Разработки уроков по пр.Г.В.Резапкиной — Персональный сайт психолога
В помощь классному руководителю: презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии»
Работа — Победитель конкурса «Презентация к уроку» Всероссийского фестиваля «Открытый урок»
Курс Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии» в дополнительной рекламе не нуждается. Многие психологи и классные руководители уже давно включили его в свою работу с учащимися. В нашем Центре образования он читается уже третий год. Предыдущие года он шел у нас под аббревиатурой «ПСО» (профессиональное самоопределение) в сетке расписания, и это очень облегчало задачу максимального охвата целевой аудитории и обеспечивало высокую эффективность.
С 2011/12 учебного года предпрофильная подготовка у нас ведется в рамках классных часов. Разница почувствовалась очень быстро. Не могу сказать, что мотивация учащихся к выбору профиля резко упала, она в целом и раньше не была очень высокой, и приходилось не мало потрудиться, чтоб побудить ребят к самопознанию.
Отсюда родилась идея в более наглядном изложении материала, с привлечением средств мультимедиа, чтоб ребята воспринимали информацию с большим интересом и лучше усваивали материал, несмотря на то, что работают они не так активно, как на уроке. Некоторые из презентаций дополнены небольшой теорией или фактами из жизни, которые лучше иллюстрируют тему урока.
Чтобы повысить эффективность занятий, кроме работы в Рабочей тетради Г.Резапкиной (тетрадь на печатной основе), я прошу ребят завести дополнительную тетрадь для конспектов (на 46 листов), куда они выписывают основные понятия изучаемой темы. В конце тетради-конспекта мы ведем «таблицу результатов исследований», куда сразу после выполнения упражнений выносятся результаты тестов и, в качестве примечаний – рекомендации по выбору профиля или, что очень ценно, будущей профессии (множество интерпретаций результатов тестирования содержат их названия). Исходя из своей практики, могу сказать, что большинство учащихся с большей охотой готовы рассматривать полученный результат в виде названной профессии, чем думать над соответствием типа мышления и профессиональным типом личности, здесь все-таки многим нужна помощь психолога. Таким образом, в конце учебного года учащийся накапливает множество рекомендованных профессий, которые, как правило, сводятся к какому-либо предмету труда (человек, художественный образ и т.
Также на занятиях демонстрируются видеоролики, размещенные на сайте Г.В.Резапкиной или на других порталах сети, подобранные к теме урока.
Надеюсь, представленный материал значительно упростит моим коллегам подготовку и непосредственное проведение профориентационных занятий с учащимися.
Желаю удачи!
P.S.: Рекомендую профориентационные ресурсы:
- Методическая копилка интернет-портала «Время выбирать профессию» (proftime.edu.ru /index.php?id_catalog=29)
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ:
Уважаемые коллеги! Презентации, представленные ниже, я создавала несколько лет назад. В настоящий момент я их корректирую. Есть идея обновить некоторую информацию, сделать более удобочитаемыми отдельные слайды и схемы, а также добавить дополнительные материалы, которые могут пригодиться при проведении уроков по данной программе.
Надеюсь представленные материалы будут интересны и востребованы :)) О.В.
Урок 1: Самооценка и уровень притязаний, pptx, 662Kb, 29 слайдов
Урок 1: Дополнительные материалы (смайлики к упражнению), WinRAR, 60Kb
Урок 2: Темперамент и профессия, pptx, 666Kb, 40 слайдов
Урок 3: Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций, pptx, 801Kb, 27 слайдов
Урок 4: Стресс и тревожность, pptx, 307Kb, 37 слайдов
Урок 5: Тип мышления, pptx, 311Kb, 21 слайд
Урок 6: Внимание и память, pptx, 365Kb, 21 слайд
Урок 7: Уровень внутренней свободы, pptx, 372Kb, 20 слайдов
Урок 9: Классификация профессий. Признаки профессий, pptx, 397Kb, 26 слайдов
Урок 10: Определение типа будущей профессии, pptx, 777Kb, 16 слайдов
Урок 11: Профессия. Специальность. Должность, pptx, 425Kb, 13 слайдов
Урок 12: Интересы и склонности, pptx, 359Kb, 18 слайдов
Урок 13: Определение профессионального типа личности, pptx, 503Kb, 25 слайдов
Урок 14: Профессионально важные качества, pptx, 350Kb, 12 слайдов
Урок 15: Профессия и здоровье, pptx, 478Kb, 17 слайдов
Урок 17: Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности, pptx, 602Kb, 23 слайда
Урок 18: Способности к интеллектуальным видам деятельности, pptx, 567Kb, 18 слайдов
Урок 19: Способности к профессиям социального типа, pptx, 315Kb, 13 слайдов
Урок 20: Способности к офисным видам деятельности, pptx, 337Kb, 12 слайдов
Урок 21: Способности к предпринимательским видам деятельности, pptx, 716Kb, 17 слайдов
Урок 22: Артистические способности, pptx, 469Kb, 18 слайдов
Урок 23: Уровни профессиональной пригодности, pptx, 451Kb, 21 слайд
Урок 25: Мотивы и потребности, pptx, 1,34Mb, 32 слайда
Урок 26: Ошибки в выборе профессии, pptx, 690Kb, 33 слайда
Урок 27: Современный рынок труда, pptx, 822Kb, 31 слайд
Урок 28: Пути получения профессии, pptx, 982Kb, 40 слайдов
Урок 29: Навыки самопрезентации, pptx, 1Mb, 41 слайд
Урок 30: Стратегии выбора профессии, pptx, 454Kb, 18 слайдов
Или СКАЧАТЬ АРХИВ с ЯндексДиска, zip, 14Mb
Рабочая программа по элективному курсу «Психология и выбор профессии» | Рабочая программа по психологии (9 класс) на тему:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6» города Губкина Белгородской области
«Согласовано» Руководитель методического объединения учителей гуманитарных и общественных дисциплин МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина _________/Гусарова С. Б. Протокол № ___ от «____»__________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора МАОУ «Гимназия №6» города Губкина __________/Бабина Е.И. «____»____________2015 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина _________/_Вольваков С.П. Приказ № ___ от «___»____2015 г. |
Рабочая программа
Рощупкиной Ирины Александровны
первая квалификационная категория
по элективному курсу «Психология и выбор профессии»
9 А,Б классы
Предпрофильная подготовка
Губкин,
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: — программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. В.Резапкиной. Данная рабочая программа составлена для изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» в 9 классе предпрофильной подготовки.
Цели изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» на предпрофильном уровне направлено на достижение следующих целей:
— формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
— овладение учащимися ситуацией выбора в отношении профилирующего направления учебной деятельности в старшей школе;
— развитие творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области наук и в будущей профессиональной деятельности;
— воспитание средствами психологии культуры личности: понимание значимости психологии и выбора профессии для общественного прогресса и самого себя.
Задачи:
— формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
— ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия «Психология и выбор профессии» (автор Г.В.Резапкина) и рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю), в том числе 1 час на защиту зачетных проектов.
В авторскую программу курса «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной внесены изменения: сокращено количество часов на изучение
1 раздел: Что я знаю о своих возможностях
Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента по программе 2ч., по плану 1ч.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс.
по программе 2ч., по плану 1ч.
Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы
по программе 2ч., по плану 1ч.
2 раздел: Что я знаю о профессиях
Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии.
Профессия, специальность, должность по программе 2ч., по плану 1ч.
Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии
по программе 2ч., по плану 1ч.
Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье — по программе 2ч., по плану 1ч.
3 раздел: Способности и профессиональная пригодность
— Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Способности к интеллектуальным видам деятельности по программе 2ч., по плану 1ч.
— Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности по программе 2ч., по плану 1ч.
— Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности по программе 2ч., по плану 1ч.
4 раздел: Планирование профессиональной карьеры
— Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии по программе 2ч., по плану 1ч.
— Современный рынок труда. Пути получения профессии по программе 2ч., по плану 1ч.
— Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии по программе 2ч., по плану 1ч.
Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.
В программе используются различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр.
Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу два модуля – одна четверть.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
— создание оптимальных условий обучения;
— исключение психотравмирующих факторов;
— сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
— развитие положительной мотивации к освоению программы;
— развитие индивидуальности каждого ребенка.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
- Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями.
- Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Наименование раздела и тем | Количество часов по программе Г. В.Резапкиной | Количество часов по рабочей программе |
Что я знаю о своих возможностях | 8 | 4 | |
Что я знаю о профессиях | 8 | 4 | |
Способности и профессиональная пригодность | 8 | 4 | |
Планирование профессиональной карьеры | 9 | 5 | |
Итого: | 33 | 17 |
Содержание курса «Психология и выбор профессии»
Что я знаю о своих возможностях: Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. Определения типа мышления. Внимание и память.
Что я знаю о профессиях; Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности.
Уровни профессиональной пригодности
Планирование профессиональной карьеры: Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью вопросов на понимание темы урока (предлагается Г.В. Резапкиной в разработках уроков).
После изучения каждой темы проводятся обобщающие уроки, на которых учащиеся заполняют таблицы, используя полученные знания и результаты тестирования.
Промежуточный контроль осуществляется на обобщающих уроках после каждого модуля (пользуясь записями в тетрадях и результатами тестов — оформляются таблицы), решаются кроссворды.
Итоговый контрольосуществляется в форме защиты итоговых проектов по теме «Моя будущая профессия» и проводится в виде демонстрации творческих работ.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки для 9 класса: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов – 7-е издание, М.: Генезис, 2015 — 208с. ,ил.
- Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. — 8-е издание. – М.: Генезис,2014.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Имеющееся оборудование |
Библиотечный фонд (_ %) | ||
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки для 9 класса: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов – 7-е издание, М.: Генезис, 2015 — 208с.,ил. | 1 | 1 |
Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. — 8-е издание. – М.: Генезис,2014. | 26 | 26 |
Печатные пособия (_%) | ||
Цифровые образовательные ресурсы (_%) | ||
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по элективному курсу | 1 | 1 |
Экранно-звуковые пособия (100%) | ||
Компьютер Мультимедиа проектор Интерактивная доска Акустическая система | 1 1 1 1 | |
Учебно-практическое оборудование (_%) | ||
Стол ученический | 14 | 14 |
Стулья ученические | 28 | 28 |
Календарно-тематическое планирование
9 «А» класс
№ п. п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Фактические сроки похождения | Примечание |
Что я знаю о своих возможностях | 4 | ||||
1 | Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 | сентябрь | ||
2 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. | 1 | сентябрь | ||
3 | Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы | 1 | сентябрь | ||
4 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | 1 | сентябрь | ||
Что я знаю о профессиях | 4 | ||||
5 | Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. | 1 | сентябрь | ||
6 | Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | октябрь | ||
7 | Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. | 1 | октябрь | ||
8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». | 1 | октябрь | ||
Способности и профессиональная пригодность. | 4 | ||||
9 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
10 | Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
11 | Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности. | 1 | ноябрь | ||
12 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | 1 | декабрь | ||
Планирование профессиональной карьеры | 5 | ||||
13 | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии | 1 | декабрь | ||
14 | Современный рынок труда. Пути получения профессии | 1 | декабрь | ||
15 | Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии | 1 | декабрь | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | 1 | январь | ||
17 | Защита проектов «Моя будущая профессия» | 1 | январь |
Календарно-тематическое планирование
9 «Б» класс
№ п. п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Фактические сроки похождения | Примечание |
Что я знаю о своих возможностях | 4 | ||||
1 | Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 | сентябрь | ||
2 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. | 1 | сентябрь | ||
3 | Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы | 1 | сентябрь | ||
4 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | 1 | сентябрь | ||
Что я знаю о профессиях | 4 | ||||
5 | Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. | 1 | сентябрь | ||
6 | Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | октябрь | ||
7 | Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. | 1 | октябрь | ||
8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». | 1 | октябрь | ||
Способности и профессиональная пригодность. | 4 | ||||
9 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
10 | Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
11 | Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности. | 1 | ноябрь | ||
12 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | 1 | декабрь | ||
Планирование профессиональной карьеры | 5 | ||||
13 | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии | 1 | декабрь | ||
14 | Современный рынок труда. Пути получения профессии | 1 | декабрь | ||
15 | Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии | 1 | декабрь | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | 1 | январь | ||
17 | Защита проектов «Моя будущая профессия» | 1 | январь |
Программа «Психология и выбор профессии» Г.
Резапкиной | Календарно-тематическое планирование по психологии (9 класс) на тему:Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).
Программа учебного курса
Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Задачи курса:
-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
В процессе изучения программы учащиеся должны:
иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной системы, о познавательных процессах и способах их развития, о способностях человека, его мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и современном рынке труда;
знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане индивидуального развития и профессионального выбора;
уметь использовать знания, полученные в ходе изучения курса для своего личностного развития учащихся и будущего профессионального потенциала.
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, методы социально-психологического тренинга, психологические игры, методы психологической саморегуляции.
Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса – зачетная система, т. к. специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Критерии оценивания в рамках зачетной системы:
— точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;
— полнота ответов;
— умение аргументировать свою точку зрения во время ответов и дискуссии;
— овладение навыками рефлексии, самоанализа;
— активная позиция во время занятий.
Итоговая работа учеников по данному курсу — письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
Программа рассчитана на 34 урока в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.
Содержание
1 блок: Что я знаю о своих возможностях (9 часов):
Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей. Психологический кроссворд.
2 блок: Что я знаю о профессиях ( 8 часов):
Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов):
Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.
4 блок: Планирование профессиональной карьеры ( 9часов):
Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры.
Защита проекта «Моя будущая профессия».
Тематическое планирование учебного курса
№ | Тема | Количество часов | Формы урока | |
Лекцион-но -диагностическое занятие (Л) | Практическое занятие (П) | |||
Что я знаю о своих возможностях (9 часов) | ||||
1 | Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний. | 2 | 2 | |
2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | 1 | 1 | |
3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 | 1 | |
4 | Стресс и тревожность. | 1 | 1 | |
5 | Определение типа мышления | 1 | 1 | |
6 | Внимание и память | 1 | 1 | |
7 | Уровень внутренней свободы | 1 | 1 | |
8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | 1 | 1 | |
Что я знаю о профессиях ( 8 часов). | ||||
1 | Классификация профессий. Признаки профессий. | 1 | 1 | |
2 | Определение типа будущей профессии | 1 | 1 | |
3 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | 1 | 1 | |
4 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | 1 | |
5 | Определение профессионального типа личности. | 1 | 1 | |
6 | Профессионально важные качества | 1 | 1 | |
7 | Профессия и здоровье | 1 | 1 | |
8 | Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях» | 1 | 1 | |
Способности и профессиональная пригодность. (8 часов) | ||||
1 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 | 1 | |
2 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 | 1 | |
3 | Способности к профессиям социального типа | 1 | 1 | |
4 | Способности к офисным видам деятельности | 1 | 1 | |
5 | Способности к предпринимательской деятельности | 1 | 1 | |
6 | Артистические способности | 1 | 1 | |
7 | Уровни профессиональной пригодности | 1 | 1 | |
8 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | 1 | 1 | |
Планирование профессиональной карьеры ( 9часов). | ||||
1 | Мотивы и потребности | 1 | 1 | |
2 | Ошибки в выборе профессии | 1 | 1 | |
3 | Современный рынок труда | 1 | 1 | |
4 | Пути получения профессии | 1 | 1 | |
5 | Навыки самопрезентации | 1 | 1 | |
6 | Стратегия выбора профессии | 1 | 1 | |
7 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | 1 | 1 | |
8 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 2 | 2 | |
Итого | 34 | 19 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема уроков | Дата | Форма урока | |
По плану | По факту | ||||
Что я знаю о своих возможностях | |||||
1 2 | Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний. | Л-Д Л-Д | |||
3 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | Л-Д | |||
4 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | Л-Д | |||
5 | Стресс и тревожность. | Л-Д | |||
6 | Определение типа мышления | Л-Д | |||
7 | Внимание и память | Л-Д | |||
8 | Уровень внутренней свободы | П | |||
9 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | П | |||
10 | Что я знаю о профессиях | Классификация профессий. Признаки профессий. | П | ||
11 | Определение типа будущей профессии | Л-Д | |||
12 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | П | |||
13 | Интересы и склонности в выборе профессии. | Л-Д | |||
14 | Определение профессионального типа личности. | Л-Д | |||
15 | Профессионально важные качества | П | |||
16 | Профессия и здоровье | Л-Д | |||
17 | Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях» | П | |||
18 | Способности и профессиональная пригодность | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | Л-Д | ||
19 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | Л-Д | |||
20 | Способности к профессиям социального типа | Л-Д | |||
21 | Способности к офисным видам деятельности | Л-Д | |||
22 | Способности к предпринимательской деятельности | Л-Д | |||
23 | Артистические способности | П | |||
24 | Уровни профессиональной пригодности | П | |||
25 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | П | |||
26 | Планирование профессиональной карьеры | Мотивы и потребности | Л-Д | ||
27 | Ошибки в выборе профессии | П | |||
28 | Современный рынок труда | П | |||
29 | Пути получения профессии | Л-Д | |||
30 | Навыки самопрезентации | П | |||
31 | Стратегия выбора профессии | Л-Д | |||
32 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | П | |||
33 34 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | П П |
Методическое обеспечение:
1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2005 год.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся
Галина Резапкина
Образование
Старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Федерального института развития образования, член межведомственного координационного совета по вопросам профессиональной ориентации молодежи, научный руководитель сети федеральных экспериментальных площадок по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся в системе образования», член Союза писателей России, научный консультант в области профориентации молодежи, эксперт, ведущий тренер программ повышения квалификации для специалистов образования НОЧУ ДПО «Искусство Тренинга».
Кабинет профориентации
«Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это – в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии — только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия».
Резапкина Г.В.
Работа кабинета ведется в рамках экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения лицеистов, обучающихся в классах с углублённым изучением математики».
Руководитель | Резапкина Галина Владимировна — психолог, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», член межведомственного координационного совета по вопросам профессиональной ориентации молодежи, научный руководитель сети федеральных экспериментальных площадок по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся в системе образования», член Союза писателей России. Автор более ста статей и двадцати книг по вопросам психологии образования и самоопределения молодежи, тренингов и программ психологической диагностики. |
Авторские материалы | Видеокурс «Время выбирать профессию» Уроки самоопределения (система классных часов для 5-9 классов) |
Районный конкурс «Профмарафон»
В январе в Лицее прошел Профориентационный марафон! В конкурсе принимали участие учащиеся 5-8-ых классов. Благодарим всех участников конкурса.
На районный конкурс отправлены лучшие работы! Поздравляем победителей и призеров!
Работа Беспалова Авдея, учащегося 8 «А» класса по итогам конкурса пример участие в городском этапе.
№ | Класс | Фамилия, имя | Тема | Форма работы | Результат районного конкурса |
1 | 5 Б класс | Кокушкина Анастасия | Все о каюрах и собачьих упряжках | презентация | участник |
2 | 6 А класс | Стариков Даниил | Профессии искусства – прошлое, настоящее, будущее | презентация | участник |
3 | 6 Б класс | Лагушков Иван | Профессии искусства – прошлое, настоящее, будущее | презентация | II место |
4 | 6 В класс | Курнакова Ольга | Человек — искусство. Дизайнер. | презентация | участник |
5 | 6 В класс | Филиппов Антон | Художник — плакатист | презентация и ролик | участник |
6 | 7 класс | Кузнецова Алена | Основа профессии — чертеж | презентация | II место |
7 | 8 класс | Беспалов Авдей | Роботы на службе человека | видеоролик | I место |
8 | 8 класс | Харитонкин Евгений | Победный ролик | видеоролик | Благодарность |
Беседы со старшеклассниками
В. Резапкина в гостях у лицея № 82, Нижний Новгород» src=»//www.youtube.com/embed/yZt-vKp55Gc?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>
Выступление ученика 9 класса Гавлина О. на педагогическом совете лицея
Резапкина Галина Владимировна — АСОУ
В 1984 года работаю в системе образования Московской области. С 1991 года занимаюсь вопросами профессионального самоопределения детей и подростков. Автор более ста статей и двадцать книг по вопросам психологии образования и самоопределения молодежи, в т.ч.:
- УМК «Я и моя профессия», М., Генезис, 2000.
- Искусственный отбор (практическое пособие по работе с персоналом). М. Генезис, 2004.
- Отбор в профильные классы» (учебно-методическое пособие). М. Генезис, 2005.
- Психология и выбор профессии (учебно-методическое пособие). М. Генезис, 2005.
- Скорая помощь в выборе профессии. Комплект учебно-методических материалов для профконсультантов и психологов. М. Генезис, 2010.
- Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и родителей). Библиотека журнала «Директор школы», № 5, 2011.
- Учебно-методический комплект «Самоопределение» для учащихся 5-9 классов. М., ОИЦ Академия, 2011-2012.
- Развивающая диагностика в 6-7 классах. Методическое пособие. М., ФИРО, 2013.
- Развивающая диагностика в 8-9 классах. Методическое пособие. М., ФИРО, 2013.
- Как помочь детям найти свое место в жизни. Воспитательные стратегии в школе. Учебно-методические материалы. М., ФИРО, 2013.
- УМК для 1 класса «Знакомство с миром профессий» (серия «Твой билет в будущее»), М., Русское слово, 2018.
- Подросток выбирает профессию (пособие для родителей серии «Твой билет в будущее»), М. , Русское слово, 2019.
- УМК для 8-9 классов «Выбираем профиль обучения» (пособие для школьных психологов серии «Твой билет в будущее», М., Русское слово, 2019.
- УМК по профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов «Личность. Профессия. Карьера», М., Дрофа, 2020.
Разработано и модифицировано двадцать методик диагностики профессиональных интересов, личностных особенностей, направленности личности.
Авторский тренинг «Необитаемый остров» получил специальный приз на Межрегиональном конкурсе авторских программ (1997)
Программа «Я и моя профессия» заняла второе место на Межрегиональном конкурсе авторских программ (1998)
Разработан, апробирован и внедрен тест «Психологический портрет учителя» (1998)
Программа «Имидж как средство самообороны» отмечена специальным призом (1999)
Создана методика «Матрица выбора профессии» (2001)
Разработана и внедрена технология профориентационной работы «Скорая помощь в выборе профессии» (2002)
Разработана и внедрена технология комплектования профильных классов (2005)
Разработана и внедрена программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» (2006)
Подготовлен цикл телепередач для молодежи «Дороги, которые мы выбираем» (БалТВ, 2006)
Учебно-методическое пособие «Отбор в профильные классы» удостоено диплома II степени в номинации «Лучшее учебно-методическое пособие по психологии» на Всероссийском конкурсе психологических изданий (2007).
Система классных часов «Уроки самоопределения» удостоена диплома I степени на Всероссийском конкурсе «Воспитание в классе» (2008).
Разработан и внедрен электронный учебник для учащихся 8-9 классов «Профессия и карьера» (2008).
Разработано учебно-методическое пособие «Управление персоналом» и учебный модуль в рамках проекта «Открытое дистанционное образование в малом бизнесе» (2009).
Совместно с НПО «Амалтея» (Спб) создана компьютерная программа комплектования профильных классов на основе диагностики профессиональных интересов и склонностей; программа компьютерной диагностики «Психологический портрет учителя» (2009).
Разработан и апробирован тренинг развития профессионального развития учителя (2010).
Разработана и внедрена модель трехмерной психологической диагностики «Грани личности» (2012).
Редактор сайтов «Методический кабинет Галины Резапкиной» (metodkabi.net.ru), «Время – выбирать профессию, место – Россия» (proftime.edu.ru), «Служба практической психологии образования Московской области» (psychologia. edu.ru).
Руководитель и соисполнитель двенадцати федеральных проектов в рамках ФЦПРО (2008-2018гг).
Руководитель сети региональных экспериментальных площадок Федерального института развития образования РАНХиГС по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников».
Автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов и психологов по программам «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения молодежи», «Психологическая подготовка специалистов в области самоопределения молодежи», «Психологическое консультирование по вопросам выбора профессии и планирования карьеры», «Оценка профессиональной компетенции персонала», «Профориентация «под ключ» и др.
Образование:
• историко-филологический факультет Горьковского государственного университета (1984)
• психологический факультет Государственного гуманитарно-технологического университета (1994)
• Институт экзистенциального анализа и логотерапии
Программа по профориентации для подростков «Выбор профессии – дело серьезное»
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, формирование полноценных граждан страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.
Во-вторых, в эпоху социально-экономической нестабильности проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый смысл. Большинство молодых людей выбирают профессию не потому, что его привлекает содержание труда, он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – лишь одно из средств построения счастья. Однако со временем престижность (и востребованность) профессии меняется, и тогда у самоопределяющегося подростка есть риск ошибиться, что может привести к разного рода проблемам.
В-третьих, профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается получить сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал или наркоманию.
Таким образом, профориентационная работа со
школьниками – это не только решение завтрашних
проблем, но и важный вклад в решение проблем
сегодняшних.
В программу включены занятия по психологической
подготовке к экзаменам. В период подготовки к
сдаче экзаменов становится актуальным развитие
умения управлять своими эмоциями в стрессовой
ситуации. Также необходим навык планирования и
управления таким ресурсом, как время. Освоение
навыков тайм-менеджмента и управления своими
эмоциональными состояниями необходимо не только
для подготовки к экзаменам, но и для успешного
освоения любой профессии.
Содержание программы «Выбор профессии – дело серьезное» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных интересов, способностей и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Целью программы является оказание психологической помощи старшим подросткам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся в мире профессий;
- повышение уровня профессиональной зрелости;
- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
- исследование учащимися своих способностей и возможностей
- построение жизненной перспективы.
Программа рассчитана на учебный год (всего 36 часов). Из них не менее 10 часов составляет индивидуальная (консультации и собеседования) работа с учащимися и их родителями и 26 часов – групповые занятия с подростками (при режиме занятий 1 раз в неделю). Оптимальный размер группы 10-15 человек. Формы деятельности на занятиях разнообразны: упражнения, игры, беседы, дискуссии.
Ожидаемые результаты. В результате старшеклассники должны освоить:
- значение профессионального самоопределения;
- требования к составлению профессионального плана;
- правила выбора профессии; понятия профессия и профессиональная деятельность;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях;
- значение творческого потенциала человека, профессиональной карьеры.
Тематический план программы «Выбор профессии – дело серьезное» представлен в Приложении 1.
Сценарий одного из занятий по программе представлен в Приложении 2.
Список литературы.
- Пряжников «Будь готов!»: активизирующая профориентационная методика // «Школьный психолог», 2001г. – №13.
- Пряжников «Перекресток»: активизирующая профориентационная методика // «Школьный психолог», 1991г. – №41.
- Пряжников «Страшный суд»: карточная групповая профориентационная игра // «Школьный психолог», 2000г. – №41.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.
- «Профориентация старшеклассников» / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.
- Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии», Москва:, Генезис, 2005 г. – 208с.
- Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии». – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
- Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» // «Школьный психолог», 1999 г. – №14.
- «Теория и практика профориентации и профконсультирования» / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.
- Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 г. – 32с.
Программы профориентации и консультирования
Что такое программа профориентации и консультирования?Это комплексная развивающая программа, призванная помочь людям сделать и реализовать осознанный выбор в области образования и профессии. Программа профориентации и консультирования развивает у человека навыки самопознания, обучения и профессионального изучения, а также планирования карьеры.
Почему профориентация и консультирование являются ключом к получению профессионально-технического образования?Программы профориентации и консультирования помогают людям приобрести знания, навыки и опыт, необходимые для определения вариантов, изучения альтернатив и достижения успеха в обществе.Эти программы лучше подготовят людей к меняющимся рабочим местам 21 века по:
- обучение изменениям рынка труда и сложности рабочего места
- расширение знаний, навыков и умений
- Улучшение навыков принятия решений
- Повышение самооценки и мотивации
- Повышение эффективности межличностного общения
- Максимизация возможностей карьерного роста
- Повышение конкурентоспособности и возможностей занятости
- содействие эффективному трудоустройству
- укрепление отношений с работодателями
Пользу получают все — молодежь и взрослые, мужчины и женщины, инвалиды, обездоленные, представители меньшинств, лица с ограниченным знанием английского языка, заключенные, бросившие школу, родители-одиночки, перемещенные домохозяйки, учителя, администраторы, родители и работодатели.
Где предлагаются программы профориентации и консультирования?Everywhere — начальные, младшие и старшие средние школы, общественные колледжи, технические институты, университеты, центры ресурсов по вопросам карьеры, исправительные учреждения, общественные организации, агентства социальных услуг, общественные и коммерческие организации, профессиональные клиники, службы трудоустройства и трудоустройства.
Где работает профессиональная ориентация и консультирование?В 1997–1998 годах четыре программы профориентации были выбраны в качестве образцовых на следующих сайтах:
- Dorchester District Two Career Development Initiatives, Summerville, SC
- La Crosse Central High School Guidance / Career Centre, La Crosse, WI
- Общественный колледж Льюиса и Кларка: службы карьеры и трудоустройства, Годфри, штат Иллинойс,
- Rich South High School: Horizon Program, Richton Park, IL
Кроме того, штаты, внедряющие Национальные руководящие принципы развития карьеры, имеют много историй успеха.
Каковы ключевые компоненты успешных программ профориентации и консультирования?- Запланированная последовательность действий и опыта для достижения определенных компетенций, таких как самооценка, принятие решений, постановка целей и планирование карьеры
- Подотчетность (ориентированная на результат) и улучшение программы (на основе результатов оценки процесса / результата)
- Квалифицированное руководство
- Эффективное управление, необходимое для поддержки всеобъемлющих программ профессиональной ориентации
- Командный подход, при котором сертифицированные консультанты занимают центральное место в программе
- Соответствующие помещения, материалы, ресурсы
- Активная деятельность по профессиональному развитию, позволяющая консультантам регулярно обновлять свои профессиональные знания и навыки
- Различные подходы к реализации программы, такие как информационно-пропагандистская деятельность, оценка, консультирование, учебная программа, программа и трудоустройство, последующее наблюдение, консультации, направление к специалистам
- Обеспечивает квалифицированное руководство и контроль
- Продолжает расходы на поддержку программы
- Обеспечивает качество и эффективность программы
- Требует развития карьеры и деятельности для особых категорий населения
- Содействует обучению и переподготовке консультантов
- Поощряет устранение предубеждений и стереотипов в отношении пола
- Укрепляет программы технической подготовки за счет набора, удержания и трудоустройства
Консультанты имеют возможность участвовать в системе образования и обучения, которая объединяет академическое и профессиональное образование, чтобы поощрять более широкое участие людей в дальнейшем образовании путем определения среднего и послесреднего образования, чтобы подтвердить свою приверженность обслуживанию наиболее уязвимых или обездоленных нашего общества, чтобы продвигать результаты программ и показатели эффективности, а также реагировать на бизнес и экономическое развитие.
Карьера консультантов по вопросам образования, ориентации, школы и профессионального обучения
Описание карьеры
Консультирует отдельных лиц и предоставляет услуги группового обучения и профессиональной ориентации.
Какие должности могут быть у консультантов по вопросам образования, ориентации, школы и профессионального обучения
- Научный руководитель
- Советник
- Консультант
- Школьный советник
Чем занимаются консультанты по вопросам образования, профориентации, школы и профессионального обучения
- Консультируйте людей, чтобы помочь им понять и преодолеть личные, социальные или поведенческие проблемы, влияющие на их образовательную или профессиональную ситуацию.
- Предоставлять учащимся помощь в кризисных ситуациях, когда в школах возникают трудные ситуации.
- Общайтесь с родителями или опекунами, учителями, администраторами и другими специалистами, чтобы обсудить успехи детей, решить поведенческие, академические и другие проблемы, а также определить приоритеты для учащихся и их потребности в ресурсах.
- Вести точный и полный учет учащихся в соответствии с требованиями законов, правил округа и административных правил.
- Подготовьте учащихся к дальнейшему обучению, побуждая их исследовать возможности обучения и упорно выполнять сложные задания.
- Оценить способности, интересы и личностные характеристики учащихся или отдельных лиц, используя тесты, записи, интервью или профессиональные источники.
- Выявить случаи домашнего насилия или других семейных проблем и побудить учащихся или родителей обращаться за дополнительной помощью к специалистам в области психического здоровья.
- Консультировать учащихся по вопросам образования, таким как выбор курса и программы, расписание занятий и регистрация, корректировка школы, прогулы, учебные привычки и планирование карьеры.
- Предоставлять специальные услуги, такие как программы по профилактике употребления алкоголя и наркотиков и занятия, которые учат учащихся разрешать конфликты, не прибегая к насилию.
- Проведите дополнительные интервью с консультантами, чтобы определить, были ли удовлетворены их потребности.
- Обучить людей методам развития карьеры, таким как стратегии поиска работы и подачи заявлений, составление резюме и навыки собеседования.
- Сотрудничать с учителями и администраторами в разработке, оценке и пересмотре школьных программ, а также в подготовке основных расписаний для предлагаемых учебных программ.
- Оцените потребности в помощи, такой как реабилитация, финансовая помощь или дополнительное профессиональное обучение, и направьте клиентов в соответствующие службы.
- Подготовить отчеты о студентах и мероприятиях в соответствии с требованиями администрации.
- Наблюдайте за учениками во время занятий и игр, чтобы оценить их успеваемость, поведение, социальное развитие и физическое здоровье.
- Проводить занятия и проводить занятия по самопомощи или информационные занятия по предметам, связанным с образованием и планированием карьеры.
- Планируйте и проводите ориентационные программы и групповые конференции, чтобы способствовать адаптации людей к новому жизненному опыту, например, поступлению в колледж.
- Посещайте собрания, образовательные конференции и учебные семинары, а также работайте в комитетах.
- Планируйте и продвигайте программы и мероприятия, связанные с карьерой и трудоустройством, например презентации по планированию карьеры, программы получения опыта работы, ярмарки вакансий и семинары по вопросам карьеры.
- Установить и обеспечить соблюдение административных политик и правил, регулирующих поведение учащихся.
- Обратитесь к группам населения, преподавателям и сотрудникам, чтобы рассказать о доступных консультационных услугах.
- Просмотрите стенограммы, чтобы убедиться, что учащиеся соответствуют требованиям для получения диплома или поступления в колледж, и написать рекомендательные письма.
- Предоставлять студентам информацию по таким темам, как программы получения высшего образования и требования к поступающим, возможности финансовой помощи, торговые и технические школы и программы ученичества.
- Собирать и изучать профессиональную, образовательную и экономическую информацию, чтобы помочь консультантам в определении и достижении профессиональных и образовательных целей.
- Направляйте студентов на программы получения степени, основанные на интересах, способностях или образовательных оценках.
- Проведите собеседование с клиентами, чтобы получить информацию об истории занятости, образовании и карьерных целях, а также выявить препятствия для трудоустройства.
- Направляйте квалифицированных консультантов к работодателям или в службы занятости для трудоустройства.
- Установите контакты с работодателями для создания возможностей стажировки и трудоустройства для студентов.
- Планирование, руководство и участие в деятельности по набору и зачислению.
- Наблюдать, обучать и руководить профессиональным персоналом и стажерами.
- Обеспечить учащихся с ограниченными возможностями вспомогательными устройствами, вспомогательными технологиями и вспомогательными средствами доступа, такими как туалеты.
- Создавать и контролировать программы взаимного консультирования и взаимного обучения.
- Предоставляет информацию для учителей и сотрудников, участвующих в оказании помощи студентам или выпускникам в выявлении и поиске возможностей трудоустройства.
Какие консультанты по вопросам образования, ориентации, школы и профессионального обучения должны быть хорошими в
- Устное выражение — Способность передавать информацию и идеи в устной форме так, чтобы другие ее поняли.
- Устное понимание — Способность слушать и понимать информацию и идеи, представленные в устных словах и предложениях.
- Письменное понимание — Способность читать и понимать информацию и идеи, представленные в письменной форме.
- Письменное выражение — Способность передавать информацию и идеи в письменной форме, чтобы другие могли их понять.
- Чувствительность к проблеме — Способность определить, когда что-то не так или может пойти не так.Это не предполагает решения проблемы, только признание того, что проблема есть.
- Дедуктивное рассуждение — Способность применять общие правила к конкретным задачам для получения разумных ответов.
- Ясность речи — Способность говорить четко, чтобы другие могли вас понять.
- Индуктивное мышление — Способность объединять фрагменты информации для формирования общих правил или выводов (включая обнаружение взаимосвязи между, казалось бы, несвязанными событиями).
- Упорядочивание информации — Способность располагать предметы или действия в определенном порядке или в определенном порядке в соответствии с определенным правилом или набором правил (например, комбинации чисел, букв, слов, изображений, математических операций).
Какие консультанты по вопросам образования, профориентации, школы и профессионального обучения должны интересоваться
Что необходимо выучить консультантам по вопросам образования, ориентации, школы и профессионального обучения
- Психология — Знание человеческого поведения и работоспособности; индивидуальные различия в способностях, личности и интересах; обучение и мотивация; методы психологического исследования; и оценка и лечение поведенческих и аффективных расстройств.
- Терапия и консультирование — Знание принципов, методов и процедур диагностики, лечения и реабилитации физических и психических расстройств, а также для консультирования и профориентации.
- Английский язык — Знание структуры и содержания английского языка, включая значение и написание слов, правила композиции и грамматику.
- Образование и обучение — Знание принципов и методов разработки учебных программ и обучения, преподавания и обучения для отдельных лиц и групп, а также измерения результатов обучения.
- Клиентское и персональное обслуживание — Знание принципов и процессов предоставления клиентских и персональных услуг. Это включает в себя оценку потребностей клиентов, соблюдение стандартов качества услуг и оценку удовлетворенности клиентов.
- Социология и антропология — Знание группового поведения и динамики, социальных тенденций и влияний, миграции людей, этнической принадлежности, культур, их истории и происхождения.
- Администрирование и менеджмент — Знание принципов бизнеса и управления, связанных со стратегическим планированием, распределением ресурсов, моделированием человеческих ресурсов, техникой лидерства, методами производства и координацией людей и ресурсов.
- Канцелярские услуги — Знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как обработка текста, управление файлами и записями, стенография и транскрипция, разработка форм и других офисных процедур и терминологии.
- Компьютеры и электроника — Знание схемных плат, процессоров, микросхем, электронного оборудования, компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая приложения и программирование.
(PDF) Программы профориентационной работы в Красноярском государственном аграрном университете
https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.03.84
Автор для корреспонденции: Келер В.В. Оргкомитет конференции
eISSN: 2357-1330
7. Заключение
Эффективность студентов подтверждена участием, дипломами и сертификатами на призы в
научно-практических конференциях и конкурсах: научно-практическая конференция для участников
система непрерывного образования в Красноярском государственном аграрном университете «Наука и молодежь
Красноярск: диалог, мысль, поиск», студенческая конференция «Студенческая наука — взгляд в будущее», общероссийская научная экологическая и биологическая олимпиада, общероссийский гуманитарно-экологический профиль
изменить «Голде» Русские горы », открытая научно-практическая конференция по довузовской подготовке в Красноярском государственном педагогическом университете
, региональный форум« Молодежь и наука », Всероссийский конкурс
детских учебно-исследовательских работ« Наука.Техника. Прогресс », Всероссийский конкурс молодежных проектов
« Развитие агропромышленного комплекса юга России », Всероссийская
научно-практическая конференция« Экология, рациональное природопользование и охрана окружающей среды »
(Ахмедзянова, Миронов, 2019).
Список литературы
Ахмедзянова Е.В., Миронов А.Г. (2019) Профориентационная работа как стимулирующий качественный показатель
трудового потенциала в образовательной организации.В сб. Актуальные проблемы науки и экономики: новые
задачи и решения: материалы LIII Международной студенческой научно-практической конференции
(с. 8941-898). Государственный аграрный университет Северного Зауралья.
Данилова М.А. (2008). Профессиональная ориентация старшеклассников сельских малокомплектных школ на
деятельность агропромышленного комплекса. Вестник Тамбовского университета, 4 (60), 142-147.
Ерохина, М.В., Терин Д. В. (2017). Профориентация: борьба взглядов и примирение
партий. В разделе «Актуальные вопросы развития в системе профориентации и общественно полезной
деятельности студентов». материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 208–209).
Петрозаводский государственный университет.
Грибкова Ю. В., Кашинцева О.А., Сарычева И.А. (2019). Интерактивные технологии в карьере
руководящая работа.Вестник Череповецкого государственного университета, 2 (89), 193-200.
Гудов М. М., Цулая Ю. Р. (2010). Финансовые аспекты реализации программ социального развития
в сельской местности. Регионология, 3 (72), 87-92.
Капитанова Т.Ф., Миронов А.Г. (2018). Эффективность профориентационного мероприятия «Мой выбор —
сельское хозяйство». В разделе «Профессиональное самоопределение молодежи в инновационном регионе: проблемы
и перспективы» (с.102-103). Красноярский государственный аграрный университет.
Келер В. В. (2019). Программы предпрофессиональной подготовки студентов в учреждениях общего и дополнительного образования
в рамках профориентационной работы в Красноярском государственном аграрном университете. В
Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XIV международной научно-практической конференции
(с. 32-36). Красноярский государственный аграрный университет.
Литвиненко М. Е., Миронов А. Г. (2018). Стереотипы старшеклассников по отношению к профессиям
в аграрном секторе экономики. В кн .: Профессиональное самоопределение молодежи в инновационном регионе
: проблемы и перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
(с. 149-151). Красноярский государственный аграрный университет.
Миронов А.Г. (2016).Современные подходы к профессиональной ориентации студентов на приоритетные направления
экономического развития. // Современная педагогическая наука и образование в России: наследие,
традиции, прогнозы (с. 142-146). Институт педагогики, психологии и социальных проблем.
Резапкина Г.В. (2018а). Тупиковые «тенденции» в профориентации. В Профессиональном самоопределении
молодых людей в инновационном регионе: проблемы и перспективы (с.19-22). Красноярский государственный
аграрный университет.
Резапкина Г.В. (2018б). Как штампы профориентации затрудняют выбор профессии.
Важное значение имеет профессиональное самоопределение и профессиональное развитие молодых людей
Советники по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы
Обзор консультантов по образовательным, профессиональным и школьным вопросам
Обычно консультантам по вопросам образования, профессиональной подготовки и школ требуется степень магистра для получения лицензии, хотя требования к образованию и обучению различаются в зависимости от штата.Ожидается, что возможности трудоустройства будут благоприятными, поскольку количество выпускников программ консультирования будет меньше, чем количество вакансий. Потенциальные консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы должны быть уважительными, заслуживающими доверия и уверенными, а также иметь сильное желание помогать другим.
Характер работы консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения
Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования предлагают различные вспомогательные услуги.Несмотря на то, что эти работники сосредотачиваются на консультировании в школах или на рабочем месте, они могут столкнуться с проблемами со взрослыми, подростками, детьми или семьями со многими проблемами, включая школьные проблемы, консультации по вопросам карьеры, травмы, потребности в трудоустройстве и инвалидности, сложность и психические расстройства. Чтобы предоставить соответствующую поддержку и консультации, эти специалисты должны уметь распознавать множество проблем.
Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования предоставляют индивидуальным и групповым консультациям профессиональные, образовательные, социальные и личные консультации.В школах они помогают учащимся всех уровней от начальной школы до среднего образования. Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы помогают учащимся разработать реалистичные карьерные и академические цели, работая с ними для определения и оценки талантов, интересов, личностей и способностей. Разнообразные методы, включая консультации, собеседования, тесты для оценки способностей и интересов, помогают педагогам в сфере образования, профессионального обучения и школ оценивать и консультировать своих учеников. Некоторые могут также проводить программы профессионального обучения или работать в информационных центрах по вопросам карьеры.Кроме того, консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы должны защищать интересы учащихся, работая с другими организациями и отдельными лицами, чтобы обеспечить соответствующее академическое, социальное, карьерное и личностное развитие детей и молодежи. Они также могут помочь учащимся с особыми потребностями, например, с проблемами социального или академического развития.
На уровне начальной школы консультанты могут оказывать услуги в небольших группах, в классе или на индивидуальном уровне. В этой обстановке консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы могут разговаривать с родителями и учителями и наблюдать за учебным или игровым временем, чтобы выявить проблемы, особые потребности или сильные стороны.Они определяют, удовлетворяет ли учебный план потребности учащихся в развитии и учебе, или записывают их, консультируясь с учителями и администраторами. На уровне начальной школы консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования реже консультируют по академическим и профессиональным вопросам, чем на уровне средней школы.
Консультанты средней школы работают со студентами над планированием колледжа, включая требования к поступлению, специальности колледжа, финансовую помощь, торговые или технические школы, вступительные экзамены и программы ученичества.Эти консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы должны также помогать учащимся овладеть навыками проведения собеседований, методами составления резюме и другими навыками поиска работы. Те, кто занимается планированием карьеры в колледже и трудоустройством, должны помогать студентам или выпускникам в поиске работы и развитии карьеры.
На всех уровнях педагогические, профессиональные и школьные консультанты помогают учащимся решать самые разные проблемы — от социальных до поведенческих и личных. Особое внимание уделяется развивающему и профилактическому консультированию, чтобы консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы могли помочь учащимся в их социальном, академическом и личностном росте.Они также помогают учащимся приобрести жизненные навыки, чтобы они могли решать проблемы самостоятельно, прежде чем им станет хуже. Некоторые консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования предоставляют специальные услуги, такие как разрешение конфликтов или программы профилактики наркотиков и алкоголя. Кроме того, им необходимо следить за семейными проблемами или случаями домашнего насилия, которые могут повлиять на развитие учащихся, и выявлять их.
Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы могут оказывать услуги целым классам, небольшим группам или отдельным лицам.Чтобы помочь в разработке и внедрении лучших стратегий для достижения успеха учащимися, консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы должны работать с самыми разными людьми, включая учителей, школьных администраторов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников и родителей.
Консультанты по вопросам карьеры, также известные как консультанты по трудоустройству или консультанты по профессиональному обучению, работают вне школы, предоставляя консультации по вопросам карьеры и помогая людям принимать решения о карьере. Эти консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы оценивают и определяют историю работы, навыки, напряжение, образование, интересы и личностные качества своих клиентов.Для облегчения процесса могут использоваться тесты достижений или способностей. Некоторые консультанты по профессиональному обучению также оказывают помощь в поиске работы, от повышения навыков прохождения собеседований до поиска работы и подачи заявления на нее. К этим работникам также часто обращаются для поддержки людей, имеющих дело с переходом на другую работу, стрессом на работе или потерей работы.
Подготовка, другая квалификация и повышение квалификации консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения
Чтобы стать лицензированным консультантом по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения, обычно требуется степень магистра, хотя требования к образованию и обучению различаются в зависимости от специальности и штата.Те, кто заинтересован в карьере консультанта, должны определить, какие требования будут применяться, проконсультировавшись с органами власти штата и местного самоуправления, национальными организациями добровольной сертификации и потенциальными работодателями.
Колледжи и университеты обычно предлагают программы обучения консультантов в области психологии, социальных служб и образования. Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы могут рассчитывать на курсы по консультированию в начальной или средней школе, по делам студентов, образованию, профориентации и т. Д.Часто курсы сгруппированы по таким сегментам, как методы консультирования, карьерный рост, групповая работа, оценка, исследования и оценка программ, социальное и культурное разнообразие, человеческий рост и развитие, а также профессиональная этика и идентичность. Для аккредитованных магистерских программ обычно требуется от 48 до 60 часов обучения в аспирантуре, включая клиническую стажировку под наблюдением в области консультирования. Некоторые консультанты начального уровня проходят обучение без отрыва от производства, а некоторые работодатели предлагают консультантам по вопросам образования, профессиональной подготовки и школам помощь в оплате обучения или отгулы для обучения в аспирантуре.Чтобы сохранить лицензии и сертификаты, многие консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования участвуют в семинарах, личных исследованиях и участвуют в программах магистратуры.
Государство, специальность и место работы определяют лицензионные требования. Однако в большинстве штатов требуется степень магистра, а многие требуют, чтобы консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы имели сертификат консультирования в государственной школе вместе с завершением некоторых курсовых работ. В других штатах требуется лицензия, которая обычно требует, чтобы консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования получали кредиты на непрерывное образование.Для консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения, работающих в государственных школах, в некоторых штатах требуются сертификаты как преподавателя, так и консультанта, а также некоторый опыт преподавания.
Консультантам по вопросам образования, профессиональной подготовки и школам, работающим за пределами школ, вероятно, потребуется некоторая форма лицензии консультанта, но опять же требования различаются. Консультантам по профессиональному обучению в центрах карьеры колледжа может не потребоваться лицензия, даже если она может понадобиться тем, кто занимается частной практикой.
Потенциальные консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы должны быть заслуживающими доверия, уверенными в себе, уважительными и желать помогать другим.Важны навыки работы как в команде, так и самостоятельно. Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы также должны соблюдать этический кодекс в соответствии с их лицензией или сертификатом. Поскольку им предстоит иметь дело с множеством проблем и людей, они могут испытывать стресс и должны обладать высокой эмоциональной и физической энергией.
Национальный совет сертифицированных консультантов предлагает выборные полномочия национального сертифицированного консультанта по общей практике. Хотя это иная форма государственных экзаменов, некоторые штаты позволяют тем, кто сдает экзамен, быть освобожденными от государственного сертификационного экзамена.Также предлагаются специальные сертификаты по школьному консультированию. Другие сертификаты по конкретным специальностям предлагают другие консультационные организации. Хотя сертификация обычно является добровольной, она может улучшить перспективы трудоустройства.
Повышение квалификации консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения в школах включает директоров, руководителей консультационных служб, служб ориентации или персонала для учеников. Они также могут стать психологами-консультантами, администраторами школ или педагогами-консультантами, получив дополнительное образование в аспирантуре.Другие консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы могут найти работу в департаменте образования штата.
10 самых популярных консультантов по образованию / школьные консультационные и консультационные услуги Школы
1. Университет Северной Аризоны (Флагстафф, Аризона)
2. Университет Западной Алабамы (Ливингстон, Алабама)
3. Уилмингтонский университет (Нью-Касл, Делавэр)
4. Кембриджский колледж, Кембридж (Кембридж, Массачусетс)
5. Национальный Университет (Ла-Хойя, Калифорния)
6.Калифорнийский государственный университет, Нортридж (Нортридж, Калифорния)
7. Оклендский университет (Рочестер, Мичиган)
8. Университет Маршалла, Хантингтон (Хантингтон, Западная Вирджиния)
9. Университет Ла Верна (Ла Верн, Калифорния)
10. Лонг Островной университет, CW Post (Гринвейл, Нью-Йорк)
См. Все услуги по обучению консультантов / Школьные консультационные и консультационные услуги Schools
Самые популярные онлайн-консультанты Образовательные / школьные консультационные и консультационные услуги Schools
1.Университет Феникса — онлайн-школа
2. Университет Капеллы — онлайн-школа
Перспективы трудоустройства и трудоустройства консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения
Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования работали примерно на 251 050 должностях. Все больше и больше консультантов занимаются индивидуальной трудовой деятельностью в групповых или частных практиках. Отчасти это связано с улучшением мнения консультантов как эффективных и хорошо подготовленных профессионалов, а также с законами, позволяющими оплачивать услуги консультантов через страховые компании.
Ожидается, что занятость консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и школ будет расти быстрее, чем в среднем — примерно на 14 процентов. По мере того, как все больше работников проходят через несколько смен карьеры и работы, все больше будет востребовано консультантов по профессиональному обучению, особенно по мере роста осведомленности об услугах консультирования по вопросам карьеры. В школах начальные школы теперь обязаны нанимать консультантов, и обязанности консультантов по вопросам образования также расширяются. Теперь они могут быть более вовлечены в помощь детям в профилактических и кризисных консультациях, начиная от смерти и самоубийства и заканчивая злоупотреблением наркотиками и алкоголем.Несмотря на то, что бюджетные ограничения будут затруднять рост консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и школьного образования, школы и правительства осознают свою ценность в академической успеваемости учащихся. Таким образом, федеральные субсидии и гранты могут быть введены, чтобы помочь компенсировать бюджетные ограничения, помогая поддерживать соотношение студентов и консультантов.
Заработок и заработная плата консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения
Консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школ получают среднюю годовую заработную плату в размере 52 550 долларов США.Самые высокие 10 процентов зарабатывают около 84 080 долларов, самые низкие 10 процентов зарабатывают менее 31 140 долларов, а средние 50 процентов зарабатывают от 40 260 до 67 160 долларов. Чтобы повысить доход, консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы могут добавить летние часы в школьную систему или другие рабочие места. В целом, самые высокие заработки обычно получают те, кто работает в группе или самостоятельно работает с устоявшейся практикой. В разбивке по отраслям, в которых занято наибольшее количество консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и школ, годовая заработная плата составляет:
Индивидуальные и семейные услуги: 37 420 долларов США
Услуги профессиональной реабилитации 39 710 долларов США
Колледжи, университеты и профессиональные школы: 49 050 долларов США
Младшие колледжи: 56 130 долларов США
Начальные и средние школы: 61 190 долларов США
Годовая заработная плата консультантов по вопросам образования, профессиональной подготовки и обучения
В среднем консультанты по вопросам образования, профессиональной подготовки и школы зарабатывают 52 550 долларов в год .
10% 25% 75% 90% 31 140 долл.