39 Сущность понятия «темперамент» в современной психологии.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.
Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.
Краткий обзор учений о темпераменте
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмерность», «правильная мера». Опираясь па учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, по затем они были сведены до четырех.
В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре консти-туциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик (рис. 24.1).
1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента.
Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
studfile.net
Вопрос 10. Понятие о темпераменте в психологии. Теории темперамента. Типы высшей нервной деятельности и темперамент. Психологические свойства темперамента. Характеристика типов темперамента.
Темперамент — это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Гиппократ (5 век до н.э.) дал наиболее полное представление о темпераменте. Он описал 4 типа: холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (слизь), сангвиник (кровь).
Линию учения Гиппократа продолжил И.П. Павлов.
Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье — падение их.
Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.
Сензитивность — наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.
Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).
Активность — то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.
Соотношение реактивности и активность — то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакции — скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.
Пластичность и противоположное ей качество — ригидность.
Экстраверсия и противоположное ей качество — интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен «уходить в себя», особенно в напряженной обстановке.
Эмоциональная возбудимость — насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).
САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Характерно: повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью — проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны — он может легко сдерживать свои реакции и проявления
чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.
ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы).
Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.
МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы).
В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом — его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.
ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).
В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный — движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным
Билет 11. Проблема способностей в психологии. Виды способностей. Общая характеристика детской одаренности. Виды и признаки одаренности. Одаренный ребенок в школе. Работа психолога с одаренными детьми и их родителями.
Понятие способностей в психологии. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.
По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.
Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.
На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способности.
Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.
Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определение способности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека, обеспечивающих ему возможность более, чем у среднего человека, высокой и продуктивной деятельности.
Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняет соответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает роль трудовой практики и указывает, что способность не простое свойство, а комплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.
Виды способностей/ В изучении способностей психологи обычно делят способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, на две большие группы: общие и специальные способности.
общие способности– это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками при осуществлении различных видов деятельности.Специальные способности-это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, спортивной, военной и т.д.
Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных процессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида.
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Виды и общие признаки одаренности
1. интеллектуальный вид одаренности.
Выделяется два основных подвида интеллектуальной одаренности: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания.
2. Одаренность, которая проявляется в повышенной способности к обучению, называется академической.
3. художественная одаренность, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности.
4. Творческая одаренность.
5. Лидерская или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности».
6. Психомоторная или спортивная одаренность.
Одаренный ребенок в школе.
Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности — их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно — научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить
практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Предмет, дата и время консультаций, главные рассматриваемые вопросы, время работы с темой по программе, фактическое затраченное время, дополнительные вопросы, не предусмотренные программой, невыясненные вопросы, причины отклонений от сроков.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
studfile.net
21.Темперамент (теории темперамента, типы темп-та, совместимость).
Темпера́мент (лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.
1. Гуморальная теория темперамента
Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси «соков» в организме человека. Основными «соками», от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал:
1. желчь;
2. кровь;
3. черная желчь;
4. холодная скользкая жидкость (лимфа).
Так как все четыре «сока» смешаны в теле индивида в надлежащем отношении частей, то тип темперамента определяется превосходящим количеством одного из «соков». Если в смеси преобладает желчь, то индивид по типу темперамента будет холерик, если преобладает кровь — сангвиник, если преобладает черная желчь — меланхолик, а если преобладает флегма — флегматик.
2. Конституционные теории темперамента
Основной идеей этого подхода, первым шагом к классификации индивидуальных психических черт стало установление корреляции между типами телесной конституции, с одной стороны, и конкретными психическими заболеваниями — с другой.
Астенический (от греч. asthenes — слабый) тип телосложения характеризуется, прежде всего, сочетанием среднего роста по высоте и слабого роста по ширине, от чего люди этого типа кажутся выше, чем на самом деле. Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым.
Атлетический (от греч. athletes — борец) тип отличает сильное развитие скелета и мускулатуры, туловище по ширине значительно уменьшается книзу. Люди этого типа обладают средним или высоким ростом, широкими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом. Голова у атлетиков плотная и высокая, она прямо держится на сильной свободной шее, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.
Пикнический (от греч. pyknos — плотный) выделяется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) — при слабом двигательном аппарате (плечевого пояса и конечностей). Пикники — люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая створчатая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Фронтальное очертание лица напоминает пятиугольник (за счет жировых отложений на боковых поверхностях челюстей), само же лицо — широкое, мягкое, закругленное. По общему эстетическому впечатлению лица астенического и атлетического типа — интереснее, пикнического — правильнее.
3. Теория темперамента и.П. Павлова
темперамент гуморальный соматотип телесный
В своих работах он сближал понятие нервной системы с понятием темперамента. В основу классификации типов нервной системы Павлов положил:
1) силу основных нервных процессов — раздражительного и тормозного;
2) уравновешенность возбуждения и торможения;
3) подвижность этих процессов.
Сила нервной системы определяется как к раздражительному, так и к тормозному процессу. Она прежде всего выражается в способности «выносить» сильные раздражители. Сильный тип — с большим запасом такого вещества, слабый — с малым.
Согласно принципу силы нервной системы, Павлов противопоставляет меланхоликов, как представителей слабого типа сангвиникам и холерикам как типам сильным.
Следующим принципом различения типов является принцип уравновешенности процессов возбуждения и торможения или способности уравновешивать процесс возбуждения процессом торможения. Надо отметить, что этот принцип первоначально был положен Павловым в основу его классификации типов.
Третий принцип типологии нервной системы — ее лабильность, подвижность, то есть легкость смены возбуждения торможением или, обратно, торможения возбуждением на одном участке коры. Этому принципу особенно в последних своих высказываниях, Павлов предавал весьма большое значение. Сангвиник, как обладатель сильной уравновешенной и подвижной нервной системы нередко признавался Павловым наиболее совершенным типом, но одновременно с этим он часто подчеркивал весьма положительные черты флегматического, а иногда и безудержного типа.
Типы
Меланхолики. Легко ранимые, тонко чувствующие и крайне эмоциональные личности, большую часть времени они пребывают погруженными в свой внутренний мир, испытывая присущие им глубокие переживания. Меланхолики с трудом выдерживают психологические и физические нагрузки. При этом они бескорыстны и готовы всегда прийти на помощь. Из них получаются пусть не отличающиеся веселым и легким нравом, но очень верные и заботливые супруги.
Флегматики. Степенность и медлительность — вот их основные качества. Они очень рассудительны, все делают неторопливо, но очень основательно. Каждое сказанное флегматиком слово имеет свой особый вес. С флегматиком не страшны никакие бытовые трудности — в нем вы всегда найдете крепкую, непоколебимую опору.
Холерики. Холерики — по сути своей быстрокрылые птицы. Они парят над жизнью, источая волю и энергию. Они всегда живут в постоянном напряжении, на грани возможного. Все, что преграждает дорогу к достижению выбранной ими цели, немедленно оказывается на обочине. Пока холерики только добиваются вашей любви, их напор и настойчивость поражают. Однако, добившись желаемого, холерики никогда не отдыхают, а летят дальше, тратя свою энергию на новую любовь или новую должность, в зависимости от поставленной цели.
Сангвиники. Это самые натуральные павлины. Почувствовать себя центром большой и шумной компании — вот то, что доставляет им удовольствие. У сангвиника всегда море друзей и знакомых. Он способен развеселить даже самого унылого человека. Как и холерики, сангвиники очень энергично идут к намеченной цели, но… только до первой неудачи. При столкновении с трудностями сангвинику проще сменить род деятельности, чем бороться с препятствиями.
Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность — флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.
Другие сочетания (холерик — сангвиник и флегматик — меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая — довольно инертна и пассивна.
Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик — меланхолик» и «сангвиник — флегматик», даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить легкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые типы личности имеют еще и несовместимые темпераменты. Однако труднее всего приходится людям, имеющим несовместимые типы личности, подтипы, акценты и психоформы и темпераменты. К счастью, такое бывает крайне редко.
В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик — меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик — сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам — попытаться быть более последовательными в делах и более надежными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнера.
studfile.net
7. Темперамент. Основные виды. Учет типов темперамента в юриспруденции
1. Темперамент (от лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс пепходинампческих свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакции, эмоциональном тонусе жизнедеятельности; природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.
Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. 11. Павловым были выявлены три основные свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе четырех темпераментов.
Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиников, желтой желчи (холэ) — у холериков, слизи (флегмы) — у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхоликов.
2. Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся н темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:
♦ скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность;
♦ адаптировапность к внешним изменяющимся условиям;
♦ чувствительность, сепзптнвность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость;
♦ пластичность пли ригидность психической деятельности.
К особенностям темперамента относятся невротизм, тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.
Основные виды темперамента
1. Сангвинический темперамент. Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В повой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив.
Людям с сангвиническим темпераментом больше «сего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенное!!! внимания.
2. Холерический темперамент. Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроен ий.
Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
3. Флегматический темперамент. Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
4., Меланхолический темперамент. Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован —занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.
В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (табл. 8).
Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.
Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Ютом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.
Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностыо, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).
Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.
Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзеик и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.
Темперамент не является ценностным критерием личности; он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.
Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждении низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.
studfile.net