Механизмы дислексии – Дислексия – классификация, симптомы, лечение

Содержание

Дислексия – классификация, симптомы, лечение

Дислексия – расстройство, характеризующееся трудностями в овладении навыками чтения и обусловленное недостаточной сформированностью или нарушением психических функций, которые принимают участие в осуществлении процесса чтения.

Дислексия - трудности в овладении навыками чтения

У детей с нормально развитым интеллектом дислексия диагностируется примерно в 4,8% случаев, у детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи – в 20-50% случаев. Причем у мальчиков, по сравнению с девочками, расстройство встречается в 4 раза чаще.

Лечение дислексии в первую очередь направлено на коррекцию учебного процесса, т.е. обучение распознаванию букв, звуков и слов.

Механизм дислексии

Если рассматривать чтение с точки зрения психофизиологического процесса, то в его реализации участвуют такие анализаторы: зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Сам процесс чтения подразделяется на такие этапы, как:

  • Зрительное восприятие, узнавание и различение букв;
  • Соотнесение этих букв с соответствующими звуками;
  • Слияние звуков в слоги;
  • Объединение слогов в слово, отдельных слов – в предложение;
  • Осознание прочитанного.

С точки зрения психолингвистики дислексия представляет собой нарушение единства и последовательности описанных процессов.

В психологическом же аспекте суть дислексии рассматривается как парциальная задержка развития тех психических функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. У детей с этим нарушением отмечается несформированность мнестических процессов, зрительного гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям), пространственных ориентировок, фонематического восприятия, слухо-моторной или зрительно-моторной координации, лексико-грамматического строя речи, а также эмоционально-волевой сферы и внимания.

Классификация дислексии

По основному проявлению классификация дислексии осуществляется на: вербальную (характеризующуюся трудностями прочтения слов) и литеральную (обусловленную трудностями усвоения отдельных букв).

Классификация дислексии по виду нарушенного механизма:

  • Аграмматическая дислексия – развившаяся вследствие недоразвития функциональных и морфологический обобщений, грамматического строя речи;
  • Семантическая – обусловленная несформированностью слогового синтеза, непониманием синтаксических связей в структуре предложения, бедностью словарного запаса;
  • Фонематическая дислексия – характеризующаяся недоразвитием фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • Тактильная – связанная с нечетностью тактильного восприятия у детей, которые плохо видят;
  • Мнестическая – обусловленная нарушением речевой памяти, затруднением соотнесения букв и звуков;
  • Оптическая дислексия – развившаяся вследствие несформированности зрительно-пространственного представления.

Таким образом, аграмматическая, семантическая и фонематическая дислексии связаны с несформированностью различных речевых функций, а тактильная, мнестическая и оптическая формы – с несформированностью психических функций.

Методы коррекции дислексии у детей

Симптомы дислексии

Основные симптомы дислексии у ребенка: дефекты звукопроизношения, неточность употребления и понимания слов, бедность словарного запаса. Речь таких детей отличается несвязностью, отсутствием грамматически полных предложений и неправильным грамматическим оформлением.

Аграмматической дислексии характерны ошибки в согласовании частей речи в роде, числе и падеже, неправильное прочтение падежных окончаний глаголов, существительных и прилагательных. Причем эти симптомы дислексии проявляются не только при чтении, но и в устной речи ребенка и на письме.

Второе название семантической дислексии – механическое чтение. Так называют эту форму потому, что у человека при правильной технике чтения нарушается понимание прочитанного слова и, как следствие, предложений и всего текста в целом.

При фонематической дислексии ребенок заменяет звуки, сходные по акустическим и артикулярным признаками (свистящие/шипящие, звонкие/глухие и т.п.). Некоторые дети читают побуквенно или искажают звуко-слоговую структуру слова – добавляют, пропускают, переставляют местами звуки и слоги.

Тактильная дислексия, как понятно из названия, свойственна плохо видящим или вообще незрячим людям, которые читают по азбуке Брайля. Проявляется эта форма смешением букв схожих тактильно, т.е. близких по расположению и количеству точек. Также у ребенка с этой формой дислексии могут наблюдаться пропуски букв и отдельных слов, хаотичность движений пальцами, соскальзывание со строк, искажение смысла прочитанного и т.п.

