Понятие адаптация в психологии: К вопросу о понятии «адаптация»

Содержание

Адаптация в психологии

Сущность понятия «адаптация»

Адаптация человека к тем или иным условиям не может осуществляться изолированно от внешней среды, которые оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Очень часто это воздействие носит отрицательный характер.

Организм человека может функционировать в очень ограниченных условиях. Например, при повышении температуры тела всего на один градус, человек начинает чувствовать себя уже некомфортно. При повышении на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы. Организм человека нормально может функционировать только при таких параметрах внешней среды, которые имеют незначительный интервал изменения характеристик.

Факторы, обуславливающие выживание человека, с одной стороны, связаны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой стороны, связаны со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Данная способность существует благодаря нервной системе и психике, которые определяют возможность выживания человека как вида и обеспечивают процесс его адаптации.

Замечание 1

Адаптация в системе «человек – среда» помогает достичь оптимального функционирования и сбалансированности всех систем организма.

Проблему функционирования живого организма как целостной системы, одним из первых начал изучать французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что условием существования любого живого организма является наличие возможности постоянного сохранения благоприятных параметров внутренней среды. Происходить это может потому, что все системы и процессы, протекающие в организме, находятся в равновесном состоянии.

Организм живет и действует до тех пор, пока сохраняется равновесие и, по мнению К. Бернара, это условие свободной жизни. Эта идея Бернара позже была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном и названа им гомеостазом.

Современное представление об адаптации основывается на работах отечественных ученых И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и др. Из всего многообразия определений феномена адаптации, можно назвать несколько наиболее распространенных. Понятие термина «адаптация» определяется следующим образом:

  • Адаптация – это свойство организма;
  • Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом;
  • Адаптация – это результат взаимодействия в системе «человек – среда»;
  • Адаптация – это цель, к которой стремится организм.

Рисунок 1. Адаптация и ее виды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Физиологическая адаптация

В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации.

Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос. Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:

  1. Явления декомпенсации, т.е. вначале преобладают нарушения функций.
  2. Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды.
  3. Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки.

Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше. Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия.

Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях. Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.

Психическая адаптация

Механизмы адаптации имеют психическую природу, поэтому психическая адаптация – это значимая составляющая успешной адаптации человека в целом.

Рисунок 2. Психологическая адаптация личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Адаптированная психическая деятельность, как считает отечественный психиатр Ю.А. Александровский, является важнейшим фактором, который обеспечивает человека состоянием здоровья. О «норме» можно говорить тогда, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому уровню для активной жизнедеятельности.

Психическая адаптация это своего рода результат деятельности целостной самоуправляемой системы. Совокупность отдельных компонентов обеспечивают её активность, а их взаимодействие порождает новые интегративные качества. Состояние психической адаптации и будет являться результатом функционирования всей системы. Оно дает возможность наиболее оптимально не только противостоять природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно на них воздействовать.

Как считает Р.М. Баевский, процессы адаптации поддерживают равновесие внутри организма, а также между организмом и средой, а как процессы управления они связаны с выбором функциональной стратегии, которая обеспечивает выполнение главной цели.

Вообще вся система психической адаптации всегда готова к выполнению характерных для неё функций. К исходному состоянию оперативного покоя она возвращается после того, как адекватно прореагировала на фактор внешней среды, который на неё воздействовал.

Психологическая адаптация характеризуется двумя понятиями – адаптивность и не адаптивность и выражается в согласовании целей и результатов.

Возможная адаптивная направленность человека имеет разные варианты:

  1. Гомеостатический вариант. Цель адаптивного исхода заключается в достижении равновесия;
  2. Гедонистический вариант. Адаптивный исход заключается в получении наслаждения, избегание страдания;
  3. Прагматический вариант – практическая польза, успех. От всех других самоуправляемых систем психическая адаптация человека отличается наличием механизмов сознательного саморегулирования.

Социальная адаптация

Понятие социальной адаптации рассматривается двояко:

  1. Как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
  2. Как результат активного приспособления.

Характер социальной адаптации непрерывный и связан с тем, что периодами происходит кардинальная смена деятельности индивида и его социального окружения.

Можно выделить два типа адаптационного процесса:

  1. Тип активного воздействия на социальную среду.
  2. Тип пассивный. Он характеризуется конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Принятие индивидом социальной роли является важным аспектом социальной адаптации – это один из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность этой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе может привести к нарушениям социальной адаптации или крайнему её выражению – аутизму.

Замечание 2

Таким образом, можно дать следующее определение социальной адаптации: это приведение к системе норм и ценностей, господствующих в данном обществе, как индивидуального, так и группового поведения.

Её осуществление происходит в процессе социализации и с помощью механизмов социального контроля, которые включают меры общественного и государственного принуждения. В результате ускорения темпов социальных изменений, значение социальной адаптации все больше возрастает. Эти изменения могут затрагивать такие стороны жизни общества, как миграции, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие и др.

Все три уровня адаптации между собой очень тесно связаны, они непосредственно влияют друг на друга и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Адаптация, с одной стороны, это свойство любой живой саморегулируемой системы, которая обеспечивает её устойчивость к условиям внешней среды, а с другой стороны – это динамическое образование рассматривается как процесс приспособления к условиям внешней среды.

Адаптация — причины, диагностика и лечение

Что это?

Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Адаптация и научение

Жизнь любого организма – это непрерывная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды. Один из видов адаптации – это научение. Существует три вида научения:

  • Реактивное научение: когда организм реагирует на какие-то внешние факторы, привыкая к ним.

  • Оперантное научение: более сложный тип научения, при котором необходимо, чтобы организм «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. К оперантному научению относятся: научение путем проб и ошибок, методом формирования реакций и способом наблюдения.

  • Когнитивное научение. Для него необходимо не просто уловить связь между двумя ситуациями, а оценить их с учетом своего предшествующего опыта и возможных последствий. К когнитивному научению относятся: латентное научение, выработка психомоторных навыков, инсайт и, наконец, научение путем рассуждений.

Виды научения

Метод проб и ошибок. Встречается у животных и людей и состоит в том, что индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его. Постепенно отказываясь от неэффективных действий, он находит решение задачи.

Формирование реакций. Своеобразный метод «дрессировки», в котором правильная реакция подкрепляется эмоциональным или физическим вознаграждением. Считается, что быстрота обучения детей первым происходит именно путем формирования реакций. Как только ребенок начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» вызывает восторг окружающих и особенно матери, которой кажется, что малыш зовет именно ее.

Научение путем наблюдения. Множество форм социальной активности человека основано на наблюдении за поведением окружающих. Подражание – это способ научения, при котором действия окружающих воспроизводятся без понимания их значения. А при викарном научении индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения, включая понимание его последствий. Так люди подражают знаменитостям, героям фильмов и людям из реальной жизни.

Латентное научение. К нам постоянно поступают сигналы из окружающей среды, часть которых мы осознаем, часть воспринимаем менее четко, а часть не осознаем вообще. Таким образом в мозгу создаются своего рода карты окружающей среды (или когнитивные карты), при помощи которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватной в новой ситуации или при изменении привычных обстоятельств. Это подтверждает эксперимент на крысах, наученных в лабиринте находить дорогу к пище. Однако когда лабиринт залили водой, крысы добирались к пище тем же путем, но уже вплавь (то есть, используя совершенно другие двигательные реакции).

Инсайт. Определенные фрагменты информации, полученные в разное время и как бы разбросанные в памяти в определенный момент объединяются и применяются в новой ситуации. Инсайт сходен с творчеством в том, что решение приходит спонтанно и является оригинальным.

Научение путем рассуждений. Рассуждения используются в том случае, когда у человека нет готового решения, а использовать метод проб и ошибок неэффективно. Как и при любых других формах научения, результат, полученный путем рассуждения, обычно использует во всех последующих жизненных ситуациях.

(PDF) Адаптация социальная

были получены в исследованиях адаптации к профессиональной деятельности (Пан%

кова, 2011: Электронный ресурс; Реан, 2006 и др.), к конкретным социальным группам,

в том числе к малой группе (А. Л. Журавлев, О. И. Зотова, А. Г. Кирпичник, А. Б. Ку%

прейченко, О. В. Лунева, А. Н. Лутошкин, В. П. Позняков, Л. И. Уманский и др.). Уро%

вень социально%психологического анализа взаимодействия индивида с ближайшим

социальным окружением, коллективами разного типа оказался весьма продуктивным

для понимания сути адаптации. Это позволило рассматривать социальную адапта%

цию как социально%психологическую в предметном поле социальной психологии, т. е.

в контексте взаимодействия личности и группы.

Несмотря на множество работ в области психологии социальной адаптации,

до сих пор не сложилось единого понимания содержания этого явления, что отмеча%

ют многие исследователи (О. В. Лунева, Т. А. Панкова, О. Г. Посыпанов, А. А. Реан,

М. В. Роом, А. А. Суханов и др.). Как считает А. Л. Журавлев, в современной науке по%

ка не описан универсальный психологический механизм социально%психологической

адаптации (Журавлев, 2005).

В области исследования социальной и социально%психологической адаптации су%

ществует множество вопросов, решение которых является перспективным направле%

нием развития гуманитарных наук. Примером одной из базовых проблем является

проблема словесного обозначения содержания социальной адаптации. Анализ ее на%

учных определений показывает, что авторы чаще всего используют следующие слова:

приспособление, интеграция, взаимодействие и связи с окружающими и социумом.

Ключевым и наиболее часто применяемым является слово, концепт «приспособле

ние». Начало использования в русском языке этого слова, происходящего от латин%

ского adapto — «приспособление», связано с очень широким пониманием адаптации,

и прежде всего адаптации, позволяющей выживать в мире природы, приспосаблива%

ясь, встраиваться в нее. Современные исследователи всячески подчеркивают актив%

ность роли субъекта социальной адаптации. Но в русском языке, на наш взгляд, этот

концепт имеет как оттенок зависимости от того, к чему и кому приспосабливается

человек, так и приниженности. Он не предусматривает лидерских, доминирующих

действий. Кроме того, при восприятии концепта «приспособление» выстраивают%

ся синонимический и ассоциативный ряды из таких слов, как «пристроиться», «при%

способиться», «терпеть», «приспособленец» и т. п. Отечественные толковые словари,

включая Большой толковый словарь русского языка, отмечают, что это презритель%

ная оценка человека. И характеризуют приспособленца как беспринципного челове%

ка, который приспосабливается к обстоятельствам, чужим взглядам ради благополуч%

ного, бесконфликтного существования (Большой толковый словарь русского языка,

2000: 990). Этот человек меняет свои взгляды, привычки в зависимости от обстоя%

тельств, к которым он приспособляется. Словари называют такого человека бесприн%

ципным, двурушником, хамелеоном, маскирующим свои истинные взгляды, склон%

ности и привычки. В современных словарях добавляется слово «конъюнктурщик»

(Ефремова, 2000 и др.). Кембриджский толковый словарь рассматривает приспособ%

ленца (timeserver, trimmer) как человека, который меняет свои идеи и мнения, чтобы

сделать их более похожими на точку зрения людей, находящихся у власти, причем де%

лает это во имя своих собственных интересов (Time%server: Электронный ресурс;

Trimmer: Электронный ресурс).

Конечно, следует иметь в виду, что включаемое в научную и профессиональную

терминологии слово претерпевает изменения, наполняется новым смыслом. Но нали%

242 ЗНАНИЕ

. ПОНИМАНИЕ.

УМЕНИЕ 2018 — №3

Понятие «адаптация»

1.1. Общее понятие об адаптации

Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям. Это понятие встречается в разных науках, затрагивая естественные, технические и общественные науки, в связи с этим существует множество определений. Для примера приведем лишь некоторые из них.
Адаптация — приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптация — приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Адаптация — состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешним (внутренним) условиям существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза.
Адаптация — динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода.
Понятие адаптации прошло довольно большую историю развития и со временем претерпело ряд изменений. В частности, первоначально адаптация воспринималась как «приспособление», именно так буквально переводится слово, от которого произошло разбираемое понятие (происходит от позднелатинского «adaptatio»). Но верно ли это на современном этапе науки?
Т. Шибутани разделял понятия «адаптация» и «приспособление», он писал, что «адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений» (Шибутани Т., 1969). То есть можно утверждать, что адаптация и приспособление — это разные явления, скорее всего, адаптация — процесс более сложный, чем приспособление.
Второй вопрос и вместе с тем противоречие, возникающее при изучении феномена адаптации, заключается в соотношении «адаптации» и «социализации». Есть ученые, считающие, что «социальная адаптация» и «социализация» это фактически синонимы, ведь адаптация происходит в процессе социализации личности. Но есть и другая точка зрения. Она заключается в том, что это два самостоятельных явления, т. е. личность может быть социализированной и неадаптированной одновременно, что кажется вполне разумным, ведь адаптация — это многогранное явление, охватывающее не только приспособление к обществу, и осуществляется не только за счет социализации.
Вместе с тем адаптация настолько широкое понятие, что можно охарактеризовать его и как обобщенную функцию психики (Маклаков А.Г., 2016). Для подтверждения этой точки зрения вспомним определение психики.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Соответственно, среди функций психики можно выделить: отражение окружающей действительности, обеспечение целостности организма, регуляцию поведения. Но все эти функции можно охарактеризовать как адаптацию.
Н.Н. Мельникова попыталась выявить общие моменты, присутствующие во всех многочисленных определениях адаптации:
1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;
2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности между системами;
3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах;
4) достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

На данный момент в исследованиях феномена адаптации А. Г. Маклаков предлагает выделить несколько направлений, через которые и можно дать определение адаптации. Итак, адаптацию можно понимать как:
1) процесс приспособления к окружающей среде,
2) цель жизнедеятельности любого организма,
3) результат приспособления к окружающей среде,
4) свойство живого организма.
Таким образом, феномен адаптации очень широк и невозможно дать единое определение адаптации. Первоначально адаптацию рассматривали как приспособление, но на данный момент можно говорить о том, что, наверное, адаптация — более сложный процесс. В целом адаптацию можно определить как интегральную функцию психики. Вместе с тем, определяя это понятие, нужно понимать, в каком аспекте мы его рассматриваем: как процесс, как результат, как цель или как свойство организма.

1.2. Адаптированность как результат адаптации

Для описания результата адаптационного процесса в научной литературе появился термин «адаптированность». Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
А.А. Налчаджян предложил следующую классификацию социально-психической адаптированности личности:
1) временная ситуативная адаптированность, которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптированности как вследствие внутрипсихических изменений (например, актуализации новых потребностей и установок), так и изменений определенных аспектов ситуации;
2) устойчивая ситуативная адаптированность, т. е. надежная долговременная адаптированность только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых личность стремится быть как можно чаще;
3) общая адаптированность, которая, конечно, никогда не бывает полной. Она, скорее, может рассматриваться как потенциальная способность адаптироваться в широком спектре типичных социальных ситуаций, которые чаще всего создаются в данной общественной среде в данное историческое время.

Альберт Агабекович Налчаджян (родился в 1939 г.) Армянский психолог, доктор психологических наук, профессор. После окончания средней школы Альберт Налчаджян поступил на механико-математический факультет Ереванского государственного университета, после окончания которого работал техником, а затем инженером.
В 1964 г. поступил в аспирантуру по психологии и всю свою дальнейшую жизнь связал с психологией.
С 1968 г. работал преподавателем психологии, доцентом, заведующим кафедрой психологии.
После своего возвращения в 1997 г. в Армению из США, где проходил стажировку, основал Центр психологических исследований, председателем которого и является до сих пор.

Важно отметить и то, что в литературе существует разделение субъективного и объективного критериев успешности адаптации. Так в качестве субъективного критерия может быть ощущение удовлетворенности, которое возникает у субъекта. Объективный же критерий чаще всего связывают с эффективностью выполняемой деятельности.

1.3. Уровни адаптации человека

Сложность процесса адаптации человека во многом определяется многоуровневостью её носителя.
Над проблемой человекознания работал Б. Г. Ананьев.
Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность (рис. 1).

В индивидную структуру объединяются возрастные, половые, конституциональные и нейродинамические свойства, которые, в свою очередь, определяют структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность ключевых свойств индивида выступает в обобщённой, интегрированной форме в качестве задатков и свойств темперамента, обеспечивающих природную основу личности. В изучении личности выделяются такие образования, как статус личности, общественные функции, мотивация поведения и деятельности, мировоззрение, характер и склонности. Человек, как субъект деятельности, характеризуется совокупностью выполняемых видов деятельности, степенью их продуктивности и проявлением своей активности. По мнению Б. Г. Ананьева, «единичный человек как индивидуальность может быть понят только лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида».
Но и в отношении понимания структуры человека даже в рамках отечественной психологии существуют другие точки зрения. Так, представители московской психологической школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. К. К. Платонов в своих работах выделял три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный.
Анализируя представленные точки зрения, можно говорить, что адаптация человека в связи со сложностью самого человека может рассматриваться на нескольких уровнях. Чаще всего выделяют следующие уровни: физиологический, психологический и социальный. Соответственно, можно говорить о физиологической, психологической и социальной адаптации. Причем необходимо помнить, что выделенные уровни функционирования, а соответственно, и указанные виды тесно взаимосвязаны между собой. Сложно представить работу одного уровня при полном игнорировании других. Так ребенок, попав в первый класс, в новый коллектив, адаптируется к новой социальной среде не только на социальном уровне, в ходе адаптации будут задействованы все уровни функционирования. В связи с этим, кроме физиологической, психологической, социальной адаптации, зачастую говорят и о психофизиологической, социально-психологической адаптации.
Таким образом, адаптация — сложное многогранное понятие, не сводимое к простому приспособлению. Адаптацию можно определить одновременно как процесс приспособления к окружающей среде, цель жизнедеятельности любого организма, результат приспособления к окружающей среде и свойство живого организма. Сложность адаптации человека во многом определяется сложностью самого человека, что определяет многоуровневость адаптации.
Понятие адаптации претерпело ряд изменений с развитием науки, поэтому целесообразно будет в следующей главе изучить историю этого понятия.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятию «адаптация».
2. Расскажите о соотношении понятий «адаптация» и «приспособление».
3. В чем заключается взаимосвязь и различия понятий «социальная адаптация» и «социализация»?
4. Что такое адаптированность?
5. Расскажите о классификации социально-психической адаптированности, предложенной А.А. Налчаджяном.
6. Какие уровни адаптации человека можно выделить?
7. Расскажите о системе человекознания, предложенной Б. Г. Ананьевым. Какие выводы можно сделать об адаптации человека в связи с многоуровневостью понятия «человек»?

Рекомендуемая литература

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. — Л., 1983.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988.
3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010.
4. Реан А. А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: учеб.-науч. изд. — СПб.: Медицинская пресса, 2002.
5. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.: Речь, 2007.
Источник: Сидорова А. А. Психология адаптации человека: учеб. пособие / А.А. Сидорова. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. — 112 с.

случайности или подготовленная программа ‐ Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»

В процессе поиска работы и трудоустройства каждый из нас сталкивается с таким понятием, как испытательный срок. Каждый работодатель, принимая нового человека на должность, особо оговаривает и подчеркивает этот испытательный срок. На протяжении одного, трех и даже шести месяцев придирчиво следит за кандидатом в сотрудники: наблюдает, изучает, оценивает, интересуется мнением остальных членов команды.

И через какое-то время оба (и работник, и работодатель) принимают решение, равносильное знаменитому «быть или не быть». Хорошо, если в течение нескольких дней становится ясно, будет ли человек успешно работать на этом месте.

В большинстве случаев складывается ситуация неопределенности: с одной стороны все идет хорошо, а с другой как-то вяло тянутся процессы, ожидания не оправдываются, работа стоит. Испытательный срок завершается ничем, и все начинается сначала: звонки, резюме, переговоры, собеседования. Процесс может быть бесконечным.

Как его остановить в нужной нам точке и добиться успешного завершения испытательного срока?..

За юридическим понятием испытательный срок скрывается психологическое понятие профессиональная и психологическая адаптация.

Профессиональную адаптацию можно определить как процесс вхождения человека в новую трудовую ситуацию, в котором личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива.

Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые для него нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами команды.

Однако, поступая на работу, человек уже имеет свои представления о том, что и как должно происходить в процессе вхождения в коллектив и освоения рабочего пространства. Кандидат на должность будет строить свои отношения с новым коллективом, исходя из собственной системы ценностей и мотиваций, особенностей характера, темперамента и способов контакта с миром.
С другой стороны, организация представляется как сложившаяся общность, со своими целями, задачами, системой ценностей и способами отношений.

Процесс взаимодействия этих двух целостностей приспособления и ассимиляция и называется профессиональной адаптацией.

Сам процесс адаптации включает в себя два аспекта это, собственно, профессиональная адаптация и социально-психологическая.

Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождений в сложившуюся в нем систему отношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение работника в систему взаимоотношений организации с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами.

Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в организацию молодого специалиста, когда имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс.

Социально-психологическая адаптация в ситуации с молодым специалистом происходит более слаженно, поскольку на первом месте стоит освоение профессиональных навыков и рабочих отношений. И здесь межличностные отношения формируются, в большинстве случаев, под влиянием опеки и обучения молодых специалистов более опытными.

Обратная ситуация наблюдается, когда на новое место приходит профессионал, за плечами которого, кроме профессионального опыта, опыт существования и развития в других организациях, с другими системами ценностей и отношениями.

Здесь социально-психологическая адаптация имеет большее значение, чем профессиональная, поскольку нормы, ценности, система деловых и личностных взаимоотношений в новой команде накладываются на предыдущий опыт человека, и ему приходится зачастую ломать уже существующие стереотипы взаимоотношений в коллективе.

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.

Большую роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играет служба персонала компании и психологи, занимающиеся разработкой проблем вхождения в коллектив новых сотрудников. В результате их деятельности разрабатывается целый комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.

Комплекс состоит из двух частей:

  • разработанный специалистами службы занятости каталог профессиограмм;
  • комплекс профессиональных тестовых методик для исследования личностных и профессиональных качеств человека.

Профессиограмма это всестороннее описание профессий, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях. В нее входят и требования, которым должен отвечать исполнитель.

Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики.

Исследование профессиональных и личностных качеств соискателя включает тестирование на профпригодность, изучающее знания, навыки, умения и профессиональные качества кандидата на должность; и карту личности, которая характеризует человека в социальном (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность профессиональной деятельностью), психологическом (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявления воли) и физиологическом аспектах (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем).

Для составления карты личности используются профессиональные тестовые разработки.

При сопоставлении полученной карты личностных и профессиональных характеристик с существующими профессиограммами выявляется не только психологическая совместимость работника данной специальности, но и его профессиональная пригодность.

Дальнейший анализ полученных результатов позволяет разработать комплекс рекомендаций для соискателя вакансии и работодателя для наиболее гармоничного вхождения человека в команду, исходя из его психологических особенностей и максимального использования его ресурсов и возможностей, уже буквально в первые рабочие дни.

Здесь учитываются: способы и возможности усвоения кандидатом новых объемов работ; реакции на неизбежный стресс, коим является переход на новое место работы; способы установления новых контактов и связей; ожидания оценки результатов труда и многое другое, из чего состоит профессиональная и психологическая адаптация на новом рабочем месте.

Опыт нашего агентства показывает, что использование комплекса профессиональной и психологической адаптации нового специалиста оказывается более эффективным и экономичным, чем неудачное завершение испытательного срока и поиск новых и новых кандидатов на освободившуюся вакансию.

Успешное прохождение этапа адаптации специалиста позволяет в достаточно короткие сроки ожидать от него конструктивных результатов на благо развития компании.

Елена Малинина

Рекомендуем к просмотру

ЕГЭ по обществознанию 2021 задание 24: номер 20

Понятие «адаптация» — это приспособление организма к внешним условиям. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. В любом случае адаптация всегда направлена на достижение внутренней цели индивида, то есть удовлетворение первичных, вторичных и экзистенциальных потребностей. Этого он достигает через процессы приспособления к природной и социальной средам, в том числе и через саморегуляцию, то есть подчинение высших (самых необходимых в данный момент времени) интересов индивида низшим интересам. В зависимости от целей индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации: первый состоит в достижении равновесия при удовлетворения всех видов потребностей; второй исход адаптации заключается в получении наслаждения и отсутствии страданий; и третий адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе.

Понятия «неадаптивность» раскрывается несоответствием между поставленными целями и достигнутыми результатами. Такое состояние неизбежно и неустранимо, но в нём проявляются не только негативные, но и прогрессивные тенденции. Так как достижение адаптивности — это источник динамического существования индивида, его развития, и, если цель не достигнута, то это побуждает индивида продолжать активность в данном направлении и достигать цели.

Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы через сближение целей их деятельности, сближение ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Процесс адаптации к окружающей социальной среде идёт непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида. Первые уроки социального приспособления (социальной адаптации) к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

Автор пишет, что процесс адаптации обычно связывают с кардинальными изменениями в жизни индивида. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три жизненных урока, в ходе которых ребёнок получает навыки приспособления к взаимодействию с людьми, и кратко поясните, как это происходит в каждом названном вами случае.

Адаптация — что это такое

Главная / ЧАстые ВОпросы

18 января 2021

  1. Адаптация — это…
  2. В биологии и психологии
  3. Виды адаптации
  4. Адаптационные возможности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин адаптация применяется в различных сферах (биологии, психологии, социологии и др.).

Он весьма многоплановый и поэтому вызывает ряд вопросов, включая главный — что это вообще такое.

Сегодня мы поговорим про адаптацию, ее виды, области применения термина и значение адаптации в процессах естественного отбора.

Адаптация — это…

Если говорить простым языком о том, что такое адаптация, то можно ограничиться одним словом – «приспособление». Именно так переводится этот термин с латинского языка.

Речь идет о приспособлении человека, как живого существа, к условиям окружающей среды. Процесс адаптации начинается с первой минуты жизни индивида, когда он делает первый вдох, и заканчивается в момент смерти.

Синонимами «адаптации» являются следующие слова: врабатывание, приспособленчество, упрощение, коадаптация, изменение, акклиматизация, аккомодация, привыкание.

Явление адаптации направлено на выполнение своей основной задачи – поддержание гомеостаза. Последний, в свою очередь, представляет собой перманентный (неостанавливающийся) процесс регулирования баланса в организме с целью выживания. В данном случае под организмом мы понимаем единство тела и психики.

Например, человек привыкает существовать в определённых условиях – люди, климат, работа и т.д. Когда эти условия изменятся, ему придется привыкать к новизне: перестраивать свои старые привычки, приобретать новые качества, способы поведения, менять образ жизни в целом. И все это для того, чтобы чувствовать себя хорошо во всех аспектах.

Другой пример адаптации: если вы захотите резко встать из положения лежа, то, скорее всего, ваша голова закружится. Так происходит, потому что кровь устремляется в нижние конечности: кровоток, идущий к сердцу, уменьшается в объеме, давление падает.

Чтобы убрать головокружение, организм «нагоняет» давление сужением сосудов, сердце начинает стучать чаще, чтобы адаптировать организм к новому положению тела. Через несколько секунд все неприятные ощущения уходят.

Адаптация в биологии и психологии

Изначально феномен гомеостаза изучали только с биологической точки зрения: ученые исследовали, каким образом организм поддерживает постоянство внутренней жизнедеятельности.

Адаптация в биологии – это процесс, направленный на обеспечение вышеупомянутого постоянства при изменяющихся внешних условиях.

Например, если вы привыкли жить на местности с низкими температурами, то переехав в страну с жарким климатом, можете почувствовать некоторое недомогание (нарушение гомеостаза). Все физиологические ресурсы будут задействованы, чтобы восстановить баланс.

Уже через несколько дней организм перестроит свою деятельность под имеющиеся условия – привыкнет к климату (произойдет акклиматизация), и ваше самочувствие улучшится (восстановится гомеостаз).

Позднее Жан Пиаже перенес теорию адаптации из биологии в психологию. С его точки зрения, адаптация в психологии – это процесс, который включает в себя два способа регуляции психического гомеостаза:

  1. ассимиляция – внедрение внешних факторов во внутреннюю среду. Например, когда вы что-то внимательно изучаете и применяете на практике, происходит ассимиляция знаний – включение их в вашу когнитивную сферу.

    Или пример с ассимиляцией в контексте воспитания – то, чему учат родители детей, откладывается «на подкорку» и в будущем становится их установками;

  2. аккомодация – изменение индивидом собственных когниций для успешного существования в среде. В этом случае человек не привыкает к тому, что есть, а меняет себя, перестраивает то, что уже есть – вырабатывает новые способы поведения и реакций.

    Например, когда женщина становится матерью, она перекраивает многие свои привычки.

Таким образом, психологическая адаптация представляет собой равное соотношение двух векторов интеллектуальной деятельности человека.

Виды адаптации

Как было упомянуто выше, адаптация – это приспособление человека к среде.

Современная наука выделяет 5 видов рассматриваемого явления:

  1. Биологическая – приспособление к внешним условиям в процессе эволюции (что это?) путем изменения обмена веществ и функций органов. Например, древнейшие люди, жившие в условиях дикой природы, имели головной мозг объемом около 550 кв.см.

    Для сравнения – у современного индивида объем мозга достигает 1800 кв.см. Можно сказать, что человек умнел на протяжении многих миллионов лет, благодаря прогрессу: мозг рос вместе с развитием цивилизации.

  2. Физиологическая адаптация – перестройка органических функций в соответствии с изменениями окружающей среды. В пример можно привести зрительную адаптацию: если вы выключите свет в ночное время суток, то первые несколько минут не будете ничего видеть.

    Затем глаза привыкнут к темноте, и вы начнете различать окружающую вас мебель и предметы. Сюда же можно приписать акклиматизацию, о которой речь велась выше.

  3. Социально-психологическая – включение личности в социум (семью, класс, коллектив, сообщество и т.д.). В процессе адаптивного поведения индивид подстраивается под общественные нормы и правила, перенимает ценности и морально нравственные принципы, гармонично вливается в новое пространство.

    Здесь примером может служить ситуация, когда ребенка устраивают в детский сад. Сначала мама приходит с малышом в группу на пару часов, потом оставляет его с детьми на это же время одного, далее время пребывания в саду увеличивается.

    Так, постепенно ребенок приучается быть в коллективе без мамы, привыкает к установленным правилам.

  4. Профессиональная адаптация – примыкание личности к профессии (трудовой деятельности), установление гармоничных отношений с деятельностью и коллегами. Однако в процессе приспособления может наступить адаптационный кризис, который связан с несоответствием ожиданий и реальности.

    В этом случае человеку может понадобиться помощь психолога или наставника, чтобы войти в профессиональную среду более комфортно.

  5. Адаптация персонала – знакомство новых работников с условиями, нормами, правилами и задачами труда, вливание в сформированный коллектив.

    Это важная стадия, которую необходимо учитывать всем работодателям: новый сотрудник может показывать низкую производительность не по причине нехватки знаний, а из-за испытываемого стресса в связи с новой для него ситуацией.

Адаптационные возможности

Важно отметить, что люди могут обладать разной степенью адаптации в любом ее виде. Чем выше этот уровень, тем комфортнее чувствует себя личность по жизни.

Ей с легкостью даются новые знакомства, она быстро осваивается в новом коллективе, на новом месте, безболезненно и быстро переживает перемены на личном и профессиональном фронте.

Низкий уровень адаптационной возможности доставляет индивиду психические страдания. Особо чувствительные натуры могут даже физически заболеть из-за невыносимости новизны.

Однако если возможности изменить ситуацию под себя не предвидится, то со временем человек приспособится к тому, что есть – найдет для себя оптимальный стиль поведения. Это естественное развитие события.

В случае когда индивид не может приспособиться к жизненным обстоятельствам и всячески сопротивляется им долгое время, возникает риск заболеть неврозом (что это?) – обратимым психическим расстройством.

Интересно, что невротические симптомы также представляют собой адаптацию, но в извращенной форме. В этом случае человеку поможет либо изменение стрессовых обстоятельств, либо их принятие.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Адаптация к изменениям

Адаптация — это термин, относящийся к способности приспосабливаться к новой информации и опыту. Обучение — это, по сути, адаптация к нашей постоянно меняющейся среде. Благодаря адаптации мы можем принять новое поведение, которое позволяет нам справляться с изменениями.

Как происходит адаптация

Согласно теории Жана Пиаже, адаптация была одним из важных процессов, управляющих когнитивным развитием. Сам процесс адаптации может происходить двумя способами: через ассимиляцию и аккомодацию.Взаимодействие с другими людьми

Ассимиляция

При ассимиляции люди принимают информацию из внешнего мира и преобразовывают ее, чтобы соответствовать своим существующим идеям и концепциям. Люди обладают ментальными категориями информации, известными как схемы, которые используются для понимания окружающего мира.

При обнаружении новой информации ее иногда легко ассимилировать в существующую схему. Думайте об этом как о ментальной базе данных. Когда информация легко вписывается в существующую категорию, ее можно быстро и легко ассимилировать в базе данных.

Однако этот процесс не всегда работает идеально, особенно в раннем детстве. Один классический пример: представьте, что очень маленький ребенок впервые видит собаку. Ребенок уже знает, что такое кошка, поэтому, когда он видит собаку, он сразу же принимает ее за кошку. В конце концов, это вписывается в ее существующую схему для кошек, поскольку они обе маленькие, пушистые и имеют четыре лапы. Исправление этой ошибки происходит в следующем процессе адаптации, который мы рассмотрим.

Жилье

В приспособлении люди также адаптируют новую информацию, изменяя свои мысленные представления, чтобы соответствовать новой информации.Когда люди сталкиваются с информацией, которая является совершенно новой или бросает вызов их существующим идеям, им часто приходится формировать новую схему, чтобы приспособить информацию или изменить свои существующие ментальные категории.

Это очень похоже на попытку добавить информацию в компьютерную базу данных только для того, чтобы обнаружить, что не существует ранее существовавшей категории, которая подходила бы для данных. Чтобы включить его в базу данных, вам нужно будет создать новое поле или изменить существующее.

Для ребенка из предыдущего примера, который изначально думал, что собака — это кошка, он может начать замечать ключевые различия между двумя животными.Один лает, а другой мяукает. Один любит играть, а другой хочет спать весь день. Через некоторое время она приспособит новую информацию, создав новую схему для собак и в то же время изменив существующую схему для кошек.

Неудивительно, что процесс адаптации оказывается намного сложнее, чем процесс ассимиляции. Люди часто сопротивляются изменению своих схем, особенно если это связано с изменением глубоко укоренившихся убеждений.

В заключение

Процесс адаптации — важная часть когнитивного развития.Благодаря адаптивным процессам ассимиляции и приспособления люди могут воспринимать новую информацию, формировать новые идеи или изменять существующие, а также принимать новые формы поведения, которые делают их более подготовленными к взаимодействию с окружающим миром.

Адаптация | Психология вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Указатель, Схема)


Эту статью нужно переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов..
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете ..

nbsp; v · d · e;

Биологическая адаптация — это анатомическая структура, физиологический процесс или поведенческая черта организма, которая эволюционировала в течение короткого или длительного периода времени в процессе естественного отбора, так что это увеличивает ожидаемый долгосрочный репродуктивный успех организма. . Термин адаптация также иногда используется как синоним естественного отбора, но большинство биологов не одобряют его использование.Организмы, адаптированные к окружающей среде, способны:

  • получить воздух, воду, пищу и питательные вещества
  • справляется с физическими условиями, такими как температура, свет и тепло
  • защищаются от своих естественных врагов
  • воспроизвести
  • реагируют на изменения вокруг них

Адаптации позволяют живым организмам справляться со стрессами и давлением окружающей среды. Одна из распространенных форм физической адаптации — это акклиматизация. Акклиматизация позволяет организму выжить в новой среде.Адаптация может быть структурной или поведенческой. Структурные адаптации — это особые части тела организма, которые помогают ему выжить в естественной среде обитания (например, цвет кожи, форма, покров тела). Поведенческие адаптации — это особые способы поведения конкретного организма для выживания в естественной среде обитания. Физиологические адаптации — это системы, присутствующие в организме, которые позволяют ему выполнять определенные биохимические реакции (например, производство яда, выделение слизи, способность поддерживать постоянную температуру тела).

Организмы, которые не адаптированы к окружающей среде, должны будут либо покинуть среду обитания, либо вымрут. Термин «вымирание» в контексте адаптации просто означает, что уровень смертности для всего вида (популяции, генофонда …) превышает уровень рождаемости в течение достаточно длительного периода, чтобы вид исчез; благодаря индивидуальной фенотипической пластичности особи будут более или менее успешными.

Адаптация может быть плохо отобрана, преимущество, которое она дает по сравнению с уменьшающимися поколениями, вплоть до адаптации, которая становится препятствием для долгосрочного выживания вида.Это называется дезадаптацией и может применяться как к людям, так и к животным в таких областях, как биология, психология (где это применимо к поведению и другим изученным механизмам выживания) и других областях.

Между адаптацией и акклиматизацией большая разница. Адаптация происходит на протяжении многих поколений; Обычно это медленный процесс, вызванный естественным отбором. Акклиматизация обычно происходит в течение одной жизни и помогает справиться с менее опасными проблемами. Например, если бы человек переместился на большую высоту, дыхание и физическая нагрузка стали бы проблемой, но, проведя время в условиях большой высоты, можно приспособиться, к давлению и функциям, и больше не замечать изменений.

Жан-Батист Ламарк

Теория адаптации была впервые выдвинута Жан-Батистом Ламарком. Его теории также называют наследованием приобретенных черт.

Теория Ламарка какое-то время считалась альтернативным научным объяснением эволюционных изменений, наблюдаемых Дарвином в книге Происхождение видов . Классическая аналогия с жирафом предлагает лучшее различие между ними.

  • Согласно Дарвину, у жирафов с длинной шеей размножается больше, чем у жирафов с короткой шеей, и поэтому у жирафов сегодня длинная шея.
  • Согласно Ламарку, жирафы вытягивали шеи в ответ на более высокие листья, в результате чего у жирафов были длинные шеи. (Эта черта передается следующему поколению)

Хотя ни одна из теорий в ее концепции не могла дать полного описания механизма передачи изменчивости признаков (то есть наследования частиц), многие сразу же после публикации признали теорию Дарвина более точной. полная и эмпирически подтвержденная теория.С тех пор современная генетика установила фундаментальную неправдоподобность наследования по Ламарку из-за одностороннего характера транскрипции. Однако см. Эпигенетику и балдвиновскую эволюцию, чтобы узнать об аналогичных процессах в современной эволюционной теории.

Возможна ли психологическая адаптация? — Эволюционная психология: исследуя важные вопросы

К концу этой главы вы сможете…

  • Определите разницу между физической и психологической адаптациями
  • Определите структурные и поведенческие адаптации
  • Перечислите реальные примеры приспособлений
  • Объясните, как животные использовали адаптации и как они могут быть связаны с людьми
  • Объясните, зачем нужны эти адаптации

Физическая и психологическая адаптации: в чем разница?

Что такое адаптация? Как правило, адаптация — это эволюционная модификация, которую вид развивает, чтобы лучше выжить в различных средах.Адаптации можно разделить на две категории: структурные адаптации, и поведенческие адаптации. Строение — это физические особенности организма, такие как павлины с их впечатляющим оперением или жирафы с их длинной шеей. В то время как поведенческие адаптации — это невидимые изменения, которые помогают организму выживать и передавать гены, как птицы, мигрирующие каждую зиму. Это также можно определить как функциональные или когнитивные черты, такие как выбор партнера, который может различаться в зависимости от вида.

Адаптации : Развитые решения конкретных проблем, которые прямо или косвенно способствуют успешному воспроизведению.

Источник: https://linktothepost.tumblr.com/image/30157361864

Чтобы лучше вписаться в окружающую среду, животные и люди могут со временем меняться, чтобы увеличить свои шансы на выживание и, следовательно, увеличить скорость воспроизводства. Через длительные периоды времени это может привести к физическим и биологическим изменениям всего вида этого организма.Хорошим примером организмов, претерпевающих физические изменения, чтобы лучше адаптироваться к окружающей среде, были зяблики Дарвина. По их внешнему виду было очевидно, что каждый вид физически адаптировался к окружающей среде в соответствии с их географическим положением. Это включало цвет их перьев, форму клюва, тон голоса и общую форму их тела. Павлины также приспосабливаются структурно; структурная адаптация — это физические особенности, такие как клюв у птицы или мех у медведя.

Получено с: https: // www.youtube.com/watch?v=vnmPdHmRv9o

Поведенческие и различные типы психологической адаптации

У разных видов есть различные типы адаптации, которые помогают им процветать и выживать. Например, бобр строит бобровую плотину, чтобы привыкнуть к окружающей среде, и ему необходимо собирать ресурсы, поскольку они живут как в воде, так и на суше. Как уже упоминалось ранее, некоторые адаптации являются структурными, а другие — поведенческими. Бобры обладают различными физическими особенностями, которые помогают им адаптироваться как к воде, так и к суше, например, их перепончатые задние лапы и большой плоский чешуйчатый хвост помогают им плавать.Однако их хвост также помогает им накапливать жир и терморегулировать. Что касается их меха, он помогает им защищаться от холодной воды или на суше. Другая адаптация бобров к полуводному образу жизни включает в себя их глаза, уши и ноздри, которые помогают им выжить в новой среде, в которую они путешествуют. Поведенческая адаптация — это то, что организмы делают, чтобы выжить в окружающей среде, в которой они находятся.

Адаптации — результат эволюции. Другой пример — птицы, не у всех птиц клювы имеют одинаковую длину.Одна птица потенциально может родиться с более длинным клювом, чем клюв других птиц этого вида, и их длинный клюв помогает им ловить больше еды, потому что, если птица может поймать больше еды, она, вероятно, станет более здоровой. Птицы, у которых клюв длиннее, и у них больше корма, поэтому они более здоровы, могут жить дольше и, вероятно, будут больше размножаться. В результате птица может передать ген более длинных клювов своему потомству и, по-видимому, жить дольше и продолжать передавать гены будущему потомству для передачи по наследству из поколения в поколение.Адаптация может происходить из-за генных мутаций или случайных изменений. Кроме того, со временем животные, которые лучше приспособлены к окружающей среде, выживают и размножаются. С другой стороны, животные, которые плохо адаптированы к окружающей среде, могут не выжить и передать хорошие генные черты будущему потомству. Характеристики, которые, как считается, помогают видам выжить в окружающей среде, передаются будущим поколениям, а те характеристики, которые не считаются полезными, будут постепенно исчезать.

Цитируется ниже Цитируется ниже

Одним из примеров психологической адаптации является утреннее недомогание у беременных женщин. Обычно это наблюдается в течение первого триместра, и после того, как у плода развиваются многие из его основных органов, симптомы обычно исчезают. У женщин с более тяжелым заболеванием, как правило, меньше выкидышей и меньше врожденных дефектов в молодом возрасте по сравнению с беременными женщинами с более легкими симптомами.Данные различных исследований показывают, что это пример улучшения физической формы , где женщины развили такое поведение, чтобы иметь более здоровое потомство. В то время как в дикой природе животные редко, если вообще когда-либо, вступают в брак с родителями или братьями и сестрами, и в то же время люди испытывают отвращение к инцесту — будь то из-за религии или культуры; Было показано, что это обычная перекрестная культура отвращения. В отношении воспроизводства инцест не способствует повышению физической формы, поскольку инцест вызывает деформации, которые негативно влияют на физическую форму.Страх перед змеями можно рассматривать как еще одну психологическую адаптацию, поскольку Оман и Минека (2003) рассматривают несколько линий доказательств, которые предполагают, что этот страх встречается в разных культурах и у разных видов.

Улучшение приспособленности показывает, насколько хорошо вид способен выживать и воспроизводиться в окружающей среде.

Пауки и змеи всегда возглавляют список людей, которые обладают естественным чувством отвращения и страха. Даже до такой степени, что это слово могло быть причиной ненависти к этому виду.Это подготовленное обучение страху: определенные некогнитивные сигналы, обладающие высокой устойчивостью к исчезновению, чтобы знать, когда следует бояться конкретного животного. С эволюционной точки зрения связывание пауков с реакцией «бей или беги» — это селективное преимущество для выживания людей. Тем не менее показано, что укусы пауков не смертельны, поскольку их яд не развился до такой степени, чтобы они могли причинить вред людям; однако это знание не имеет значения, поскольку у нас все еще есть врожденный страх перед пауками.

Итак, семьдесят шесть студентов-психологов начального уровня показали 60 полутоновых изображений пауков, жуков, ос / пчел и мотыльков / бабочек, и все они были показаны в случайном порядке, и каждый студент должен оценить свой страх, отвращение и то, насколько опасно, по их мнению, животное. был оценен по 10-балльной шкале (от 0 = совсем нет до 9 = очень).Было показано, что пауки были более опасными, чем пчелы / осы, жуки и бабочки / мотыльки, с рейтингом 3,61 +/- 2,44. Наряду с тем, что пауки являются высшей категорией как для отвращения, так и для опасности с 4,80 +/- 2,46 и 3,56 +/- 2,06 соответственно.

Даже студенты с низким уровнем страха перед пауками по-прежнему считают, что они боятся пауков, а не пчел / ос и жуков. Скорее всего, это связано с тем, что бритье пауков было связано с непредсказуемым и неконтролируемым поведением. Как известная цитата: «Увидеть паука в комнате не страшно.Страшно, когда он исчезает ». Пауки действительно особенные, поскольку врожденный страх перед ними мог быть причиной того, что прошлые люди выжили так долго, и теперь мы адаптировали эти черты психологически, и мы боимся пауков по сей день из-за этого.

Психологическая значимость; Применимо ли это к людям?

В то время как все эти примеры основаны на животных и их адаптациях, которые лучше известны и понятнее, адаптации для людей более тонкие и иногда даже не показаны.Однако у людей есть некоторые виды адаптации, которые лучше проявляются, когда представлены или рассказываются правильные типы окружающей среды. Ученые-эволюционисты пытались определить различные типы адаптации, и цель повышения физической формы должна быть причиной адаптации. Тем не менее, они все еще хорошо понимают, как человеческие адаптации могут быть выражены, например, они хорошо помогают людям в их выживании и приводят к большему репродуктивному успеху. Адаптации должны быть универсальными, и в отношении них предполагается, что они разделяют одну и ту же основную человеческую природу.Более того, они будут синхронизированы с определенными средами, например: трением кожи, чтобы активировать мозоли в руках и ногах. Адаптации также должны быть эффективными или экономичными, поэтому они лучше подходят для людей. Но какие виды адаптации действительно полезны для людей, если они должны быть эффективными и экономичными? Психологическая адаптация необходима для обеспечения выживания и продолжения рода, чтобы гарантировать выживание генов человека. Выживание генов — конечная цель для всех организмов.Психологическая адаптация не только увеличивает шансы на выживание, но и исправляет любые ошибочные мутации, которые не приносят пользу организму.

Что ж, человеческие адаптации в основном психологические, а не поведенческие или физические. Поскольку мы уже достигли уровня, когда мы можем не беспокоиться о сборе еды, поиске убежища или поиске партнера. Есть определенные типы адаптации, которым оба пола научились, чтобы выжить; будь то они сами или их детище.У женщин возникло утреннее недомогание, чтобы защитить своего будущего ребенка от болезней, и как мужчины, так и женщины испытывают естественный страх перед змеями, чтобы защитить себя.

Однако они все же относятся к поведенческой адаптации, а не к психологической. Он охватывает всю человеческую природу, чтобы перемещать нас в нашей собственной среде, люди развили различные типы адаптации, чтобы жить: мышцы ног, большие пальцы ног, осанка скелета.

Список литературы

Адаптации к полуводной жизни.(нет данных). Получено с https://beaversinengland.com/beaver-biology/beaver-biology-2/#:~:targetText= Адаптации к полуводной жизни, и помочь им в терморегуляции.

Бусс, Д. (2019). Эволюционная психология: новая наука о разуме. Психология Press.

Гердес, А. Б. М., Уль, Г., и Альперс, Г. В. (2009). Пауки особенные: страх и отвращение, вызываемые изображениями членистоногих. Эволюция и поведение человека, 30 (1), 66–73. https: // doi- org.ezproxy.kpu.ca:2443/10.1016/j.evolhumbehav.2008.08.005

Клейндорфер, Зяблики С. Дарвина и естественный отбор на Галапагосских островах. Получено с https://earthwatch.org/expeditions/darwins-finches-and-natural-selection-in-the-galapagos

.

Высшая школа науки 101. (2018, 12 августа). Типы адаптации [Видео файл]. https://www.youtube.com/watch?v=vnmPdHmRv9o

Структурные и поведенческие адаптации — NatureWorks. (нет данных). Получено с https://nhpbs.org/natureworks/nwep1.htm#:~:targetText= Поведенческие адаптации — это вещи, результат эволюции.& targetText = Адаптации обычно происходят из-за того, что ген мутирует или изменяется случайно!

Источники фотографии:

Бобры как экологические партнеры. (нет данных). Получено с https://www.nwf.org/Magazines/National-Wildlife/2017/Aug-Sept/Conservation/Beaver-Ecopartners.

Шетти Р. и Шетти Р. (1969, 1 октября). DBA Press. Получено с https://dbapress.org/peacock-indias-blue-featured-beauty/amp/.

Что такое психологическая адаптация?

Что такое психологическая адаптация?

Психологическая адаптация — это функциональный компонент нервной системы, решающий определенную репродуктивную проблему.Обработка информации — это в высшей степени абстрактная область, в которой, как считается, действуют психологические адаптации. То есть считается, что репродуктивные проблемы, решаемые нервной системой, лучше всего охарактеризовать как проблемы обработки информации. Обычно считается, что компьютерные алгоритмы в широком смысле представляют собой лучшую доступную в настоящее время модель для способности психологической адаптации к обработке информации. Эта модель психологии животных частично основана на следующих наблюдениях:

Информационное содержание физической системы — это количество различных и обнаруживаемых состояний, которые эта система может принять.Таким образом, выключатель света может быть либо выключен, либо включен — два различных состояния, которые могут быть абстрактно представлены 0 и 1. Поскольку два — это минимальное количество дискретных состояний, возможное для любой системы, минимальная единица информации — бит — -представляет два состояния (например, 0 или 1). Обратите внимание, что включение и выключение света — это физическое преобразование переключателя, которое требует * энергии *. Это верно для любого изменения информационного состояния любой системы. Всякая «обработка информации» включает в себя преобразования физических систем с рассеиванием энергии.Поскольку все адаптации (например, сердца, легкие и т. Д.) Влияют на преобразования физических систем, которые включают изменение информационного состояния этой системы, все адаптации можно рассматривать как «обработку информации». НЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ИЛИ КАЧЕСТВЕННОЙ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ АДАПТАЦИЯМИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (то есть психологическими адаптациями) И ЛЮБЫМ ДРУГИМ ВИДОМ АДАПТАЦИИ!

Все адаптации влияют на физические преобразования целевых систем (например, линза фокусирует свет, мышцы перемещают кости), которые могут быть истолкованы как изменение информационного состояния целевой системы.Так что, в принципе, модель обработки информации применима ко всем адаптациям. Однако существуют количественные различия, которые позволяют эффективно отличать адаптации обработки информации от других адаптаций:

1. Высокое информационное наполнение — система может принимать большое количество различных и обнаруживаемых состояний. Например, сердце может принимать только ограниченное количество различных состояний (например, быстрое биение, медленное биение), тогда как сетчатка может принимать астрономически большое количество различных состояний (например,g., все возможные комбинации уровней активации 125 миллионов палочек и 6,5 миллионов колбочек в каждом глазу)

2. Преобразования состояний требуют небольшого количества энергии. Опять же, сердечной мышце для сокращения требуется значительное количество энергии по сравнению с количеством энергии, необходимым для активации конуса на сетчатке.

3. Преобразования состояний могут происходить очень быстро. Частота сокращений сердечной мышцы мала по сравнению с потенциальной частотой изменения состояния колбочек сетчатки.

Структура органов чувств животных позволяет предположить, что модель обработки информации подходит. Животные отводят сенсорам значительную часть тканей. Кожа содержит чрезвычайно высокую плотность тактильных рецепторных клеток, которые могут индивидуально изменять состояние в ответ на прикосновение, температуру и повреждение тканей. Например, в руке человека 17000 таких клеток на квадратный дюйм. Кроме того, энергия, необходимая для регистрации ощущения, относительно мала. Наконец, в дополнение к своей высокой пространственной плотности рецепторные клетки также обладают способностью отображать изменения с высокой степенью временного разрешения.Эти клетки связаны с мозгом нервными волокнами, которые могут сообщать об изменениях состояния примерно за 1/50 секунды. Таким образом, свойства тактильных датчиков достаточно хорошо соответствуют нашему определению адаптации обработки информации. Если мы затем примем во внимание, что животные также обладают другими сенсорами с высокой пропускной способностью, такими как глаза, уши, вкус и запах, и что каждый из них может принимать * огромное * количество возможных состояний в ответ на условия окружающей среды, мы вынуждены заключить, что животные организованы для сбора астрономических количеств информации, которая затем должна пройти дальнейшую обработку, чтобы в результате воспроизвести действия, облегчающие действия со стороны животного.Таким образом, это функции психологической адаптации: сбор информации об окружающей среде (включая сам организм), обработка этой информации для извлечения репродуктивно значимых выводов об окружающей среде (например, на меня смотрит хищник) и инициирование воспроизводства, способствующего размножению. трансформации соответствующих целевых систем (например, развернуться и запустить).

Copyright 1999-2002 Эдвард Х. Хаген

Определение адаптации в психологии.

Примеры адаптации в следующих темах:

  • Сенсорная адаптация

    • Сенсорная адаптация — это снижение чувствительности сенсорной системы, которая сталкивается с постоянным стимулом.
    • Сенсорная адаптация , также называемая нейронной адаптацией , представляет собой изменение реакции сенсорной системы, которая сталкивается с постоянным стимулом.
    • Одним из примеров сенсорной адаптации является длительное прикосновение.
    • Эти тельца быстро изменяются, и адаптируется к при добавлении стимула.
    • Это потому, что дополнительные раздражители являются новыми, и организм еще не адаптировал к ним .
  • Эволюционная психология

    • Эволюционная психология пытается понять поведение человека как результат психологической адаптации и естественного отбора.
    • Он пытается определить, какие психологические черты человека развиваются , адаптации — то есть функциональные продукты естественного отбора.
    • Точно так же, как эволюционная физиология работала над выявлением физических адаптаций тела, которые представляют «физиологическую природу человека», эволюционная психология работает над выявлением эволюционирующих эмоциональных и когнитивных адаптаций , которые представляют «психологическую природу человека».
    • Эволюционная психология происходит от теорий эволюции Чарльза Дарвина, адаптации и естественного отбора.
    • адаптивных механизмов мозга формировались с течением времени в результате естественного и полового отбора.
  • Сенсорные абсолютные пороги

    • Существует несколько факторов, которые могут влиять на уровень абсолютного порога, включая адаптацию к стимулу и индивидуальные мотивации и ожидания.
    • Сенсорная адаптация происходит, когда наши органы чувств больше не воспринимают стимул из-за постоянного контакта с ним нашего сенсорного рецептора.
    • Если вы когда-либо входили в комнату с ужасным запахом, но через несколько минут понимали, что почти не замечаете этого, значит, вы испытали сенсорную адаптацию .
    • Как и пороги, адаптация может происходить с любым смыслом, будь то забывание о том, что радио включено во время работы, или не замечая, что вода в бассейне холодная после того, как вы некоторое время плавали.
  • Интеллектуальные нарушения

    • Умственные нарушения — это нарушения развития нервной системы, характеризующиеся значительными нарушениями интеллектуального и адаптивного функционирования.
    • Умственная отсталость — это генерализованное расстройство психического развития, которое характеризуется значительным нарушением интеллектуального и адаптивного функционирования.
    • Это определяется коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70 в дополнение к дефициту двух или более адаптивных форм поведения, которые влияют на повседневную жизнь человека.
    • — значительные ограничения в одной или нескольких областях адаптивного поведения (например, общение, навыки самопомощи, межличностные навыки) в нескольких средах, и
    • В целом, люди с умственной отсталостью имеют IQ ниже 70, но диагноз может также относиться к людям, которые имеют несколько более высокий IQ, но серьезное нарушение адаптивного функционирования .
  • Как справиться со стрессом

    • Все стратегии выживания имеют цель адаптивной — снижение или преодоление стресса, но некоторые стратегии на самом деле могут быть дезадаптивными (нездоровыми) или просто неэффективными.
    • Стратегии преодоления также могут быть положительными ( адаптивные ) или отрицательными (неадаптивными).
    • Примеры адаптивного совладания включают поиск социальной поддержки у других (социальное совладание) и попытки извлечь уроки из стрессового опыта (копирование, ориентированное на смысл).
    • Упреждающее копирование — это особый тип адаптивной стратегии , которая пытается предвидеть проблему до того, как она начнется, и подготовить человека к тому, чтобы справиться с предстоящим вызовом.
    • Приведите примеры адаптивных и дезадаптивных стратегий борьбы со стрессом
  • Интеллектуальные нарушения

    • Умственная отсталость — это существенное ограничение в когнитивном функционировании человека и повседневных адаптивных формах поведения.
    • Умственная отсталость — это существенное ограничение в когнитивном функционировании человека и его повседневном адаптивном поведении.
    • Человек должен также демонстрировать дефицит адаптивного функционирования ; иметь нарушения как минимум в двух сферах жизнедеятельности, таких как самообслуживание, социальные навыки или жизненные навыки; и испытывать начало симптомов в возрасте до 18 лет, чтобы получить диагноз умственной отсталости.
    • Лица с ограниченными интеллектуальными возможностями могут испытывать трудности с усвоением социальных правил, дефицит памяти, трудности с решением проблем и задержку в адаптивных поведенческих моделях (таких как навыки самопомощи или самообслуживания).
  • Соматосенсация: давление, температура и боль

    • Эти рецепторы различаются размером поля (маленькое или большое) и скоростью адаптации (быстро или медленно).
    • Скорость адаптации относится к тому, как быстро рецептор будет реагировать на стимул и как долго эта реакция будет поддерживаться после того, как стимул будет удален.
    • Быстрая адаптация ячеек позволяет нам соответствующим образом регулировать захват и усилие.
    • Медленно адаптирующиеся ячейки позволяют нам воспринимать форму и текстуру.
  • Ранние рамки: структурализм и функционализм

    • Функционализм рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активной адаптации к окружающей среде человека.
    • Подход Джеймса к психологии был меньше связан с составом разума, а больше сосредоточен на изучении способов, которыми разум адаптируется к изменяющимся ситуациям и окружающей среде.
    • Акцент функционализма на научном исследовании адаптивных функций поведения и психических процессов продвинул изучение психологии как науки.
  • Поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ

    • Поведенческая терапия основана на идее, что неадаптивное поведение усваивается, и, таким образом, адаптивное поведение также может быть изучено.
    • Он применяет принципы оперантного обусловливания, классического обусловливания и обучения с наблюдением, чтобы исключить неадекватное или дезадаптивное поведение и заменить их более адаптивными ответами .
    • Основная предпосылка состоит в том, что человек усвоил проблемное и неадаптивное поведение, и поэтому он или она должны научиться новому поведению, которое является адаптивным .
    • Процесс моделирования предполагает, что за человеком наблюдают за другими людьми, демонстрирующими поведение, которое считается адаптивным и которое должно быть принято клиентом.
  • Ранние корни психологии

    • Функционализм рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активной адаптации к окружающей среде человека.
    • Подход Джеймса к психологии был меньше связан с составом разума, а больше сосредоточен на изучении способов, которыми разум адаптируется к изменяющимся ситуациям и окружающей среде.
    • Акцент функционализма на научном исследовании адаптивных функций поведения и психических процессов продвинул изучение психологии как науки.

Что такое теория адаптации? | Sciencing

Теория адаптации, также известная как теория выживания или выживания наиболее приспособленных, — это способность организма адаптироваться к изменениям в окружающей среде и соответственно приспосабливаться с течением времени.Адаптация происходит на протяжении нескольких поколений вида, и те черты, которые помогают отдельному животному есть и спариваться наиболее обильно, передаются из поколения в поколение до тех пор, пока весь вид не изменится, чтобы лучше приспособиться к своей среде.

История

Самым известным ученым, связанным с адаптивной теорией, является Чарльз Дарвин, чьи исследования в 1830-х годах на Галапагосских островах установили фиксированную связь между организмом и его средой обитания. До Дарвина другие ученые, такие как Эмпедокл, Аристотель, Уильям Пейли, Ламарк и Бюффон, признавали тот факт, что виды изменяются, но не полностью понимали причину этих изменений или что адаптация была непрерывным процессом без окончательной формы.Теория адаптации предложила три изменения при изменении среды обитания: отслеживание среды обитания, генетическое изменение или исчезновение. Из трех только генетическое изменение — это адаптация.

Отслеживание среды обитания и исчезновение

Отслеживание среды обитания — это когда вид следует за изменением среды обитания или находит другую среду, аналогичную той, в которой он жил раньше. Когда вид не может двигаться или меняться, в результате вид вымирает или вымирает.

Генетическое изменение

Генетическое изменение — это когда естественный отбор позволяет животному с небольшими мутациями иметь преимущество перед остальной популяцией, предоставляя им лучший доступ к пище и партнерам.Например, Дарвин заметил черепах на двух из изученных им островов. Одна популяция черепах ела пищу низко к земле. У этих черепах были короткие ноги и прямой панцирь. Когда черепахи мигрировали на другой остров, источник пищи был намного выше. Уцелели черепахи с более длинными ногами. Со временем их шеи также выросли, а их раковины приобрели округлую форму с большой бороздой спереди, которую можно было растянуть, чтобы добраться до еды. Все население на новом острове выросло, чтобы включить эти приспособления в свой вид.

Соадаптации

В случаях, когда два или более видов симбиотически связаны друг с другом для выживания, должна происходить коадаптация. Один вид производит адаптацию; другие виды должны последовать их примеру, чтобы продолжить взаимовыгодные отношения. Точно так же, если один вид полностью умирает, выжившие виды могут попытаться быстро адаптироваться, но обычно тоже вымирают.

Внутренние адаптации

Иногда адаптации могут происходить изнутри и не видны за пределами тела.Некоторые примеры этого могут включать в себя адаптацию позвоночных, способную регулировать температуру своего тела. Другим примером может быть вид, развивающий более обширную иммунную систему или улучшающий функцию своего мозга.

Междисциплинарный масштаб и участие в изменении климата

СИМОНЕТ КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОБЪЕМ И УЧАСТИЕ В ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА

1. ВВЕДЕНИЕ

Столкновение с ускорением и усилением

глобальных экологических и экономических изменений

Как источник этой проблемы

, исследования по адаптации систем

продолжают расти (Moran 2000).Адаптация к изменению климата, новая область научных исследований

, является лучшим примером этого. Тем не менее,

, несмотря на попытки быть точными, его выражение остается запутанным, и

осуждено быть таковым из-за отсутствия ясности в его определении,

, которое все еще развивается (Burton, 2002). Участвуя в движении

за лучшее разъяснение адаптации к изменению климата,

, эта статья предлагает семантическое и историческое исследование концепции адаптации

в строгом смысле посредством неисчерпывающего обзора

тех областей, в которых она остается центром внимания, например,

биология, психология, география, антропология и социология.

1.1 ЭТИМОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ

Для адаптации

происходит от латинского

apere

(привязать, прикрепить). Его прошедшая форма

,

aptus

(apte), при добавлении к объявлению locution (к, к)

создала глагол

adapare

(приспособиться к, в предвидении) (Rey, 2006) .

Заимствовано из латинского в 13 веке,

для адаптации

появилось в

в осязаемом смысле (применить), затем в абстрактном смысле (положить в

в соответствии с чем-то).Некоторые употребления глагола

исчезли (чтобы приспособиться к кому-то). Современное использование

Adapt

появилось в 16 веке, наряду с несколькими другими производными значениями

(способность, принимать или придерживаться) (Rey-Debove и

Rey, 2007). «Адаптация» происходит от средневекового латинского слова

adapatio

, использованного в 13 веке, но обобщенного на французском языке

, а затем на английском языке в 16 веке для обозначения действия

приспосабливания, смысла приспособления.Риторически термин

выражает соответствие ситуации (1578), значение, которое было возрождено в

19 веке, чтобы указать на преобразование произведения в

новую форму. В 1789 году «согласование между двумя вещами» было

— единственное определение, которое было упомянуто (Кормон, 1789). В 19 веке

, из-за расширения биологии, адаптация включала

идею модификации и, наконец, приобрела свое полное семантическое измерение

через трансдисциплинарное присвоение, особенно психологией

, и ее перенос в социологию (Taché , 2003).Антоним

inadaptation

, появившийся в 1931 году, также происходит от

латинского

inaptus

, что дает

неадекватно

или

несоответствующее

. Он по-прежнему используется в психологии

, только как

дезадаптация

(1894), (потеря адаптации) и

реадаптация

(1904).

1.2 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ АДАПТАЦИИ:

ОТ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Адаптация черпает свою концептуальную славу из теории эволюции, предмета

, который долгое время игнорировался и игнорировался.

на вопрос «Что такое жизнь?» (Смит и Вандел, 2006; Ламберт и

,

Резсохази, 2004).Одно из первых произведений, предлагающих идею

эволюции жизни путем адаптации к среде, приписывается

Анаксимандру (Obenga, 2005). Было еще несколько упоминаний в

Эмпедокл и Демокрит. Затем Аристотель рассмотрел «Влияние климата на животных

» и «Влияние среды на поведение животных

» и отстоял телеологическое видение, согласно которому все биологическое развитие

происходит в течение финального периода, предшествующего периоду. установил перспективу

: «Сама форма, которую природа придумала для руки, — это

, приспособленная к функции захвата и удержания» (Labarrière, 2005;

Аристотель, цитируется по Пивето, 1991).В раннем средневековье

Аристотелевская философия, заново открытая и переведенная, была смешана

с заповедями католической церкви Фомой Аквинским. Его влияние фиксатора

предотвратило любые дискуссии относительно наук о жизни до появления

до научного обновления в 17 веке. Связи

между естественными и живыми кругами были ограничены наблюдением

проявлений болезней при определенных условиях окружающей среды

(Moran, 2000).Появление первых теорий эволюции в

19 веке вступило в противоречие с устоявшейся концепцией жизни, которая была

, произошедшей от божественного творения. Это породило эпистемологический перелом

, и отсюда родилась адаптация. Идея

об эволюционной адаптации происходит от идеи

адаптации к естественной среде, которая является краеугольным камнем теорий Ламарка

(1809 г.) и находится под влиянием Бюффона и Мопертюи.Ламарк

видел в живых существах способность придерживаться «влияющих обстоятельств»

(набор внешних воздействий, которые сегодня реализованы в понятии окружающей среды

) в развитии определенных органических функций,

в соответствии с потребностями. Эта трансформационная адаптация воспринималась как

непрерывных усилий живущих, чтобы извлечь выгоду из среды, в которой они

развиваются. После приобретения адаптация была наследственной. Идеи

сопротивления и выживания преобладали.Окружающая среда, посвященная

сама по себе и подчиненная своим собственным законам, игнорирует живое (Canguilhem,

1952). Дарвиновское объяснение естественного отбора как развивающейся движущей силы

затмило адаптацию Ламарка, которая затем воспринималась как простой результат эволюции, а не как процесс

, прежде чем первая также зашла в тупик, столкнувшись с ней.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *