Дисграфия и дислексия – : ?

Содержание

Дисграфия и дислексия у детей: причины их развития

Начало школьной жизни у каждого ребенка связано с множеством трудностей и переживаний. При этом у некоторых учеников обучение в младших классах может существенно усложняться наличием особенных проблем с письмом и чтением. И дело здесь не в лени, отсутствии сообразительности или нежелании учиться. Многие дети, несмотря на свое полноценное интеллектуальное развитие, при всем желании не могут овладеть этими навыками. В таком случае специалисты говорят об особенных расстройствах – дисграфии и дислексии.

Дисграфия и дислексия – что это?

Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.

Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребенка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.

Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

Несмотря на значительную работу, проделанную специалистами в изучении данного вопроса, на сегодняшний день достоверные причины развития дисграфии и дислексии остаются до конца не выясненными. Однако определенная информация все же имеется. Согласно утверждениям ученых, расстройства письменной речи и чтения могут возникать в результате:

  • наследственной и генетической предрасположенности;
  • неправильного развития головного мозга на различных этапах роста;
  • нарушения равновесия между мозговыми полушариями;
  • патологий, возникающих во время беременности или травм плода;
  • развития соматических заболеваний;
  • инфекций, влияющих на состояние нервной системы;
  • наличия функциональных нарушения слуха или зрения;
  • недостаточной работы над интеллектуальным развитием малыша;
  • наличия речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
  • малого количества речевых контактов;
  • неправильно сформированных навыков зрительного анализа;
  • слишком раннего обучения навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому малыша;
  • завышенных требований по отношению к ребенку, неправильного темпа и методик обучения.

Кто входит в группу риска развития дисграфии и дислексии?

Возможность развития данных патологий существенно выше у тех детей, которые:

  • не четко произносят звуки, вяло артикулируют;
  • имеют общее недоразвитие речи и не посещали при этом логопедические занятия;
  • пишут левой рукой или же пишут правой после того, как их переучили;
  • растут в семьях, в которых разговаривают на разных языках;
  • слишком рано начинают учиться писать и читать;
  • пошли в школу раньше времени и сразу же приступили к изучению иностранного языка;
  • имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.

Ключевая цель занятий с логопедом – это усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.

При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома. Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.

 

karkusha.su

Как побороть дисграфию и дислексию?. Центр Речи

Вот и начался новый учебный год. К сожалению, многие дети могут столкнуться с трудностями в обучении, виной которым может служить дисграфия или дислексия. Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения. Устранить дисграфию и дислексию помогут высококвалифицированные специалисты из Центра Речи в Зеленограде.


Познавательная страничка

Дисграфия

 — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Дислекси́я — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Виды дислексии:

  • фонематическая — недоразвитие функций фонематической системы;
  • семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
  • аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
  • оптическая — проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
  • мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Коррекция дисграфии и дислексии должна носить комплексный характер.


Мама будет логопедом

Если заниматься с ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов при борьбе с дислексией и дисграфией.
Развитие фонематического слухазначительно снизит риск возникновения дисграфии

и дислексии.


Копилка знаний

Упражнения для профилактики дисграфии.


Консультация дефектолога в Центре Речи. В соответствии с диагностикой дефектолог разработает индивидуальную программу коррекции и поможет сформировать такие психические функции как внимание, память, мышление, научит ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.


Заглянем на занятия в Центр Речи? (Видео-отрывок из занятия по Логоинтенсиву)


centrrechi.com

кто виноват и что делать?

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и граигра и т.п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Что же такое дисграфия и дислексия?

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
  2. пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
  4. перестановки букв и слогов: онко – окно;
  5. недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках;
  6. наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант;
  7. искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
  8. смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
  9. слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов;
  10. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно.
  11. нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-б, д-в;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): За зомом росла мамина. — За домом росла малина; антиципации (предвосхищение, упреждение): Дод небом лолубым. – Под небом голубым.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной информации;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», — их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.

Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц… стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

  • ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного)зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
  • каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  • давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  • откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксирует в его памяти как негативный опыт.
  • не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

urok.1sept.ru

как определить и что делать

Во-первых, помните, что с вашим ребенком все в порядке, просто мозг его работает немного иначе, чем у большинства из нас. При этом он способен научиться читать и писать, только для этого и вам, и ему нужно будет приложить немного больше усилий, а также открыть для себя новые системы обучения. Существует несколько методик обучения дислексиков. Самая популярная из них принадлежит Рональду Дейвису и изложена в книге «Дар дислексии» (её легко найти в открытом доступе). В России и в Петербурге есть центры, которые работают с детьми по системе Дейвиса.

Во-вторых, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка в школе. Его психологический комфорт, вера в себя и хорошее настроение гораздо важнее скорости чтения или успеваемости по русскому языку. Если учитель не лоялен к вашему ребенку с дислексией, то лучше перевести ребенка в другую школу или к другому учителю.

В-третьих, поддерживайте вашего ребенка на всем протяжении занятий, обращайте внимание на его сильные стороны. Не проверяйте скорость чтения и не перегружайте ребенка. Давайте ему для начала несложные задания и короткие диктанты. Чем больше ошибок он сделает, тем более негативным покажется ему опыт письма и чтения. Пусть он лучше почувствует свой успех. Во время занятий важно не злиться и не раздражаться. Спокойствие и уверенность в успехе своего ребенка — его лучшие помощники.

Дарья Михайлова, психолог, педагог дошкольного образования, дислексик:

«В детстве мне поставили дислексию и дисграфию. Сначала я училась в логопедическом саду, а потом пошла в обычную школу. Я, честно говоря, не помню, чтобы очень переживала из-за ошибок в письме, а сейчас вообще почти не чувствую проблем, тем более, что сегодня мы чаще пишем тексты на компьютере. С чтением у меня были действительно большие проблемы. До школы училась с мамой читать и мне даже нравилось, но потом, в первом классе, пришло время проверки чтения. Передо мной сидела завуч с секундомером. Я, очень гордая собой, дочитала абзац, а она сказала: «Да, плоховато, ниже среднего». С тех пор и до 11-го класса я практически ничего не читала, да и сегодня, пожалуй, скорее заставляю себя. Я до сих пор боюсь читать вслух и с удовольствием читаю только детям, с которыми работаю. Думаю, что я не единственная, у кого проверки чтения отбили всякое желание читать. Мой главный совет для родителей детей с дислексией и дисграфией — не заострять на этом повышенного внимания и не заставлять читать насильно. Дети легче учатся тому, к чему у них здоровый интерес. А скорость чтения — это в жизни вообще неважно».

littleone.com

Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение


«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущи затья нули сонсе,

Птитцы хлопщут целы день.

Рутцей мельте рецки»

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.

Что такое дисграфия

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

История дисграфии

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки челочек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Диагностика дисграфии

Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию», откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

4brain.ru

Статья на тему: Дисграфия и дислексия

Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

 Высокова Наталья Николаевна, учитель-логопед

 

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и гра – игра и т.п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Что же такое дисграфия и дислексия?

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
  2. пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
  4. перестановки букв и слогов: онко – окно;
  5. недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках;
  6. наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант;
  7. искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
  8. смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
  9. слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов;
  10. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно.
  11. нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-б, д-в;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): За зомом росла мамина. — За домом росла малина; антиципации(предвосхищение, упреждение): Дод небом лолубым. – Под небом голубым.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:

  1. речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение;
  2. речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной информации;
  3. зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  4. двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», — их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.

Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц… стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

  1. ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного)зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
  2. каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  3. давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  1. на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  2. откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  3. помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  4. подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксирует в его памяти как негативный опыт.
  5. не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

nsportal.ru

Виды дисграфии и дислексии

Дисграфия — это достаточно своеобразное нарушение письма. Оно встречается как у взрослых, так и у детей. Не все родители знают виды дисграфии и чем характеризуется данное заболевание. Именно поэтому, столкнувшись со специфическим нарушением письма, они принимают это за обычные ошибки и ругают ребенка за незнание правил написания тех или иных слов. Рекомендовано заранее ознакомиться с особенностями дисграфии, которые представлены в нашей статье. Это позволит как можно раньше диагностировать нарушение и избавиться от него.

Общая информация о дисграфии и причины возникновения заболевания

Дисграфия — это специфическое нарушение письма. Наиболее часто оно встречается у несовершеннолетних. Виды дисграфии, которые могут встречаться у детей, характеризуются проблемами при овладении навыками письма. Такое заболевание возникает у ребенка при нормальном развитии интеллекта. Многие родители не сразу осознают, что у ребенка присутствует нарушение. Они нередко принимают его за недостаточный уровень знаний.

Нарушение (все виды дисграфии) не возникает самостоятельно. Оно может сопровождаться иными заболеваниями. К ним можно отнести дислексию, общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки. Они обусловлены не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма. Виды дисграфии, которые встречаются у детей, доставляют им множество проблем, из-за которых они с трудом овладевают письменной речью. Ребенка, который имеет данное нарушение, непросто научить читать.

Точную причину возникновения заболевания определить достаточно трудно. На формирование данного нарушения влияет множество факторов. К одному из них можно отнести неравномерное развитие полушарий головного мозга. Существует мнение, что виды дисграфии и дислексии возникают в связи с генетической предрасположенностью. Такое нарушение также нередко возникает у детей, которые живут в двуязычных семьях.

Известны следующие комплексные причины возникновения заболевания:

  1. Низкий уровень интеллекта. Известно, что для того, чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хотя бы средний уровень развития. В ином случае могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
  2. Трудности с установлением последовательности. В таком случае ребенок не может понять правильное расположение букв в слове. Он либо пишет медленно и правильно, либо спешит, но допускает при этом множество ошибок.
  3. Невозможность обработать зрительную информацию. В таком случае ребенку трудно читать. Он не может быстро проанализировать то, что видит.

Нередко виды дисграфии (нейропсихология об этом говорит) возникают у детей, которых родители начинают обучать грамоте, не обращая внимания на их психологическую неготовность. Нарушение может формироваться после травмы головного мозга. Заболевание может также быть врожденным. Нередко к причинам можно отнести нечеткость и неправильность речи окружающих.

Разные виды ошибок дисграфии могут наблюдаться и у взрослых. Нарушение может возникнуть после перенесения черепно-мозговых травм, инсультов и некоторых хирургических операций.

Дислексия. Общая информация

В большинстве случаев помимо дисграфии у ребенка возникает дислексия. Данное заболевание характеризуется избирательным нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению. Оно имеет нейрологическое происхождение.

Специалисты рекомендуют родителям проверить ребенка на наличие дислексии до поступления в школу. К признакам данного заболевания можно отнести замедленное чтение с перестановкой букв. Обязательное посещение логопеда рекомендуется всем детям до 6 лет.

Дислексия, так же, как и дисграфия возникает из-за неравномерного развития полушарий головного мозга. По отдельности данные нарушения не формируются. Существуют следующие виды дислексии:

  • фонематическая;
  • семантическая;
  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • мнестическая.

Человека, который имеет дислексию, распознать нетрудно. Как правило, у него могут наблюдаться угадывающие чтение, трудности пересказа, множество ошибок при списывании, обостренный эстетический вкус и раздражительность. Люди, имеющие дислексию, достаточно необычно держат письменные принадлежности. Если у ребенка наблюдается хотя бы один симптом, рекомендовано обратиться как можно раньше к специалисту.

Группа детей, склонных к дисграфии

Перечисленные в нашей статье виды дисграфии с примерами позволят родителям как можно раньше обнаружить нарушение у своего ребенка. Немаловажно знать, какие дети наиболее подвержены риску возникновения заболевания.

Известно, что дисграфия нередко возникает у тех детей, которые пишут левой рукой. Однако не стоит переучивать левшу. Дети, у которых левая рука ведущая, но пишут они правой из-за желания родителей, тоже нередко сталкиваются с дисграфией. Они входят в группу риска.

С проблемами могут также столкнуться дети из двуязычных семей. Как правило, им тяжело адаптироваться и досконально изучить хотя бы один из языков. Вероятность возникновения заболевания увеличивается, если у ребенка присутствуют иные проблемы с речью.

Велика вероятность того, что у ребенка с нарушениями фонетического восприятия возникнет дисграфия. Именно поэтому такие дети находятся в группе риска. Как правило, они путают буквы. Например, пишут «ком» вместо «дом». Они могут также неправильно произносить слова и записывать их с ошибками.

Симптомы дисграфии

Виды дисграфии у младших школьников с примерами известны не всем родителям. Об этом заболевании редко говорят детские врачи. Именно поэтому неопытные родители чаще всего не знают о существовании такого нарушения. Не секрет, что ранняя диагностика любого заболевания позволяет справиться с ним как можно раньше.

Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Они не связаны с незнанием правил орфографии. Ошибки характеризуются смещением или заменой букв. Наблюдается нарушение буквенно-слоговой структуры слова.

Одним из симптомов является неразборчивый почерк. В таком случае буквы имеют разную высоту и наклон. Они могут также находиться над или под строкой.

Некоторые виды дисграфии и характер ошибок можно распознать по нарушению разговорной речи. В ней присутствуют те же ошибки, что и на письме. Наблюдается частая замена букв на схожие по фонетическому признаку. Со временем в разговорной речи может наблюдаться деление слов на слоги, а предложений на слова.

К симптомам дисграфии также относится присутствие в словах новых букв или отсутствие окончаний. Данные признаки наиболее распространены среди школьников. Может также присутствовать неправильное склонение по падежам, родам и числам. Такие признаки возникают при несформированности речи.

К симптомам дисграфии также относится добавление в слова лишних элементов. Человек с данным нарушением имеет неврологические расстройства, низкую работоспособность и снижение внимательности. Такие дети достаточно плохо запоминают полученную информацию. Может также наблюдаться зеркальное написание букв.

Диагностика различных видов дисграфии. Признаки заболевания, по которым можно самостоятельно его диагностировать

Определение вида дисграфии — это достаточно трудный процесс. Как правило, распознать заболевание может только специалист. Чем раньше оно будет диагностировано, тем легче будет от него избавиться.

Предрасположенность к дисграфии устанавливают у дошкольников 3-5 лет. Чаще всего это происходит на медицинском осмотре, который необходим для поступления в общеобразовательное учреждение. Диагностировать уже имеющееся, скрытое или явное заболевание можно в абсолютно любом возрасте.

Диагностика дисграфии необходима для подбора лечения и коррекции. К специалисту необходимо обращаться в том случае, если ребенок знает все правила орфографии, но тем не менее делает ошибки. Диагностику потребуется также провести, если школьник при написании пропускает буквы или заменяет их на другие.

Для диагностики также специалисты используют речевые карты. Благодаря им можно провести всестороннее обследование и определить присутствующие у пациента виды дисграфии по Лалаевой. В речевой карте потребуется указать все данные о ребенке и его развитии.

Существуют признаки дисграфии, по которым родители могут диагностировать нарушение у ребенка самостоятельно. Важно знать их. Благодаря этому можно начать коррекцию заболевания как можно раньше.

Как мы говорили ранее, при дисграфии у ребенка наблюдается большое количество ошибок. Такие дети не различают следующие буквы:

  • «Ь» и «Р»;
  • «З» и «Э».

У них наблюдается неразборчивый почерк. Под диктовку такие дети пишут достаточно медленно. Часто родители не догадываются о том, что у ребенка присутствует нарушение. Они ругают его за невнимательность и безграмотность. Они считают, что проблемы связаны с нежеланием учиться. Преподаватели ставят таким ученикам плохие оценки, а сверстники насмехаются. Именно поэтому родители обязаны заранее ознакомиться с симптомами данного нарушения, чтобы знать, как поступать в случае его наличия.

Ребенку тяжело справиться с заболеванием. Он становится тревожным. Такие дети начинают замыкаться в себе и прогуливают уроки. Чтение и письмо не приносят им удовольствия.

Разновидности дисграфии

Различают несколько видов дисграфии. Существует пять основных типов:

  • акустический;
  • аграмматический;
  • артикуляторно-акустический;
  • оптический;
  • моторный.

Однако есть и другие разновидности данного нарушения. Чаще всего специалисты определяют виды дисграфии у младших школьников по Лалаевой.

Р.И. Лалаева выделяет пять типов данного нарушения. Они были систематизированы и изучены кафедрой логопедии РГПУ Герцена, на которой работала Раиса Ивановна. Доктор педагогических наук выделяет следующие разновидности дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая;
  • нарушение фонемного распознавания;
  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • нарушение языкового анализа.

Данный перечень используется специалистами наиболее часто.

Многие ученые самостоятельно изучали и разрабатывали виды дисграфии. Однако они не пользуются успехом.

Описание видов дисграфии

Виды дисграфии по Лалаевой используются специалистами наиболее часто. В нашей статье описаны все типы, разработанные кафедрой логопедии РГПУ.

Нередко у детей встречается именно артикуляторно-акустическая дисграфия. В таком случае ребенок пишет так, как произносит. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме. Чаще всего ребенок пропускает буквы или заменяет их на другие. Нередко ошибки на письме остаются после коррекции разговорной речи.

При артикуляторно-акустической дисграфии не всегда присутствуют ошибки на письме. В некоторых случаях отсутствие букв и их замена наблюдаются только в разговорной речи.

Дети нередко заменяют в письменной речи глухие звуки «П», «Т», «Ш» на «Б», «Д», «Ж». Часто заменяются и шипящие на свистящие. В таком случае вместо «Ж», «Ш» ребенок пишет «З», «С».

Виды дисграфии с примерами, которые описаны в нашей статье, позволяют родителям и логопедам подбирать наиболее подходящую коррекцию нарушения. Причина возникновения заболевания на почве нарушений языкового анализа и синтеза — затруднение при делении предложений на слова. У детей с такой дисграфией возникают также проблемы с разделением слов на слоги и звуки. В таком случае ребенок пропускает гласные, согласные звуки, а также наблюдается слитное написание слов.

Нередко встречается и акустическая дисграфия (нарушение фонемного распознавания). Данный вид нарушения характеризуется заменой букв на схожие по фонетическим признакам («лес» — «лис»). Стоит отметить, что произношение остается правильным. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: ч-т, ч-щ и другие.

Акустический вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме («писмо», «лубит»). В тяжелых случаях могут смешиваться далекие артикуляторно и акустически звуки. Виды акустической дисграфии встречаются наиболее часто у детей дошкольного возраста.

Еще один тип дисграфии — аграмматический. Он связан с недоразвитием грамматического строя речи. Данный тип проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В таком случае в письменной речи детей наблюдаются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Их последовательность не всегда совпадает с последовательностью описываемых событий. Могут также наблюдаться замены суффиксов и префиксов («захлестнула» — «нахлестнула»).

Также существует оптическая дисграфия. В таком случае ребенок не может написать отдельные буквы. Это связано с непониманием их строения. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может понять процесс их соединения и написания.

Существует также дисграфия смешанного вида. Что это такое вы, можете выяснить в нашей статье. Дисграфия смешанного типа диагностируется в том случае, если у пациента присутствует сразу несколько видов заболевания. Избавиться от такого нарушения достаточно трудно. Без помощи специалиста не обойтись.

Лечение дисграфии у специалиста

В некоторых случаях бессмысленно ругать ребенка за ошибки в орфографии и разговорной речи. Родителям рекомендовано заранее изучить, что такое дисграфия. Вполне возможно, что ошибки связаны не с нежеланием учиться, а с нарушением. Для того чтобы избавиться от него, потребуется прибегнуть к помощи опытного специалиста-логопеда.

Процесс корректировки дисграфии длится достаточно долго. Однако без него, к сожалению, не обойтись. Дисграфия всегда связана с неполноценным развитием одной из структур головного мозга. Нередко детям назначается медикаментозное лечение. К сожалению, одни таблетки ситуацию не исправят. Главная часть коррекции проходит на занятиях у логопеда.

Достаточно важно обеспечить ребенка поддержкой. В процессе коррекции также должны участвовать родители. Стоит отметить, что чаще всего нарушение обнаруживается в возрасте 8-10 лет. Именно в этот период ребенок может полноценно анализировать услышанное и записывать его. Различные виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) вы можете найти в нашей статье. Их потребуется регулярно выполнять с ребенком дома.

Дети с дисграфией часто переживают из-за своей проблемы. Они опасаются сделать ошибки. Именно поэтому они прогуливают занятия и уклоняются от выполнения домашнего задания. Родители должны относиться к такому ребенку с пониманием и ни в коем случае не ругать его.

Для того чтобы начать корректировать ребенка, логопеду необходимо диагностировать заболевание и определить его вид. Для этого, как мы говорили ранее, специалистом используется речевая карта. Он должен восполнить пробелы в навыках ребенка.

После прохождения курса корректировки пациенту необходимо пройти реабилитационное лечение. Врачом назначается физиотерапия, массаж, а также гидротерапия.

Почти всегда у детей с дисграфией наблюдается хорошая визуальная память. Поэтому упражнение с исправлением ошибок является неэффективным. Навыки ребенка не будут улучшаться. Он всего лишь будет исправлять ошибки в тексте автоматически.

Лечение дисграфии должно проходить в комфортных для ребенка условиях. На занятиях он должен получать только позитивные эмоции. Ни в коем случае нельзя повышать на него голос и заставлять переписывать текст по несколько раз. Такой процесс может вызывать неприязнь и нежелание записывать что-либо.

Логопед и родители ни в коем случае не должны показывать чрезмерную озабоченность заболеванием. Необходимо не забывать хвалить ребенка за каждый даже незначительный успех.

Упражнения для корректировки дисграфии и дислексии

Виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) и их выполнение — это важный этап в процессе избавления от нарушения. Рекомендовано прорабатывать их с ребенком ежедневно. Благодаря этому можно избавиться от дисграфии и дислексии за максимально короткий срок.

Существует множество методов и упражнений, которые позволяют избавиться от нарушений в письменной и разговорной речи. Нередко специалисты рекомендуют ребенку подчеркивать проблемные буквы.

Для устранения дисграфии рекомендовано проводить работу со специальными изображениями. Ребенку предоставляют картинку, на которой присутствует предмет и структура слова. Сначала школьнику необходимо назвать предмет, а затем по очереди перечислить все звуки.

Детям с дисграфией и дислексией также предлагается выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы вставить пропущенные буквы в словах. Затем ребенку потребуется прочесть слово вслух. Специалисты также рекомендуют как можно чаще писать диктанты. Благодаря этому можно существенно улучшить навыки письменной речи.

Многим преподавателям не известны виды дисграфии, и коррекция их на занятиях в общеобразовательных учреждениях, как правило, не проводится. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к специалисту для диагностики.

Для устранения дисграфии детям рекомендуют тренировать моторику рук при помощи лабиринтов — ребенку необходимо безотрывно провести линию. Эффективными считаются контурные упражнения. В таком случае ребенку необходимо вычеркнуть из объемного текста заданную букву.

Подводим итоги

Дисграфия — это заболевание, которое характеризуется специфическими нарушениями в письменной речи. Оно почти всегда сопровождается дислексией. Выявить данные заболевания достаточно трудно. Нередко родители принимают ошибки ребенка за нежелание учиться. Благодаря нашей статье вы выяснили, сколько видов дисграфии выделяется в современной логопедии и чем они характеризуются. Это позволит любому желающему отличить нарушение письменной и разговорной речи от безграмотности.

fb.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *