Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»
ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ
© ДОРОФЕЕВ С.Б., БАБЕНКО А.И., 2015 УДК 614.2:616-084
ДОРОФЕЕВ С.Б.1, БАБЕНКО А.И.2
Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения
Федеральное собрание РФ, Государственная Дума, Комитет по охране здоровья, 103265, г Москва; 2ФГБНУ «НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний», 654041, г Новокузнецк
По материалам обзора отечественной и зарубежной литературы проведен анализ факторов риска, связанных с образом жизни населения, определяющих распространенность хронических неинфекционных заболеваний, на которые приходится более 80% всей смертности населения. Решение проблем в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) предполагается через разработку и реализацию национальных стратегий и программ, объединяющих деятельность различных ведомств. Эти проекты должны быть направлены на отдельные элементы образа жизни населения, его кон-тингентов, коллективов, семьи, индивида. Представлен анализ опыта решения проблем ЗОЖ в ряде стран мира через отдельные программы, а также характеристика ряда проектов, реализуемых в регионах России. Указывается, что, несмотря на обилие стратегий, до настоящего времени серьезной проблемой является отсутствие единого управления, неотработанность механизмов интеграционного взаимодействия. Констатируется, что социальную политику государства следует направить на реализацию соответствующих законодательных мер мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании ЗОЖ, в реализации которых были бы заинтересованы все субъекты системы: государство, работодатели, здравоохранение, общественные институты, врачи, население.
Ключевые слова: факторы риска, связанные с образом жизни; стратегия; программы.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (6): 44—47.
Dorofeyev S.B.1, Babenko A.I.2
THE NATIONAL STRATEGIES OF FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE OF POPULATION
‘The Federal Assembly of the Russian Federation, State Duma, health care Committee, 103265, Moscow, Russia; 2The research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases, 654041, Novokuznetsk, Russia
The materials of national and foreign research publications were involved o analysis of risk factors related to life-style of population determining prevalence of chronic non-infectious diseases which consist more than 80% of all mortality of population. The solution of problems of formation of healthy life-style is expected by development ad implementation of national strategies and programs uniting activities of various sectors. These projects have to be targeted to to particular elements of life-style of population, its contingents, collectives, family, individual. The analysis of experience of solution of problems of healthy life-style in several countries by implementation of particular programs is presented. The characteristics of certain projects implementing in regions of Russia are given too. It is indicated that despite of abundance of strategies until now the most serious problem is absence of integrated management and unproven of mechanisms of integration interaction. It is ascertained that public social policy is to be targeted to implementation of corresponding legal measures of motivational and stimulative nature in formation and support of healthy life-style. The implementation of these measures are interested all subjects of system: state, employers, health care, public institutions, physicians, population.
Key words: risk factor; life-style; strategy; programs.
Received 16.06.15
For correspondence: Anatoly Babenko, MD, PhD; e-mail: [email protected] Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (6): 44—47. (In Russ.)
В последние годы в РФ все большую значимость для потери здоровья населения приобретают хронические неинфекционные заболевания — болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, сахарный диабет, новообразования, которые имеют повсеместное распространение, и на них приходится более 80% всей смертности населения.
Существующая распространенность заболеваний среди населения во многом связана с образом жизни различных поколений людей.
Характерно, что, по данным ВОЗ, эта группа заболеваний может быть предупреждена практически на всех этапах жизни человека через изменение поведенческих факторов образа жизни. Неслучайно, что среди всех факторов, формирующих здоровье населения, по данным ВОЗ, до 50% приходится на элементы здорового образа жизни (ЗОЖ) и только 10% — на систему здравоохранения.
Как указывает С. А. Бойцов и соавт. [1], снижение развития таких метаболических процессов, как избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериаль-
Для корреспонденции: Бабенко Анатолий Иванович, д-р мед. наук, проф., зам. директора по научной работе; e-mail: [email protected]
ное давление, повышенный уровень глюкозы и липидов в крови, во многом способствует предупреждению раннего формирования хронических неинфекционных заболеваний.
По данным Т.Н. Марковой и соавт. [4], низкая физическая активность наблюдается у 83,8% мужчин и 90,3% женщин; нарушение пищевого поведения — соответственно у 47 и 78,6%; чрезмерное курение — у 48,5 и 3,4%; злоупотребление алкоголем — у 18,2 и 2,3%, что предопределяет широкое распространение среди населения хронических неинфекционных заболеваний.
При этом, как показали результаты комплексного исследования, проведенного в 2011 г. Ассоциацией между -народных фармацевтических производителей, в РФ более 90% населения подвержены одному фактору риска неинфекционных заболеваний или более, 82% имеют до трех факторов, более 9% — все факторы риска, связанные с образом жизни [5].
Распространенность факторов риска среди лиц, обратившихся в центры здоровья, составляет до 88%. Ведущими факторами являются гиподинамия, выявленная у 32% обследованных, нерациональное питание и избыточная масса тела (28%), артериальная гипертен-зия (26%), табакокурение (26%), стрессовые ситуации (25%) [6].
Эти факторы уже имеют достаточно широкое распространение в детском и подростковом возрасте, определяя предрасположенность к раннему возникновению патологии, что свидетельствует о несоответствии адаптационно-компенсаторных возможностей организма биологическим затратам на приспособление к условиям жизни и деятельности [7].
Таким образом, повсеместное распространение среди населения неблагоприятных факторов образа жизни создает серьезную проблему подготовки новых поколений к реализации репродуктивной функции, профессиональной деятельности и обороноспособности, что требует соответствующего решения проблем формирования ЗОЖ. Разработка и реализация стратегий, проектов, программ подобного рода должны не только быть направлены на отдельные элементы (факторы) образа жизни населения, но и учитывать особенности отдельных контингентов и коллективов людей, структуры, характера формирования семей с целью усиления уже существующих мероприятий и внедрения инновационных мер.
Задачей исследования был анализ национальных стратегий формирования ЗОЖ. По материалам обзора отечественной и зарубежной литературы (436 источников) установлено, что национальные стратегии и программы носят комплексный характер, объединяют деятельность различных ведомств и требуют согласования
мнений большого числа заинтересованных участников реализации проекта. По этой причине, как указывают А.М. Калинин и Н.А. Хоркина [8], на уровне государства, как правило, реализуются пакеты из отдельных узконаправленных целевых программ (поддержание сбалансированного питания, борьба с курением), а на региональном и местном уровнях более предпочтительно комплексное решение.
Попытками комплексного решения проблем, связанных со здоровьем населения, в том числе по вопросам ЗОЖ, могут служить программы «Здоровый город», реализуемые на отдельных территориях России (в частности, в Новосибирске, Ставрополе, Ижевске, Королеве и Долгопрудном Московской области и др.), где главной целью было привлечение общественности, широких слоев населения к организации здоровой жизни в городе. Их развитием послужили целевые программы «Здоровье на рабочем месте», «Здоровые школы», где участниками проектов стали более 600 городов и 30 национальных сетей [9].
Интересен опыт зарубежных стран, где наиболее эффективно реализуется целый комплекс проектов по формированию ЗОЖ. По материалам анализа зарубежной литературы, проведенного А. М. Калининым и Н. А. Хоркиной [8], показано, что в Великобритании с 2010 г. запущен пилотный проект по стимулированию ЗОЖ, где делается упор на проведение профилактических осмотров населения, рекомендации по изменению образа жизни. Имеется филиппинская программа «Национальная кампания здорового образа жизни», где с 2003 г. реализуются меры по привитию населению страны осознанного отношения к своему здоровью, стимулированию ЗОЖ. Эта программа включает ряд блоков: контроль за потреблением табака и алкоголя; поддержка физической активности; здоровая диета и контроль массы тела; управление стрессами. В Аргентине осуществляется проект «Национальный план здорового образа жизни» в соответствии со стратегией ВОЗ «Диета, физическая активность и здоровье». Задачами этого документа является снижение распространенности неинфекционных хронических заболеваний, избавление от избыточной массы тела, отказ от вредных привычек, поддержание физической активности и рационального питания. В Сингапуре под руководством Совета по продвижению здоровья реализуется более 40 программ с ежегодным выбором одного из приоритетных направлений. Так, в 2012 г. ведущим направлением реализации ЗОЖ была профилактика детского ожирения, включающая семинары, выставки, тренинги, просветительские программы, создание специальных интернет-сайтов и т. д. Особенностью подобных проектов в Австралии является реализация принципа «начни с себя» для лиц, ответственных за разработку тех или иных оздоровительных программ, в частности «Здоровый образ жизни для государственной службы», «Здоровый выбор места для быстрого питания» и др. Возможна успешная реализация программ в пределах отдельных учебных заведений, организаций, предприятий, т. е. на уровне коллективов. Особенностью реализации университетских программ в США является то, что, помимо проведения курсов по изменению привычек и стиля жизни относительно влияния факторов риска на здоровье, у учащейся молодежи осуществляется подготовка тренеров для последующего продвижения ЗОЖ уже по месту работы подготовленных специалистов.
В ряде программ делается упор на содействие активному образу жизни, физической активности и пешеход-
ному движению. Так, в Великобритании реализуется проект «Ходьба для здоровья», в Ирландии — специальные мероприятия для женщин, в Польше — улучшение состояния здоровья через активный образ жизни и правильное питание, во Франции — для семей с детьми «Мама, папа, давайте двигаться вместе», в Дании и Норвегии — городской велоспорт, в Италии — активная жизнь до глубокой старости. При этом показана высокая эффективность этих проектов, что существенно отразилось на сокращении расходов национальных систем здравоохранения на оказание медицинской помощи [10].
В городах Израиля с 2011 г. реализуется «Национальная программа по содействию активному и здоровому образу жизни», где запланировано стимулирование местных органов власти к поддержке физической активности населения (оборудование велодорожек, установка уличных спортивных тренажеров и т. д.), популяризация здоровых пищевых продуктов, в том числе с помощью механизма ценового регулирования, обеспечение доступности для занятий фитнесом, ограничение рекламы вредных пищевых продуктов, организация обучающих семинаров для желающих снизить массу тела [11].
В США с 2011 г. реализуется национальная стратегия «Здоровые люди 2020», развивающая ЗОЖ. В ее рамках более 60 организаций получили финансовую поддержку на борьбу с курением, пропаганду здорового питания, повышение результативности профилактических мероприятий с охватом свыше 120 млн жителей [12].
Для поддержания программ подобного рода в Австралии Министерством здравоохранения создана система федеральных грантов «Инициативы здорового сообщества», «Готов к работе, готов к жизни», «Здоровое питание, активность и стиль жизни», «Баланс работы и жизни» с целью финансовой поддержки организаций и предприятий, реализующих меры ЗОЖ, которые в дальнейшем можно активно использовать на местном уровне в других регионах страны [13].
Несмотря на обилие стратегий, проектов и программ, их теоретический и практический опыт, до настоящего времени остается серьезной проблемой отсутствие единого управления, неотработанность механизмов интеграционного взаимодействия, каждый участник выполняет только свою узкую задачу. В соответствии с этим в проекте новой европейской политики здравоохранения «Здоровье-2020» предусмотрено создание интеграционного взаимодействия государственных, частных институтов и общественных организаций стран в интересах национального здоровья [14]. Эта модель профилактики по предупреждению развития хронических заболеваний и формированию ЗОЖ включает деятельность законодательных и исполнительных органов государства, бизнес-структур, некоммерческих организаций.
При анализе существующего подхода к формированию проектов и программ можно констатировать, что оптимальным является подход, при котором деятельность государства ограничивается общим характером мер (законодательные меры, запреты, льготы, стимулирование), а также предоставлением финансирования узкоспециализированных программ регионального и местного уровней, общественных организаций и отдельных компаний. При этом важно отметить, что разработка и реализация проектов по формированию ЗОЖ, сознательного отношения граждан к своему здоровью должны стать неотъемлемой частью социальной политики государства.
Как считают Т. А. Сибурина и соавт. [15], необходима разработка кластерной модели профилактической меди-
цины, направленной на формирование ЗОЖ населения на региональном, муниципальном (город, селение), по-пуляционном, групповом и индивидуальном уровнях, имеющей сетевую структуру во главе с региональным межведомственным координационным советом. Роль пускового механизма отводится региональному центру медицинской профилактики.
Примером построения подобных кластеров являются разработанные кластеры в Красноярском крае: «Среда жизнедеятельности», «Здоровый образ жизни». В Пермском крае реализуется проект » Долина здоровья», предусматривающий использование местного целебного потенциала, производство обогащенных продуктов питания, создание торговой сети «Здоровье» на базе магазинов, кафе, аптек, клубов, салонов, профилакториев, туристических фирм и т. п., развитие консультативной сети на базе поликлиник, школ [16].
В России был разработан национальный проект «Здоровье», где особое внимание уделяется профилактической составляющей, и в федеральном бюджете на 2009—2011 гг. было впервые предусмотрено выделение целевых средств на формирование ЗОЖ. В настоящее время продолжается реализация государственной коммуникационной программы по формированию приоритетов ЗОЖ «Здоровая Россия». В задачи программы входит формирование ценности здоровья и ответственного отношения к нему, донесение до каждого гражданина необходимости соблюдения принципов здорового питания, режима двигательной активности, своевременного профилактического обследования, отказа от употребления алкоголя и табака [15].
В рамках этих программ в 2010 г. приняты такие документы, как «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 г.». Их успешная реализация, по мнению О.В. Сазоновой и соавт. [17], возможна при объединении усилий управленческого аппарата, бизнеса, медиков, представителей агропромышленного ком -плекса, СМИ, общественных организаций.
Заключение
Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что реализация ряда стратегических позиций по формированию ЗОЖ должна сопровождаться внедрением соответствующих комплексных информационных и образовательных программ для различных категорий граждан, разработкой механизмов мотивирования и стимулирования граждан к ведению ЗОЖ.
Это должно найти решение при разработке стратегии охраны здоровья населения, формирования и поддержки ЗОЖ через реализацию соответствующих проектов и программ как на общегосударственном, так и на региональных уровнях с привлечением работодателей и всех сфер, связанных с жизнедеятельностью населения. Возникает потребность в реализации соответствующих законодательных мер мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании ЗОЖ, в которых были бы заинтересованы все субъекты системы: государство, работодатели, здравоохранение, общественные институты, врачи, население. Это выдвигает необходимость разработки научно обоснованных решений, организационно-функциональных и информационно-аналитических моделей с определением приоритетов по формированию ЗОЖ для различных контингентов населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойцов С .А., Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. и др. Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка. Профилактическая медицина. 2012; прил. 1: 3—18.
2. Оганов Р.Г., Комаров Ю.М., Масленникова Г.Я. Демографические проблемы как зеркало здоровья нации. Профилактическая медицина. 2009; 2: 3—8.
3. Шальнова С.А., Деев А. Д., Оганов Р.Г. Факторы, влияющие на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в российской популяции. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2005; 1: 4—9.
4. Маркова Т.Н., Герасимова Л.И., Кичигин В.А., Кочемиро-ва Т.Н. Гендерные особенности роли поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний в развитии ожирения. Общественное здоровье и здравоохранение. 2013; 1:16—20.
5. Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, понимание факторов риска, заболеваемости и смертности: Обобщенный анализ вторичных данных и результатов личных интервью с населением Российской Федерации. Отчет о результатах исследования Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) в партнерстве с Минздравсоцразвития России. М.; 2011.
6. Бакутов С.В., Волкова Н.Ю., Менлажиева Ю.С. Роль центров здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014; 4 (5): 504.
7. Гребняк Н.П., Вытрищак С.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса. Гигиена и санитария. 2004; 2: 50—3.
8. Калинин А.М., Хоркина Н.А. Национальные программы по стимулированию здорового образа жизни. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012; 8: 53—9.
9. Абросимова Ю., Иванов С., Дементьева Л. и др. Здоровые города. Городское управление. 2000; 2: 49—60.
10. Edwards P., Tsouros A. A healthy city is an active city: a physical activity-planning guide. Available at http://www.mangerbouger.fr/ pro/IMG/pdf/ Ahealthycityisanactivecity.pdf. WHO, 2008. 90 p.
11. Национальная программа содействия активному и здоровому образу жизни. Available at: http://www.7kanal.com/news. php3?id = 285578 (доступ 18 ноября 2011)
12. New Affordable Care Act initiative helps create healthier communities, fight chronic disease. U.S. Department of Health and Human Services: News Release. 27.09.2011. Available at: http://www.hhs.gov/news/press/2011pres/09/20110927a.html (access on 27.09.2011)
13. Healthy Eating, Activity and Lifestyle Program. Available at http://www.health.gov.au/internet/publications/publishing.nsf/ Content/healthy-comm-lgag-att_c-toc~healthy-comm-lgag-att_c-heal (access on 12.04.2012)
14. Стратегическое руководство в интересах здоровья — путь к решению комплексных проблем здравоохранения в XXI веке. Available at: http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/ information-for-the-media/sections/latest-press-releases (доступ 18.11.2011)
15. Сибурина Т. А., Барскова Г.Н., Лохтина Л.К. Кластерный механизм межсекторального сотрудничества в интересах здоровья населения. Социальные аспекты здоровья населения. 2012; 25 (3): 1.
16. Кластерные перспективы. Социальное партнерство. Практика региона. Available at http://www.soc-partner.ru/index2. php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0 &Itemid=1 (доступ 30 мая 2011)
17. Сазонова О.В., Якунова Е.М., Галицкая А.В. О реализации государственной политики в области здорового питания населения Самарской области. Управление качеством медицинской помощи. 2013; 1: 5—10.
REFERENCES
1. Boytsov S.A., Oganov R.G., Maslennikova G.Ya., et al. Comprehensive program for the prevention of noninfectious diseases: planning, implementation, evaluation. Profilakticheskaya medit-sina. 2012; pril. 1: 3—18. (in Russian)
2. Oganov R.G., Komarov Yu.M., Maslennikov G.Ya. Demographic problems as a mirror of the nation’s health. Profilakticheskaya meditsina. 2009; 2: 3—8. (in Russian)
3. Shal’nova S.A., Deev A.D., Oganov R.G. Factors influencing mortality from cardiovascular disease in the Russian population. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2005; 1: 4—9. (in Russian)
4. Markova T.N., Gerasimov L.I., Kichigin V.A., Kochemirova T.N. Gender features of the role of behavioral risk factors for noncom-municable diseases in the development of obesity. Obshchestven-noe zdorov’e i zdravookhranenie. 2013; 1: 16—20. (in Russian)
5. Perception Population of Auestions of Personal Health: Attitude Towards Health, Understanding of Risk Factors, Incidences and Mortality: The Generalized Analysis Secondary Yielded and Results of Personal Interviews to the Population of the Russian Federation: The Report on Results of Research of Association of International Pharmaceutical Manufacturers (AIPM) in Partnership with the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation. [Vospriyatie naseleniem voprosov lichnogozdorov’ya: otnosheniye k zdorov’yu, ponimanie faktorov riska, zabolevae-mosti i smertnosti: Obobshchennyy analiz vtorichnykh dannykh i rezul’tatov lichnykh interv’yu s naseleniem Rossiyskoy Federatsii: Otchet o rezultatakh issledovaniya Assotsiatsii mezhdunarodnykh farmatsevticheskikh proizvoditeley (AIPM) v partnerstve s Minz-dravsotsrazvitiya Rossii]. Moscow; 2011. (in Russian)
6. Bakutov S.V., Volkova N.Yu., Menlazhiyeva Yu.S. The role of health centers in the prevention of non-communicable diseases. Byulleten’ meditsinskikh internet-konferentsiy. 2014; 4 (5): 504. (in Russian)
7. Grebnyak N. P., Vytrishchak S. V. The health status of the child population of a megacity. Gigiena i sanitariya. 2004; 2: 50—3. (in Russian)
8. Kalinin A.M., Khorkina N.A. National programs to promote healthy lifestyle. Natsional’nye interesy: prioritety i bezopas-nost’. 2012; 8: 53—9. (in Russian)
9. Abrosimova Yu., Ivanov S., Dement’eva L. et al. Healthy cities. Gorodskoe upravlenie. 2000; 2: 49—60. (in Russian)
10. Edwards P., Tsouros A. A healthy city is an active city: a physical activity-planning guide. Available at: http://www.mangerbouger. fr/pro/IMG/pdf/ Ahealthycityisanactivecity.pdf. WHO, 2008. 90 p.
11. The National Program to Promote Active and Healthy Lifestyles. Available at http://www7kanal.com/news.php3?id=285578. (access on 18.11.2011) (in Russian)
12. New Affordable Care Act initiative helps create healthier communities, fight chronic disease. U.S. Department of Health and Human Services: News Release. 27.09.2011. Available at: http:// www.hhs.gov/news/press/2011pres/09/20110927a.html (access on 27.09.2011)
13. Healthy Eating, Activity and Lifestyle Program. Available at: http://www.health.gov.au/internet/publications/publishing.nsf/ Content/healthy-comm-lgag-att_c-toc~healthy-comm-lgag-att_c-heal (access on 12.04.2012)
14. The Strategic Management in Interests of Health — a Way to the Solution of Complex Problems of Health Care in the XXI Century. [Strategicheskoye rukovodstvo v interesakh zdorov’ya — put’ k resheniyu kompleksnykh problem zdravookhraneniya v XXI veke]. Available from: http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/information-for-the-media/sections/latest-press-releases (access on 18.11.2011) (in Russian)
15. Siburina T.A., Barskova G.N., Lokhtina L.K. Cluster mechanism of inter-sectoral cooperation in the interest of public health. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya. 2012; 25 (3): 1. (in Russian)
16. Clustered Prospects. Social Partnership. The Practice in the Region. Available at: http://www.soc-partner.ru/index2. php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0 &Itemid=1 (access on 30.05.2011) (in Russian)
17. Sazonova O.V., Yakunova E.M., Galitskaya A.V. On the implementation of the state policy in the field of healthy nutrition of the Samara region. Upravlenie kachestvom meditsinskoypomoshchi. 2013; 1: 5—10. (in Russian)
Поступила 16.06.15
cyberleninka.ru
ФАС согласовала «Стратегию формирования здорового образа жизни»
- Газета
- Приложения
- Огонёк
- Weekend
- Регионы
- Автопилот
- Наука
- UK
- Санкт-Петербург
- Воронеж
- Екатеринбург
- Ижевск
- Казань
- Краснодар
- Красноярск
- Нижний Новгород
- Новосибирск
- Пермь
- Ростов-на-Дону
- Самара
- Саратов
- Уфа
- Челябинск
- ВОЙТИ
www.kommersant.ru
Стратегия ЗОЖ: Пищевые продукты
25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». Milknews изучил сформулированные по итогам рекомендации и разобрал, что предусматривает стратегия ЗОЖ в области пищевых продуктов.
Стратегия ЗОЖ
Проектом, направленным на формирование здорового образа жизни в России является «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», в него заложены меры по формированию приверженности населения к здоровому питанию, борьбе с формированием вредных привычек, а также мотивации граждан к занятиям спортом. Стратегия должна на 25% сократить смертность россиян от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, диабета и заболевания органов дыхания.
25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». В слушаниях приняли участие представители Минсельхоза, ФАС, Роспотребнадзора, Торгово-промышленной палаты, РСПП, «Деловой России» и других организаций экспертного сообщества. Минздрав приглашение на мероприятие проигнорировал.
В ходе съезда участники единогласно дали отрицательную оценку проекту в текущем виде, т.к., по их мнению, стратегия должна отражать системный подход, а не предлагать меры, которые не только не позволяют достичь поставленных целей, но и могут повлечь за собой негативные последствия для продовольственного рынка. Участники слушаний выделили основные аспекты, на которых необходимо сконцентрировать внимание:
- Повышение доступности продуктов, составляющих сбалансированный рацион питания
- Популяризация ЗОЖ
- Снижение потребления табачной и алкогольной продукции
- Повышение физической активности граждан
- Формирование у потребителей привычки к сбалансированному и рациональному потреблению питания
По данным, представленным в тексте проекта, более половины всех смертей россиян в 2014 году были вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сегодня среди всех граждан (здоровых и больных) частота высокого сердечно-сосудистого риска составляет у мужчин – 53,3 %, у женщин – 37,7 %. По мнению Минздрава, главными причинами проблем со здоровьем являются вредные привычки и отсутствие рационального питания, плохая экология и отсутствие физических нагрузок.
Для борьбы с нездоровым питанием ведомство предлагало:
- организовать сети столовых и кафе со здоровой и диетической едой. Для граждан, которые находятся за чертой бедности, обслуживание там может быть бесплатным.
- законодательно предоставить налоговые льготы производителям продуктов здорового питания
- ограничить время показа на российском ТВ рекламы вредной еды (сладкие газированные напитки, чипсы, фастфуд, шоколадные батончики, другие кондитерские изделия с избыточным содержанием жира и сахара, колбасные изделия)
- ввести акцизы на вредные продукты (акцизы на сладкие напитки обсуждают уже долгое время, но не так давно ФАС эту идею поддерживать отказалось).
Критика
Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков отмечает, что продукты разделены на «вредные» и «полезные» по непонятным критериям. Используемая терминология позволяет отнести молочную продукцию с небольшим содержанием жирности к здоровым продуктам, а с большим – к вредным, поясняет исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.
Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин неоднократно заявлял, что министерство против инициативы регулирования рекламы тех или иных продуктов. По его словам, «не дело Министерства здравоохранения определять, какие продукты рекламировать, а какие продукты не рекламировать. Если идти в этой логике, то рекламировать можно будет только диетический творог. Люди сами должны отдавать себе отчет в том, что они делают и что они потребляют. Допускать диктат медиков над уже повседневным поведением обычных граждан — это чрезмерно». Главной проблемой проекта по мнению Минкомсвязи является то, что на настоящий момент стратегия предполагает дискриминацию отдельных пищевых продуктов (она содержит положения, согласно которым некоторые продукты признаются способствующими развитию заболеваний).
В отчете Общественной палаты по итогам слушаний указано, что международная практика показывает, что ограничение рекламы и продажи продукции на основе её несоответствия ЗОЖ не дает результатов, т.к. не меняет потребительское поведение. Кроме того, ограничения продажи фактически безопасных товаров лишь приведут к увеличению потребления суррогатной продукции.
Участники рынка, в свою очередь, предлагают пересмотреть эту политику и уделять больше внимания популяризации здорового питания и поощрению выпуска продуктов данной категории, и считают, что если принять стратегию в том виде, в котором она есть сейчас, Российская Федерация утратит репутацию производителя качественной и безопасной пищевой продукции на мировом рынке. Одновременно с этим, сам рынок не стоит на месте: компании-производители голосуют за саморегулирование, т.к. они сами вводят стандарты для пищи, основанные на данных ВОЗ, Европейского агентства по безопасности продуктов питания и других ведомств, и придерживаются принципов социально-ответственного маркетинга.
Представители потребительского рынка отметили, что популяризация ЗОЖ невозможна без повышения доступности товаров здорового питания и повышения доходов населения. В документе есть пункт о пересмотре потребительской корзины, ФАС назвал его бесполезным – по мнению ведомства, потребление тех или иных продуктов в большей степени зависит от материального положения потребителя, чем от актуализации потребительской корзины.
Министерство экономического развития вслед за ФАС и ОП также раскритиковало проект стратегии Минздрава по формированию здорового образа жизни из-за отсутствия финансово экономических расчетов. Минздрав считает, что выполнение стратегии не потребует дополнительных трат из бюджета, но расчетов, подтверждающих это, в документе нет.
В Минэкономразвития увидели в стратегии предложения, которые «определенно потребуют дополнительных денег»: «Расширение обязательств государства по бесплатному обеспечению граждан в настоящее время не представляется возможным, поскольку не обеспечено источниками финансирования», — пришло к выводу Минэкономразвития. Речь идет о лекарствах для новых категорий пациентов (сейчас предусмотрено лекарственное обеспечение для лечения определенных болезней и для некоторых льготных категорий граждан).
Что нужно менять
В целом, исходя из мнения всех участвующих ведомств, стратегию необходимо дорабатывать – в первую очередь, в области ограничительных и запретительных мер к отдельным группам продуктов питания.
Например, по документу необходимо ограничить продажу т.н. «сладких напитков» рядом с общеобразовательными учреждениями – такая размытая формулировка может привести к запрету продуктов с добавлением вообще любого количества сахара.
Подобные нестандартизированные термины встречаются в проекте повсеместно – например, ограничение «фруктовых и ягодных напитков» может привести к запрету вообще всей продовольственной группы, потому что без учета особенностей производства нектаров и сокосодержащих вся группа напитков может не соответствовать продуктам здорового питания. Аналогично неясно, что понимается под абстрактной формулировкой «вредные продукты питания» и «переработанные мясопродукты».
В области табачной и алкогольной продукции также существует множество несоответствий — в документе фигурируют термин «наносящие вред здоровью товары», в то время как по техническому законодательству до реализации допускаются только безопасные для здоровья товары.
Ранее Минздрав заявлял, что в стратегии ЗОЖ отсутствуют понятия «вредный» и «полезный», однако по итогам Общественных слушаний, которые состоялись неделей позже, претензии к терминологии остались.
2617 просмотров
Обновить
milknews.ru
Стратегия формирования здорового образа жизни «застряла» » Медвестник
Состояние здоровья населения в РФ и угрозы их жизни
В ХХ в. произошли коренные перемены в жизни человечества. Это «золотой век» для общественного здравоохранения. Медицинская помощь стала доступной для большинства населения во многих странах мира; были детально изучены факторы риска болезней и смерти человека; разработаны программы по контролю инфекционных заболеваний; появились точные методы диагностики и новые эффективные лекарственные препараты.
Нужно направлять политическую волю и организационные усилия на массовые профилактические программы, формирование привычки к здоровому образу жизни, переориентировать здравоохранение на работу с еще здоровыми людьми.
Т. Голикова, Министр здравоохранения и социального развития России
Значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, повышение социально-экономического положения населения в развитых странах определили влияние новых факторов на здоровье человека, в значительной степени связанных с изменениями образа жизни, формирования здорового образа жизни.
Благодаря развитию транспорта и механизации труда в большинстве европейских и североамериканских стран население получило доступ к высококалорийному питанию; одновременно снизилась повседневная физическая активность.
Индустриализация табачного производства привела к повсеместной доступности сигарет, а активное развитие средств массовой информации (радио и телевидения, газет и журналов) способствовало возрастанию влияния рекламы на поведение людей (включая выбор питания, сигарет и алкоголя).
- В середине прошлого века были отмечены значительный рост использования молодежью наркотических препаратов;
- изменение сексуального поведения;
- общество стало толерантно к внебрачным половым связям.
Все это негативно отражается на здоровье населения. Поэтому так важно участвовать в формировании здорового образа жизни нации.
В табл. 1 перечислены основные факторы риска для здоровья, связанные с поведением человека, основанные на данных научных исследований.
Перечисленные выше факторы риска заболеваемости и смертности населения широко распространены и среди населения РФ. В докладе Всемирного банка «Рано умирать» опубликованном в 2006 г., представлены десять ведущих факторов смертности и потери трудоспособности в России (табл. 2).
В докладе подчеркивается, что первые три фактора риска смертности:
- высокое артериальное давление;
- уровень холестерина в крови;
- курение
являются причинами более чем 75% смертей в нашей стране.
В табл. 2 указаны также факторы риска нетрудоспособности — показатель потерянных лет жизни по причине нетрудоспособности (DALY, disability adjusted life years). Употребление алкоголя, высокое артериальное давление и курение приводят к потере более чем 46% лет из общего числа лет. Поэтому столь актуально формирование здорового образа жизни в нашей стране.
Показатели продолжительности жизни, заболеваемости и смертности населения в РФ значительно хуже, чем в других экономически развитых странах мира
Ведущие факторы смертности и потери трудоспособности в РФ
Таблица 2
Факторы риска смертности, % от общего количества смертей | Факторы риска нетрудоспособности, % от общего числа лет нетрудоспособной жизни |
| Алкоголь – 16,5 |
| Высокое артериальное давление – 16,3 |
| Курение – 13,4 |
| Высокое содержание холестерина – 12,3 |
| Высокий индекс массы тела – 8,5 |
| Недостаточное потребление фруктов и овощей – 7 |
| Низкая физическая активность – 4,6 |
| Наркотики – 2,2 |
| Свинец – 1,1 |
| Секс без предохранения – 1 |
Так, по данным Минздравсоцразвития России, продолжительность жизни в России на 6,5 лет меньше, чем в «новых» странах Европейского союза (ЕС) (страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 г.), и на 12,5 года меньше, чем в «старых» странах ЕС (страны, входившие в ЕС до мая 2004 г.).
Коэффициент смертности в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС, и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС. Поэтому важно поддерживать формирование здорового образа жизни нации.
Основная причина смертности в России
- болезни системы кровообращения, от которых ежегодно умирает более 1 млн чел.;
- новообразования;
- внешние факторы.
Большинство указанных в табл. 2 причин смертности населения предотвратимы отчасти и за счет формирования здорового образа жизни среди населения.
Следует заметить, что распространенный термин «предотвратимая смертность» обозначает «смертность в результате причин, которые определены экспертами как предотвратимые, благодаря усилиям системы здравоохранения на основе современных знаний и практики».
Государственные программы формирования ЗОЖ
Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.
Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки — как в правовом плане, так и в финансовом — такая программа реализуется крайне медленно.
В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.
В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством.
Принципы формирования здорового образа жизни
Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.
Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.
Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.
Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.
Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.
- Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
- Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
- Двигательная активность.
- Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
- Сексуальная активность.
- Здоровое старение — это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
- Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.
Вывод, касающийся проблем формирования здорового образа жизни нации
- Человечество владеет большим объемом знаний об основных факторах риска для здоровья и эффективных методах его укрепления.
- Для борьбы с основными угрозами здоровью и жизни людей в РФ, такими как:
- курение;
- употребление алкоголя;
- нерациональное питание;
- недостаточная физическая активность;
- важно изменить поведение населения.
- Повышение информированности людей о факторах риска и факторах, способствующих здоровью, — это только одна из необходимых стратегий.
- Чрезвычайно важно ориентировать политику государства, законодательство, государственное финансирование, деятельность системы здравоохранения, других органов исполнительной власти и контролирующих структур на улучшение здоровья и общего благополучия людей.
- Предпринимаемые меры, направленные на укрепление здоровья, должны иметь доказанную эффективность, экономическую обоснованность, отвечать интересам людей и защищать их права.
При подготовке материала «Формирование здорового образа жизни» использовалась следующая литература:
- Lin H.H., Ezzati M., Murray M. Tobacco smoke, indoor air pollution and tuberculosis: a systematic review and meta-analysis // PLoS Medicine, 2007, v. 4:e 20.
- Rao D.N., Ganesh B., Rao R.S., Desai P.B. Risk assessment of tobacco, alcohol and diet in oral cancer – a case-control study // International Journal of Cancer, 1994, v. 58, p. 469–473.
- Danaei G., Ding E., Taylor B., Mozaffarian D., Rehm J., Murray C.J.L. et al. Mortality effects of lifestyle, dietary, and metabolic risk factors in the United States: comparativе risk assessment // PLoS Medicine, 2009, v. 6(4):e 1000058.
- Dauchet L., Amouyel P., Dallongeville J. Fruit and vegetable consumption and risk of stroke: a meta-analysis of cohort studies // Neurology, 2005, v. 65, p. 1193–1197.
- Dauchet L., Amouyel P., Hercberg S., Dallongeville J. Fruit and vegetable consumption and risk of coronary heart disease: a meta-analysis of cohort studies // Journal of Nutrition, 2006, v. 136, p. 2588–2593.
- Renehan A.G., Tyson M., Egger M., Heller R.F., Zwahlen M. Body-mass index and incidence of cancer: a systematic review and meta-analysis of prospective observational studies // Lancet, 2008, v. 371, p. 569–578.
- Bull F.C., Armstrong T.P., Dixon T.D., Ham S., Neiman A., Pratt M. Physical inactivity // Ezzati M., Lopez A., Rodgers A., Murray C.J.L., eds. Comparative quantification of health risks: global and regional burden of disease attribut-able to selected major risk factor. – Geneva: World Health Organization, 2004.
- Kehoe T., Rehm J., Chatterji S. Global burden of alcohol use disorders in the year 2004: Report prepared for WHO. – Zurich: WHO Collaboration Centre at the Research Centre for Public Health and Addiction, 2007.
- Rehm J., Mathers C.D., Patra J., Thavorncharoensap M., Teerawattananon Y. Global burden of disease and injury and economic cost attributable to alcohol use and alcohol-use disorders // Lancet, 2009, v. 373 (9682), p. 2223–2233.
- Holland W.W. European Community Atlas of Avoidable Death. – Second edition. Vol. 1 / Commission of the European Communities Health Services Research Series No. 6. – New York: Oxford Medical Publications, 1991.
Пути формирования ЗОЖ
Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.
Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% — от наследственных факторов, на 20-25% — от факторов экологии и только на 8-10% — от медицины и здравоохранения.
Исходя из этого, ВОЗ рекомендует для формирования здорового образа жизни придерживаться следующих принципов в поведении:
- Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
- Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
- Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
- Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).
dietologiya.top
ЗОЖ к горлу – Газета Коммерсантъ № 6 (6244) от 16.01.2018
- Газета
- Приложения
- Огонёк
- Weekend
- Регионы
- Автопилот
- Наука
- UK
- Санкт-Петербург
- Воронеж
- Екатеринбург
- Ижевск
- Казань
- Краснодар
- Красноярск
- Нижний Новгород
- Новосибирск
- Пермь
- Ростов-на-Дону
- Самара
- Саратов
- Уфа
- Челябинск
- ВОЙТИ
- Регистрация
www.kommersant.ru
Стратегия Здорового Образа Жизни – Блог Юрия Ретромана
Подумайте, каким Вы представляете себе человека, который ведет здоровый образ жизни? Воображение сразу же рисует картинку жизнерадостного, веселого и здорового атлета, который по утрам делает зарядку, обливается холодной водой, правильно питается, соблюдает режим дня, занимается спортом и еще делает множество полезных вещей. Если же Вы сами еще не ведете здоровый образ жизни, то подобное воображение может сыграть с Вами злую шутку. С одной стороны, можно не поверить в свои силы и преждевременно опустить руки, а с другой – с полной решимостью броситься на штурм и сгореть через несколько дней. Именно поэтому я рекомендую подойти к данному вопросу с умом и разработать свою собственную стратегию ЗОЖ.
Первое на что следует обратить внимание – это ПОСТЕПЕННОСТЬ.
Что это означает? А означает это то, что не следует хвататься за все сразу. Составьте себе список тех моментов, которые бы Вы хотели внести в свою жизнь и начинайте добавлять их по одному. Например, начните с зарядки. Поставьте себе задачу в течение двух недель каждое утро делать зарядку. Про правильное питание, обливание и другие моменты можно также думать и реализовывать, но основной упор нужно сделать именно на выделенный элемент. Также я рекомендую начать с занятий спортом. Запишитесь в тренажерный зал, какую-нибудь секцию или бассейн. Заплатив за месяц занятий, у Вас появится хороший стимул не забрасывать свое начинание уже после первой недели.
После того, как Вы сформируете у себя одну полезную привычку – переходите к следующей и так далее. Даже добавляя по одной полезной привычке в месяц – через год их уже будет 12, и Вы максимально приблизитесь к человеку из Вашего воображения.
Второй аспект – ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА.
Вспомните начало Нового Года. Наверняка, каждый из нас планировал начать год с чистого листа, изменить свою жизнь к лучшему, не лениться, заняться здоровьем и так далее. Однако спустя две-три недели все это успешно забывалось, и жизнь возвращалась в прежнее русло. Именно поэтому, для достижения чего-то продуктивного для начала нужно проявить свои волевые качества. Они нужны для того, чтобы преодолеть зону Вашего комфорта и сформировать полезную привычку.
Например, для того, чтобы начать делать зарядку нужно встать на 20 минут раньше обычного и заставить себя ее сделать. Первое время это будет очень сложно, так как сформирована четкая зона комфорта. Вы всю жизнь привыкли вставать в одно и то же время и даже 20 минут будут казаться непреодолимым препятствием. Однако если Вы проявите свою силу воли, то через несколько недель полезная привычка сформируется и зарядку Вы уже будете делать на автомате. Аналогично и с другими элементами ЗОЖ.
И третий элемент, который бы я выделил – ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ и МОТИВАЦИЯ.
Все что Вы делаете и добавляете в свою жизнь должно сопровождаться позитивным настроем и четкой мотивацией. Вы должны осознавать тот факт, что эти моменты делают Вашу жизнь лучше и качественнее, а значит делать зарядку, ходить в спортзал, кататься на велосипеде, плавать в бассейне и другие полезные вещи нужно не через силу и с негативным настроением, а с искренним желанием и улыбкой на лице.
Дополнительно я бы еще хотел выделить такой негативный аспект как – ФАНАТИЗМ.
Не нужно превращаться в роботов и возводить здоровый образ жизни до какого-то культа. Если Вы ведете здоровый образ жизни, это вовсе не означает, что теперь ни в коем случае нельзя выпить чашечку кофе, бокал пива или похрустеть чипсами. Также не нужно высчитывать количество калорий в продуктах и делать множество других никому не нужных вещей. Не забывайте – от Великого до Смешного один шаг, поэтому постарайтесь его не делать.
Здоровья Вам и Удачи!
Юрий Ретроман.
retroman.ru
Госдуме представлена стратегия формирования здорового образа жизни и борьбы с неинфекционными заболеваниями до 2025 года
В социальных сетях- English
- Поиск
- Новости
- Структура
- Фото и видео
- Сервисы
- Деятельность
- Законодательная
- Представительная
- Международная
- Поиск
duma.gov.ru