Объем внимания человека составляет – Объем Внимания — это… Что такое Объем Внимания?

Объем Внимания — это… Что такое Объем Внимания?


Объем Внимания
Объем внимания — одна из характеристик внимания — , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий — может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия — , который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов, длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения — воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.

Психологический словарь. 2000.

  • Объективный Метод В Психологии
  • Объем Кратковременной Памяти

Смотреть что такое «Объем Внимания» в других словарях:

  • объем внимания —      одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… …   Большая психологическая энциклопедия

  • объем внимания — dėmesio apimtis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aiškiai ir objektyviai suvokiamų vienu metu dalykų arba jų dalių kiekis. Pavyzdžiui, sportininko dėmesys gali apimti keletą dalykų: kūno ir jo dalių padėtį, varžovų išsidėstymą… …   Sporto terminų žodynas

  • Объем внимания — Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — 1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на… …   Толковый словарь по психологии

  • Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов …   Психология человека: словарь терминов

  • внимания объем —      одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ — Максимальное число объектов или событий, которое может быть воспринято при одном коротком предъявлении. Может измеряться при наличии субъекта, сообщающего или о числе объектов или идентифицирующего их. См объем внимания …   Толковый словарь по психологии

  • внимания нарушения — см. нарушения внимания Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ …   Большая психологическая энциклопедия

  • внимание: объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Немецкий язык В центре внимания немецкий 3 9 кл Учеб, Зверлова О.. «В центре внимания немецкий 3» -это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее  Купить за 492 руб
  • Blickpunkt Deutsch 2: Lehrbuch /Немецкий язык. В центре внимания немецкий 2. 8 класс, Зверлова Ольга Юрьевна. Курс В центре внимания немецкий создан для учащихся 7 9 классов общеобразовательных учреждений (второй этап обучения) и логически продолжает курс С немецким за приключениями (первый этап… Подробнее  Купить за 484 грн (только Украина)
  • Немецкий язык. В центре внимания немецкий 3. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Зверлова Ольга Юрьевна. `В центре внимания немецкий 3` — это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее  Купить за 484 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Объем Внимания» >>

dic.academic.ru

Объем внимания

На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психо­логических лабораториях для этой цели используется специальный прибор — тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов тахис—«быстро», скопео—«смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, циф­ры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными-, словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено.

Задание. Определить объем внимания. Необходимо на листе бумаги предварительно заготовить 6 квадратов 4Х4 (табл. 9). Затем внимательно рассмотреть первую фигуру на табл. 9 в течение 2—3 сек., не более, и по памяти постараться как можно точнее ее воспроизвести. Так последователь­но проверить себя на всех шести фигурах.

За каждый правильно помещенный кружок (или квадратик) в соответ­ствующую клетку таблицы начисляется одно очко. При получении 49 очков можно заключить, что объем внимания хороший, Если получено менее 35 очков, необходимо еще потренироваться 1—2 раза в месяц на протяжении первого полугодия, а затем возвращаться к этому упражнению по мере необхо­димости для самооценки и тренировки.

Упражнения для тренировки внимания

Прежде чем перейти к описанию упражнений для тренировки внимания, хотелось бы напомнить вам, что внимание является общим свойством пси­хики, явлений и процессов, составляющих основной объем психической дея­тельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно ор­ганизует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания оказывается невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его вни­мание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а имен­но на объекте деятельности.

Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психи­ческих процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражений, не связанных с объектом внимания.

Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности инди­вида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпосылкой целесообразной направленности как психической, так и трудо­вой деятельности личности. А направляется психическая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую зна­чимость.

Таблица 9

Тест для определения объема внимания

Для получения длительного устойчивого внимания необходимо, как мини­мум, учесть два условия. Во-первых, на сосредоточенность и устойчивость внимания влияет ваше общее самочувствие. Так, при значительном перена­пряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания, пони­жение так называемой помехоустойчивости, вы чаще отвлекаетесь на побоч­ные впечатления, становится труднее длительно удерживать свое внимание на определенном занятии.

Во-вторых, наиболее существенным условием устойчивости внимания яв­ляется возможность раскрывать в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание предмета не дает осмыс­ления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, монотонность, отсут­ствие новизны в получаемых сведениях способно притупить внимание вос­принимающего информацию.

Предлагая упражнения, выбранные нами из серии психотехнических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца — это мини­мальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты. Вот что писала одна из участниц экс­периментальных курсов быстрого чтения: «Никогда не думала, что тренировки внимания так много дадут мне, и не только для чтения. Раньше очень трудно было заставить себя читать нужную мне книгу в течение часа. Постоянно что-нибудь отвлекало. И я сама с удовольствием на эти «отвлечения» откли­калась. Теперь же очень просто, как бы внутренне приказываю себе «ра­ботать, это очень мне нужно». И незаметно для себя увлекаюсь самой рабо­той. Чтение даже неинтересной книги становится вдруг захватывающе инте­ресным. Заметила также, что на службе в конструкторском бюро мне очень просто отключиться от внешнего мира и целиком уйти в выполняемую ра­боту».

Упражнение 7.1. «Пальцы»

Сядьте удобно в кресле или на стуле. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упраж­нения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.

Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосре­доточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возмож­но также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, а мысли заняты совершенно другим.

Упражнение 7.2. «Муха»

Упражнение выполняется вдвоем с товарищем по обучению. Для упражне­ния потребуется доска (30Х30 см) с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). При­соска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально. Суть упражнения заключается в том, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд: вверх, вниз, вправо, влево — «муха» перемещается соот­ветственно команде на соседнюю клетку. Ее исходное положение—цент­ральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками игры по оче­реди.

Играющие должны, постоянно следя за перемещением «мухи», не до­пустить ее выхода за пределы игрового поля. После предварительной трени­ровки на доске игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет на своем экране мысленного взора. Если вы или ваш товарищ теряете нить игры- или видите, что «муха» покинула поле, да­ется команда «Стоп!». Вернув «муху» на центральную клетку, начинаете игру сначала.

Упражнение «Муха» требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-либо из участников хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-то постороннем, как он тут же потеряет нить игры и вынужден будет остано­виться.

Упражнение 7.3. «Стрелка»

Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упраж­нение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнару­жите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке.

Упражнение 7.4. «Созерцание зеленой точки»

Вы уже длительное время выполняете это упражнение и убедились в его эффективности . Здесь нам хотелось бы напомнить, что главная задача упражнения—достижение «ясного сознания»—решается тем проще и скорее, чем более внимательно и сосредоточенно выполняется предшествующий ему этап.

Постоянный контроль своего состояния как раз и является тем мощным обучающим фактором, который поможет решению задачи.

Упражнение 7.5. Читать неинтересную книгу

Что мы обычно читаем? То, что нам нужно, интересно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бес­полезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключе­нием своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то в общем для вас неинтересная. Внимание становится послепроизвольным. Умение «втягиваться» в любую работу, сделать ее любимой — огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды чело­веческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.

Примечание. Как мы уже отмечали ранее, упражнения для тренировки вни­мания нужно выполнять в течение 3 месяцев. Мы рекомендуем в этот период еже­дневно выполнять упражнения 7.3. «Стрелка» и 7.4. «Созерцание зеленой точки». Кроме того, попеременно через день следует выполнять упражнения 7.1. «Пальцы» и 7.2. «Муха»; упражнение 7.4. выполнять 1—2 раза в неделю.

Определение скорости чтения

Прочитайте контрольный текст № 7. Постарайтесь читать .его очень быстро и внимательно. Подсчитайте скорость чтения по известной формуле и внесите результаты в свой график роста скорости чтения.

Контрольный текст № 7 Объем 4600 знаков

«ТРОЙКА»

Современники называли его «Некрасовым живописи». Подобно некрасов­ской, муза художника Василия Григорьевича Перова всегда была «печаль­ной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков…». На его картинах с невиданной дотоле силой находила отражение горькая жизнь простых русских людей, обреченных на нищету, бесправие, непосиль­ную работу. Произведения, вышедшие из-под кисти Перова, не предназнача­лись для умиротворенного созерцания и любования—они нарушали покой, будили гражданскую совесть, вызывали стремление бороться за лучшую Долю.

Особенно болело сердце художника за судьбы детей, вынужденных сыз­мальства идти «в люди», за грошовые заработки надрываться на заводах

и фабриках.

Каждый раз, встречая несчастных, голодных ребятишек, Василий Григорьевич долго не мог успокоиться. Ему казалось, что в его произведениях нет той силы, которая заставила бы людей плакать злыми слезами, гневно сжимать кулаки. Все больше и больше им овладевала мечта написать картину посвященную только детям, все яснее начинал он ее видеть. В бессонные ночи ему мерещилась зимняя, вьюжная улица, как бы отгороженная от лю­дей, от городской суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, вверх по улице дети везут на салазках огромную бочку с водой. Они выбились из сил, ледяной ветер проникает сквозь их ветхую, дырявую одежду, но они все идут, тянут тяжеленную поклажу. Бочка едва не соскользнула с обледе­нелых саней — хорошо, что случайный прохожий удержал ее сзади.

По утрам Перов выходил из дома и подолгу бродил по московским ули­цам, наблюдал, делал наброски, мучительно размышлял, нащупывая компо­зицию, которая никогда не давалась ему легко. Он уже знал: детей будет трое. Картину так и назовет: «Тройка». Ученики-мастеровые везут воду». Но пока Василий Григорьевич написал только двух ребятишек, а вот образ третьего никак не мог найти.

«Долго я его отыскивал, но, несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался,— писал позднее Перов в рассказе «Тетушка Марья» (он был и талантливым писателем).—Однако раз весной, это было в конце апреля, в великолепный солнечный день я как-то бродил близ Тверской заставы… В опустелом сторожевом доме с заколоченными окнами, на полуразвалившем­ся крыльце я увидел большую толпу усталых пешеходов. Иные из них сидели и пережевывали какое-то подобие хлеба, другие, сладко заснув, разметались под теплыми лучами блестящего солнышка. Картина была привлекательная! Я стал вглядываться в ее подробности и в стороне заметил старушку с маль­чиком. Старушка что-то покупала у вертлявого разносчика. Подойдя ближе ‘к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал».

Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать мальчика:

она боялась, что это великий грех. И только за хорошую плату она, наконец, согласилась прийти в мастерскую.

Двенадцатилетний паренек позировал спокойно. Перов писал горячо, бы­стро, а старушка, которая на самом деле оказалась гораздо моложе, чем предполагал поначалу художник, тихо рассказывала, что похоронила мужа, детей и что у нее остался только Васенька — единственная ее радость.

Вскоре после этой встречи картина была окончена и предстала перед зрителями на одной из выставок. Перенесенная на полотно такая обычная для московских улиц той поры сценка, по отзывам современников, «разрывала сердца». «Кто из нас,— писал критик В. Стасов,— не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице, на салазках, громадный чан с водой?.. Выражение безысходных страданий, следы вечных побоев нарисовались на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжком повороте их голов, в из­мученных глазах…» Художник намеренно приглушил колорит картины, ис­пользовал в основном темные тона, вызывающие тревожное настроение, боль.

«Тройку» купил Павел Михайлович Третьяков. А через несколько лет на квартиру Перова пришла однажды какая-то старушка. Художник сначала не узнал ее: так она изменилась! Гостья долго не могла произнести ни слова:

не переставая, плакала. Потом рассказала, что сын ее умер от оспы, а она,

схоронив его, распродала свое нехитрое имущество, проработала зиму у ба­рина, скопила немного деньжонок и вот теперь пришла, чтобы купить кар­тину, «где был списан ее сынок». Перов ответил, что картина ему уже не принадлежит, но посмотреть ее можно, и повел старушку в галерею Третьякова.

«Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убеди­тельно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину,— вспоми­нал Перов.— Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть мо­жет, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было пред­положить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее, всплеснула руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!»—и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол…»

Василий Григорьевич пообещал тетушке Марье написать портрет ее сына и прислать ей в деревню, записал адрес. Через год свое слово он сдержал. В ответ получил благодарное письмо, в котором сообщалось, что она «лик Васеньки повесила к образам и молит бога о его успокоении». «Вот прошло добрых пять или шесть лет, а и доныне нередко передо мной проносится образ маленькой старушки с ее маленьким личиком, изрезанным морщинка­ми, с тряпицей на голове и с заскорузлыми руками, но великой душой». Так Перов заканчивает историю, связанную с его бессмертной «Тройкой».

Т. Иванова // Агропромышленный комплекс России.—1988.—№ 2.

studfile.net

внимания объем — это… Что такое внимания объем?


внимания объем

     одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/— 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ
(англ. attention span) — один из первых показателей, которые пыталась измерить экспериментальная психология. Выделяются 2 основные традиции. 1. Интроспекционисты интерпретировали В. о. в терминах содержания сознания и определяли его как количество объектов, которые одновременно обладают атрибутом ясности. Так, в эксперименте Гленвилла и Далленбаха (1929) испытуемые сообщали, видят ли они предъявляемое скопление точек одинаково отчетливо или какую-то часть яснее. Т. о. измеряемый В. о. м. б. равен 18 точкам. 2. Более распространено отождествление В. о. с объемом восприятия (и даже с объемом кратковременной памяти): за В. о. принимается то количество объектов, которые м. б. правильно восприняты при кратковременном одновременном предъявлении. В. о. зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала, опыта субъекта. При экспозиции зрительных стимулов в 0,1 с средний В. о. составляет ок. 7 отдельных объектов. При наличии смысловой связи или возможности группировки объектов В. о. возрастает. При этом упражняемость В. о. на разрозненные элементы ограничена, а на смысловые сочетания — высока. Величины В. о. будут существенно отличаться при разных задачах (определить количество элементов, назвать их, назвать их и указать цвет и т. д.). Подавляющее большинство экспериментов по В. о. выполнено на зрительном восприятии: при осязании помехой является различная чувствительность участков кожи, при слухе — маскировка одного звука др. при одновременном их предъявлении. По меткому замечанию Р. Вудвортса, «то, что м. б. нами измерено, не является даже объемом восприятия. Это объем восприятия и сообщения о воспринятом». Действительно, измерение В. о. усложняется активным вмешательством процессов памяти, речи. В. о. м. б. определен и как площадь настройки, что вытекает из одной трактовки самого внимания. Т. о., с теоретической т. зр., понятие В. о. достаточно спорно, что, однако, не мешает его использованию, напр., в психодиагностике. См. Внимание, Оперативное поле зрения. (И. А. Мещерякова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • фиксация влечения
  • объем внимания

Смотреть что такое «внимания объем» в других словарях:

  • объем внимания —      одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… …   Большая психологическая энциклопедия

  • внимания нарушения — см. нарушения внимания Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Объем Внимания — одна из характеристик внимания , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит… …   Психологический словарь

  • объем внимания — dėmesio apimtis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aiškiai ir objektyviai suvokiamų vienu metu dalykų arba jų dalių kiekis. Pavyzdžiui, sportininko dėmesys gali apimti keletą dalykų: kūno ir jo dalių padėtį, varžovų išsidėstymą… …   Sporto terminų žodynas

  • Объем внимания — Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — 1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на… …   Толковый словарь по психологии

  • ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ — Максимальное число объектов или событий, которое может быть воспринято при одном коротком предъявлении. Может измеряться при наличии субъекта, сообщающего или о числе объектов или идентифицирующего их. См объем внимания …   Толковый словарь по психологии

  • Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание: объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Немецкий язык В центре внимания немецкий 3 9 кл Учеб, Зверлова О.. «В центре внимания немецкий 3» -это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее  Купить за 492 руб
  • Blickpunkt Deutsch 2: Lehrbuch /Немецкий язык. В центре внимания немецкий 2. 8 класс, Зверлова Ольга Юрьевна. Курс В центре внимания немецкий создан для учащихся 7 9 классов общеобразовательных учреждений (второй этап обучения) и логически продолжает курс С немецким за приключениями (первый этап… Подробнее  Купить за 484 грн (только Украина)
  • Немецкий язык. В центре внимания немецкий 3. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Зверлова Ольга Юрьевна. `В центре внимания немецкий 3` — это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее  Купить за 484 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «внимания объем» >>

psychology.academic.ru

Внимание. — Объем внимания.

Страница 8 из 26

Объем внимания.

Объем внимания — свойство внимания, которое определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

То, что мы избирательно направляем наше внимание на некоторую часть всех имеющихся признаков, очевидно из многих обычных ситуаций.

Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.

Если например, предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предлагатьопознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно или несколько слов. В первом случае для выполнения поставленной задачи требуется ясное восприятие каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и при недостаточно ясном восприятии некоторых букв, образующих слово.

Существенные изменения в объеме внимания наблюдаются при вариации многих других особенностей объектов. При показе, например, одноцветных букв объем внимания больше, чем при предъявлении букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом расположении букв в строке он больше, чем тогда, когда буквы размещены под разными углами друг к другу. При одинаковом размере букв они воспринимаются в большем числе, чем тогда, когда все они имеют разную величину, и т.д.

Следовательно при одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом материале. Однако если при предъявлении одних и тех же объектов усложняется задача восприятия, то объем внимания может существенно измениться. Так, если при показе букв, не составляющих слова, ставится задача указать некоторые неправильности, допущенные при написании букв, или назвать цвет каждой буквы в отдельности (при предъявлении разноцветных букв), то количество букв, рассмотренных в соответствии с данной задачей, оказывается меньшим, чем тогда, когда надо назвать их. Уменьшение объема внимания вызывается в этих случаях тем, что указанная работа требует более ясного восприятия каждой буквы в отдельности по сравнению с тем, что нужно только для опознания букв. При одном и том же материале объем внимания бывает, следовательно, неодинаковым в силу различий в задаче и характере восприятия.

Как показали многочисленные опыты (проводившиеся впервые в лаборатории Вундта и др.), объем внимания при восприятии однородных, но никак между собой по смыслу не связанных объектов (например, отдельных букв) у взрослых людей колеблется в среднем от 4 до 6 объектов.

В лабораторных условиях для выяснения объема внимания производятся следующие опыты.

Перед испытуемым ставится особый аппарат, служащий для этой цели, — тахистоскоп. В середине вертикальной плоскости этого аппарата укрепляется экспозиционная карточка, на которой нарисовано некоторое количество букв, или цифр, или каких-либо фигурок. Перед этой плоскостью находится падающая ширма, имеющая посередине прорезь, по площади равную экспозиционной карточке. До начала опыта карточка бывает закрыта нижней частью ширмы, поднятой вверх. При падении ширмы карточка на время открывается (когда мимо нее проходит прорезь в ширме) и затем вновь закрывается опустившейся верхней частью ширмы. Длительность экспозиции ограничиваетсякратким промежутком времени для того, чтобы сделать восприятие всех объектов максимально одновременным. Обычно это время не превышает 0,1 секунды, так как за такой срок глаз не успевает сделать сколько-нибудь заметных движений и восприятие объектов практически происходит одновременно. Количество объектов, воспринятых при таком кратковременном показе, и характеризует объем внимания.

Для проверки объема внимания можно использовать карточки с изображением различных предметов, предъявляемые на краткий промежуток времени (например, см. рис. 2).

Рис. 2. Объем внимания (смотреть в течение 3-4 с, затем перечислить предметы, которые запомнились)



libsib.ru

Внимание. Психология

Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания

Означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания

Нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

Объем внимания

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Переключение внимания

Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Устойчивость внимания

Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

  • интерес к материалу

  • связь изучаемого материала с потребностями личности

  • содержательность и сложность выполняемой работы

  • комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа

  • особенности личности (например, темперамент и волевые качества).

medportal.ru

Методы исследования внимания

Все методы для изучения объема внимания можно подразделить на прямые и косвенные. Прямой метод предусматривает предъявление материала (например, слов, букв, изображений предметов) в короткие промежутки времени с помощью тахистоскопа с последующим подсчетом замеченного испытуемым.

Косвенные методы определения объема внимания, как и других его свойств, являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости Чаще всего используется методика отыскивания чисел по таблицам Шульте.

Для изучения избирательности восприятия при внимании чаще всего используется методика немецкого психолога Хуго Мюнстерберга. Это буквенный текст, где нужно как можно быстрее (норматив – две минуты) подчеркнуть скрытые в нем 25 слов. Регистрируются также и ошибки — пропущенные и неправильно выделенные слова.

Тестовые задания:

  1. Память – это

1) психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности

2) отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

в) психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей

3) познавательный психическ5ий процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

2. Психические процессы памяти подразделяются:

1)запечатление

2) Хранение

3)воспроизведение

4)представление

3. Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную – это:

1) кратковременная память

2) сенсорная

3) буферная память

4) долговременная память

4. Наиболее прочно в памяти сохраняется информация:

1) осмысленная

2) вызубренная

3) малознакомая

4)неотрефлексированная

5. К свойствам памяти относят:

1) объем

2)скорость

3) устойчивость

4) точность

6. Память на абстрактный, отвлеченно — символический материал – это:

1)двигательная память

2) образная память

3) символическая память

4) эмоциональная память

7. Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира – это:

1)ощущение

2) внимание

3) восприятие

4) мышление

8. Внимание тесно связанное с волей человека, сознательно поставленной целью – это:

1) послепоизвольное внимание

2) произвольное внимание

3) непроизвольное внимание

4) моторное внимание

9. К свойствам внимания относятся:

1) объем внимания

2) скорость

3) устойчивость

4) переключаемость

10. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

1) сила раздрожителя

2) привычность

3) неожиданность

4) статичность

11. Привлечению произвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

1) новизна

2) привычность

3) речевые стимулы

4) статичность

12. Объем внимания взрослого человека составляет:

1) 5-7 простых фигур

2) 6-9 простых фигур

3) 9-11 простых фигур

4) 12-13 простых фигур

13. Вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды.

1) Генетическая

2) Импритинг

3)Буферная.

4)Двигательная.

14. Различают следующие виды внимания:

1)Генетическое

2)Произвольное

3)Абстрактное

4)Символическое

Ответы: Внимание и память

№ вопр

Ответ

№ вопр

Ответ

1

1

8

2

2

1,2,3

9

1,3,4

3

3

10

1,3

4

1

11

1,3

5

1,2,4

12

1

6

3

13

2

7

2

14

1,2

studfile.net

объем внимания — это… Что такое объем внимания?


объем внимания

     одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/— 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

объем внимания
Категория.

Характеристика внимания.

Специфика.

Показывает, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7+- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • внимания объем
  • оперативная единица восприятия

Смотреть что такое «объем внимания» в других словарях:

  • Объем Внимания — одна из характеристик внимания , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит… …   Психологический словарь

  • объем внимания — dėmesio apimtis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aiškiai ir objektyviai suvokiamų vienu metu dalykų arba jų dalių kiekis. Pavyzdžiui, sportininko dėmesys gali apimti keletą dalykų: kūno ir jo dalių padėtį, varžovų išsidėstymą… …   Sporto terminų žodynas

  • Объем внимания — Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — 1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на… …   Толковый словарь по психологии

  • Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов …   Психология человека: словарь терминов

  • внимания объем —      одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ — Максимальное число объектов или событий, которое может быть воспринято при одном коротком предъявлении. Может измеряться при наличии субъекта, сообщающего или о числе объектов или идентифицирующего их. См объем внимания …   Толковый словарь по психологии

  • внимания нарушения — см. нарушения внимания Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ …   Большая психологическая энциклопедия

  • внимание: объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Немецкий язык В центре внимания немецкий 3 9 кл Учеб, Зверлова О.. «В центре внимания немецкий 3» -это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее  Купить за 492 руб
  • Blickpunkt Deutsch 2: Lehrbuch /Немецкий язык. В центре внимания немецкий 2. 8 класс, Зверлова Ольга Юрьевна. Курс В центре внимания немецкий создан для учащихся 7 9 классов общеобразовательных учреждений (второй этап обучения) и логически продолжает курс С немецким за приключениями (первый этап… Подробнее  Купить за 484 грн (только Украина)
  • Немецкий язык. В центре внимания немецкий 3. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Зверлова Ольга Юрьевна. `В центре внимания немецкий 3` — это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее  Купить за 484 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «объем внимания» >>

psychology.academic.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *