Дислалия мономорфная: Дислалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Содержание

Дислалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Дислалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Если у ребёнка выявлена дислалия, проблемы с речевым аппаратом и слухом у него отсутствуют. Однако наблюдаются трудности с произношением звуков. До 5 лет присутствие нарушений с речью наблюдается у всех детей. Если проблема сохраняется в более старшем возрасте, необходимо обследовать ребёнка.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Содержание статьи:

Что такое «дислалия»?

Дислалией называют нарушение звукопроизношения у детей, обладающих нормальной артикуляцией и сохраненным слухом. В устной речи это проявляется, как замена, искажение или смещение звуков. Ранее заболевание называли косноязычие. Сейчас врачи полностью отказались от этого термина.

Если у человека выявлена патология, в обязательном порядке проводится логопедическая работа. Ее суть состоит в исследовании и изучении речевого аппарата ребенка, механизма его артикуляторной моторики, а также состояния фонетических процессов и звукопроизношения. Если исправить дефекты не удаётся, помимо логопедического обследования необходимо получить консультацию отоларинголога, стоматолога и невролога.

Патология в логопедической практике встречается достаточно часто. Согласно статистике, нарушение наблюдается у каждого третьего школьника. В период начальной школы патология присутствует у каждого 5 ребенка. В более позднем возрасте нарушение сохраняется у 1 процента детей.

Виды дислалии

Применяемые методы коррекции для борьбы с патологией напрямую зависят от её классификация. Разделение осуществляется с учётом нарушений произношения звуков. Врачи выделяют два основных вида дислалии: механическую и функциональную. Первая обусловлена анатомическим дефектом артикулярного аппарата. 2 развивается в результате воздействия социальных факторов. Все виды патологии и их характеристики напрямую зависят от физического состояния ребёнка.

Функциональная дислалия в свою очередь делится на сенсорную и моторную. В первом случае наблюдаются нейродинамические сдвиги в речи и слуховом анализаторе. Моторная дислалия обычно представляет собой возрастное нарушение речедвигательного анализатора. При патологии движение языка и губ ребенка становятся неточными. При этом слуховое восприятие продолжает оставаться нормальным. Нередко разновидности патологии совмещаются, образуя комбинированную форму.

В зависимости от того, какое именно количество звуков искажается, речевые дефекты в свою очередь делятся на простые и сложные. Иногда их именуют мономорфными и полиморфными. В первую категорию включают нарушения, при которых человек неправильно произносит только один звук. В случае сложной дислалии перечень нарушений больше. Патология нередко встречается у детей дошкольного возраста.

Существует несколько разновидностей нарушения. В зависимости от них меняется симптоматика и особенности борьбы с патологией.

Артикуляторная дислалия

Артикуляционная дислалия является одной из функциональной разновидности заболевания. Патология в свою очередь делится еще на 2 группы — артикуляционная фонетическая и артикуляционная пневматическая. Первый вариант заболевания обуславливается неверным расположением органов артикуляции. Человек, разговаривающий с ребёнком, понимает, какой звук он хочет произнести. Однако произношение больного сильно отличается от нормы.

Отличительная черта второй группы заболевания состоит в подмене трудного звука на более простой. Ребенок непроизвольно подбирает этот звук, который ему легче выговаривать.

Механическая дислалия

Механической дислалии свойственно дефектное произношение, связанное с аномалиями периферических органов речи. В результате наблюдается искаженное произношение звуков. У ребёнка может присутствовать ротацизм, сигматизм свистящих и шипящих, ламбдацизм и иные явления. Иногда наблюдается элизия звуков. Иногда страдают фонематические процессы и письменная речь. Присутствие заболевания выявляется в процессе логопедической диагностики. Она включает в себя обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Если выявлено заболевание, осуществляется коррекция звуков производительного дефекта. Действие выполняется при помощи логопедических средств. Дополнительно может потребоваться прохождение лечения у стоматолога, ортодонта и челюстно-лицевого хирурга.

Полиморфная дислалия

Полиморфным нарушением произношения называют один из видов дислалии. В простонародье такое явление именуют картавостью. Заболевание проявляется расстройством произношения сразу нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5 лет. При этом интеллект ребенка, иннервация и целостность органов артикуляции сохраняется. Разновидность патологии является одной из самых распространенных. С дислалией сталкиваются порядка 53% детей дошкольного возраста. В процессе взросления детей значение показателя снижается.

Фонематическая дислалия

Фонематическая дислалия у ребенка развивается в результате действия взрослого окружения ребенка. Если во время грудного периода и в процессе формирования речевых навыков ребёнок не слышит нормальную человеческую речь, возможно развитие патологии. Часто заболеванием страдают дети, с которыми сюсюкаются. У таких пациентов наблюдается нарушение связи между восприятием образа и анализом его речевого выражения. В момент начала говорения ребёнок повторяет слова взрослых. Если его не поправлять, развитие навыка замедлится.

На практике большинство родителей умиляются забавным речам маленького ребёнка. Они поощряют лепет. Порой на неправильно сказанные слова от родителей слышится бурная радостная реакция. Последствия подобного поведения со стороны взрослых членов семьи приводит к необходимости посещения логопеда в течение многих месяцев.

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия возникает из-за нарушения функционирования корковых отделов речедвигательного и речеслухового анализатора. Патология может быть спровоцирована неправильным воспитанием речи. Заболевание проявляется моторной или сенсорной неточностью произношения. В первом случае наблюдается искажение звуков. При сенсорной функциональной дислалии ребёнок заменяет их или выполняет смещение.

Выявить присутствие патологии может логопед. Обычно наличие заболевания определяется во время прохождения профилактического исследования. В первую очередь специалисты примут во внимание сформированность речевого процесса. Если будет выявлен недостаток, проводится коррекция. В случае присутствия патологии функционального характера, исправление ситуации направлено на создание артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов. Дополнительно совместно с родителями создаются благоприятное речевое окружение для ребёнка.

Причины и профилактика дислалии

Причин, приводящих к развитию дислалии у ребенка, достаточно много. Врачи разделяют их на две категории — органические и социально-биологические. В первую из них включают нарушения произношения, которые возникают из-за аномалии строения артикуляционного аппарата. Проблемы с выговариванием звуков могут возникнуть в результате патологий:

  • зубов;
  • челюсти;
  • нёба;
  • языка.

Проблемы могут иметь врожденный или приобретенный характер. Так, исказить речь могут отсутствие зубов, высокий свод нёба, присутствие неправильного прикуса или укороченной подъязычной связки. На речи ребенка отражается любая из вышеперечисленных аномалий.

Социально-биологические причины также достаточно часто приводят к развитию патологии. В процессе развития речи ребенок подражает взрослым. Современный ритм жизни приводит к тому, что многие родители недостаточно часто общаются со своим ребенком. Некоторые взрослые не уделяют должного внимания развитию произносительных навыков у детей. Всё это в дальнейшем способно привести к дислалии. Не стоит ожидать, что у ребёнка правильная речь разовьется спонтанно. Если наблюдается задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку ребёнка, в последующем это может стать причиной закрепления дефектного звукопроизношения.

Отдельно специалисты выделяют категорию причин, которые приводят к развитию дислалия у детей в связи с возрастом. В этом случае речевой дефект является физиологической нормой. Он не требует выполнения специфической коррекции и в последующем исчезнет самостоятельно, если родители будут уделять достаточное количество времени для занятий с ребёнком. Нужно учитывать, что именно в дошкольном возрасте происходит закладывание дальнейших коммуникационных возможностей. Именно они в последующем играют важную роль во взаимодействии с окружающим миром.

Дислалию можно предупредить при помощи выполнения профилактических мероприятий, предупреждающих развитие нарушения речи. Для этого необходимо:

  • контролировать состояние здоровья ребенка;
  • во время беременности нужно регулярно посещать акушера-гинеколога;
  • родители должны обеспечить ребёнка всесторонней заботой, а также предпринимать меры для его полноценного физического и умственного развития;
  • окружающие ребенка взрослые должны отличаться правильной, грамотной и полноценной речью;
  • необходимо проходить своевременное обследование, чтобы вовремя выявить присутствие анатомических нарушений со стороны строения или работы органов речи.

Коррекция дислалии с упра

Полиморфная дислалия — причины, симптомы, методы коррекции

Автор Клинова М.Ю. На чтение 5 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано Обновлено

Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.

Общие сведения о полиморфной дислалии (картавости)

Полиморфная дислалия – это сложная форма речевого дефекта, при котором дети неправильно произносят звуки из разных групп. При этом их интеллектуальное развитие соответствует возрасту, и ребенок хорошо слышит.

Причины картавости

Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.

Причины:

  1. Неправильное строение языка.
  2. Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
  3. Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
  4. Узкое и высокое небо.
  5. Недоразвитие костей лица.
  6. Короткая уздечка.

Причины функциональных изменений:

  1. Задержка развития речи.
  2. Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
  3. Ребенок подражает речи других людей или детей.
  4. ЗПР – задержка психического развития.
  5. В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
  6. «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
  7. Слабое развитие фонематического слуха.
  8. Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
  9. Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.

Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.

Такой вид – распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.

В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.

Симптомы картавости

Родители должны обращать внимание на речь детей:

  • на произношение слов в целом;
  • на произношение отдельных звуков.

К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:

  1. Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м – [м], б – [б], п – [п], ф – [ф], в -[в], х -[х], к -[к], г -[г], д -[д], т -[т], н -[н].
  2. К 4-м годам – свистящие звуки и буквы: с – [с], з -[з], ц -[ц].
  3. В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
  4. К 6-ти годам – сонорные звуки: р – [р], л -[л], й.

Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.

Диагностика картавости

Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.

Но причины могут быть различными.

За дислалией могут скрываться другие речевые проблемы: дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и т.д.

Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.

Логопед проводит следующие этапы диагностики:

  1. Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
  2. Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
  3. При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
  4. Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.

После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.

Коррекция картавости

После подготовительных работ, логопед проводит занятия с ребенком. Они должны быть не реже 2-х раз в неделю, иначе не будет результата. При этом родители должны дома повторять упражнения, которые покажет врач.

Корректировка речи при полиморфной дислалии проводится в 4 этапа:

  1. На подготовительном этапе проводятся занятия для развития памяти, мыслительных процессов, внимания. Ребенок учится анализировать и сравнивать. Логопед помогает ему развивать фонематическое восприятие, учит звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе выполняются упражнения, которые помогают органам артикуляции правильно произносить звуки: для губ, щек, языка, нижней челюсти и неба.
  2. После всех проведенных упражнений, логопед учит ребенка правильно ставить звуки. Постановка происходит в игровой форме, при необходимости используются логопедические зонды. Одновременно ставится только 2 звука.
  3. На следующем этапе ребенок учится автоматизации звуков: в словах, в слогах, во фразах и текстах, а потом и в живой речи. Для закрепления результата упражнения повторяются дома – ежедневно, по несколько раз.
  4. На заключительном этапе ребенок учится разграничивать новый звук с тем, на который он его заменял. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок снова не картавил.

Для достижения результата, занятия при полиморфной дислалии должны длиться 5-6 месяцев. В большинстве случаев, логопед помогает справиться с проблемой, и ребенок начинает говорить правильно.

Этому способствует положительная атмосфера, хорошие взаимоотношения со специалистом, доверие к нему и интересные занятия.

Профилактика картавости

Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:

  • развивать речь детей с малого возраста;
  • правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
  • читать книги детям;
  • развивать мелкую моторику;
  • заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
  • проводить игры для развития фонематического слуха;
  • мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
  • при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.

Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.

Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.

Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Полиморфное нарушение, наблюдающееся при произношении звуков – это одна из разновидностей дислалии или картавости, как еще называют данную патологию. Проявляется недуг расстройством произношения некоторых отдельных звуковых групп.

Подобный диагноз устанавливается детям по достижения ними 5 лет и при сохраненном интеллекте, целостности органов артикуляции и иннервации. Картавость – это распространенная из патологий в логопедии, наблюдается более чем у 55% детей в возрасте до 6 лет, у 30% детей до 8 лет и только у 1% взрослого населения.

Содержание записи:

Виды

Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.

Классификация картавости

Особенности

ОрганическаяХарактеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы.
ФункциональнаяЭто приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
ФизиологическаяЭту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет.
МономорфнаяЭто одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих.
ПолиморфноеЭто одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп.

Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.

Именно поэтому дислалия бывает:

  • артикулярно-фонетической;
  • акустико-фонематической;
  • артикулярно-фонематической.

Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:

  1. Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
  2. Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
  3. Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
  4. Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
  5. Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
  6. Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:

  1. Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
  2. Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
  3. Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.

Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень.

Стадии и степени

Логопеды выделяют две стадии полиморфной дислалии:

  • Простая. Характеризуется однотипным нарушением, когда ребенок не может правильно произносить только гласные или согласные, а также согласных и гласных одновременно.
  • Сложная. У ребенка наблюдается нарушение в произношении более 4 звуков.

Симптомы

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это острая форма болезни, проявляющаяся в виде нарушений в обычном поведении человека. Симптомы проявляются постоянно с каждым днем нарастая.

Наблюдая за человеком с подобными нарушениями, можно заметить:

  • неустойчивое настроение, меняется за день несколько раз;
  • речь становится лишенной всякого смысла;
  • слушая больного можно заметить, что периодически он несет бред;
  • галлюцинации, больной рассказывает, что к нему кто-то или что-то дотрагивается, слышит посторонние звуки и голоса.

Часто подобные нарушения сильно напоминают параноидальный психоз, депрессивные расстройства, шизофрению, бредовое расстройство.

У людей с нарушениями наблюдается дезориентация, а вот самоидентификация сохраняется. У больного снижается концентрация внимания. Наблюдается частичное помраченного сознания.

Симптомы нарушений произношения звуков могут быть представлены заменой, пропусками, смешениями и искажениями звуков:

  1. Пропуск. Если звук полностью выпадает в любой из части слова.
  2. Замена. Стойкое замещение одного из звуков другим.
  3. Смешение. Ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в потоке речи.
  4. Искажение. Это ненормированное произношение, использование звуков, которые полностью отсутствуют в фонетике русского языка.

Причины появления

Полиморфная дислалия может проявляться у детей вследствие функциональных и механических расстройств.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Основными причинами недуга являются:

  • неправильное строение языка;
  • врожденные патологии, к которым относятся: волчья пасть, заячья губа;
  • неправильно сформировавшийся прикус, зубной ряд неровный или если зубы отсутствуют;
  • узкое или наоборот высокое небо;
  • недоразвитие костей в области лица;
  • короткая уздечка.

Также дислалия может проявляться из-за функциональных изменений:

  • задержка в развитии речи;
  • генетическая предрасположенность, когда челюсть и артикулярный аппарат неправильно развиты;
  • ребенок подражает речи других людей;
  • задержка в психическом состоянии;
  • если члены семьи разговаривают на разных языках;
  • сюсюкающее подражание речи ребенка;
  • если фонематический слух плохо развит;
  • состояние здоровья слабое: иммунитет слабый, наблюдаются частые простудные заболевания;
  • изучение иностранных языков детьми, которым еще нет 5 лет.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который может стать следствием физиологических проблем. Это явление распространено у детей дошкольного возраста и связано оно с еще не зрелым артикуляционным аппаратом.

Родителям детей, которым еще нет 6 лет, беспокоиться не стоит. А вот дети более старшего возраста должны уметь правильно произносить все звуки, если есть проблемы, то стоит обратиться за помощью к логопеду.

Диагностика

Полиморфная дислалия или нарушение звукопроизношения – это недуг, который следует правильно отличать от других дефектов речи. Чаще родителей беспокоит тот факт, что над их ребенком, который плохо произносит отдельные звуки, будут смеяться сверстники. Именно поэтому они и приходят на прием к логопеду.

Не обязательно причина может быть в дислалии, часто наблюдаются и другие проблемы с речью:

  • дизартрия;Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • общее недоразвитие речи.

Поставить точный диагноз и установить в чем же причина неправильного произношения может только логопед.

Он проведет несколько этапов диагностики:

  1. Изначально проверяется фонематический слух и проводятся функциональные пробы. Для этого ребенок должен повторят все слова, произносимые логопедом или рассказывать, что изображено на картинке. Слова и картинки подбираются специально так, чтобы были охвачены все звуки, локализующиеся в начале, середине и конце слов.
  2. Обязательно дополнительно проводятся уточняющие тесты, благодаря которым удается исключить любые другие дефекты речи.
  3. Если случай запущенный, то логопед может потребовать карту ребенка, где описана вся история заболевания. Дополнительно могут потребоваться заключения от узких специалистов: психолога, отоларинголога, невролога.

После проведения всех тестов, логопед составляет план дальнейших занятий с ребенком. План индивидуально подбирается каждому ребенку, ведь стадии болезни и тип могут быть разными. Обязательно определяется в какой же последовательности будет идти исправление произношения звуков.

Часто нарушения произношения звуков могут быть частью других более сложных речевых нарушений, таких как дизартрия, алалия и другие, поэтому важно пройти комплексное обследование и вовремя поставить диагноз, чтобы не допустить осложнений.

Когда необходимо обратиться к врачу

Если ребенок в возрасте до 5 лет неправильно произносит тот или иной звук, то это не должно вызывать у взрослых никакой тревоги. Можно обратиться за помощью к логопеду, который поможет ребенку научиться правильно ставить язык, и произносить звуки четко и точно. Если после начала занятий не заметны результаты, то лучше пройти комплексное обследование, чтобы исключить развитие серьезной патологии.

Профилактика

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это не окончательный приговор, ведь профилактические методы помогут избежать постановки такого диагноза.

Для профилактики следует:

  • с самых первых лет жизни активно развивать речь ребенка;
  • не сюсюкать с малышом, а произносить все слова четко в разговоре с ним;
  • читать как можно больше книг ребенку;
  • развивать мелкую моторику;Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  • активно интеллектуально развивать малыша;
  • проводить игры, помогающие развивать фонематический слух;
  • мотивировать ребенка правильно и четко произносить каждый звук;
  • если наблюдаются анатомические изменения, то лечить их следует вовремя.

Если родители заметили, что ребенок не может правильно произнести какой-либо звук, не стоит пытаться самостоятельно ему помочь. Иногда такая помощь может усугубить ситуацию, и даже опытному специалисту для ее исправления потребуется немало времени.

Все проблемы следует выявить еще до школы и устранить их. У многих детей с неправильным произношением звуков могут возникнуть проблемы с усвоением школьной программы, успеваемостью и отношениями со сверстниками.

Методы коррекции

После того, как будет точно выяснена причина появления дефектов речи, можно будет точно определить верный путь лечения. Так, например, механическую дислалию можно вылечить только путем хирургического вмешательства. Операция поможет убрать анатомические дефекты, которые мешают нормальной работе речевого аппарата.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста лечится при помощи:

  • артикуляционной гимнастики;
  • развития чувствительности слуха;
  • логопедического массажа;
  • развития микромоторики;
  • методики правильного дыхания во время разговора.

Логопедическая помощь

После первого посещения логопеда, специалист разрабатывает индивидуальный план работы с каждым ребенком. Занятия должны проходить не реже 2-х раз в неделю, а лучше до 3-4 раз, тогда результат появится быстрее. Родители ребенка также должны помогать, регулярно дома выполнять специальный комплекс упражнений.

Корректировка речи логопедом проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный. Логопед проводит занятия, помогающие лучше развивать память, процессы мышления и внимания. Ребенок учится сравнивать и проводить самостоятельный анализ. Специалист помогает развивать фонематическое восприятие, обучает звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе ребенок выполняет упражнения, помогающие правильно произносить звуки: губами, щеками, языком, небом и челюстями.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  2. На следующем этапе специалист учит ребенка правильно ставить речь. Упражнения проходят в игровой форме, если потребуется, то могут использоваться дополнительно логопедические зонды. Одновременно можно ставить не более 2-х звуков.
  3. Автоматизация звуков. Ребенок должен научится автоматизировать звуки в словах, слогах, фразах и текстах, а чуть позже и в живой речи. Родителям для закрепления результат нужно ежедневно в домашних условиях повторять упражнения.
  4. Заключительный этап. Ребенок должен научится разграничивать новый выученный звук с тем, которым он ранее его заменял. Это необходимо для того, чтобы исключить рецидив заболевания, чтобы не вернулась картавость.

Чтобы добиться результатов и вылечить полиморфную дислалию, заниматься необходимо регулярно на протяжении полугода. Как показывает практика, логопеду удается легко справиться с проблемой, и ребенок к школе сможет правильно говорить.

Но родителям нужно запомнить, что только гармоничная работа взрослых, специалиста и положительная атмосфера, предотвратят осложнения.

Домашняя гимнастика

Ежедневно дома родители с детьми могут выполнять простую гимнастику:

  • двигать языком влево, вправо, далее по часовой стрелке и обратно, тянуться языком к носу и подбородку;
  • упражнение грибок – язык присосать к небу, а после открывать и закрывать рот;Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  • движение губами – вверх, вниз, улыбаться, вибрировать, вытянуть в трубочку;
  • закрывать, открывать рот как можно шире, растягивая связки челюсти;
  • проговаривать скороговорки.

Упражнения можно выполнять утром и вечером, затратив всего 5-10 минут.

Логопедический массаж

Этот вид массажа помогает стимулировать артикуляционную мускулатуру, оказывает расслабляющее действие, улучшает кровоток в мягких тканях, тренирует мышцы, которые отвечают за формирование речевого аппарата, заставляя их функционировать согласовано и правильно.

Массаж рефлекторно воздействует на всю лимфатическую систему, улучшает прохождение лимфы по сосудам. Значительно повышается эластичность волокон мышц, их сила и объем сократительной функции, лучше восстанавливается их активность после нагрузки.

Проводится массаж в теплом, проветриваемом помещении. Проводят массаж циклами по 10, 15 или 20 сеансов, проводить процедуру лучше через день. После месячного перерыва можно повторить процедуру.

Во время массажа ребенок может лежать на спине, подложив валик под шею, можно также полусидеть в кресле с высоким подголовником.

Эффективнее применять классический вид массажа, который предусматривает легкое поглаживание, разминание, растирание, вибрация. Выполнять массаж можно руками, зубной щеткой с мягкой щетиной, шпатели резиновые и другие.

Также есть еще точечный, аппаратный и зондовый виды массажа, но их должен проводить специалист, чтобы не навредить.

Возможные осложнения

Если не начать своевременное лечение, то нарушения в произношении звуков, могут стать манифестацией психического недуга, например, шизофрении. На подобное развитие событий указывает устойчивая симптоматика, проявляющаяся регулярно на протяжении 3 месяцев. Чем раньше начать терапию, тем благоприятнее будет прогноз.

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который можно легко излечить без каких-либо осложнений и последствий. В период острого нарушения больной социально дезориентирован, может быть опасен для себя и окружающих, поэтому ему нужно постоянное наблюдение и помощь.

Полиморфное нарушение – это частая проблема молодых родителей. Детям с нарушениями звукопроизношения требуется своевременная коррекция, иначе недуг может спровоцировать отставание в развитии функции речи.

Если есть хоть малейшие признаки болезни, нужно срочно обратиться за консультацией к логопеду. Специалист подберет комплекс занятий и сможет повысить качество речи у ребенка без последствий и осложнений.

Видео о дислалии

Про диагноз дислалию:

Дислалия и ФФНР. Что это такое?

Дислалия и ФФНР

Дислалия – это самое простое речевое нарушение, которое не требует длительной коррекции. При правильном подходе исправить дислалию можно всего за несколько занятий. 

Давайте разберёмся, что же это такое — дислалия? 

Чаще всего при дислалии «страдают» шипящие (Ш, Ж, Щ), свистящие (С, З) и сонорные звуки (Л, Р).

Дислалию делят на мономорфную и полиморфную.

  • Мономорфная дислалия проявляется в нарушении произношения одного звука (Р) или звуков одной группы (например, Ш-Ж).
  • Полиморфная дислалия проявляется в нарушении произношения нескольких звуков из разных групп (например С, Ш, Р, К). 

В норме шипящие и свистящие звуки должны появиться в речи ребёнка до 5 лет, сонорные – до 6 лет. Если же этого не произошло, то стоит обратиться к логопеду, чтобы коррекция нарушений произношения прошла быстро и легко.

Дислалия считается самым простым логопедическим диагнозом, который при должной работе исправляется в течение пары месяцев (в зависимости от количества нарушенных звуков).

Что такое ФФНР? 

Ребёнку может быть поставлено диагноз ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Этот диагноз влияет как на произношение звуков, так и на то, как ребёнок слышит эти звуки.

В случае с ФФНР ребёнок не различает на слух звуки Ш-С, Ч-Ть, Ц-С, Г-К, Д-Т, Б-П, при этом его слух и интеллект сохранны.

Например, ребёнок не различает на слух слова мишка-миска, горка-корка, дом-том. В случае, когда ребёнок не может различить эти слова на слух, произносить их он также будет одинаково.

Если при диагнозе ФФНР вовремя не оказать ребёнку квалифицированную логопедическую помощь, то впоследствии ребёнок столкнётся с трудностями при обучении в школе, так как он не будет слышать, что именно ему диктуют, не будет дифференцировать звуки в речи.

Как правило, если ФФНР не осложнён органически, то для его коррекции достаточно занятий с логопедом 2 раза в неделю.

При коррекции ФФНР мы ведём работу по следующим направлениям:

  • Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.

  • Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору — схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог. Формирование умения делать слоговой анализ слова.

  • Выделение последнего согласного в словах.

  • Выделение начальных согласных в словах.

  • Выделение ударных гласных.

  • Полный звуко-слоговой анализ слов из 3-х звуков типа «сом» и «суп» и двусложных слов типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

  • Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа «стол», «стул», двусложных с закрытым слогом типа «кошка», трёхсложных типа «машина», произношение которых не расходится с написанием.

  • Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

  • Полный слого-звуко-буквенный анализ слов.


Полиморфное нарушение звукопроизношения

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это один из видов дислалии (картавости), проявляющееся расстройством произношения нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5-ти лет при сохраненном интеллекте, иннервации и целостности органов артикуляции. Дислалия – самая распространенная логопедическая патология. По статистике около 53% детей дошкольного возраста 5-6 лет, 20-30% 7-8 лет и 1% взрослого населения страдают этим нарушением. Нарушение звукопроизношения на сегодняшний день имеет тенденцию к полиморфизму и чаще приводит к нарушению письма.

Виды нарушений звукопроизношения

Классификация нарушений звукопроизношения выделяет следующие формы:

  • Механическая (органическая) – характеризуется наличием врожденного или приобретенного структурного дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции высшей нервной деятельностью.
  • Функциональная форма ставится, когда исключена морфологическая патология ЦНС и органов речевого аппарата, при наличии симптомов дислалии. В ней выделяют моторную и сенсорную. Первая обусловлена нейромолекулярным сдвигом в центре произношения из-за чего движения губ, языка, щек и других органов артикуляции несколько затруднено. Сенсорная – проявление нейродинамического потрясения в теменной области, которая отвечает за звуковосприятие.
  • Физиологическая – транзиторная форма дислалии всего человечества, которая в норме проходит сама до 5-ти летнего возраста.
  • Мономорфная форма – простое нарушение звукопроизношения, которая затрагивает до 4-х звуков из одной группы, например, свистящих.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения – это сложная форма, при которой страдает больше 4-х звуков и может быть из разных звуковых групп.

Дислалия – это, прежде всего, патология активного и пассивного орального аппарата речи, в который входит язык, губы, щеки, зубы, твердое небо и т.д. Однако нарушение звукопроизношения нередко возникает на фоне структурных или функциональных патологий других анализаторов. Таким образом, дислалия бывает:

  • Артикулярно-фонетическая.
  • Акустико-фонематическая.
  • Артикулярно-фонематическая.

Также дислалия в логопедии делится по фонетической классификации. В ней патология делится в зависимости от проблемного звука.

  • Сигматизм – наиболее частая форма дислалии, которая проявляется нарушением свистящих и шипящих звуков (ш, ж, щ и с, з). Отдельно проявляется, как щечный, межзубный, губной сигматизмы и затруднения в произношении тех же звуков парасигматизмы.
  • Нарушение произношения сонорных звуков, к которому относятся ламбдаизм и праламбдаизм, ротацизм, и параротацизм. Первая форма характеризуется расстройством воспроизведения звуков «л» и «ль». Ротацизм – нарушение произношения звука «р».
  • Нарушения создания заднеязычных звуков – сюда входи гамма-, каппацизм, и хитизм (дефект произношения звуков «к, кь, г, гь, х, хь»).
  • Йоттацизм – нарушение произношения букв, содержащих звук «й»: «я», «ю».
  • Дефект звонкости – замена звонких согласных глухими и наоборот.
  • Дефект мягкости – замена мягких согласных твердыми и наоборот.

Причины возникновения дислалии

Причины возникновения дислалии бывают органические, функциональные и биологические. К первой категории относятся заболевания, которые приводят к морфологическому повреждению речевого аппарат. Наиболее частыми причинами этого являются:

  • Аномалии строения губ и языка. К данным дефектам относятся микро- и макроглоссия (маленький и большой язык), коротка уздечка верхней губы или в подъязычной области. Короткая языковая связка проявляется нарушением в воспроизведении верхних звуков. Микро- и макроглоссия характерны для детей с генетическими мутациями, например, при синдроме Дауна.
  • Неправильное строение костного каркаса аппарата артикуляции. Данная категория включает в себя неправильный прикус (прогения и прогнатия). Дефект зубных рядов (диастема, аномально редкие, а также мелкие зубы), нефизиологичную форму твердого неба (готическое). Описанные нарушения могут быть врожденными или приобретенными.

Функциональная патология возникает на фоне негативных социальных условий. К ним относятся:

  • Билингвизм – эта причина полиморфного нарушения звукопроизношения реализуется через чрезмерную загрузку нервной системы ребенка. Особенно сильно заметно в семьях, где в языке одного из родителей искажаются звуки, например, во французском «р».
  • Педагогическая запущенность – недостаток внимания, воспитания родителями детей.
  • Отсутствие правильной речи у родителей – дислалия в данном случае, обусловленная постоянным подражанием детьми своим родителям, которые плохо говорят.

Кроме того, к функциональным относят неправильную артикуляцию и нарушение фонематического слуха при сохраненном фонетическом. Причины патологии обусловлены общей соматической (физической, неврологической) ослабленностью. Чаще всего такие состояния возникают при хронических заболеваниях.

Симптомы дислалии и дифференциальная диагностика с дизартрией

Симптомы больного оцениваются врачом-логопедом. Во внимание берутся все дефекты звуковоспроизведения (пропуски, искажения, замены, смешения).

  • Под пропусками подразумевается полное выпадение звука на любом участке предложения или слова. Дислалия характеризуется выпадением звуков с различных звуковых групп. Если ребенку, время от времени удается уместно употребить определенный звук, то речь идет о смешанной дислалии, которая возникает при недостаточном усвоении фонетических структур.
  • Искажение – это неправильная механическая работа органов артикуляции, в результате чего фоны произносятся неправильно, например, при межзубном или боковом способе создания звука «с».

Такие виды нарушений звукопроизношения, как функциональная и механическая дислалия, тоже имеют свои особенности. Первая характеризуется неправильным произношением одного или нескольких звуков в одной группе. В свою очередь, как механическая форма зачастую имеет несколько звуковых расстройств из разных групп.

Не стоит путать дислалию с нарушением звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии. Последняя представляет собой императивные гиперкинезы мышц артикуляционного аппарата. При этом язык буквально сворачивается в трубочку, а общее состояние пациента напряженное. Кроме того, представленная форма проявляется расстройствами эмоционально-волевой сферы и мимики. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое в отличие от дислалии связано с поражением подкорковых структур. При этом в речевом аппарате возникают гипертонус и патологическая импульсация в головной мозг.

Нарушение звукопроизношения у детей можно диагностировать после достижения пятилетнего возраста. Во внимание берется разговорная и письменная речь ребенка.

Диагностика и лечение нарушений звукопроизношения

Консультация ЛОР-врача необходима для постановки диагноза дислалии (фото: www.pediatriya.info)

Консультация ЛОР-врача необходима для постановки диагноза дислалии (фото: www.pediatriya.info)

Диагностика полиморфного нарушения звукопроизношения базируется на клинической картине пациента, инструментальных методах исследования и консультации психолога и оториноларинголога. Клиническая картина у детей с представленной патологией в 90% случаев проявляется исключительно речевым дефектом. Остальные 10% детей имеют неврологическую симптоматику, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность.

Инструментальные методы применяются для определения анатомического дефекта органов речи, органической и функциональной патологии головного мозга. Очень важна консультация ЛОР-врача, так как большое количество заболеваний ротовой полости, ушей вызывают нарушение звукопроизношения. Психолог необходим, для определения, возможной психологической травмы.

Дислалия практически не требует серьезных медикаментозных вмешательств и легко устраняется работой одного логопеда. Однако, в некоторых случаях, когда существуют врожденные или приобретенные анатомические дефекты речевого аппарата, может понадобиться операция. В лечении дислалии лучшим методом является профилактика, которая достигается путем правильного воспитания и постоянного общения с ребенком.

Дислалия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии

  • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания).
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребёнка (по подражанию).
  • Выбор неправильной артикуляции.
  • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Причины органической (механической) дислалии

  • Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
  • Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)
  • Врождённые — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
  • Приобретённые — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

Проявления

Дислалия может проявляться в форме:

  • Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затруднённое произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.).
  • нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.
  • нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдаизм и параламбдацизм.
  • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [ʁ], [ɣ] или даже гортанную смычку [ʔ]. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [ʁ] во многих языках (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.
  • нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
  • нарушение звука «й» носит название йотацизм.

Редко встречаются нарушения других согласных звуков:

  • дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение [1. с. 126].
  • дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение [1. с. 126].

В логопедии для более точной фиксации в речевой карте используют обозначения: «греч. название буквы + суффикс -изм» для нарушений звукопроизношений и «пара + греч. название буквы + суффикс -изм» для обозначения дефекта, проявляющегося в замене одного звука другим.

Проявления дислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии, к дефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.

Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций слухового аппарата.

К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.

См. также

Источники

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  2. Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  3. Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.


Полиморфное нарушение звукопроизношения — это один из видов дислалии (картавости): причины и методы коррекции

Очень многим родителям в период освоения малышами человеческой речи приходилось сталкиваться с нечетким произношением некоторых звуков. По мере взросления, некоторые дети смогли преодолеть этот барьер без проблем. То есть они научились говорить чисто и понятно. Но некоторые не смогли одолеть эту преграду и к 7-8 годам. И если этот дефект речи в 5-6 лет имеет около 53 % малышей, то у младших школьников он встречается примерно у 20 %. Почему же дети так по-разному справляются с такой проблемой? Как исправить картавость? В этом мы попробуем разобраться далее в статье.

Детская картавость — причины

Никого не удивляет, когда, начав говорить, малыш коверкает слова и неправильно произносит звуки. Наоборот, взрослых это умиляет и слушать такой невнятный детский лепет — большая радость для родителей. Однако, когда приближается школьный возраст, это уже не радует, а начинает серьезно беспокоить. Что же это за нарушение речи, которое одни преодолевают легко и просто, а другим приходится долгое время заниматься со специалистом? Для характеристики этого явления в логопедии есть целый ряд медицинских терминов, которые мы и рассмотрим.

скороговорки для развития речи для детей

У деток 2-3 лет полиморфное нарушение звукопроизношения — это самое обычное явление и, как правило, оно носит временный характер. Обычно такие нарушения речевых функций бывают обусловлены недостаточно сформированным речевым слухом или артикуляционным аппаратом. Эти недостатки могут исправиться сами собой, если в детском саду применяются специальные методики для развития речи детей, а родители и другие домочадцы при общении с малышом и друг с другом демонстрируют ему правильную чистую речь. Это способствует формированию правильной модели воспроизведения звуков и выстраивания их в слова и предложения.

Ребенок чуть ли не с самого рождения находится в среде, где все слова произносятся четко и внятно, и это помогает ему развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы, усваивать без усилий фонетическую систему и овладевать техникой речи. По сути, полиморфное нарушение звукопроизношения — это в основном недоработки взрослых по своевременному обучению ребенка искусству правильно разговаривать, которые проявляются в безответственном отношении родителей к этому важному вопросу.

Когда взрослые, пытаясь говорить с малышом на понятном ему языке, начинают сюсюкать и искажать звуки, то ребенку негде взять правильную модель, и он настраивается на то, что слышит. И это приводит к патологическим нарушениям в произношении звуков. Постоянное неправильное произношение звуков приводит к стойким нарушениям речевого слуха ребенка, его артикуляционного аппарата и расстройству нейродинамики. Все эти признаки приводят к тому, что у ребенка развивается функциональная дислалия.

Другие причины дислалии

Она возникает не только вследствие неправильного воспитания, но может быть вызвана и другими причинами. К ним относятся:

  1. Тяга ребенка к подражанию речи окружающих.
  2. Двуязычие в семье, когда ребенок из одного языка в другой переносит особенности произношения тех или иных звуков.
  3. Частое общение с младшими детьми, у которых не сформированы речевые функции.
  4. Слишком торопливое и невнятное общение взрослых в семье.
  5. Недоразвитость фонематического слуха.
  6. Малая подвижность языка, губ, челюсти.

Механическая вид: причины возникновения такой дислалии

как исправить картавость

Однако полиморфное нарушение звукопроизношения — это не только результат небрежного отношения взрослых к развитию речи ребенка. Часто причиной картавости являются чисто физиологические причины — неправильное строение речевого аппарата. Это явление носит название механической дислалии. Причинами ее возникновения являются органические дефекты периферийного речевого аппарата, обусловленные особенностями костно-мышечного строения, а именно:

  • укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка;
  • аномалии в зубочелюстной системе — выступающая челюсть, открытый и боковой прикус, большие щели между зубами и т. д.;
  • специфическое строение неба;
  • слишком толстые и малоподвижные губы;
  • аномальные размеры языка.

Эти виды дислалии не дают возможности самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Слишком запущены бывают процессы, чтобы обойтись без квалифицированных специалистов. А если присутствует механическая дислалия, то могут потребоваться услуги не только логопедов, но и дантистов. Подобные нарушения речевых функций требуют оказания немедленной объединенной помощи узких специалистов, логопедов, родителей и детских учреждений — садика или школы. От их успешного взаимодействия будет зависеть, насколько комфортно и легко будет себя чувствовать ребенок не только в школе, но и в жизни.

Рассмотрим некоторые аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения. Кроме этого, опишем возможные пути исправления дефектов речи.

нарушение звукопроизношения

Виды дислалии и особенности проявления

Дислалия — одна из самых распространенных проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Полиморфное нарушение звукопроизношения — это вид дислалии или картавости, который проявляется в расстройстве произношения детьми нескольких звуковых групп. Сегодня это нарушение показывает стойкую тенденцию к полиморфизму и даже ведет к нарушениям в письме.

Наблюдаются следующие виды нарушений звукопроизношения:

  • механическая форма — врожденный дефект аппарата артикуляции;
  • функциональная — отсутствие патологии, возникает вследствие неправильного отношения взрослых к ребенку;
  • физиологическая — нормальная до 5 лет;
  • мономорфная — затрагивает целый ряд звуков — до 4 из одной группы, к примеру, свистящих;
  • полиморфная — когда неправильно выговариваются более четырех звуков и даже из разных групп;
  • дислалия — патологические проявления активного и пассивного речевого аппарата. Она включает в себя артикулярно-фонематическую, акустико-фонематическую и артикулярно-фонематическую патологии.

Сигматизм

Чаще всего встречается сигматизм — невыговаривание шипящих и свистящих звуков. Ламбдаизм и праламбраизм — проблемы с выговором звуков «л» и «ль», ротацизм — нарушено произношение звука «р». Изредка встречается дефект в произношении «к, кь», «г, гь», «х, хь» или замена согласных — звонких на глухие и наоборот. Если трудности с воспроизводством звуков «я, ю» — йотацизм. Для исправления подобных нарушений потребуется коррекция дислалии.

Симптомами дислалии являются различные дефекты воспроизведения сложных звуков — искажение, пропуски, замена, смешение. Пропуск — это когда звук полностью выпадает из слова. Искажение — неправильная механика органов артикуляции. О мономорфной и полиморфной форме этого симптома упоминалось выше. Особенности функциональной и механической дислалии тоже были рассмотрены ранее.

Диагностика недуга

Диагностика основывается на клинических проявлениях пациентов, дополнительном исследовании с привлечение узких специалистов, в том числе отоларинголога и психолога. В большинстве случаев дислалию лечат без применения медикаментозных средства, посредством привлечения только опытного логопеда. Каковы же методы лечения? Как исправить картавость у ребенка? Об этом далее.

Возрастные нормы

функциональная дислалия

Согласно существующим методикам по развитию правильной речи у детей, работа над коррекцией дефектов дикции начинается с базового звука, а не отрабатываются все неподдающиеся воспроизведению звуки одновременно. В случае нарушений артикуляции нескольких групп, первой отрабатывается та, которая должна быть скорректирована раньше по его возрастным нормам.

Для возраста 1-2 года соответствует сложность с произношением а, о, э, п, б, м. В возрасте 2-3 лет коррекции подлежат и, ы, ф, у, д, т, в, н, г, к, х, й. В 3-4 года проблемными являются с, ц, з. С 4 до 5 лет сложность вызывают шипящие — ш, ж, ч, щ.

И только к 5-6 годам приходит норма коррекции л, р. Так что перед тем, как выговаривать р, ребенок уже должен уметь произносить практически все звуки.

Этапы корректировки

как выговаривать р

Базовыми звуками считаются «с» — для свистящих, «ш» — для шипящих, «к» — для заднеязычных. Коррекция дислалации строится в соответствии с этапами проводимых работ:

  • подготовительным;
  • формирующим первичные произносительные навыки;
  • формирующим коммуникативные навыки.

И проводится коррекция в четыре этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Постановочный.
  3. Этап автоматизации фонемы — сначала в слогах, затем поэтапно словах, словосочетаниях, отдельных предложениях и речи.
  4. Этап дифференциации смешанных и заменяемых звуков.

Как часто должны проходить занятия?

коррекция дислалии

Для того чтобы коррекция проходила успешно, потребуется заниматься с логопедом не реже, чем дважды в неделю. При этом к процессу должны подключиться родители и, посредством регулярных повторений заданий логопеда, закреплять изученный материал дома.

Ощутимый результат вы сможете почувствовать только после двух-трех месяцев интенсивных занятий. Да и он будет различным у разных детей, а зависеть это будет от возраста малыша, структуры его дефекта, количества невыговариваемых звуков, интенсивности занятий, активности родителей и квалификации специалиста. Вот как много факторов влияют на качество усвоения материала.

Подготовительный этап и постановка

На подготовительном этапе артикуляционный аппарат ребенка готовится к восприятию формы и ее воспроизведению. Вся работа будет направлена на отработку правильного речевого дыхания, развитие хорошего фонематического слуха, постановку правильной артикуляции речевого аппарата, разработку мелкой моторики рук и отработку опорных звуков.

В это период ребенок усваивает комплекс несложных артикуляционных упражнений, тренирует губы, язык, щеки, мягкое небо, положение нижней челюсти. Далее добавляются особые упражнения по управлению воздушной струей. Попутно у ребенка развивается память, качество восприятия, внимание, острота мышления, а также моторика — мелкая и общая.

Постановка — объединяет все достигнутые в подготовительный период речевые навыки. В это время ребенок учится одновременно пользоваться артикуляцией, направленной воздушной струей и голосом. Для этого применяется способ подражания и механический, с помощью которых логопед учит малыша, как правильно произносить тот или иной звук.

как выговаривать букву р

Автоматизация и дифференциация

Автоматизация позволяет довести умение ребенка до автоматизма. Проблемный звук сначала отрабатывается в открытых слогах вместе с гласными буквами:

Потом в слогах закрытых:

Затем по методике сложный звук повторяют в окружении гласных:

После чего приходит черед учиться проговаривать две согласные, стоящие рядом:

  • ску;
  • шка;
  • сла;
  • бра.

Следующим шагом достижения автоматизма является произнесение звука в начале слова, его середине и в конце. Каждое из упражнений повторяют не менее пяти раз, чтобы речевые органы привыкли автоматически действовать правильно при произнесении какого-либо из звуков — это на занятии с логопедом, дома же все это необходимо повторять до следующего занятия.

Сначала звук, с которым ведется работа, выделяется голосом, позже его перестают выделять и произносят в одной тональности. После закрепления материала можно переходить к стихам и прозе, а также активно использовать в обычной речи.

Дифференциация учит малыша различать смешанные звуки и правильно их проговаривать. При этом методе занятия происходят последовательно. Звуки сначала учатся различать изолированно, потом в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.

Использование скороговорок для коррекции дефектов речи

механическая дислалия

Очень эффективны и скороговорки для развития речи для детей. Эти небольшие шуточные тексты позволяют научиться управлять речевым аппаратом для правильного произношения звуков. Их насчитывается огромное количество и можно подобрать для ребенка что-либо не очень сложное, но эффективное. Приводим несколько самых простых скороговорок, которые помогут малышу в освоении секретов дикции:

  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Ел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.

Занятия можно производить в игровой форме — пусть на каждое слово ребенок ритмично подбрасывает и ловит мячик или хлопает в ладошки.

Заключение

Основная цель статьи заключается в том, чтобы взрослые поняли, что такое патологическое нарушение звукопроизношения, а также что этот сбой в развитии требует вмешательства и помощи родителей. От своевременности предпринятых мер будет зависеть успешность адаптации ребенка в социуме.

мономорфных | 예문

사전> мономорфный 에 대한 예문

мономорфный 아직 Cambridge Dictionary 에 없습니다. 사용자 여러분 의 참여 를 기다 립니다

Это определение применяется ко всем категориям с конечными копроизведениями, так что инъекции копродуктов являются мономорфными .Автору генератора программ может быть сложно выбрать представления даже простых, мономорфных типов . Эту работу можно рассматривать как консолидацию предшествующих знаний о добавлении полиморфизма к мономорфным языкам и внедрении лени в языки с нетерпением. Тогда (1) является обратным в том и только в том случае, если оно удовлетворяет приведенному цепному условию и f, g мономорфны .Другой пациент нуждался в дизопирамиде при мономорфных желудочковых тахикардиях. Система типов, которую мы разработаем в первую очередь, будет мономорфной . Интересно отметить, что у одного и того же животного одновременно растет плеоморфная популяция мономорфных паразитов и мономорфных паразитов.Приведенная ниже формулировка воздерживается от предположения, что инъекции побочного продукта являются мономорфными . В частности, обширные категории обладают тем свойством, что инъекции копроизведения являются мономорфизмами, а копроизведение двух мономорфизмов является мономорфным . Первые 16 локусов оказались полиморфными как минимум в двух популяциях, а остальные девять мономорфных во всех популяциях.Из них 62 (95%) были полиморфными и 3 были мономорфными (5%). Как следствие, добавление мономорфной фиксированной точки не делает вывод типа особенно сложным. Это обеспечивается оценкой на страницах 351 и 352, которая всегда возвращает мономорфных типов.Этот оператор равенства работал с любым нефункциональным мономорфным типом . Это позволяет применять функцию, которая создает ссылки, к более чем одному типу, если каждый такой тип сам является мономорфным . В ограниченном синтаксисе классы верхнего уровня не содержат вложенных классов; все типы являются именами классов верхнего уровня; и методы мономорфны .Градиент отбора с одним локусом обеспечивает положительный вклад в барьер для локусов, которые являются мономорфными в популяции реципиентов. Но поскольку наша система генерирует мономорфный код , нам не нужно требовать, чтобы все типы имели одинаковый размер. Еще 59 маркеров были обнаружены во всех профилях насекомых ( мономорфных ) и поэтому были отброшены.

예문 에 나오는 어떤 견해 나 의견 Cambridge Dictionary 편찬자, Cambridge University Press, 교열 관 의 의견 을 표현 하는 것은 아닙니다.

мономорфный 단어 가 Cambridge Dictionary 에 아직 등재 되어 있지 않습니다. 등재 시키 겠습니까?

{{#сообщение}}

{{message}}

{{/сообщение}} {{^ Сообщение}}

일부 연설 을 선택 하고 정의 를 넣는 칸 에 입력 해서 제안 하기.

{{/сообщение}} 품사

명사 의 선택, 동사, 등등. 형용사 부사 감탄사 명사 번호 접두사 접미사 동사

정의

보내세요 취소

,

Ограничение мономорфизма — HaskellWiki

«Ограничение мономорфизма» — это противоречащее интуиции правило в выводе типов Haskell. Если вы забыли указать сигнатуру типа, иногда это правило будет заполнять переменные свободного типа определенными типами, используя правила «по умолчанию для типа». Результирующая сигнатура типа всегда менее полиморфна, чем можно было бы ожидать, поэтому часто это приводит к тому, что компилятор выдает вам ошибки типа в ситуациях, когда вы ожидали, что он выведет совершенно нормальный тип для полиморфного выражения.

Простой пример: плюс = (+) . Без явной подписи для плюс компилятор не выведет тип (+) :: (Num a) => a -> a -> a для `plus`, но применит правила по умолчанию, чтобы указать plus :: Целое -> Целое -> Целое . При применении к плюс 3,5 2,7 GHCi выдаст несколько вводящую в заблуждение ошибку Нет экземпляра для (Целое с дробным числом), возникающую из буквального ‘3,5’ .

Ограничение включено по умолчанию в скомпилированных модулях и отключено по умолчанию в приглашении GHCi (начиная с GHC 7.8.1). Вы можете переопределить эти значения по умолчанию, используя прагмы языка MonomorphismRestriction и NoMonomorphismRestriction.

Точное определение ограничения носит довольно технический характер; это можно найти в раздел 4.5.5 отчета Haskell 2010. В первом приближении это означает, что вы часто не можете перегрузить функцию, если не предоставите явную подпись типа.В итоге:

 - Это дает f1 :: (Показать x) => x -> String
f1 x = показать x

- Но это не так. Вместо этого f2 :: () -> String
f2 = \ x -> показать x

- ... но мы можем исправить это с помощью явной сигнатуры типа.
f3 :: (Показать) => a -> Строка
f3 = \ x -> показать x

- Аналогично это производит () -> String
f4 = показать

- ... но это разрешено
f5 :: (Показать) => a -> Строка
f5 = показать
 

Возможно, все они должны быть эквивалентны, но благодаря ограничению мономорфизма это не так.

Разница между первой и второй версиями заключается в том, что первая версия связывает x через «привязку функции» (см. раздел 4.4.3 отчета Haskell 2010), и поэтому не имеет ограничений, а вторая версия — нет. Причина, по которой один разрешен, а другой нет, заключается в том, что считается очевидным, что совместное использование f1 не приведет к совместному использованию каких-либо вычислений, и менее очевидно, что совместное использование f2 будет иметь тот же эффект. Если это кажется произвольным, то потому, что это так. Трудно разработать объективное правило, запрещающее субъективное неожиданное поведение.Некоторые люди могут нарушить правила, даже если они делают вполне разумные поступки.

Ограничение мономорфизма, вероятно, является наиболее раздражающей и противоречивой особенностью системы типа в Haskell. Кажется, все согласны с тем, что это зло — его обычно называют «Ужасным ограничением мономорфизма» — но считается ли это необходимым злом или нет, зависит от того, кого вы спрашиваете.

Так почему наложено ограничение? Причины этого довольно тонкие и полностью объяснены в Раздел 4.5.5 отчета Haskell 2010. По сути, он решает одну практическую проблему (без ограничения могут быть некоторые неоднозначные типы) и одну семантическую проблему (без ограничения была бы некоторая повторная оценка, когда программист мог бы ожидать, что оценка будет общей). Сторонники ограничения утверждают, что с этими случаями нужно разбираться правильно. Противники ограничения утверждают, что такие случаи настолько редки, что жертвовать не стоит. независимость от типа редукции эта.

Пример из истории Haskell: рассмотрим функцию genericLength из Data.List
 genericLength :: Num a => [b] -> a
 
И рассмотрим функцию:
 f xs = (длина, длина)
     где
       len = genericLength xs
 
len имеет тип Num a => a и без ограничения мономорфизма может быть вычислено дважды .—ARG

(Этот вводный раздел слегка расширен и переработан YitzGale.)


Мне непонятно, как все это работает с вычислением один или два раза. Разве проверка / вывод типов не происходит во время компиляции и не должна влиять на то, что происходит во время выполнения, пока проверка типов проходит? Дайнити

Проблема в том, что классы типов по существу вводят дополнительные параметры функции — в частности, словарь кода, реализующего рассматриваемые экземпляры.В случае связывания полиморфных шаблонов классов типов вы в конечном итоге превращаете что-то, похожее на связывание шаблона — константу, которая может быть оценена только один раз, в то, что на самом деле является связыванием функции, что не будет запоминаться. CaleGibbard 23:46, 1 февраля 2008 г. (UTC)

Тип f , если подпись не указана, компилятор не знает, что два элемента возвращаемой пары имеют один и тот же тип. Его возвращаемое значение будет:

 f: :( Num a, Num b) => [x] -> (a, b)
 

Это означает, что при компиляции f компилятор не может запоминать len — очевидно, если a / = b, то выполняется другой код для вычисления первого и второго появления len в паре.Возможно, компилятор мог бы сделать что-то более умное , когда на самом деле применяется f , если a == b, но я полагаю, что это непросто реализовать в компиляторах. Dozer 23:54, 4 февраля 2008 г. (GMT)

Спасибо, суть проблемы теперь проясняется, но я все еще не понимаю, как ограничение определений верхнего уровня должно решить эту проблему . Для меня данный пример объясняет, почему выводится тип f, а не.

мономорфных |例文

мономорфный は ま だ Cambridge Dictionary に 含 ま れ て い ま せ ん。 ご 協力 く だ い。

Это определение применяется ко всем категориям с конечными копроизведениями, так что инъекции копродуктов являются мономорфными .Автору генератора программ может быть сложно выбрать представления даже простых, мономорфных типов . Эту работу можно рассматривать как консолидацию предшествующих знаний о добавлении полиморфизма к мономорфным языкам и внедрении лени в языки с нетерпением. Тогда (1) является обратным в том и только в том случае, если оно удовлетворяет приведенному цепному условию и f, g мономорфны .Другой пациент нуждался в дизопирамиде при мономорфных желудочковых тахикардиях. Система типов, которую мы разработаем в первую очередь, будет мономорфной . Интересно отметить, что у одного и того же животного одновременно растет плеоморфная популяция мономорфных паразитов и мономорфных паразитов.Приведенная ниже формулировка воздерживается от предположения, что инъекции побочного продукта являются мономорфными . В частности, обширные категории обладают тем свойством, что инъекции копроизведения являются мономорфизмами, а копроизведение двух мономорфизмов является мономорфным . Первые 16 локусов оказались полиморфными как минимум в двух популяциях, а остальные девять мономорфных во всех популяциях.Из них 62 (95%) были полиморфными и 3 были мономорфными (5%). Как следствие, добавление мономорфной фиксированной точки не делает вывод типа особенно сложным. Это обеспечивается оценкой на страницах 351 и 352, которая всегда возвращает мономорфных типов.Этот оператор равенства работал с любым нефункциональным мономорфным типом . Это позволяет применять функцию, которая создает ссылки, к более чем одному типу, если каждый такой тип сам является мономорфным . В ограниченном синтаксисе классы верхнего уровня не содержат вложенных классов; все типы являются именами классов верхнего уровня; и методы мономорфны .Градиент отбора с одним локусом обеспечивает положительный вклад в барьер для локусов, которые являются мономорфными в популяции реципиентов. Но поскольку наша система генерирует мономорфный код , нам не нужно требовать, чтобы все типы имели одинаковый размер. Еще 59 маркеров были обнаружены во всех профилях насекомых ( мономорфных ) и поэтому были отброшены.

例文 に 含 ま れ る 意見 Cambridge Dictionary の 編 集 者 ま た は Cambridge University Press と そ の 使用 許可 を 得 て い る 会 社 ど の 意見 を 表 わ も は あ り。 900

мономорфный は ま だ Кембриджский словарь に あ り ま せ。 あ な た の 提案 を 加 さ い!

{{#сообщение}}

{{message}}

{{/сообщение}} {{^ Сообщение}}

продукта 選 ん で の 記 に 提案 を タ イ プ し だ い 。.

{{/сообщение}} 品 詞

名詞, 動詞 な ど を 選 ん で く だ さ い 形容詞 副詞 感嘆詞 名詞 数詞 接頭 辞 接 尾 辞 動詞

定義

送信 キ ャ ン セ ル

,

мономорфных | Frasi di esempio

monomorphic non è ancora nel Cambridge Dictionary. Ma tu puoi aiutarci!

Это определение применяется ко всем категориям с конечными копроизведениями, так что инъекции копродуктов являются мономорфными .Автору генератора программ может быть сложно выбрать представления даже простых, мономорфных типов . Эту работу можно рассматривать как консолидацию предшествующих знаний о добавлении полиморфизма к мономорфным языкам и внедрении лени в языки с нетерпением. Тогда (1) является обратным в том и только в том случае, если оно удовлетворяет приведенному цепному условию и f, g мономорфны .Другой пациент нуждался в дизопирамиде при мономорфных желудочковых тахикардиях. Система типов, которую мы разработаем в первую очередь, будет мономорфной . Интересно отметить, что у одного и того же животного одновременно растет плеоморфная популяция мономорфных паразитов и мономорфных паразитов.Приведенная ниже формулировка воздерживается от предположения, что инъекции побочного продукта являются мономорфными . В частности, обширные категории обладают тем свойством, что инъекции копроизведения являются мономорфизмами, а копроизведение двух мономорфизмов является мономорфным . Первые 16 локусов оказались полиморфными как минимум в двух популяциях, а остальные девять мономорфных во всех популяциях.Из них 62 (95%) были полиморфными и 3 были мономорфными (5%). Как следствие, добавление мономорфной фиксированной точки не делает вывод типа особенно сложным. Это обеспечивается оценкой на страницах 351 и 352, которая всегда возвращает мономорфных типов.Этот оператор равенства работал с любым нефункциональным мономорфным типом . Это позволяет применять функцию, которая создает ссылки, к более чем одному типу, если каждый такой тип сам является мономорфным . В ограниченном синтаксисе классы верхнего уровня не содержат вложенных классов; все типы являются именами классов верхнего уровня; и методы мономорфны .Градиент отбора с одним локусом обеспечивает положительный вклад в барьер для локусов, которые являются мономорфными в популяции реципиентов. Но поскольку наша система генерирует мономорфный код , нам не нужно требовать, чтобы все типы имели одинаковый размер. Еще 59 маркеров были обнаружены во всех профилях насекомых ( мономорфных ) и поэтому были отброшены.

Качественное мнение, представленное негласным эмпирическим редактором Кембриджского словаря или издательства Кембриджского университета, не являющегося лицензионным.

БЕТА

Объявление без определения

monomorphic — это слово, которое не присутствует в Кембриджском словаре.сообщение}}

Scegli una parte del discorso e digita il tuo предложения nel campo Definizione.

{{/сообщение}} Parte del discorso

Scegli tra sostantivo, verbo ecc. aggettivo avverbio esclamazione sostantivo Numero prefisso suffisso Verbo

Definizione

Invia Cancella

,

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *