буддийских храмов и место, положившее начало возрождению буддизма еще во времена СССР. Храм широко известен туристам по всему миру не только своей аутентичной архитектурой, молитвенными барабанами, а тем, что именно здесь находится нетленное тело Доржо Итигэлова доказавшего, что все люди бессмертны. Буддийские паломники мечтают прикоснуться к нетленному ламе, ведь это сулит удачу во всех делах, а туристам интересно взглянуть на человека, который почти 100 лет прибывает в состоянии нирваны.
Россия, республика Бурятия, село Верхняя Иволга

Духовные святыни в России — это калейдоскоп ярчайших памятников архитектуры и разных культур, который доказывает, что в сердцах людей живет вера. И она непоколебима.

 

Сосуществование ислама и христианства

Яков Кротов: Этот выпуск программы посвящен взаимоотношениям христианства и ислама и прежде всего вопросу о том, есть ли христианину что позаимствовать в исламе, без чего христианин не может обойтись. Я думаю, этот вопрос нужно задавать прежде всего мусульманину. И, симметрично: есть ли в христианстве что-то, что необходимо мусульманину, без чего он обедняет свою духовную жизнь? И мне кажется, что с этим вопросом надо обращаться к христианину. Поэтому сегодня у нас в гостях двое: православный Владимир Ерохин, духовное чадо покойного отца Александра Меня (Владимир Петрович жил в Назарете, поэтому с исламским миром знаком не по книжкам), и московский мусульманин Рустам Джалил.

Начнем с небольшого видеоинтервью с востоковедом и православным Михаилом Рощиным на ту же самую тему.

Михаил Рощин: Есть такая базовая работа известного философа Владимира Соловьева (она переиздавалось уже в постсоветское время) — это биография Мухаммеда. Он очень четко сформулировал, чем ислам полезен не только для нас в современности, но и исторически. Он вспоминает путешествие в Небесный Иерусалим. Было такое видение у Мухаммеда — он лежал и вдруг совершил восхождение в Небесный Иерусалим, и там у него были разные встречи, включая встречи на самом высшем уровне. И там ему предложили три чаши: одна с медом, одна с вином, и одна с молоком. И Мухаммед выбрал чашу с молоком. Чаша с медом – это символ язычества, чаша с вином – символ христианства, а молоко – это как бы самая здоровая пища, и поэтому Мухаммед выбирает чашу с молоком, и поэтому, как считает Соловьев (и я с ним согласен), это по-своему умеренная религия. Там есть общие принципы, которые соответствуют всем авраамическим религиям, и христианству, и иудаизму.

Кстати, сам Мухаммед считал себя пророком в этой цепи, он никогда не полагал, что создал новую религию: просто продолжал монотеизм в том виде, в каком он это понимал.

Михаил Рощин


Мне довелось беседовать о взаимоотношениях между христианством и исламом с известным философом Григорием Померанцем, и вот он говорил, что на вершинах сходятся мудрецы в исламе и мудрецы в христианстве, и они как раз хорошо понимают друг друга. Простые верующие, не достигшие высот, могут ссориться и говорить: «ты это делаешь не так», — но когда встречаются мусульманские суфии и христианские святые, они очень легко могут найти общий язык. И Григорий Соломонович тоже был где-то из этого ряда.

Яков Кротов: Рустам, как вам такая позиция?

Рустам Джалил: Я, в принципе, с ней согласен. У Владимира Соловьева, по-моему, в этой же работе было еще одно замечание по поводу отношений ислама и христианства. Он рассуждал о том, почему на Ближнем Востоке, который ко времени прихода арабов-мусульман был в основном под римским владычеством и был практически полностью христианским, довольно большое количество людей (большинство, можно сказать) в итоге приняли ислам. Отходя от истории, связанной с завоеванием, с неким принуждением, он сказал, что, в принципе, ислам пришел как общественная система, он не менял ничего внутри Церкви. Приходила другая общественно-политическая система, в которой из единого источника черпались как мировоззрение, так и законы, чего не хватало византийской империи, многим христианам, потому что там был император, было римское право, доставшееся от языческого Рима. А мусульмане, в принципе, могли черпать законы для своей жизни, от гигиены до экономики, от молитвы до судебной системы, в своих источниках, в своем Откровении. Это, по мысли Соловьева, привлекло тех же христиан и других к этой религии, которая была целостной, могла обеспечить и духовную, и светскую жизнь.

Мусульмане могли черпать законы для своей жизни, от гигиены до экономики, от молитвы до судебной системы, в своем Откровении


Это один из моментов, который, я полагаю, и сейчас сохранился в исламе. Например, мусульмане и сейчас в вопросах экономики стараются обращаться к своему Откровению и выводить правила, которые были бы полезны здесь и сейчас. Пример – отрицание, запрет ростовщичества. Ростовщичество – это харам, но есть ли альтернатива? И мусульмане, опираясь на источники своего Откровения, то есть на Коран, сунны, уверены, что есть определенная альтернатива – долевое участие, например, партнерские сделки. Кстати, хотя экономисты и финансисты и называют это инструментами исламского финансирования, иногда это называют еще этическим банкингом. Методы, которые первоначально разработаны мусульманами и для мусульман, сейчас достаточно широко распространены. Я слышал информацию от заместителя председателя Сбербанка России: в Англии примерно 30% сделок (финансирование, инвестиции) совершаются именно по правилам этического исламского финансирования. При этом значительное число пользователей этого инструмента — не мусульмане, люди, не имеющие отношения к исламу по своему мировоззрению, но они считают это более приемлемым для себя, со своей этической точки зрения.

Яков Кротов: Византийское право запрещало ростовщичество. А средневековое католическое право запрещало брать процент больше десяти.

Володя, жизнь в Израиле, в его арабской части – это опыт общения с исламским миром. Это чувствовалось?

Владимир Ерохин


Владимир Ерохин: В Назарете немало христиан. Есть христиане-католики, с ними я общался в церкви, в Благовещенском женском монастыре, где мне посчастливилось работать садовником, и я там посещал богослужения. И с мусульманами я, конечно, общался: как покупатель в магазине, как сосед, меня там один продавец называл «сэр», и все меня ужасно уважали. Идя пешком, чтобы переночевать у моего друга Бори Вайнштока в Новом Назарете, я проходил через мусульманские кварталы: там люди готовили ужин, у них была какая-то своя жизнь, а я со всеми здоровался на арабском языке, и они со мной здоровались, хотя понимали, что я совсем даже не араб и не имею отношения к исламу. Я даже не думаю, что это знакомство с исламом как таковым, просто я какое-то время жил в народной гуще мусульман, хотя были и соседи – евреи, моя друзья, москвичи, и именно они составляли стержень моего общения.

Отцу Александру Меню однажды после лекции задали вопрос: «Что вы думаете об исламе?» – и он сходу выпалил: «Я пытался найти в нем что-нибудь хорошее, но пока мне это не удалось». Я это понимаю так: Александр Мень был подобен купцу, который нашел драгоценную жемчужину и оставил все остальное. Этой жемчужиной для него было христианство, православие. Отец Александр выбрал свой дом, свою семью – это Русская Православная церковь. А к соседям он особенно не заглядывал — ну, поинтересовался, ничего хорошего не нашел и продолжал жить в своем доме.

Яков Кротов: Рустам, проживая в Москве, вы чувствуете себя в чужой среде, представителем меньшинства?

Для России мусульмане – часть истории, народонаселения, той территории, которую составляет ныне российское государство


Рустам Джалил: Нет, я не чувствую дискомфорта и неуюта. Все-таки Россия – это территория, где мусульмане являются коренными жителями, и (скажу немножко утрированно) не они приехали в Россию, а Россия приехала к ним. (смеется) Если взять Францию, Англию, Германию, то это в основном страны, где мусульмане как население появились достаточно поздно, в новое время, уже вообще в современную эпоху. А для России мусульмане – это часть истории, народонаселения, той территории, которую составляет ныне российское государство.

Яков Кротов: Конечно, Замоскворечье как мусульманский район – это идет уже с XV века. Но это средневековая жизнь, это жизнь анклава, гетто, бок о бок, но не смешиваясь.

Рустам Джалил: Анклавов и гетто у нас нет, но это еще политика советской власти.

Яков Кротов: Направленная на дружбу народов или на денационализацию?

Рустам Джалил: В принципе, до 1917 года были общинные кварталы в той же Москве: татарская слобода, армянская и так далее. Потом это как-то прервалось. Несмотря на то, что гетто нет и анклавов фактически нет, мусульманская община, верующие мусульмане, которые всерьез относятся к своим религиозным обязанностям, все равно ощущают себя в некоторой степени анклавно, маргинально.

Яков Кротов: Они чувствуют недоброжелательность окружающих?

Рустам Джалил: Они чувствуют, что они как бы немножко посторонние. Это чувствуют и имамы, которые могут быть вполне лояльны к официальной власти.

Яков Кротов: А что, есть нелояльные? Я думал, всех посадили…

Рустам Джалил


Рустам Джалил: Наверное, были не так давно. И обычные мусульмане, и, условно говоря, активисты, общественные энтузиасты, ощущают и осознают определенное отторжение, идущее от пирамиды нашей власти. Что касается отношения в обществе, то оно очень разнообразное, и здесь нельзя говорить либо о полной исламофобии, либо о полной доброжелательности, здесь есть все.

Существуют еще волнообразные общественные движения. Например, Хабиб Нурмагомедов на днях опять побил какого-то бразильца – россиянин выиграл для России очередное золото за рукопашный бой. И все знают, что он дагестанец, мусульманин, и вполне доброжелательно относятся. А если завтра спортсмен, выступавший за Россию, дагестанец, например, проиграет, то обычно пишут: «дагестанец проиграл…»

Яков Кротов: То есть проигрывает мусульман, а выигрывает россиянин.

Рустам Джалил: Согласитесь, это тоже определенный показатель.

Яков Кротов: Это расизм в чистом виде.

Рустам Джалил: Да, но некоторые не воспринимают это как расизм.

Яков Кротов: В Москве 80% людей – атеисты, но даже атеисты, и именно атеисты интересуются Александром Менем, Померанцем. И книгу «Сын человеческий», книгу по истории религии, больше читают неверующие.

Самое главное – никого не обижать, а какие книжки ты читаешь, на каком языке произносишь молитвы – это не принципиально


Владимир Ерохин: Конечно!

Яков Кротов: А мусульманин будет интересоваться книгами Александра Меня?

Рустам Джалил: Скорее всего, это вне интересов большинства мусульман.

Яков Кротов: Потребность узнать православие существует?

Рустам Джалил: Скажем откровенно: нет. В целом мусульмане и те, кто пытается искать пути диалога и призывать к исламу людей не исламского вероисповедания, все-таки рассматривают христианство как общий пласт. Мы знаем, что есть разница между католиками и православными, что еще есть протестанты и так далее, но все-таки христианство рассматривается мусульманами как общая культура.

Яков Кротов: Как и христианин не разбирается, где шиизм, а где суннизм…

Рустам Джалил: В целом — да. При всем уважении к вере… Хотя я больше знаю о Михаиле Мене, как о человеке, который был вице-губернатором Подмосковья и заявлял, что на подмосковной земле незачем быть мечетям.

Яков Кротов: Я эти слова слышал и от многих очень демократически настроенных атеистов, и мы будем делать об этом программу. Это идет не от православия.

А вот «Хроники Нарнии» Льюиса – это детские сказки, и там главный персонаж, Лев Арслан – это символ Иисуса, но многие читают их, совершенно не понимая.

Рустам Джалил: Арслан – тюркское имя.

Яков Кротов: Да. Такие книги не отторгают?

Рустам Джалил: Я не читал, но дети, подростки читают. Мне кажется, для юношей любого вероисповедания фэнтези есть фэнтези: это фантазии, этим мы живем, развлекаемся.

Яков Кротов: И Дед Мороз – фантазия.

Рустам Джалил: Конечно!

Яков Кротов: И Иисус Христос?

Рустам Джалил: Если впрямую рассказывать о религиозной основе, у них могут быть другие доводы. А фэнтези не может каким-то образом повлиять на их жизнь. Агностицизм очень характерен для юношества в нынешней ситуации. Мы ни во что не верим, пока не пощупаем, не убедимся. И к исламу это тоже относится. Приход в ислам во многом связан с двумя кардинальными причинами. Первая причина – это когда встает вопрос жизни и смерти человека, собственное опасное положение либо кого-то из близких. А второе – это ситуация, связанная с разочарованием в существующем образе жизни, в определенных идеалах. Причем это не зависит от того, насколько человек богат или беден, знатен или безроден: тут важно именно состояние души.

Яков Кротов: А вот жизнь в трехконфессиональной, в сущности, среде: там люди тоже так равнодушны друг к другу? Или интерес проявляется?

Владимир Ерохин: Нет, ни малейшего интереса не проявляется. Вообще, современный человек интересуется только своей судьбой и строит свою биографию, карьеру, спасение души, заботясь в первую очередь о себе. И, мне кажется, он правильно делает. В походе говорят: помоги себе – этим ты можешь всем. У других нет проблем с тобой, если ты заботишься сам о себе, особенно о своей душе и о своей нормальной человеческой жизни. Самое главное – никого не обижать, а какие книжки ты читаешь, на каком языке произносишь молитвы – это не принципиально.

Яков Кротов: Иосиф Бродский так сформулировал то, о чем говорил Владимир Петрович: «Не делать ближнему бо-бо». Формулировка кажется очень простой и понятной, но каждый, кто действительно думает о себе, по-настоящему и глубоко, а не эгостически, поверхностно, кто не просто эгоцентрик, а человек, роющий внутри себя, добирающийся до себя, знает, что для того, чтобы не делать ближнему бо-бо, надо и Бога встретить, и христианство узнать, и с буддизмом познакомиться, и с мусульманами поговорить, и любить весь мир. Потому что не делать другому зла, любить ближнего, как себя и как Бог любит тебя, это колоссальная вселенская, космическая работа, а не мещанский аттракцион.

10 религиозных символов в витражах

Слева направо: бахаи (девятиконечная звезда), христианство (крест), буддизм (колесо Дхармы), земные религии (символ трех богинь), ислам (полумесяц и звезда), местные религии (сладкая трава в пятнах). Чаша) , индуизм (Аум), даосизм (тайский символ мира), сикхизм (кханда) , иудаизм (символ чай внутри Звезды Давида). Фотографии Деатры Уолш, координатора по работе с общественностью. Конструкция витража «Отражения прошлого». Витраж.

Бахаи

Девятиконечная звезда: Символ Девятиконечной звезды отражает высокое уважение веры бахаи к гармонии, миру и равенству во всем мире. Бахаи стремятся «сделать человечество одной глобальной семьей, а землю — одной родиной» (Брэндон Бахаи).

Христианство

Крест: Крест — это изображение Иисуса, которого христиане принимают как Христа (Мессию) и Сына Божьего. Они верят, что Иисус умер на кресте, чтобы избавить всех людей от их грехов, и подчеркивают любовь, мир, служение и прощение.Они признают Троицу Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Буддизм

Колесо Дхармы: Колесо Дхармы буддизма и его восемь вершин символизируют различные типы жизни (Восьмеричный путь), ведущие к мирному существованию в мире. Будда, который, как считается, жил в Индии в VI веке до нашей эры, является примером индивидуального мира и прекращения страданий через просветление.

Земляные религии

Символ трех богинь: Символ трех богинь использует растущую, полную и убывающую луну для иллюстрации трех этапов жизни женщины.Виккане верят, что все живые существа обладают душой, и поэтому все имеют право на жизнь.

Ислам


Полумесяц и звезда: Вера ислама символизируется полумесяцем и звездой. Полумесяц — это ранняя фаза луны, символизирующая прогресс. Звезда означает озарение светом знания. Ислам по определению означает подчинение и имеет расширенное значение мира.

Родные религии

Сладкая трава в миске для размазывания: Размазывание — это ритуал очищения, выполняемый перед любой церемонией или священным ритуалом.Согласно местным религиозным верованиям, люди должны стремиться жить каждый день в равновесии и гармонии с собой и другими частями творения.

Индуизм

Аум: Символ Аум — это наиболее близкое словесное выражение Брахмана, универсальной сущности души. Этот символ часто повторяется во время пуджи (поклонения) и визуально представлен на многих объектах.

Даосизм

Тайский символ мира: Даосизм, религия Китая, представлен символом гексаграммы Тай из «Классики перемен» (И-Цзин / Ицзин).Это означает мир и указывает на гармонию между землей (три пунктирные линии) и небом (три непрерывные линии).

Сикхизм

Кханда: Сикхский символ, Кханда, состоит из обоюдоострого меча в центре, окруженного кругом (чакрой), с кипанами с обеих сторон. Он олицетворяет союз с Богом и важность божественного знания, действия и преданности при мирной жизни.

Иудаизм

Символ «Чай» в Звезде Давида: Еврейская вера в мир и гармонию находит свое отражение в интеграции Чай (жизни и удачи) со Звездой Давида, традиционным символом еврейских народов.«Иудаизм можно охарактеризовать как религию дела,« Путь »действия, с помощью которого люди пытаются откликнуться на учения и принципы Бога». (Брюс Сарбит).

Исламские символы

Каким бы удивительным это ни было для непосвященных, ислам не одобряет использование «священных символов» так же, как христиане используют крест для обозначения своей веры или как иудаизм представлен менорой или Звездой Дэйвид. Ранние мусульманские власти запрещали использование любых геометрических фигур для обозначения ислама.Это причина, по которой на исламских монетах не было визуальных символов, а вместо этого использовалось арабское письмо.

Цвет

Несмотря на запрет, символика все же нашла свое отражение во многих вещах ислама. Символы используются для передачи ассоциации с исламскими традициями и верованиями. Например, в Коране (сура 18:31) сказано, что «обитатели рая будут носить прекрасные шелковые одежды зеленого цвета». Таким образом, этот конкретный стих интерпретировался на протяжении веков, и теперь зеленый цвет уже давно ассоциируется с исламом (никогда официально).Кураны на самом деле покрыты зелеными перевязками, мечети украшены зеленым как преобладающим цветом, могилы суфийских святых покрыты зеленым шелком, а цветные зеленые фигуры занимают видное место на флагах многих мусульманских стран.

Белый цвет, как известно, символизирует мир и чистоту. Многие мусульмане носят белое на пятничной молитве. Черный цвет является символом траура во многих культурах по всему миру, но в исламе он символизирует скромность. Красный цвет, хотя и не имеет особого значения для мусульман, часто встречается на флагах мусульманских стран.

Эти четыре цвета: зеленый, черный, белый и красный — доминирующие цвета на флагах большинства арабских государств.

Звезда и полумесяц

Звезда и полумесяц на самом деле являются наиболее известными символами ислама. Он украшает верхнюю часть мусульманских мечетей и довольно заметно фигурирует в качестве основного элемента во многих исламских флагах, например, в национальных флагах Турции и Пакистана. Многие историки отмечают, что этот символ на самом деле произошел из Османской империи и вовсе не имеет исламского происхождения.Это считается случаем культурного распространения. Когда ислам распространился среди турок-османов, которые использовали этот символ на своем флаге, он также стал ассоциироваться с исламом. Это противоречие сохраняется и сегодня. Те, кто выступает за использование полумесяца в качестве символа ислама, цитируют определенные стихи Корана в поддержку своей позиции, и многие исламские страны и организации сегодня включают полумесяц в свои логотипы или флаги.

Другие исламские символы

Определенные слова, написанные арабским шрифтом, считаются визуальным отображением ислама, например слово «Аллах» или мусульманское исповедание веры «Шахада».Меч также является шиитским символом, связанным с имамом Али, который, как говорят, боролся за ислам этим мечом. Одно конкретное место также символизирует «Джанну» (рай) для мусульман — Сады Империи Великих Моголов в Индии. Хотя Коран не определяет какой-либо конкретный цвет или символ для представления ислама, эти символы являются результатом понимания и интерпретации мусульманскими мыслителями, политиками и художниками на протяжении веков.

Руб эль-Хизб

Руб эль-Хизб — важная фигура, которая стала ассоциироваться с религией ислама.Это символ, состоящий из двух перекрывающихся квадратов, где один квадрат повернут на 90 градусов и, таким образом, образует восьмиконечную звезду. В центре обоих квадратов также есть круг. На арабском языке «руб» означает четверть или одну четверть, а «хизб» означает партия или группа. Он используется в арабской каллиграфии для обозначения конца главы и появляется в Коране в конце отрывков. Коран разделен на шестьдесят «хизб», которые представляют собой 60 частей равной длины, которые далее делятся на «руб» или четверти.

Символ Руб эль-Хизб можно увидеть на нескольких флагах, гербах и гербах, например, Марокко, Туркменистана и Узбекистана.

Символы веры — RE: ONLINE

Наиболее часто используемый символ Веры Бахаи — девятиконечная звезда. Слово Баха (Слава), используемое в титуле Бахаулла, имеет числовое значение девять в арабской системе абджад. Иногда приводятся и другие объяснения: девять (в десятичной системе) — это наибольшая единичная единица; что девять — это число как единства, так и духовности; что в мире существует девять основных религий и т. д.Этот символ наиболее часто используется, когда его изображают вместе с символами родственных ему религий или на листовках и подобных материалах. Его точная форма и пропорции не важны, и действительно, художники и издатели иногда используют геометрические узоры на основе числа девять или розетки с девятью лепестками, а не звезды.

Символ «Кольцо» получил свое название от того, что часто используется на личных украшениях, хотя носить его не обязательно. Он состоит из стилизованных форм арабских букв B и H, расположенных определенным образом.Три из этих букв расположены горизонтально, изображая сверху: мир Бога, мир Явителей Бога и мир людей. Центральная буква из трех повторяется вертикально, чтобы символически показать, как Явители (Учителя) связывают мир человека с миром Бога. По бокам этого рисунка есть две звезды. У каждого есть пять сторон, и они представляют Баба и Бахауллу, двойных Проявлений устроения бахаи. Дизайн часто заключен в овальную рамку.Этот рисунок находится на внешней стороне Храма Баба. Стоит отметить, что некоторые из своих писем Бахауллы к правителям мира и другие из его наиболее важных работ были расположены в форме пятиконечной звезды (пентакля).

Величайшее Имя, «Йа Бахаул-Абха» (О Слава Всевышнего!) — это воззвание, которое визуально представлено в стилизованной форме, которая часто появляется на видном месте в домах бахаи. Это символ, который смотрит вниз с самой высокой точки Дома Поклонения.

Символизм используется в практике более продолжительных обязательных молитв. Такие религиозные практики, как наклоны, опускание лба на землю и т. Д., Символизируют смирение человека перед Богом. Также верующий смотрит на святыню Бахауллы недалеко от Акки, произнося обязательную молитву.

В молитвах бахаи иногда используются метафоры животных, чтобы предложить желаемые качества, которые люди должны приобрести, например: «Будьте львами, рыкающими в лесах знаний, китами, плавающими в океанах жизни».Метафоры природы также используются для иллюстрации отношений между Богом, Его Явителем и человечеством. Например, Бахаулла называет себя Райским Соловьем, исполняя захватывающие мелодии во времена глубокой тьмы. Другой распространенный символ — вода с ее текучими и очищающими свойствами: «Сделай мою молитву, о мой Господь, источником живой воды, в которой я буду жить, пока пребывает Твоя власть…»

Символизм — полезный инструмент для объяснения верований.Писание бахаи, например, сравнивает последовательность Явлений с тем, как солнце восходит каждый день, но с другой точки на горизонте. Точно так же, когда Бахаулла говорит, что люди должны быть «плодами одного дерева» или «листьями одной ветви», бахаи понимают, что это подразумевает, что они должны быть объединены, потому что все они созданы из одного и того же корень. Частое использование символов, полученных от природы, отражает идею бахаи о том, что материальный мир, помимо прочего, является обучающей матрицей для тренировки человеческой души.

Бахаулла также, вторя суфийской традиции, в своем труде «Семь долин» сравнивает путешествие души с физическим путешествием из долины в долину или из одного духовного состояния в другое. Однако бахаи совершенно ясно понимают, что такие словесные изображения являются скорее символическими, чем буквальными.

Назначение полумесяца в исламе

Широко распространено мнение, что полумесяц и звезда являются всемирно признанными символами ислама. Ведь этот символ изображен на флагах нескольких мусульманских стран и даже является частью официальной эмблемы Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.У христиан есть крест, у евреев — звезда Давида, у мусульман — полумесяц — по крайней мере, так думают. На самом деле все немного сложнее.

Доисламский символ

Использование полумесяца и звезды в качестве символов на самом деле появилось на несколько тысяч лет раньше ислама. Информацию о происхождении символа трудно подтвердить, но большинство источников согласны с тем, что эти древние небесные символы использовались народами Средней Азии и Сибири в их поклонении богам солнца, луны и неба.Есть также сообщения, что полумесяц и звезда использовались для обозначения карфагенской богини Танит или греческой богини Дианы.

Город Византия (позже известный как Константинополь и Стамбул) принял полумесяц в качестве своего символа. По некоторым данным, они выбрали его в честь богини Дианы. Другие источники указывают, что это восходит к битве, в которой римляне победили готов в первый день лунного месяца. В любом случае, полумесяц был изображен на флаге города еще до Рождества Христова.

Раннее мусульманское сообщество

У раннего мусульманского сообщества действительно не было признанного символа. Во времена Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) исламские армии и караваны несли простые однотонные флаги (как правило, черные, зеленые или белые) для идентификации. В более поздних поколениях мусульманские лидеры продолжали использовать простой черный, белый или зеленый флаг без каких-либо знаков, надписей или какой-либо символики.

Османская империя

Лишь в Османской империи полумесяц и звезда стали ассоциироваться с мусульманским миром.Когда турки завоевали Константинополь (Стамбул) в 1453 году н.э., они приняли существующий флаг и символ города. Легенда гласит, что основателю Османской империи Осману приснился сон, в котором полумесяц простирался от одного конца земли до другого. Считая это хорошим предзнаменованием, он решил сохранить полумесяц и сделать его символом своей династии. Есть предположение, что пять точек на звезде представляют пять столпов ислама, но это чистое предположение. Пять точек не были стандартом для османских флагов и до сих пор не являются стандартом для флагов, используемых сегодня в мусульманском мире.

Сотни лет Османская империя правила мусульманским миром. После столетий борьбы с христианской Европой понятно, как символы этой империи в сознании людей стали связаны с верой ислама в целом. Однако наследие символов действительно основано на связях с Османской империей, а не на самой вере ислама.

Признанный символ ислама?

Основываясь на этой истории, многие мусульмане отвергают использование полумесяца как символа ислама.В вере ислама исторически не было символа, и многие мусульмане отказываются принимать то, что они считают по сути древней языческой иконой. Это, конечно, не единообразно среди мусульман. Другие предпочитают использовать Каабу, арабскую каллиграфию или простой значок мечети в качестве символов веры.

Исламская семерка

Исламская семерка

THE СИМВОЛИЗМ ЧИСЛА СЕМЬ В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ И РИТУАЛАХ
Мехназ Сахибзада


Введение
Большинство культур мир считают некоторые числа особенно значимыми, даже символическими, и это отражено в их религиях.В авраамических традициях, берущих свое начало на Ближнем Востоке число семь имеет особое значение. Некоторые из его значение происходит от древних шумерских и вавилонских цивилизаций, которые идентифицировали семь планет и обозначили вокруг них семь дней недели. Очень рано у народов Ближнего Востока семь стали известны как «идеальные» число, символ полноты и добра. В этом эссе мы подробно рассмотрим значение семисимволизма в исламской культуре и религии.

История
Мирадж или история Вознесения Пророка Мухаммеда (ум. 632 г. н. Э.), Пророка ислама, имеет особое значение в связи с чудесной природой числа семь. Согласно мусульманской традиции, Пророк Мухаммед вознесся на семь небес во время его жизни в Иерусалиме, физически или духовно и вступил в прямой контакт с божественным. Это причина почему Иерусалим является одним из трех важных святых мест для мусульман (кроме того в Мекку и Медину), и почему Купол Скалы, памятный восьмиугольник Здание, разделенное на семь отдельных панелей, было построено в честь этого события.Этот История, также упоминаемая в Коране, является любимой среди мусульман и может быть одна из причин популяризации числа семь в исламских обществах.
Можно привести множество примеров, чтобы проиллюстрировать, как мусульмане усиливают значение числа семь на практике и вере. Например, когда мусульмане исполняют таваф или обход вокруг Каабы в Мекке, они ходят вокруг нее семь раз. Во время ежегодного мусульманского паломничества, или хаджа, мусульмане побивают камнями землю. статуи дьяволов трижды с использованием семи камней в каждом раунде.Также в Хадж, семикратный пробег между Сафахом и Марвой, указывает на его важность. Основное выражение мусульманской веры, шахада, свидетельствующее о том, что что «Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммад — Посланник Бога» состоит из семи арабских слов.
Существует семь стилей арабской каллиграфии. опустите это — это спорный среди Мусульмане Число семь важно для системы убеждений и цикличности. времени, проведенного сектой исмаилитов-шиитов, также известной как Seveners.В Суфизм, или исламский мистицизм, аскеты моделируют свой семеричный путь к просветлению. после вознесения пророка Мухаммеда на семь небес. Число семь, помимо того, что они включены в произведения искусства и детские рассказы, такие как «The «Семь путешествий Синдбада» из популярной арабской ночи. снова и снова в обрядах посвящения, чтобы защитить себя от злых духов. Например, в свадебном ритуале в Пакистане участвуют семь жен, счастливо состоящих в браке. прикосновение к свадебному платью невесты, чтобы обеспечить счастливый брак.

Религия Значение
Число семь является ключевым символом во многих произведениях мусульманской культуры, как светских, так и светских. и религиозные, включая искусство, архитектуру, фольклор, литературу и ритуалы практики. Существует около двадцати пяти упоминаний числа семь в Коране священный текст мусульман. Эти ссылки обычно касаются семь небес, семь периодов творения, семь групп вещей или семь человек, такие как Семь спящих из Эфеса.Намек на число семь в Коране обычно включает в себя упоминания о Боге как о всемогущем создатель. Таким образом, число семь напрямую связано с силой божественного и имеет большое символическое значение как выражение мусульманской веры и чудес Бога.


Сравнения с другими религиями
Важность числа семь можно увидеть в многочисленных культурных и религиозных представлениях. традиции во всем мире, такие как почти повсеместная семидневная неделя, которая наступает с древнего Ближнего Востока и распространился по всему миру тремя Авраамические религии.. В иудаизме и христианстве есть семь дней. творения, а в христианстве семь смертных грехов и семь главных добродетелей. В иудаизме суббота, седьмой день недели, считается священным. день, а семь также является ключевым числом в еврейском мистицизме. Число семь также важен для зороастрийцев, потому что считается идеальным союзом между мужчина и женщина, духовное и материальное (число три в ссылке мужской тройственной части духовной души, тела, разума и числа четыре в ссылка на женские материальные элементы — землю, воздух, огонь и воду).

Список литературы

Блэр, Шейла С. и Джонатан М. Блум. 1995. Искусство и архитектура ислама 1250-1800 . Сингапур: CS Graphics Pte.

Шевалье, Жан И Ален Гербрант. 1994. Словарь символов . Кембридж: Василий Blackwell Inc.

Лингс, Мартин. 1983. Мухаммад . Рочестер, Вермонт: Inner Traditions International, Ltd.

Меннингер, Карл.1991. Числовые слова и числовые символы . Нью-Йорк: Dover Publications.

«Саба». 1995. Энциклопедия ислама, второе издание . Том 8. Лондон: Лузан И Ко.

Сахибзада, Mehnaz. «Исламская нумерология: числовые символы в произведениях культуры, Ритуальные практики и космологические доктрины ». Дипломная работа, Университет Техаса, 1999.

Шиммель, Анна Мария. 1984. Каллиграфия и исламская культура . Нью Йорк, Нью Йорк University Press.

Шиммель, Анна Мария. 1993. Тайна чисел . Нью-Йорк: Оксфордский университет Нажимать.

Витрай-Мейерович, Ева. 1977. Руми и суфизм . Калифорния: Post-Apollo Press.

Зарубавель, Эвиатар. 1988. Семидневный круг . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Интернет Ссылки

http://www.sacred-texts.com/isl/index.htm

http: //www.arches.uga.edu / ~ godlas /

Важность исламской звезды

… Stockbyte / Stockbyte / Getty Images

Когда дело доходит до религиозной символики, наиболее распространенными символами ислама являются звезда и полумесяц. Его можно увидеть выбитым на флагах различных исламских государств, таких как Пакистан, Тунис и Малайзия, а также светской республики Турции. Кроме того, эти две фигуры часто можно найти выгравированными на дверях мечетей, нарисованными на исламской керамике и нанесенными на вывески мусульманских заведений.Несмотря на то, что широко распространено мнение, что звезда и ее восходящий полумесяц считается исламским символом, эта звезда намного старше исламской веры.

1 Звезда Османской империи

Хотя происхождение звезды и полумесяца оспаривается учеными, широко признано, что они впервые стали символами, связанными с исламом, во время правления Османской империи. Эти два символа использовались на флаге османской столицы Константинополя, который сейчас является современным Стамбулом.Из-за продолжительности и обширного могущества Исламской Османской империи полумесяц и звезда стали синонимами ислама.

2 Шумерская звезда

В религиозной истории Центральной Азии символ звезды, независимый от полумесяца, появился гораздо раньше, чем Османская империя. Шумеры, хотя и политеисты по своей природе, считаются историками предками тюркских народов, поскольку эти две культуры связаны лингвистически.Вероятно, что символ османской звезды был адаптирован древними турками, поскольку древнее шумерское слово, обозначающее Бога, было представлено в их системе письма восьмиконечной звездой.

3 Шаманизм и звезда

Помимо шумерского происхождения звезды, историки прослеживают звезду до других древних предков турецкого народа. Эти народы исповедовали шаманскую религию и молились различным небесным богам, олицетворяющим солнце, луну и небо.Считается, что символы звезды и полумесяца произошли от этих ранних азиатских народов, которые прославляли природу и космос. Из-за политеистического характера этой гипотезы происхождения многие мусульмане отвергают полумесяц и звезду как символы ислама.

4 Суфийская звезда

В суфизме, мистической ветви ислама, звезда имеет сокровенное духовное значение. Он изображен в центре универсального символа суфизма — крылатого сердца. Он упоминается как выражение божественного света — света, который входит в сердце во время творения и выходит из него во время уничтожения.Он также представляет человека и божественный союз человека с Богом, поскольку вызывает силуэт человека с вытянутыми руками и ногами.

Сменная ручка для телефонов и планшетов


В настоящее время недоступен.
Мы не знаем, когда и появится ли этот товар в наличии.
  • Отличный подарок для мусульманина или всех, кто интересуется исламской верой.Получите это вовремя для Рамадана, EID или праздника, отдавая дань уважения Мухаммеду или Аллаху. Этот аксессуар для телефона — отличный способ прервать пост и прославить религию мира.
  • Последователям Корана это понравится. Рамадан почти здесь, это месяц Корана, таравих, садака, поста и молитвы. Проявите этим гордость за свою исламскую веру. Отлично подходит для людей с арабским или ближневосточным наследием. Приятно и мужчинам, и женщинам.
  • PopGrip со сменным верхом; замените PopTop на другой дизайн или полностью снимите его, чтобы получить возможность беспроводной зарядки.(Несовместимо с беспроводным зарядным устройством Apple MagSafe или кошельком MagSafe.)
  • Расширяемая подставка для просмотра видео, групповых фото, FaceTime и Skype без использования рук.
  • Усовершенствованный клей позволяет снимать и перемещать на большинстве устройств и корпусов.
  • Примечание. Не прилипает к силиконовым, водонепроницаемым или сильно текстурированным чехлам. Лучше всего работает с гладкими твердыми пластиковыми корпусами. Будет придерживаться iPhone 11, но не iPhone 11 Pro или iPhone 11 ProMax без подходящего чехла.
.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *