список и достижения :: SYL.ru
Как в жизни любого человека за черной полосой неудач следует белая, в начале 14 века для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.
Парадигма
Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.
Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.
Леонардо да Винчи
Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.
В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.
Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.
Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.
Микеланджело
Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.
К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.
Рафаэль Санти
Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».
К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.
Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.
Альбрехт Дюрер
Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.
Тициан
Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.
Сандро Ботичелли
Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.
Данте Алигьери
Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.
Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.
Уильям Шекспир
Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.
В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества — Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.
Леон Баттиста Альберти
Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.
Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.
www.syl.ru
Периодизация русской литературы — Мегаобучалка
Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения. Периодизация русской литературы (с учетом смены направлений). Анализ предложенного произведения в контексте периода развития русской литературы.
Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения.
Анализ художественного произведения в его широком историко-культурном контексте представляет собой сложный процесс, обеспечивающий формирование умений проникать в содержательную и художественную структуру текста и раскрывать авторское послание к читателям. Внимание к широкому историко-культурному контексту способствует повышению интереса и развитию творческого подхода к обучению, а также приводит к осмыслению художественных особенностей изучаемого материала на более глубоком уровне постижения. Понимание методологической базы анализа художественного произведения и умение применять данные знания на практике дают возможность рассматривать текст как системно-структурное образование, открывать его многозначную и многоуровневую организацию, что позволяет систематизировать и углублять исследовательский опыт преподавателей и студентов, связанный с анализом текстов в частности и расширять их литературоведческие знания в целом.
Периодизация русской литературы.
1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения. Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого. Жанры: поучения, хождения, житие, видения, слово, евангелие, летопись.
2. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют «русским просвещением». Направления: классицизм, сентиментализм.
— 1-й период — литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.
— 2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.
— 4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.
Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
3. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА — «золотой век» российской словесности и век русской литературы в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.
4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК — непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, акмеизм, футуризм, символизм. Серебряный век — это небольшой (с начала 1880-х по 1917 год) период развития русской литературы. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода — явление феноменальное даже для русской культуры.
По мнению И.Ф.Анненского, мастера стиха прошлого столетия жили чувством гармонии между человеческой душой и природой. В современности же он видел трагедию человеческого «я», замученного сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования. Исходом такого мироощущения становится то, что постепенно стираются грани между реальным и фантастическим, а поэзия становится все индивидуальнее и сосредоточеннее. Общественные катаклизмы начала столетия рождали в душах художников ощущение того, что мир перевернулся, а потому возникало стремление разгадать причины дисгармонии мира и души и найти пути исцеления.
На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Идеи эти были особенно близки творчеству символистов (А.Белый, К.Бальмонт, В.Брюсов, ранний А.Блок). Д.Мережковский, идеолог так называемых старших символистов, считал, что новое мистическое искусство с помощью символов, вытекающих из тайных глубин души художника, должно открыть людям пути к постижению Божественной сущности мира.
Позже в русской поэзии выделилось направление, названное акмеизмом («расцвет, высшая степень»). Н.Гумилев, организатор этой группы поэтов, в которую входили С.Городецкий, В.Кузьмин и, в ранний период творчества, А.Ахматова, О.Мандельштам, настаивал на иных, нежели у символистов, ценностях. Акмеисты утверждали чувство реальности, необходимость обращения к земному бытию и отточенное мастерство его воплощения.
Одновременно с акмеистами на литературную арену выходят футуристы (В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, ранний Б.Пастернак), поэзия которых была скандально-эпатирующей: сбросить художников прошлого с «парохода современности», отстаивать красоту «самоценного слова», Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка, прежние темы.
Развитие различных течений вело к ожесточению борьбы между ними. Но сравнить ее можно с соперничеством разных голосов в общем хоре, так как духовные запросы представителей всех направлений вытекали из общих мотивов. Все они ощущали трагизм современной жизни.
Само понятие «серебряный век» еще недостаточно точно определено. Традиционно в его рамки Не укладываются такие поэты-реалисты, как И.Бунин. М.Цветаева вообще стоит особняком, так как ее творчество не было связано ни с одним из течений. Значительно переросли свои направления А.Ахматова, Б.Пастернак, О.Мандельштам. Все это, впрочем, говорит лишь об одном: поэзия серебряного века удивительна, но русская поэзия века двадцатого — явление еще более многогранное, неповторимое и загадочное.
5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) — время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.
1920-ые – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.
1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).
Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.
Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.
megaobuchalka.ru
Периодизация русской литературы XIXв. | Общая характеристика периода | Развитие основных литературных жанров |
I I четверть (1801 – 1825) | Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-ых годов – рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод – романтизм. | Баллада, лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, элегия. |
II Литература 30-ых годов (1826 – 1842) | Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А.С.Пушкина. Расцвет революционного романтизма М.Ю.Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н.В.Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». | Развитие прозаических жанров. Романтические повести А.Марлинского, В.Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В.Белинского. Романтический характер исторических романов М.Загоскина, драматургии Н.Кукольника, лирики В.Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. |
III Литература 40 – 50-ых годов (1842 – 1855) | Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба западников и славянофилов. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. | Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков. |
IV. Литература 60-ых годов (1856 – 1868) | Подъём демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и её противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжёлой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А.Фет, Ф.Тютчев, А.К.Толстой, А.Майков, Я.Полонский и др.) | Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов – романтиков. |
V Литература 70-ых годов (1869 – 1881) | Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г.Успенского, Н.Лескова. | Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. |
VI Литература 80-ых годов (1882 – 1895) | Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого, В.Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С.Надсона и В.Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л.Толстого. | Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С.Надсона. Социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев. |
VII Литература 90-ых годов (1895 – 1904) | Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В.Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М.Горький), развитие критического реализма в творчестве И.Бунина, А.Куприна, Л.Толстого, А.Чехова. | Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры. |
multiurok.ru
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ СОБЫТИЙ 19 ВЕКА
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ СОБЫТИЙ 19 ВЕКА
1843-1846 В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина
1845 -1849 Кружок петрашевцев
1845-1846 В дороге и другие стихотворения Н. А. Некрасова А. И. Герцен. Кто виноват? Ф. М. Достоевский. Бедные люди
1847 Письмо В. Г. Белинского к Гоголю
1847-1866 Издание Современника под ред. Н. А. Некрасова и И. И. Панаева
1847-1851 Хорь и Калиныч и другие рассказы из Записок охотника И. С. Тургенева
1848 В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1847 года
1848-1849 Буржуазно-демократические революции в Западной Европе
1848-1855 Годы реакции в России (мрачное семилетие)
1848 Смерть В. Г. Белинского (род. в 1811) М. Е. Салтыков-Щедрин. Запутанное дело. Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку
1849 А. Н. Островский. Свои люди -сочтемся
1849 Арест Ф. М. Достоевского и других петрашевцев
1850-1859 Ф. М. Достоевский в Омске и Семипалатинске
1852 Смерть Н. В. Гоголя (род. в 1809) Отдельное издание Записок охотника. Ссылка И. С. Тургенева в Спасское-Лутовиново
1852-1857 Л. Н. Толстой. Детство, Отрочество, Юность
1853-1856 Крымская война 1853 Основание А. И. Герценом в Лондоне Вольной русской типографии
1854 Чернышевский становится сотрудником Современника Издание Современником первых сборников стихов Ф. И. Тютчева
1854-1856 Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы
1855 Смерть Николая I Возвращение из ссылки М. Е. Салтыкова-Щедрина Диссертация Н. Г. Чернышевского Эстетические отношения искусства к действительности
1855-1856 Н, Г. Чернышевский. Очерки гоголевского периода русской литературы 1856 Сборник Стихотворении Н. А. Некрасова
Добролюбов становится сотрудником Современника
Статья Н. Г. Чернышевского о первых произведениях Л. Н. Толстого
1856 И. С. Тургенев. Рудин
1856-1857 М. Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки 1857 А. Н. Островский. Доходное место 1857-1867 Издание А. И. Герценом газеты Колокол 1858
Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда 1859-1861 Революционная ситуация в России
1859 И С. Тургенев. Дворянское гнездо Возвращение Достоевского из ссылки в Петербург Открытие Толстым школы в Ясной Поляне
Первое двухтомное собрание сочинений А. Н. Островского Н. А. Добролюбов. Темное царство И. А. Гончаров. Обломов Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина? Появление отдела Современника Свисток
1859-1860 А. Н. Островский. Гроза
1859-1862 Ф. М. Достоевский. Записки из Мертвого дома
1859-1873 Издание сатирического журнала Искра
1860 Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве 1860-1866 Издание Русского слова под ред. Г. Е. Благосветлова при участии Д. И. Писарева
1860 Родился А. П. Чехов И. С. Тургенев. Накануне
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день?
1861 Ф. М. Достоевский. Униженные и оскорбленные Смерть Н. А. Добролюбова (род. в 1836) Крестьянская реформа (отмена крепостного права) Арест сотрудников Современника М. Л. Михайлова и В. А. Обручева
А. Некрасов. Крестьянские дети, Коробейники Н. Г. Чернышевский. Не начало ли перемены? 1862- 1864 Тайное революционное общество Земля и воля Арест Д. И. Писарева
Приостановка издания сСовременника на 8 месяцев
1862 Арест Н. Г. Чернышевского Щедрин вступает в редакцию Современника И. С. Тургенев. Отцы и дети
Статья Антоновича Асмодей нашего времени в Совре- меннике Д. И. Писарев. Базаров Н. А. Некрасов. Рыцарь на час
1863 Н. Г. Чернышевский. Что делать? Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос
1863-1869 Л. Н. Толстой. Война и МИР
1863-1874 М Е- Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши
1863-1877 Н А Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
I864 Н. А. Некрасов. Железная дорога, Памяти Добролюбова
Гражданская казнь Чернышевского и ссылка в Сибирь Д. И. Писарев. Мыслящий пролетариат (анализ романа Что делать?)
Покушение Д. В. Каракозова на Александра II ф. М. Достоевский. Преступление и наказание Закрытие Современника и Русского слова jg6g Смерть Д. И. Писарева (род. в 1840)
1868-1884 Издание Отечественных записок под ред. Некрасова и Салтыкова-Щедрина
1868 Родился А. М. Пешков (М. Горький) 1868-1869 Ф- М. Достоевский. Идиот
1869-1870 М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города
1869 Первые сказки Щедрина
1870 Смерть А. И. Герцена (род. в 1812) Родился В. И. Ульянов (Ленин) Образование русской секции I Интернационала
1871 Парижская Коммуна
1871-1872 Н. А. Некрасов. Русские женщины
1872 Выход в свет I тома Капитала К. Маркса на русском языке
1870-е годы Хождение в народ
1873 Запрещение журнала Искра
1873-1877 Л. Н. Толстой. Анна Каренина
1873 — Смерть Ф. И. Тютчева (род. в 1803)
1874 Н. А. Некрасов. Элегия
1875-1880 М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы
1875 Смерть А. К. Толстого (род. в 1817) Смерть В. С. Курочкина (род. в 1831)
1876-1877 Н. А. Некрасов. Последние песни 1876 Организация народнического общества Земля и воля
1877 Процесс 50-ти. Речь на суде П. Алексеева И. С. Тургенев. Новь
1877-1878 Русско-турецкая война
Процесс 193-х. Речь на суде И. Мышкина 1878-1879 Массовые рабочие стачки в Петербурге
1878-1880 Северный союз русских рабочих в Петербурге
1878 Смерть Н. А. Некрасова (род. в 1821) 1879-1881 Революционная ситуация в России
1879 А. Н. Островский. Бесприданница 1879-1880 ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы
1880 Родился А. А. Блок 1881
1881 Смерть Ф. М. Достоевского (род. в 1821)
1881 Убийство Александра II народовольцами Реакционное Положение о мерах по охранению государ- ственного порядка и общественного спокойствия
1882-1886 М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки
1883 Возвращение Н. Г. Чернышевского из Сибири Смерть И. С. Тургенева (род. в 1818)
1884 Запрещение Отечественных записок
Первый сборник рассказов А. П. Чехова -Сказки Мельпомены
Морозовская стачка в Орехово-Зуеве (под Москвой) 188в А. П. Чехов. Пестрые рассказы
Смерть А. Н. Островского (род. в 1823) Покушение на Александра III (А. И. Ульянов, П. Я- Шевырев и др.)
1888 А. П. Чехов. Степь
1888-1889 Кружок П. II. Федосеева в Казани. Участие в нем В. И. Ленина
1889 Смерть М. Е. Салтыкова-Щедрина (род. в 1826) Смерть Н. Г. Чернышевского (род. в 1828) Смерть Д. Д. Минаева (род. в 1835)
1889-1899 Л. II. Толстой. Воскресение
1890 Поездка А. П. Чехова на Сахалин
1891 Смерть И. А. Гончарова (род. в 1812)
1892 А. П. Чехов. Палата № 6 Смерть А. А. Фета (род. в 1820) М. Горький. Макар Чудра Родился В. В. Маяковский
1893-1895 Революционная работа В. И. Ленина в петербургских марксистских кружках
1895 М. Горький. Песня о Соколе
1895-1896 А. П. Чехов. Чайка
1896- 1897 Крупные стачки в Петербурге, Орехово-Зуеве, Екатернаославе и других городах Ссылка В. И. Ленина в Шушенское
1898 Первый съезд РСДРП в Минске А. П. Чехов. Маленькая трилогия, Ионыч Открытие МХАТа под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Постановка Чайки А. П. Чехов. Дама с собачкой Ленинская газета Искра А. П. Чехов. В овраге А П. Чехов. Три сестры
1901 Первомайские демонстрации в Петербурге, Варшаве, Тифлисе, забастовка на Обуховском заводе в Петербурге
1902 В. И. Ленин. Что делать? М. Горький. Мещане, На дне
1903 II съезд РСДРП в Брюсселе-Лондоне. Принятие программы и устава партии. Всеобщая стачка в Баку
1903-1904 А. П. Чехов. Вишневый сад, Невеста
1904-1905 Всеобщая забастовка на юге России. Подъем крестьянского движения на Кавказе и Украине Русско-японская война В. И. Ленин. Шаг вперед, два шага назад
1904 Издание в Женеве большевистской газеты Вперед под ред. В. И. Ленина Смерть А. П. Чехова 1905-1907 Первая буржуазно-демократическая революция в России
1905 В. И. Ленин. Партийная организация и партийная литература III съезд РСДРП в Лондоне. Издание в Женеве газеты Пролетарий под ред. В. И. Ленина В. И. Ленин. Две тактики социал-демократии в демократической революции
1906 IV съезд РСДРП в Стокгольме М. Горький. Мать
1908-1912 Репрессии правительства против освободительного движения. Годы реакции
1908 Л. Н. Толстой. Не могу молчать Статья В. И. Ленина Лев Толстой, как зеркало русской революции
1910 Уход Л. Н. Толстого из Ясной Поляны и смерть (род. в 1828)
1910-1911 Статьи В. И. Ленина о Толстом (Л. Н. Толстой, Не начало ли поворота?, Л. Н. Толстой и современное рабочее движение, Толстой и пролетарская борьба, Герои ого-ворочки, Л. Н. Толстой и его эпоха)
Конец хронологической таблицы литературных знаковых событий литературной жизни нашей страны 19 века.
← ВАЖНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ |
---|
Еще по данной теме::
russkay-literatura.ru
Конспект «Эпоха Просвещения (просветители и писатели)»
«Эпоха Просвещения (просветители и писатели)»
Эпоха Просвещения (просветители и художники). Не случайно XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, вышло за пределы университетов и лабораторий.
Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители (так называли сторонников этой теории) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества. Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению в широком просвещении масс.
Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.
Список представителей Эпохи просвещения с указанием их достижений.
- Томас Мор (английский юрист, философ, писатель-гуманист, лорд-канцлер Англии, написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства).
- Эразм Роттердамский (крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов», способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности, писал преимущественно на латыни, написал знаменитое произведение «Похвала глупости»).
- Ульрих фон Гуттен (немецкий рыцарь-гуманист, один из главных авторов «Писем тёмных людей»).
- Томмазо Кампанелла (итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма),
- Николай Коперник (польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Ренессанса, автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции).
- Тихо Браге (датский астроном, астролог и алхимик эпохи Возрождения, первым в Европе проводил систематические и высокоточные астрономические наблюдения).
- Иоганн Кеплер (немецкий математик, астроном, механик, оптик, открыл (во много используя расчёты Тихо Браге) законы движения планет Солнечной системы).
- Джордано Бруно (итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма; будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника; был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение).
- Галилео Галилей (итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени, первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий, стал основателем экспериментальной физики, убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики).
- Исаак Ньютон (английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики, автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и 3 закона механики, ставшие основой классической механики, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории).
- Уильям Гарвей (английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии).
- Рене Декарт (французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии, автор знаменитой работы «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).
- Бенедикт Спиноза (нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени).
- Леонардо да Винчи (итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»).
- Микеланджело Буонарроти (итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт, ещё при жизни которого его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения).
- Рафаэль Санти (великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы).
- Иероним Босх (нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства).
- Питер Брейгель Старший (нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников, мастер пейзажа и жанровых сцен).
- Альбрехт Дюрер (немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса, первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке, основоположник сравнительной антропометрии; первый из европейских художников, написавший автобиографию).
- Франсуа Рабле (один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
- Мигель де Сервантес (всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»).
- Уильям Шеспир (английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира, часто именуется национальным поэтом Англии).
- Мартин Лютер (христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык, именем которого названо одно из направлений протестантизма).
- Жан Кальвин (французский богослов, реформатор церкви Женевы, основатель кальвинизма, автор сочинения «Наставление в христианской вере»).
- Мигель Сервет (испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель и врач),
- Иммануил Кант (немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма, автор трёх формулировок знаменитых императивов),
- Джон Локк (британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма, способствовал распространению сенсуализма, широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма, например настаивал на отделении церкви от государства),
- Шарль Луи Монтескьё (французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества, разработчик доктрины о разделении властей),
- Вольтер (один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист),
- Жан Жак Руссо (французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, изучил прямую форму правления народа государством, которая используется и сегодня, например в Швейцарии),
- Дени Дидро (французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или «Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»),
- Даниель Дефо (английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо»),
- Пьер Огюст Карон де Бомарше (знаменитый французский драматург и публицист, автор «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро»),
- Фридрих Шиллер (немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе),
- Лоренцо Бернини (великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко),
- Микеланджело да Меризи Караваджо (итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко, одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени).
- Диего Родригес де Сильва Веласкес (испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи).
- Питер Пауль Рубенс (крупнейший фламандский живописец, воплотивший в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко).
- Харменс ван Рейн Рембрант (голландский художник, живописец и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи, сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство).
- Иоганн Себастьян Бах (великий немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог).
Конспект урока «Эпоха Просвещения (просветители и художники)».
Следующая тема: Промышленный переворот.
uchitel.pro
описание, особенности и интересные факты :: SYL.ru
XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.
Отличие от предыдущего столетия
Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения – авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.
Причины расцвета
В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события – это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».
Направленность литературы
Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.
Феномен эпохи
Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.
Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: «У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной».
Роль литературы в обществе
Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.
Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего – это роль учителя».
Общее и отличное в представителях «Золотого века»
Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта – это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.
Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица
«Золотой век» — это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.
Жанр | Когда и где возник | Типы произведений | Представители | Основные черты |
Классицизм | XVII век, Франция | Ода, трагедия, эпопея | Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»). | Преобладает национально-историческая тематика. Преимущественно развит жанр оды. Присутствует сатирическая направленность |
Сентиментализм | Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России, наиболее полно оформился в Англии | Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия | Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер») | Субъективность в оценке событий мира. На первое место поставлены чувства, переживания. Немаловажную роль играет природа. Выражается протест против испорченности высшего общества. Культ духовной чистоты и нравственности. Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев. |
Романтизм | Конец XVIII — первая половина XIX века, Европа, Америка | Рассказ, поэма, повесть, роман | А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»), Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков. | Субъективное преобладает над объективным. Взгляд на реальность через «призму сердца». Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке. Тяготение к фантастике, условности всяких норм. Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного. Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира. |
Реализм | XIX в., Франция, Англия. | Повесть, роман, поэма | Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»). | В центре литературного произведения – объективная реальность. Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях. Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время. Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи. Идеалом является сама действительность. Повышенное внимание к общественной стороне жизни. |
Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений – сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.
Классицизм
Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров – высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» — басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.
Сентиментализм
Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.
Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.
Романтизм
Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.
Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.
Реализм
Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки. Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев. Основная тема данного направления – быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.
www.syl.ru
Периодизация литературы XIX века
Вопрос периодизации русской литературы является дискуссионным и сложным. Современное литературоведение имеет возможности расширить рамки литературного процесса XIX века, вернуть забытые имена, направления, вернуть истинный облик многим писателям и поэтам (это касается и XX века, наверное, в большем смысле). В основе современной периодизации – особенности историко — литературного развития.
Литература I трети XIX века. Это период с 1800 по 1840 гг. Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.
Литература II трети XIX века. Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания.
1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других.
Литература III трети XIX века. Это 70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в преддверии нового исторического идеала. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В тоже время это период расцвета великих гениев «дыхания рубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова
Выводы
Литература всей той эпохи, это особенное явление, оно исключительное, очень уникальное и несравненное. В самом начале золотого века искусство начало отделяться от серых масс, поэзия стала расцветать. В русской литературе 19 века было много законодателей произведений и стихов того времени, именно поэтому те времена стали называют «Золотым веком» русской классической литературы. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы. Стоит отметить, что и критики также начали свою деятельность. Сейчас мы можем наслаждаться их результатами и изучать их деятельность той эпохи.
Направления у русской литературы конца 19 века были самими разными, каждый писатель создавал свой истинный необычайный смысл своих рассказов. В итоге образовалось множество так называемых течений, которые были связаны с направлением в лирической поэзии. Литература действительно развилась очень серьёзно. 19 век можно считать тем лучшим временем русских классиков. В основном весь расцвет приходится на последние уходящие десятилетия.
Литературно-общественные движения
1 Литературно-общественное движение первой четверти XIX века (1800-25гг). Период ограничен датами царствования Александра I. Важно отметить, что годы его правления имеют две разные тенденции и делятся на 2 периода. Рубеж – 1812 г. – Отечественная война. Первая половина срока его правления позволяет нам говорить об Александре как о царе-реформаторе. Об этих годах правления Пушкин говорил: «Дней Александровых прекрасное начало».
«Гроза 1812 г.» — с одной стороны, невероятный по своему духу патриотический подъем, с другой – резкая утрата иллюзий. Политика Александра резко «поправела», он не только не продолжал либеральные реформа, но и отменил то, что сделал. Вместо Сперанского правой рукой царя стал Аракчеев, и мыслящие люди ощутили невероятную нравственную утрату.
В политической и идеологической жизни утрата иллюзий выразилась в формировании оппозиционных настроений, кружков, обществ, печатных изданий. Пестель писал «ума клокотали». Формируется движение декабристов. Яркие полемики разворачивались на страницах многочисленных журналов. Центрами журналистики становятся Петербург («Сын Отечества») и Москва («Вестник Европы», «Русский вестник»).
Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)
В 30-е годы образовались кружки разной направленности – политической, литературной и философской (Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского, Лермонтова). Их организаторы были сосланы на каторгу, отправлены в ссылку, в солдаты, исключены из университета. В это время закрывались многие передовые журналы и трудно было получить разрешение на печать. С большим трудом Пушкин издает «Современник». Абсолютно точный портрет эпохи дает Лермонтов в романе «Герой нашего времени».
На этот период приходится творчество Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Огарева и др. В это время начинает развиваться русская проза.
2 Литературно-общественное движение 40(50) гг. XIX века (1840(42)-55 гг) 1842 г. – восходит поэма Гоголя «Мертвые души», возвращается из ссылки Герцен.
В 1855 г. – развивается эстетика Чернышевского, умирает Николай I. Время наружного рабства и внутреннего освобождения. Рабство – в политике Николая I и феодально-крепостнических отношениях, внутренняя свобода проявилась в появлении социальной оппозиционной критики.
Со смертью царя и окончанием Крымской войны заканчивается I половина XIX в. В 40-е гг. возникло два важных магистральных течения русской общественной мыли – западничество и славянофильство, идеологическая борьба между которыми определила развитие общественной мысли на многие десятилетия. Славянофилы – предлагали особый самостоятельный путь развития, который заключался в том, чтобы вернуться к допетровской Руси, стать на патриархальный путь развития (Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Самарин, Погодин, Языков, Шевырев, выражали свои взгляды в журнале «Москвитянин»)
Западники — за европеизацию России (Белинский, Огарев, Герцен, Тургенев, главный печатный орган – «Отечественные записки», «Современник» Панаева и Некрасова).
Общественная жизнь отражается в журнальной полемике. «Соременник», созданный Пушкиным в 1836 г., с середины века становится одним из главный журналов. В это время завершается формирование русского реализма (творчество Гончарова, Лескова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Фета и Тютчева).
3 Литературно-общественное движение 70 -х гг. XIX века (1866-81 гг). В это время обнаруживается грабительский характер реформ, возникают народные бунты, всеобщая неопределенность нарастает. Это один из самых трагичных и героических периодов русской истории. Это возникновение, развитие и исход народнического движения. Это оппозиционное движение рождалось на соединении трезвого понимания реальной действительности и утопической веры в возможность ее моментального преображения. Народническая теория оспаривалась в публицистике и критике. Ведущим журналом были «Отечественные записки». На это десятилетие приходится творчество народников, С.-Щедрина, Гл.Успенского и др., появляется народническая литература, поэзия и проза.
1 марта 1881 г. – народовольцами «казнен» Александр II. Начинается эпоха реакции, закрываются газеты и журналы, учебные заведения. Ведущая фигура – Л.Толстой. Заканчивает свое существование русский реализм XIX века, и творчество Чехова, Гаршина, Короленко и др. обуславливается поисками новых жанровых форм, появляются неореалистические тенденции, постепенно заканчивает свое существование «золотой век» русской литературы.
В 80 – 90 -х гг. XIX века. Центральная проблема литературы – взаимоотношения человека и общества. Главный вопрос – как найти личности опору в мире? Все чаще анализ современной жизни соотносится с идеалами вечными, общечеловеческими. Эпическое повествование становится невозможным. Возникает сверхтипический реализм – это художественное познание современности и оценка идеалов своего времени с точки зрения общечеловеческих ценностей, ведущая к сближению реалистического и романтического типов творчества.
Выводы
На примере тенденций развития русской литературы 19 века видно отражение общественной деятельности в литературных произведениях.
Важнейшие исторические события, сыгравшие особую роль в развитии общественно-политической жизни России в первой половине XIX века: Отечественная война 1812 года и декабристское движение закономерно обусловили ход литературного процесса, сложность которого заключается в том, что на рубеже веков (конца XVIII и начала XIX века) наблюдается смешение разных литературных стилей, становление новых эстетических систем, выработка новых художественных методов.
Нельзя не заметить, что такое интенсивное развитие русской литературы, многообразие литературных школ, в полемическом азарте обсуждавших вопросы своеобразия русского национального языка, проблему национального характера, проблему народности, вопросы целей и задач литературы определяют довольно сложную картину литературной борьбы, в результате которой и намечались исторические пути развития литературного процесса.
studfile.net