Мнестической дислексии характерно нарушение ассоциации между зрительной формой буквы и ее акустическим образом. Другими словами, дети не могут запомнить буквы, из-за чего смешивают их и заменяют при чтении. При обследовании у ребенка слухоречевой памяти выявляется элизия (выпадение конечного гласного звука в том слове, которое предшествует другому, начинающемуся с гласной буквы слова), сокращение количества букв, невозможность воспроизведения отдельных звуков или целых слов, нарушение порядка их следования.

Оптической дислексии свойственно смешение и замена графически сходных букв, которые различаются только пространственным расположением или отдельными элементами, например, б-д, л-д, з-в. Симптомом дислексии этой формы может быть соскальзывание при чтении с одной строки на другую, а также чтение справа налево (зеркальное).

Лечение дислексии, коррекция

К сожалению, это расстройство остается проблемой на всю жизнь, часть детей так и не может достичь достаточного уровня грамотности, тем не менее, лечение дислексии многим помогает развить функциональные навыки чтения.

Логопедические занятия по коррекции дислексии предполагают работу над всеми нарушенными неречевыми процессами и сторонами устной речи.

При коррекции дислексии, в зависимости от формы расстройства, основное внимание уделяется:

  • Формированию навыков мысленного воссоздания звуко-буквенного и звуко-слогового состава слова;
  • Развитию слогового синтеза;
  • Усвоению грамматических норм языка;
  • Развитию слухоречевой и речезрительной памяти;
  • Коррекции дефектов произношения звуков;
  • Формированию грамматических систем словообразований и словоизменений;
  • Уточнению и обогащению словарного запаса;
  • Развитию полноценных фонематических процессов;
  • Дифференциации тактильно воспринимаемых схем и предметов;
  • Формированию зрительно-пространственных представлений;
  • Развитию зрительного анализа и синтеза.

zdorovi.net

причины, симптомы, диагностика и лечение

Дислексия

Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Дислексия

Дислексия

Причины дислексии

В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию. Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, преждевременной отслойке плаценты, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных. Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР, тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП, умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.

Механизмы дислексии

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика дислексии

Логопедическое обследование при дислексии складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

Диагностика устной речи при дислексии включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

www.krasotaimedicina.ru

Классификация дислексии, характеристика основных видов. Дифференцированные приёмы устранения разных видов дислексии.

Дислексия – это частичное наруш-е процесса чтения, проявляется в стойких, повтор-ся ошибках, обусловл-х несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения.

Существовало несколько классификаций дислексии: Р. Беккер – в основе данной классиф. лежит не патогенез дислексий, а степень их проявления.

О.А. Токарева классиф-т нарушения чтения в завис-ти от того, какой из анализаторов первично нарушен: слух-й, зрит-й, двигат-й.

М.Е. Хватцев не учитывал все операции чтения, его классиф-я не охватывает всех случаев нарушений чтения.

Р.И. Лалаева разработала классификацию дислексии с учётом нарушенных операций процесса чтения. выделяет следующие виды д-й:

Фонематическая 1 вариант. Механизм:

Нарушение фонематического восприятия = дифференциация фонем.

Симптоматика: проявляется в трудностях усвоения букв в следствии нечёткости фонематич-х представлений о соответствующих звуках. При чтении такой ребёнок допускает большое кол-во замен и смешений букв (звуков) сходных по артикуляционным и акустическим признакам. При обследовании фонематического восприятия у д. отмечаются нарушения слуховой и слухо-произносительной дифференциации фонем на уровне отдельных звуков, звуковых рядов (квазислоги ба-па-ба), слов — квазимонимов.

2 вариант.

М-зм: наруш-е фонематического анализа.

С-ка: при обследовании навыка чтения у д. наблюдаются ошибки: пропуски букв (Зв), перестановки,

вставки лишних букв (зв). Имеются искажения звуко-слоговой стр-ы читаемых слов. Может наблюдаться симптом «побуквенное чтение» — невозможность слогослияния, «бухштабирование» (от немец). При исследовании фонематического анализа обнаруживается его несформированность. В большей степени трудности представляет последоват-й, позиционный, количественный анализ.

Оптическая. М-зм: несформ-ть (нарушение) зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.

Сим-а: при чтении у д отмечаются разнообразные ошибки, замены букв по оптическому сходству И-Н, Х-Ж, т.е. букв, к-е отличаются колич-м, пространственным расположением и характером элементов. При исследовании предметного гнозиса у д. могут отмечаться трудности узнавания изображения в усложнённых условиях: наложенные изображения – фигуры Поппеля-Рейтера, зашумлённые изображения, недорисованные. При проведении речезрительных проб у д. также отмечаются более значительные затруднения — трудности узнавания стилизованных букв, трудности выбора правильных букв из ряда правильных и зеркальных буквенных изображений. Отмечаются трудности к конструированию и реконструированию букв (разбор букв по элементам).

Мнестическая. М-зм: нарушение процессов речевой памяти, трудность соотнесения звука и буквы. Р-к длительно не может запомнить буквенное обозначение. Проявляется в большом кол-ве недифференцированных замен букв при чтении К-Н, Т-П. при обследовании обнаруживается неспособность назвать ту или иную букву, записать даже элементарное, простое слово, состоящее из уже пройден-х

Букв, очень часто у детей этот вид дислексии сочетается с аграфией, выраженной дисграфией. Этот вид дисл-и часто встречается у д. с умственной отсталостью и ЗПР. При диагностировании этого нарушения необходимо проводить обследование интеллектуальной сферы.

Семантическая (механическое чтение).1 вариант м-зм – нарушение слогового синтеза. Основным симптомом является нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении (слоговом или целыми словами). Р-к правильно читает слово по слогам, однако при этом не может назвать прочитанное слово, не может показать картинку с предметом, о кот-м прочитал. При обследовании обнаруживается неспособность (затруднение) при составлении слов из заданной последовательности слогов, фраз из серии слогов.

2 вариант. М-зм: трудности вызываются неспособностью установить грамматические (синтаксические) связи между словами в читаемом предложении.

С-ка: р-к читает целыми словами, однако при этом затрудняется в понимании и воспроизведении смысла прочитанной фразы.

Семантическая дислексия также наблюдается у д. с инт-й недостаточ-ю.

Аграмматическая дислексия. М-зм: нарушение грамматического строя речи, несформированность морфологических и синтаксических обобщений.

С-ка: при чтении отмечаются ошибки словообразования и словоизменения. Д. неправильно читают окончания слов, отмечаются нарушения падежного управления (на деревьях- на деревьяв), трудности согласования (мой ведро) в роде, числе (мальчики идёт), отмеч-ся большое кол-во замен приставок (захлестнула-нахлестнула). Неправильные

суффиксальные словообразования (козлята-козлёнки), неправильное употребление родовых окончаний местоимений (такая город), изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (ветер промчалась), формы времени и вида (влетел-влетал). Трудности при переносе ударений в процессе чтения соответствующих форм слов. Данный вид дисл-и чаще встречается у д. с ОНР и лексико — грамматическое недоразвитие речи.

Тактильная дислексия м-зм: нарушение пространственных представлений, несформированность пространственных синтезов.

С-ка: заключается в трудностях дифференциации букв азбуки Брайля. Буквенные обозначения отличаются количеством и пространственным расположением точек, что затрудняет дифференциацию соответствующих букв. Одновременно отмечается несформированность схемы тела, неумение определить правую, левую руку. Затрудняются в установлении пространственных отношений между предметами.

Дифференцированные приёмы устранения разных видов дислексий.

Оптическая дисл-я.

Включает несколько направлений: 1) Формирование зрительного восприятия и узнавания.

1. развитие предметного гнозиса. Задания:- узнать контурные заштрихованные предметные изображения, наложенные фигуры. — закрасить одинаковые геометрические фигуры, — сравнить 2 предметных изобр-я, найти 2 различия.

2. развитие букв-го гнозиса.

— соотнести букву, написанную рукописным шрифтом и печатную, — опред-ть буквы в неправильном положении, — добавить недостающий элемент буквы, — выделить буквы, наложенные друг на друга. Проводится работа по дифференциации цвета, формы, величины.

2) Развитие зрительной памяти: — чего не стало? – что изменилось? – запоминание букв, цифр, воспроизведение их, — графические диктанты.

3) Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. 1. развитие ориентировки в схеме тела. Ориентировка в окружающем пространстве.

-найди букву в ряду сходных,-конструирование и реконструирование букв.

Работа по дифференциации предлогов. Предлоги соотносятся со схемами.

На занятиях развиваются зрит-е диффер-ки на мАтериале только одной пары буквенных обозначений

-подчёркивание и нахождение букв в ряду др-х букв в тексте.

Мнестическая. На подготовительном этапе проводится работа по развитию слухо-зрительных и зрительно-моторных дифференцировок слухо-речевой памяти, мыслительных операций. Работа начинается с закрепления связи буквы с сотв-м звуком

Чтобы связь была прочной, необходимо использовать речевой, речедвигательный анализаторы, а также общедвигат-й анализатор. Ковшиков предложил проводить работу по этапам:

1. отработка связи звука и буквы. Д. разъясняется, что все буквы кроме ъ,ь соответствуют определённым звукам и наоборот.

Отрабатывается связь буквы с артикуляцией.

— л-д показывает артикуляцию рукой, — л-д обозначает часть артикуляции символом, а ученик соотносит этот символ с нужной буквой, — связь буквы с небуквенным обозначением (б – белка), — конструирование и реконстр-е букв, — заучивается кол-во и форма элементов.

— связь буквы с кинемой (движение). – обводить букву перед написанием пальцем, — написание буквы в воздухе, — нахождение буквы среди других и обведение её в воздухе. – подбор букв к картинкам. Обязательна работа над звуко-буквеным анализом.

Семантическая. Работа ведётся по 3 направлениям

1–Развитие звуко-слогового синтеза. ПРИЁМ: — назвать слово, произнесённое по отдельным звук., по слогам, при этом длительность пауз постепенно увеличивается, — составить слово из слогов, данных в беспорядке, назвать слитно предложение произ-е по слогам.

Работе предшествует развитие мыслительных операций, сукцессивного (последовательного) и симультанного анализа и синтеза. А также восприятие и воспроизведение ритма.

2- работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. ПР-Ы: прочитать слово, показать соответствующую картинку, — прочитать слово и выполнить соответств-е действие, выбрать из текста предложения, соответ-е содержанию картинки, — найти в тексте ответ на данный вопрос

3 – Словарная работа. — обозначение группы слов обобщающим словом, подбор опред-й к названию предмета, — подбор синонимов, антонимов, слов с противоположным действием.

Фонематическая. 1 вариант. 1 из основополагающим принципов явл-ся опора на сохранный анализатор. Обязательной явл-ся работа по развитию фонематического анализа и синтеза. Р.И. Лалаева выдел-т 2 этапа лог-й работы по диф-и смешиваемых букв (зв).

I этап предварительый – работа над каждой смешиваемой буквой (зв).1 — уточнение артикуляции и акустического образа зв (бкв) с опорой на зрительное, слуховое, тактильное воспр-е, кинестетич-е ощущения. ПР-Ы: объяснение артик-и лог-м, разбор артик-и перед зеркалом – рассматривание артик-х профилей- соотнесение произносимого звука с речевым звучанием, символьным обозначением.

После знакомства с артик-й переходят к практическим заданиям: слоги – слова – предложения.

1) выделение зв. на фоне слога.

2) выдел-е Зв. На фоне слова. – выделить Зв. В предложении, — запомнить из прочит-го текста, предложения только те слова, к-е содержат этотзвук., — написать диктанат.

II этап. Сопоставление смешиваемых зв. В произносительном и слуховом плане. Диффер-я букв (зв) осущ-ся в той же послед-ти, что и на 1эт. – выд-ть опозиционные зв. В нач-й позиции по предметным картинкам, — срав-е букв (зв) по артикуляции, установл-е их сходства и различия., — соотнесение зв. с соответ-ми букв., — чтение слоговых таблиц, — вставить в слова пропущ-е слоги, — написание диктантов слов, предлож-й, текста.

Диф- тв. и мяг. согласных.

1 способ- обознач-е мягкости согл-х на письме гл.

второго ряда. 2 способ – обоз-е мягкости Ь. — сопоставить по смыслу и звучанию слова – паронимы, составить с ними предлож-е, — разгад-е кроссвордов, диктант сло, предлож-й, текста.

2 вариант. Задачей кор- обучения явл-ся развитие навыков языкового анализа и синтеза. Уточняется правило опред-я колич-ва слогов в слове. ПР-Ы: _ назвать встречающиеся в слове гласные, — произнести слово, отхлопав его по слогам, выделить гласные звуки, — распр-ть картинки, названия кот-х содержат 1,2,3,слога, записать слова в столбик (по кол-ву слогов), разделив их на слоги, подчеркнув гласные, — вставить пропущ-й слог, записать слово. проводится работа над ударением. Работа по развитию фонем-го анализа и синтеза. Начинаем работу с простых форм фонем. анализа: выделение 1 и последнего зв. в слове, придумать слово к заданной схеме. Далее усложняются: — определение места зв. в слове. Ведётся работа над колич-м анализом: порядковый, позиционный. – опред-ь место зв., положив фишку на звук-ю линейку, — придумать слово к схеме, перечисли все зв по порядку.

Аграмматическая. 1) Формирование представлений о структуре предложения.

— назвать все слова предложения по порядку, — назвать слово, стоящее за словом, за предлогом, перед предлогом, из слов, заданных в беспорядке составить предложение, распространить предложение одним словом.

2) усвоение согласования и управления слов: — согласование в роде; -заменить сущ-е местоимением, -составить предложение, определив род им. сущ-х, соотнести глагольное окончание с родом сущ-х. 3) формирование навыка глагольного управления: — дополнить словосочет-е недостающим словом, поставив его в нужный падеж.3) овладение предлогами с конкретно пространственным значением: — выполнение действий по инструкции, включающей предлоги, — соотнесение предлогов с условными обозначениями. 4) работа над развитием морфемного анализа и синтеза слов: — отобрать слова, с одинаковым корнем, — объяснить значение однокор-х слов, — разобрать слово по составу, образовать названия детёнышей, — образовать название относит-х прилагательных, записать их, — образ-е притяжательных прилагат-х, записать.

studfile.net

Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.

Что такое дислексия

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Причины дислексии

Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

  • Преобладание активности правого полушария головного мозга
  • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
  • Черепно-мозговые травмы
  • Тяжелые инфекции, такие как менингит
  • Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
  • Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)

Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

Симптомы дислексии


Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

  • Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
  • Проблемы со вниманием и концентрацией
  • Плохая память
  • Изменения буквенного порядка при составлении слов
  • Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
  • Отказ от чтения вслух и написания сочинений
  • Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
  • Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
  • Проблемы с выполнением элементарных указаний
  • Трудности в освоении правописания и принципов чтения

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

  • Запоздалое развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении слов
  • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
  • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
  • Путаница в расположении букв и слов
  • Проблемы в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

  • Трудности с распознаванием слов
  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
  • Разворот букв при написании
  • Путаница в арифметических знаках
  • Неловкость и импульсивность в поведении
  • Трудности с запоминанием фактов
  • Нарушения координации движений
  • Замедленное освоение новых навыков

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

  • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
  • Отказ читать вслух и писать
  • Плохая память
  • Нечитаемый почерк
  • Неправильное написание и произношение слов
  • Трудности с восприятием языка тела и мимики
  • Трудности в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

  • Плохо развитый навык письма
  • Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
  • Ошибки в произношении слов
  • Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
  • Плохая память
  • Слишком медленная скорость работы
  • Трудности в адаптации к любым изменениям

Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

  • Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
  • Труднопонимаемое произношение слов
  • Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
  • Путаница в последовательности слов и чисел
  • Рассеянность и невнимательность
  • Плохая память
  • Трудности с организацией и планированием своего времени

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

  • Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
  • Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
  • Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
  • Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
  • Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
  • Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

Коррекция и лечение дислексии

Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.

Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.

Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.

Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:

  • При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
  • При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
  • При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
  • При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
  • При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
  • При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов

Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми. А еще предлагаем вам посмотреть полезное видео «Коррекция дислексии и дисграфии».

Профилактика дислексии

От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.

Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.

Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.

Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.  

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

профилактика дислексии, упражнения
Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:

  • Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
  • Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
  • Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
  • Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
  • По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
  • Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
  • Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
  • Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
  • Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
  • Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
  • Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!

4brain.ru

Конспекты по логопедии «Дислексия. Определение, причины, механизмы. Различные критерии классификации дислексий.»

  1. Дислексия. Определение, причины, механизмы. Различные критерии классификации дислексий.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексией страдают от 5 до 12% людей. Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Причины возникновения:

Е.Жидкова: дислексия возникает из-за «неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития».

Ученый Руйнхольд считает, что дислексия передается по наследству (когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах, эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции).

Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, ДЦП, ЗПР, ЗРР.

Формы дислексии.

Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.

Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

Семантическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Мнестическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Оптическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

Тактильная дислексия — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Речевая симптоматика дислексии

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются».

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Неречевая симптоматика дислексии

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей:

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

Психологический аспект дислексии

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию.

Диагностика — нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами.

infourok.ru

Механизмы дислексии

Проблема дислексии исследуется в течение столетия, но до сих пор остается во многих своих аспектах неразрешен­ной. Одним из таких сложных вопросов дислексии явля­ется ее патогенез, т.е. вопрос о механизмах данного нару­шения.

Современные исследования нарушений чтения являются многосторонними, углубленными и систематическими. Они показывают, что патогенетические механизмы нарушений чтения сложны и разнообразны. Пытаясь выявить механиз­мы дислексии, ученые проводят неврологические, электро­энцефалографические, аудиометрические, психологиче­ские, лингвистические исследования.

Неврологическое исследование не выявляет явной пато­логии у детей с дислексиями, однако часто выявляются не­которая неточность, недостаточная дифференцированность движений, чаще всего при выполнении произвольных, со­знательно контролируемых движений, в то время как спон­танная, непроизвольная моторика нормальна. Какого харак­тера это нарушение моторики? Идет ли речь в этих случаях о каких-то тонких, скрытых нарушениях праксиса, т.е. произвольных, целенаправленных движений, или следует гово­рить о недоразвитии моторики, несоответствии моторики ребенка его возрасту, о неподготовленности к выполнению многих тонких ручных движений? Эти вопросы остаются от­крытыми.

Более соответствует истине вторая точка зрения, так как многие дети, неточно выполняя какие-то движения в про­цессе учебной деятельности, становятся удивительно точны­ми и живыми в играх и внешкольной деятельности. Таким образом, у детей с дислексиями часто наблюдаются незре­лость, недоразвитие моторики, которое сказывается и на формировании пространственных ориентировок.

Электроэнцефалограммы у этих детей почти всегда нор­мальны. Отмечаются, однако, более вялые, более ленивые волны, чем это позволяет возраст ребенка. Иными словами, характер волн у детей с дислексиями соответствует более раннему возрасту, что говорит об отставании созревания моз­га, об отставании развития. Единственные случаи патологи­ческих черт встречаются у детей, имеющих неврологиче­скую симптоматику и нарушения речи.

Аудиометрические исследования слуха показывают, что острота слуха нормальна, чаще всего аудиограммы без от­клонений, в то же время отмечаются довольно часто пред­шествующие отиты. С помощью электронной аппаратуры удавалось обнаружить незначительные нарушения в облас­ти речевых зон, особенно когда в устной речи преобладали смешения звуков. Все это, однако, не исключает возможность существования дислексии у детей с нарушением ост­роты слуха, т. е. у тугоухих детей.

Проводилось очень много исследований зрительных фун­кций у детей, страдающих дислексиями. Первые работы по дислексии принадлежали офтальмологам Гельмгольцу и Жавелю. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что дислексия не является следствием нарушения или сни­жения остроты зрения. У детей со сниженным зрением мо­гут наблюдаться ошибки при чтении, но они не будут иметь того специфического характера, который наблюдается при дислексии.

Изучение движения глаз показало, что при дислексии очень короткими и нерегулярными являются фиксации глаз, очень часты регрессии, возвращения к движению. Но эти симптомы являются следствием дислексии, а не ее механиз­мом. Если хорошо читающие схватывают несколько слов во время одной фиксации, остановки глаз, то дислексик чита­ет только часть слова за одну фиксацию, часто делает рег­рессии, чтобы проконтролировать чтение.

studfile.net

Фонематическая дислексия: причины, проявления и коррекция

Нарушения устной речи возникают у многих детей дошкольного возраста. Это и искаженное произношение одного, группы звуков, и серьезные проблемы с грамматикой, лексикой, фонематикой. У школьников также могут возникать сложности с освоением учебной программы.

СодержаниеСвернуть

Фонематическая дислексия — это специфическое нарушение процесса чтения, которое появляется из-за проблем с высшими психическими функциями (ВПФ) — памятью, мышлением, речью, вниманием. Ключевая особенность — ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.

Общая информация

Виды дислексии

Вопросами нарушения письменной речи занимается логопедия. В ней принято выделять алексию – полную неспособность овладеть чтением, дислексию – ученик способен частично овладеть процессом.

Выделяют разные классификации дислексии. Р. Беккер в ее основе выделял степень проявления. При литеральной появляются сложности с освоением букв, при вербальной тяжело осваивать слова. Он выделял разные виды нарушения чтения.

В логопедии распространение получила классификация, разработанная Хватцевым. Он выделял семантическую, мнестическую, фонематическую, оптико-пространственную, оптическую дислексии.

В Европе проводили исследования. Согласно им, среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. Беккер отмечала, что в школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.

Говорить о проблемах с чтением или письмом можно только в школьном возрасте, у дошкольников могут быть предпосылки для их появления.

Лалаева тоже проводила аналогичные исследования. Согласно им, в коррекционном образовании доля таких детей — 62% от всех учеников начального звена. В учреждениях для лиц с задержкой психического развития — 50%. Проблема распространена больше у мальчиков, чем у девочек.

Почему возникает

Среди специалистов нет единого мнения о том, как формируются нарушения письменной речи. Одна группа выделяет наследственную предрасположенность. У близнецов смогли обнаружить факторы риска:

  • задержку речевого развития;
  • левшество;
  • неврологические болезни.

В этиологии дислексии у детей имеет влияние наследственный фактор

Рейнхольд указывал, что в основе подобного нарушения незрелость определенных зон коры мозга. Это проявляется в задержке развития речевых функций.

Специалисты сходятся в том, что влияние оказывает сочетание факторов. Длительные соматические болезни, поражения мозга (менингит, энцефалит, травмы) могут приводить к проблемам. У взрослых дислексия бывает после инсульта, черепно-мозговых травм.

К социальным факторам относят билингвизм, дефекты речи у взрослых, дефицит контакта. В неблагополучной среде не происходит формирование ВПФ.

Механизм формирования дислексии включает генетические, биологические, социальные факторы. Чаще всего причиной нарушения становятся минимальные мозговые дисфункции. У детей сохранный интеллект, отмечаются небольшие сложности с ВПФ. В отличие от нарушений устной речи, дислексия иногда появляется на фоне снижения слуха, интеллектуальной недостаточности, проблем опорно-двигательного аппарата.

Дислексия у школьников с нормальным уровнем интеллекта имеет характерные особенности:

  • неравномерность или отставание физического развития;
  • необычная структура интеллекта;
  • нарушение последовательности восприятия информации, сложности с восприятием цельного образа.

Проявляться дислексия может разными симптомами. Логопеды проводят диагностику учащихся, выделяют группу риска, детально обследуют процессы чтения, письма.

Признаки

Механизмы и симптоматика фонематической дислексии

Для фонематической дислексии характерны сложности при обучении чтению. Дети не могут это сделать 2-4 года. Тяжело осваивают буквы, не могут соединить их в слоги, слова.

При таком нарушении некоторые дети легко запоминают отдельные буквы, но в процессе чтения делают ошибки. Они не выделяют букву как графему.

Хватцев считал, что основа проблемы – это нарушение фонематического слуха. В дошкольном возрасте ребенок не усвоил звуковую систему, он не различает звуки, близкие по звучанию ([С]-[Ц], [Ш]-[Ж]). Пример искаженного восприятия: «таскали — даскали», «яйцо — яйсо».

Выделяют еще одну форму фонематической дислексии. При ней у школьника появляется побуквенное чтение, изменение структуры слова. При стечении согласных пропускаются буквы, между двумя согласными вставляется гласный, слоги переставляются, пропускаются.

Выделяют психологическую симптоматику. У детей отмечаются сложности с пространственным ориентированием, неточно определяются формы, величины.

Правильное развитие пространственных представлений (право−лево, верх−низ) является основой для усвоения букв. Для этого учат ориентироваться в пределах тела (предметы слева или справа), потом переходят к отсчету от предмета (слева от кубика лежит…?). Третий этап самый сложный — ориентировка в трехмерном пространстве.

Только после этого переходят к пространственным представлениям на бумаге. Дошкольник должен уметь определять верх страницы, низ, находить строчку. Без этих навыков нельзя учить его писать.

Геометрический диктант на листке

Диагностика

Говорить о проблемах с чтением, письмом можно к концу второго класса. Тревожные моменты специалист видит после первого года обучения в школе. Своевременно выявленная проблема повышает шансы на полное избавление от дефекта.

Прежде чем начинать коррекционную работу, логопед проводит подробное обследование. Родители школьника обязательно консультируются у врачей, которые оценивают познавательную деятельность, состояние нервной и зрительной системы.

Логопед изучает медицинскую документацию, собирает анамнез. Он проверяет состояние органов артикуляции, уровень активной речи, общую и мелкую моторику. Оценивается уровень речевого слуха, фонематического анализа и синтеза. Проверяется грамматика, лексический запас.

Ключевой момент диагностики — изучение состояния процессов письма и чтения. Для этого школьнику дают списать печатный, рукописный текст, после ему диктуют несколько предложений.

Изучают способность читать отдельные буквы, слоги, слова. Оценивается скорость и способность понимать прочитанное.

По окончании диагностики логопед выносит заключение о степени, виде нарушения. При необходимости он рекомендует консультации других специалистов.

Направления работы

Для преодоления проблемы специалисты используют разные способы коррекции. Оптимальное количество занятий в неделю — 4 урока. Проводится работа над развитием фонематического восприятия. Ученика учат различать оппозиционные звуки на слух, после закрепляют этот навык на письме, чтении.

Развитие фонематического восприятия

Уточняется разница в произношении звуков, акцентируется внимание на ощущениях от артикуляции. Если есть дефекты в устной речи, то их устраняют. В случае сохранности всех звуков, отрабатывают утрированную артикуляцию.

Проводится работа над формированием навыка анализа и синтеза. Дети должны уметь выделять звук, слог, составлять схему предложения. В качестве отработки навыка предлагаются задания с дописыванием букв, слогов.

Логопед помогает развивать словарный запас, учит образовывать новые слова, применять их в речи. Тренируется навык устной и письменной связной речи.

Дислексия в чистом виде бывает редко, чаще всего она связана с нарушением письма. Поэтому работа ведется как над чтением, так и над письмом.

Устранение дислексии требует 2-3 года регулярных занятий. Родителям нужно постоянно тренировать ребенка, помогать ему, выполнять задания логопеда. Иногда может потребоваться помощь психолога, который будет развивать ВПФ.

Особенности работы

Для реализации каждого направления коррекционной работы используют определенные задания. Логопед фиксирует, какие звуки путает школьник, начиная реализовывать первый этап процесса.

На нем последовательно уточняется произношение звука. Для лучшего усвоения образа используют зрительный, тактильный анализатор. Букву складывают из фасоли, пластилина, палочек, чертят ее на песке.

Для облегчения выделения позиции звука используют схемы в виде птички. Нарисованная птица, расчерченная на три части вертикальными полосами: голова − начало слова, туловище середина, хвост конец.

Второй этап — это разделение на слух двух схожих звуков. Для этого акцентируют внимание на навыках слухового контроля.

Для выработки чуткости зрительного анализатора предлагают «зашумленные картинки». На них нарисованы буквы, предметы, силуэты и они сверху покрыты большим количеством штрихов. Школьнику нужно выделить, назвать все, что изображено.

Школьнику предлагается сюжетная картинка, по которой он придумывает предложения, подсчитывает количество слов. Усложненное задание — дается схема, к которой нужно подобрать подходящее предложение.

В домашних условиях можно заниматься по готовым рабочим тетрадям. Хорошее пособие есть под авторством Оглобиной. Хороший комплект у Мазановой.

Логопедическая тетрадь для коррекции дислексии Оглобиной

Профилактические мероприятия

Необходимо развивать устную речь, стимулировать речевой слух и другие ВПФ. В возрасте 6-7 лет начинают подготовку к обучению чтению и письму.

Нельзя торопиться с освоением новых знаний. Нервная система формируется в определенном темпе. Как только зоны коры закончат развитие, ребенок легко освоит навык. При появлении тревожных симптомов, возникновении сложностей в обучении необходимо сразу обратиться за консультацией к логопеду.

logopediacentr.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *