Как умер микеланджело: Страница не найдена — Florence with Guide

Содержание

Смерть Микеланджело. Микеланджело Буонарроти

Смерть Микеланджело

Все его друзья умерли: Франческо Граначчи, друг детства Балдуччи, верный слуга Пьетро Урбино. отец и братья. дорогая его сердцу Виттория Колонна. А Томмазо деи Кавальери женился и стал отцом семейства.

Микеланджело в задумчивости поднялся, нужно было найти эскизы для площади Капитолия, для дворца Фарнезе, для церкви Сан-Джованни, для часовни Сфорца. Его отец скончался на девяностом году жизни, а значит, и ему оставалось жить лет пять, не больше.

Он рассыпал эскизы на своем рабочем столе: картинки, ворох иллюзий. За неимением детей он оставил на земле лишь каменные изваяния, похожие на него самого. Он взял несколько рисунков и бросил их в печь, затем еще и еще. Наконец Микеланджело с остервенением принялся охапками бросать в огонь свои поэмы.

После этого он оседлал коня и направился к маленькой церкви Санта-Мария дельи Анджели. В сумке у него были молоток и резец: он хотел еще поработать над тамошней «Мадонной»243, сделать ее такой же совершенной, как произведения самого Господа.

В церкви Микеланджело упал, потеряв сознание. Пришел в себя он лишь на рассвете следующего дня. После этого он кое-как добрался до дома, лег, дрожа от лихорадки, на кровать и попросил перепуганную служанку:

– Позовите Томмазо!

Вслед за этим он потребовал, чтобы ему принесли бумагу и перо, а потом в трех словах набросал завещание: он оставляет свою душу Богу, свое тело – земле, а имущество – племяннику Лионардо.

– Томмазо! Я хочу быть похороненным в церкви Санта-Кроче, рядом со своими.

Помешать стремительному ходу болезни было невозможно. Лихорадка и прожитые годы сломили отважного борца, и он перестал сопротивляться, отдавшись воле Божьей. Что же касается незаконченных произведений – да какое теперь все это имело значение.

Томмазо деи Кавальери тихо прикрыл глаза своего старого друга – необыкновенно красивого с этой своей густой сетью морщин, говоривших о сомнениях и страданиях его жизни. Пробило пять часов. Уже наступило 18 февраля 1564 года.

Как пишет Марсель Брион, «божественный покой воцарился на его лице и теле. Что же до его души, то она соединилась с предназначением, дарованным ей милосердием Божьим. Больше никакой борьбы, никаких сражений. Одно лишь великое упокоение смерти, которая расшнуровывает кирасу воина и нежно ласкает его усталые члены. Для этого так много страдавшего человека смерть, возможно, была наименее мучительным моментом его жизни»

244.

Тело Микеланджело было перевезено во Флоренцию, как он того и хотел, но при весьма неординарных обстоятельствах. Почему «неординарных»? Да потому, что похищение трупов – это уже что-то запредельное. С другой стороны, ведь это был вызов для Флоренции – организация похорон Микеланджело в римской церкви Святых Апостолов, построенной по заказу Сикста IV архитектором Баккио Понтелли, по проекту которого, кстати, и по заказу того же папы была сооружена Сикстинская капелла. Ведь это оскорбление – решение хоронить скульптора в Риме, в городе, где, как отмечает известный живописец Ренато Гуттузо, Микеланджело «замкнулся в своем пессимизме, отягощенном накопившейся горечью, страданиями и страшным зрелищем краха всего того, во что он верил»

245. Ведь это было неуважение памяти великого художника – не посчитать его достойным упокоиться в самом Ватикане или даже в Пантеоне, где был похоронен тот же Рафаэль.

Во Флоренции люди, почувствовавшие наконец культурный и духовный долг перед своим великим гражданином, не смогли вытерпеть такого отношения. Они поспешно собрали средства, чтобы оплатить услуги лучших воров во всей Тоскане. И вот два «специалиста» отправились в Рим. Там, после захода солнца, они проникли в церковь, выкрали тело Микеланджело, обмотали его веревками и замаскировали под груду тряпья. Затем они положили его в телегу и во весь дух пустились обратно во Флоренцию, прибыв туда к рассвету.

Таким образом, как пишет Марсель Брион, «Флоренция силой завладела тем, в чем ей было отказано Римом»246.

А потом все флорентийские художники, скульпторы и архитекторы, знавшие Микеланджело, собрались перед его гробом, установленным на носилках и покрытым покрывалом, расшитым золотом. На покрывале лежало лишь простое распятие.

В полночь самые старшие взяли в руки факелы, а более молодые подняли носилки. Толпа была так велика, что счастливыми считались те, кто мог, как Бенвенуто Челлини и Джорджо Вазари, «восславить себя, неся останки самого великого человека, которого когда-либо знало искусство»247.

Микеланджело был похоронен в церкви Санта-Кроче, расположенной в самом центре города. Там его могила находится и по сей день. Гробница, кстати, сделана по проекту Джорджо Вазари: над саркофагом установлен бюст Микеланджело, а в нижней части расположены три аллегорические фигуры.

Отметим, что в Санта-Кроче Микеланджело покоится рядом со многими великими людьми: с Галилео Галилеем, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Энрико Ферми и другими. Не правда ли, не самая плохая компания?..

«Микеланджело жил бурно и страстно, хотя и провел жизнь в одиночестве, – пишет итальянский живописец Ренато Гуттузо. – Его надежды терпели крах. Однако как истинный боец, пусть даже предававшийся порой унынию и отчаянию, он всегда был готов вновь воспрянуть духом, гордо снося удары, наносимые судьбой. Так жил и творил Микеланджело Буонарроти. Он вынес на собственных плечах всю тяжесть своего «железного» века»248.

Вспомним еще раз его стихи:

О, в этот век преступный и постыдный

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

Отрадно спать – отрадней камнем быть.

Но он не стал «камнем». Он жил и чувствовал, и своему «преступному и постыдному» веку он ответил великими творениями, которые, как совершенно верно отмечают специалисты, являются «высочайшим проявлением заложенных в человеке созидательных сил»249. Не даром же личность Микеланджело, создателя великих творений, несмотря на все ее противоречия, продолжает волновать людей и через четыре с половиной столетия после его смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Названа новая причина смерти Караваджо: Культура: Lenta.

ru

Итальянский живописец Караваджо мог умереть в результате ножевого ранения, а не болезни, как считалось ранее. К такому выводу пришел историк из Неаполя Винченцо Пачелли (Vincenzo Pacelli), которому удалось найти редкие документы в секретных архивах Ватикана и Рима, пишет La Reppublica.

Некоторые историки полагают, что Караваджо скончался от малярии в 1610 году и был похоронен в тосканском городе Порто-Эрколе (Porto Ercole). При этом известно, что незадолго до смерти художник держал путь в Рим, чтобы получить прощение от кардинала Сципиона Богезе — Караваджо был вынесен приговор в 1606 году за убийство Рануччио Томмазони, после чего он был вынужден скитаться. Однако до Рима художник так и не доехал — он заболел и умер.

По мнению Пачелли, Караваджо умер в городе Пало — на него напали мальтийские рыцари из-за того, что Караваджо оскорбил одного из знатных рыцарей Мальты. При этом убийство художника было одобрено римской курией. Согласно версии Пачелли, тело Караваджо скинули в море, именно этим объясняется отсутствие каких-либо документов о похоронах мастера.

Профессор также указывает на то, что в найденных им документах расходятся версии о месте смерти Караваджо — по его мнению, Ватикан пытался скрыть информацию о его кончине. Кроме того, Пачелли нашел письмо итальянского архивариуса Франческо Больвито (Francesco Bolvito), написанное через 20 лет после смерти Караваджо, где сообщается, что художник был убит.

Караваджо жил на Мальте в 1607-1608 годах и даже стал рыцарем Мальтийского ордена, однако впоследствии его исключили. Причиной тому послужила его ссора со знатным рыцарем, которого Караваджо ранил.

Сомнения в теории Пачелли, в частности, возникли у американского историка из Вирджинии Джона Спайка, пишет The Daily Telegraph. Он, например, выражает уверенность в том, что мальтийские рыцари могли убить Караваджо сразу после данного инцидента, а не ждать еще несколько лет. Известно, что рыцари ордена напали на Караваджо в 1609 году, в результате ранений у него было изуродовано лицо, однако художник выжил.

Исследование, посвященное смерти Караваджо, выйдет в издании «Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо между искусством и наукой» (Michelangelo Merisi detto Caravaggio tra arte e scienza), которое Пачелли подготовил совместно с другими учеными — историками искусства, реставраторами, медиками и другими.

Микеланджело – биография, фото, личная жизнь, скульптуры, статуи, картины, причина смерти, портрет

Биография

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

Детство и юность

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.

Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи. 

Happy Birthday Michelangelo (1475-1564)

Posted by Esrar Ahmed on Thursday, March 5, 2015
Портрет Микеланджело

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры — «Мадонну у лестницы» и «Битву Кентавров». Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.

В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».

 

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.

Giudizio universale Michelangelo Buonarroti

Posted by MICHELANGELO on Friday, January 3, 2020
Микеланджело — фреска «Страшный Суд»

В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.

Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.

Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.

Michelangelo: Pietà, dettagli

Posted by CreARTività:il viaggio nell’arte on Monday, May 23, 2016
Микеланджело — фрагмент скульптуры «Пьета»

Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал». 

Michelangelo Buonarroti (1475-1564) (Detail) «David»

Posted by ARTE — Classic Art on Tuesday, September 25, 2018
Микеланджело — фрагмент статуи Давида

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом: 

«Искусство — ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником. 

Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства. 

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.

Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

Смерть Рафаэля – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Причины смерти великих людей прошлого часто оказываются неясными. Слишком отрывочные сведения об их недомоганиях предоставляют нам сохранившиеся источники, да и профессиональные врачи-современники не могли описать симптомы болезни на современном уровне. Зато недостаток информации создает благоприятные условия для появления большого количества гипотез. Поэтому регулярно предлагаются новые диагнозы для Александра Македонского или Юлия Цезаря, Микеланджело или Шопена. Недавно журнал Internal and Emergency Medicine опубликовал письмо группы ученых из Школы медицины и хирургии Миланского университета Бикокка, в котором они пытаются разобраться, от чего умер Рафаэль Санти.

Великий художник умер в Риме 6 апреля 1520 года в возрасте всего 37 лет. Джорджо Вазари описывает смерть Рафаэля так:

…Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности (per poca prudenza) отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом как христианин отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентинцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также некиим священником из Урбино, своим родственником. Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти. А всё свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. А засим после исповеди и покаяния он завершил свой жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу, тридцати семи лет от роду. Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.
(пер. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского)

Многие исследователи стремились объяснить скоропостижную смерть художника в молодом возрасте. В качестве диагнозов ими предлагались и малярия, и воспаление легких, и «просяная лихорадка» (febbre miliare, так раньше называли острое инфекционное заболевание, сопровождавшееся лихорадкой и сыпью, напоминавшей зерна проса, сейчас считается, что эти симптомы могут относиться к разным заболеваниям), и даже просто переутомление. Намеки Вазари на любовные похождения Рафаэля заставляли задуматься о венерических болезнях, в первую очередь – о сифилисе, который к тому времени уже был прекрасно известен в Италии, хотя еще не получил своего нынешнего названия и звался неаполитанской, или галльской, болезнью. Но скоротечный характер болезни ничем не напоминает сифилис как и гонорею.

Авторы новой статьи во главе с Микеле Аугусто Рива (Michele Augusto Riva) отмечают, что Вазари было всего девять лет в год смерти Рафаэля, а свою книгу он писал еще через тридцать лет, так что можно предположить, что рассказ о смерти художника основан на непроверенных слухах. Поэтому они предпочитают обратиться к другим источникам. Так, Альфонсо Палуччи, агент феррарского герцога в Риме, пишет спустя день после смерти художника: «Он умер от длительной и острой лихорадки, которая охватила его восемью днями ранее». Из этого можно сделать вывод, что болезнь Рафаэля продолжалась больше недели. Поскольку указаний на периодические приступы болезни нет, исследователи считают возможным отвергнуть диагноз малярии.

Признаки, которые указывали бы на вирусный гепатит (например, пожелтение кожи), также никем не упоминаются. Не нашлось и упоминаний о том, что в Риме в год смерти Рафаэля были вспышки чумы или брюшного тифа. В итоге авторы остановились на гипотезе об инфекционном легочном заболевании.

Но важным фактором, способствовавшим смерти Рафаэля, исследователи считают проведенное кровопускание, и в этом их мнение совпадает с Вазари. Кровопускание было одним из основных методов медицины эпохи Возрождения. В частности, оно применялось при лихорадке, так как причиной болезни считался перегрев организма от избытка крови. Но как раз в первой четверти XVI века среди врачей Италии началась дискуссия по поводу полезности кровопускания и появились ученые, отрицавшие его применение при ряде недугов. В 1546 году Джироламо Фракасторо издал труд «De contagione et contagiosis morbis», где призвал не использовать кровопускания при инфекционных болезнях, «проникающих извне» («contages extrinsecus»).

Возможно, если бы Рафаэль в разговоре с врачами упомянул свои ночные прогулки к любовницам по холодному Риму, они могли бы предположить, что его лихорадка возникла вследствие внешнего заражения, и кровопускание в этом случае ему противопоказано. Но он скрыл этот факт (Вазари сообщает, что шли переговоры о свадьбе художника с племянницей одного из кардиналов, а также, что Рафаэль не исключал, что задолжавший ему за работу крупную сумму денег папа Лев X сделает в счет уплаты долга кардиналом самого Рафаэля). Поэтому врачи объяснили его лихорадку «внутренним жаром» организма и применили излюбленное средство.

NEWSru.com :: Тайные банковские счета Микеланджело: он был фантастически богат


michelangelo.com ВСЕ ФОТО Тайные банковские счета Микеланджело: он был не бедняком, а скрягой
michelangelo. com Пять веков спустя после того, как был изваян знаменитый Давид, стало известно, что человек, который щедро расходовал время и силы на создание множества шедевров Ренессанса, скупился тратить деньги на других и на себя
aparthistory-design. com Из воспоминаний современников известно, что художник часто и много жаловался на претерпеваемые им лишения, из-за чего его считали почти бедняком. Например, в поездках с помощниками Микеланджело снимал одну кровать на всех, и «причина тому лежала не в эрот
michelangelo. com

Сенсационные выводы о благосостоянии великого итальянского скульптора Микеланджело сделал автор только что вышедшей книги «Богатство Микеланджело». Американский профессор Рэб Хэтфилд, по программе обмена с Сиракузским университетом преподающий сейчас во Флоренции, утверждает, что творец «Давида» и «Пьеты» был самым богатым художником всех времен и народов.

Пять веков спустя после того, как был изваян знаменитый Давид, стало известно, что человек, который щедро расходовал время и силы на создание множества шедевров Ренессанса, скупился тратить деньги на других и на себя. Хэтфилд нашел в архивах поразительные финансовые документы, свидетельствующие о скрытом от людских глаз состоянии и безмерном скопидомстве гения.

Из воспоминаний современников известно, что художник часто и много жаловался на претерпеваемые им лишения, из-за чего его считали почти бедняком. Например, в поездках с помощниками Микеланджело снимал одну кровать на всех, и «причина тому лежала не в эротике, а в экономии», пишет International Herald Tribune, перевод статьи из которой публикует Inopressa.ru.

Исследование Хэтфилда, начавшееся почти восемь лет назад, получило широкую известность лишь после выхода в свет его академического исследования. Из выводов профессора следует, что великий Микеланджело умер в 1564 году, обладая состоянием, в современном исчислении равном десяткам миллионов долларов.

Хэтфилд совершенно случайно обнаружил банковские счета Микеланджело, до того никому не известные. Он пытался уточнить датировку написания некоторых сцен на потолке Сикстинской капеллы и внимательно прочел несколько писем Микеланджело, написанных в этот период. Там говорилось об этой работе и упоминались банковские счета. Хэтфилд нашел эти счета там же, где до того были обнаружены известные всем счета Леонардо да Винчи.

В документах упоминались суммы в золоте, равные сотням тысяч сегодняшних долларов США. «Увидев эти цифры, я напрочь забыл про потолок Сикстинской капеллы», — признается Хэтфилд.

Оказывается, работая над Лаурентианской библиотекой во Флоренции, Микеланджело получал ежемесячный оклад от папы Клемента VII, равный 600 тыс. долларов в год. За надгробие папы Юлия II, согласно Хэтфилду, Микеланджело получил более 10 млн долларов, хотя так и не завершил проекта. «Он принимал заказы, обязуясь сделать раза в четыре больше того, что был физически в состоянии, и всякий раз брал солидный задаток», — говорит профессор.

Владея землей, платя своим помощникам и вынужденно помогая родным, он все-таки придерживал большую часть средств. Дом в Риме, где Микеланджело умер, был бедным — без обстановки, книг и драгоценностей, но зато там стоял сундук с золотом.

Монументальный труд американского профессора подтверждает истину, о которой искусствоведы подозревали, а прочая публика не знала: какие бы терзания ни мешали вдохновению Микеланджело, причина их крылась не в бедности.

Хэтфилд полагает, что укоренившееся представление о Микеланджело как о художнике, не получившем достойного вознаграждения, во многом соответствует расхожим клише о творцах. «Когда речь идет о звездах спорта или кино, мы прикидываем, сколько же они зарабатывают, но о художниках нам нравится думать, что они страдальцы», — говорит профессор.

Хронология жизни Микеланджело Буонарроти — это… Что такое Хронология жизни Микеланджело Буонарроти?

Хронология жизни Микеланджело Буонарроти

1475 6 марта в Капресе (Caprese) родился Микеланджело Буонарроти.

1481 Смерть матери Микеланджело, Франчески Нери ди Миниато дел Сера.

Приблизительно с 1485 до 1488? посещение гимназии Франческо да Урбино. Отец Микеланджело женится во второй раз.

1487 Доменика Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров».

1492 Смерть Лоренцо де’Медичи.

1494 Изгнание Медичи из Флоренции.

1494-1495 Микеланджело в Болонье. Создание скульптур для Арки святого Доминика.

1495 Возвращение в Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола. Создание скульптур «Святого Йоханнеса» и «Спящий Купидон».

1496 Первое путешествие в Рим (прибытие 25 июня).

1496-1501 Проживание в Риме. Создание «Вакха» и «Римской Пьеты».

1501 Возвращение во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид».

1503 Работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Светым Матфеем» для флорентинского собора.

Приблизительно с 1503 до 1505 создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны».

1504 Окончание работ над «Давидом». Получил заказ на создание «Битвы при Кашине».

1505 Вызван римским папой Юлием II в Рим. Микеланджело получил заказ на создание гробницы Юлия II. Восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора.

1505-1545 Работа (с перерывами) над гробницей Юлия II в Риме и Флоренции. Создание скульптур: «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лея».

1506 — Возвращение во Флоренцию (апрель). Примирение с Юлием II в Болонии (ноябрь). Микеланджело получил заказ на бронзовую статую Юлия II, которая была позже разрушена.

1507 — Работа над бронзовой статуей Юлия II в Болонье.

1508 — Возвращение во Флоренцию (февраль). В мае по просьбе Юлия II едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле.

1508-1512 Создание фресок потолка в Сикстинской капелле, которые были окончены в октябре 1512.

1513 Смерть Юлия II. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Заключение нового договора на работу над гробницей Юлия II.

1514 Заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

1514 В июле возвращается во Флоренцию. Заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции. Подпись третьего договора на создание гробницы Юлия II.

1516-1519 многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанта.

1521 Смерть Льва X. Возварщение над работой для гробницы Медичи.

1523 Джулио Медичи становится папой Клементом VII.

1527 6 мая разграбление Рима. 17 мая изгнание Медичи из Флоренции.

1564 Умер Микеланджело Буонарроти в Риме.

Литература

  • Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)

См.также

Микеланджело Биография