Когда новорожденный начинает узнавать маму: Что знает новорожденный

Содержание

Что знает новорожденный

В течение последних 30 лет ученые все чаще заглядывают в детские кроватки, игровые манежи, ясли и детские сады. На свет появились уже сотни скрупулезных научных исследований, рассказывающих о том, как мыслят и учатся маленькие дети. Эти труды перевернули наши представления о младенцах, природе сознания и мозга человека.

Если вы заглянете в детскую кроватку, что предстанет вашему взору? Большинству из нас — картина невинности и беспомощности, состояние чистоты. Однако на самом деле перед нами — величайший ум, самый мощный механизм познания, когда-либо существовавший во Вселенной. Крохотные пальчики и рот – это исследовательское оборудование, зондирующее окружающий чуждый мир с еще большей точностью и методичностью, чем какой-нибудь исследователь Марса.

Сморщенные уши воспринимают шум невразумительных звуков и безошибочно превращают их в осмысленный язык. Огромные глаза, которые, кажется, смотрят вам в самую душу, и вправду глядят именно туда, распознавая ваши самые глубокие переживания. В покрытой пушком голове находится мозг, ежедневно устанавливающий миллионы новых связей. Младенцы изумительны, таинственны и по-настоящему фантастичны.

Здоровую уверенность в себе закладывают родители Общество

Здоровую уверенность в себе закладывают родители

Врожденные знания

У ученых лишь относительно недавно появилась возможность изучать живой мозг, в результате чего был сделан целый ряд важных научных открытий. Последние исследования в области психологии развития свидетельствуют о том, что буквально с первой встречи с людьми младенец начинает воспринимать их как людей.

Ученые доказали, что новорожденные отличают человеческие лица и голоса от других звуков и изображений и предпочитают их остальным. Уже через несколько дней после рождения они начинают узнавать лица близких людей, голоса и даже запахи и предпочитать их незнакомым. Похоже, что новорожденный узнает голос своей матери даже сразу после рождения благодаря тем приглушенным, но, тем не менее, достаточно внятным звукам, которые он слышит в утробе. Младенцы поворачиваются к знакомому лицу или на звук знакомого голоса и даже к подушке, с которой соприкасалась кожа матери, и отворачиваются от других лиц, голосов и запахов.

Уже в первые девять месяцев, еще до того как ребенок овладевает навыком ходить, говорить и даже ползать, он может различать выражения счастья, печали и гнева. Даже ограничения зрения новорожденных способствуют их особому вниманию к людям. То, что новорожденные младенцы не видят — это миф, но с точки зрения взрослой нормы они очень близоруки, и им трудно менять фокус, так чтобы он годился и для близких, и для отдаленных объектов. А это означает, что в фокусе у них находятся лишь те объекты, которые отдалены от них на расстояние вытянутой руки, остальные — и более близкие, и более отдаленные — они видят размыто. А это и есть то самое расстояние, которое отделяет лицо новорожденного от лица человека, который держит его. Похоже, что младенцы с самого начала устроены таким образом, чтобы видеть лица любящих их людей более отчетливо, чем все остальное.

Тридцать лет тому назад американский психолог Эндрю Н. Мелтзофф сделал поразительное открытие. Дети в возрасте одного месяца подражают различным выражениям лиц. Если вы покажете ребенку язык, он ответит вам тем же, если вы откроете рот, он откроет свой.

Сначала Эндрю проводил эти опыты с трехнедельными младенцами. Однако для того чтобы доказать, что эта способность действительно является врожденной, ему нужно было продемонстрировать, что к подражанию способны и новорожденные. Поэтому он организовал лабораторию по соседству с родильным отделением местной больницы и мог изучать младенцев, которым не было еще и суток от роду; самому младшему было всего сорок две минуты. И новорожденные тоже подражали взрослым.

Однако это поведение ребенка пока еще адресуется человеку вообще. Мама пока не имеет преимущества. Несмотря на то, что в первый месяц ребенок много спит, у него не прекращается положительная реакция на человеческий голос и человеческое лицо. Плачущего ребенка может успокоить приветливое лицо, склоняющееся над ним. Однако еще лучше его успокаивает ласковый голос, причем установлено, что женский голос действует лучше, чем мужской. Так как чаще всего человеком, успокаивающим ребенка, бывает мама, то уже в месячном возрасте в 20% случаев ребенок предпочитает маму другим окружающим.

А в трехмесячном возрасте это явление наблюдается уже в 80% случаев. Ребенок дольше смотрит на маму, начинает узнавать ее по голосу, запаху, по звуку ее шагов.

Младенец настроен на общение

Выявление признаков поведения ребенка, демонстрирующих его привязанность к маме, позволило сделать важный шаг в изучении того, что такое любовь ребенка к матери. Всем понятно, что мама должна ухаживать за ребенком: кормить его, менять подгузники, купать, носить гулять и т.д. Еще в 60-е годы во всем мире считалось, что все, что ребенку нужно от мамы – это хороший уход и забота о его здоровье. Логично было бы предположить, что и ребенок любит маму, прежде всего за то, что она его кормит и ухаживает за ним. Однако это предположение совершенно не подтверждается. Из многих проверявшихся факторов – характеристик материнского поведения — в ходе изучения только две оказались отчетливо связанными с силой любви ребенка.

Первая – это готовность мамы придти на помощь ребенку, когда он плачет, а вторая – желание и способность мамы общаться и взаимодействовать с ребенком.

Наверное, многие мамы огорчатся, узнав, что их самоотверженный уход за физическим здоровьем ребенка еще не гарантирует им его любви. Ученые наблюдали семьи, где мамы, находившиеся с ребенком весь день, придерживались политики не избаловать ребенка или по каким-то другим причинам не уделяли достаточно времени для игр и общения с малышом. При этом папы, которых дети видели гораздо реже, в основном по вечерам, после работы, с удовольствием общались и баловались с детьми. Наблюдения показали, что в присутствии мам, дети были пассивными и не очень обращали на них внимание. Однако они совершенно преображались во время общения с папами, становились активными, оживленными, постоянно ищущими контакта. Поэтому родителям очень важно помнить о том, что их младенец с первых минут рождения настроен на то, чтобы общаться, но только благодаря их поддержке он сумеет в полной мере реализовать эти способности, предусмотрительно заложенные природой, и овладеть всеми необходимыми ему в жизни навыками.

Продолжение следует…

Серия статей подготовлена специалистами Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Когда младенец начинает узнавать свою маму? И как его этому научить? | Занимашки-развивашки

«Когда он(она) начнёт меня узнавать?» — этим вопросом задаётся хотя бы раз каждая мама! Заботясь о своём маленьком сокровище, встречая с ним каждое утро и провожая закаты, невозможно об этом не думать и не мечтать… 

В различных источниках можно найти информацию о том, что ребёнок узнаёт маму с момента рождения, но в этой статье я буду опираться только на научные факты.

По запаху. 

Когда новорожденного прикладывают к груди впервые, он чувствует запах маминого молока, запах, неповторимый, непохожий на другие. Считается, что примерно к 1 месяцу малыш узнаёт маму по запаху. 

По голосу. 

Слышать голоса близких он начал ещё в утробе (ученые уже не раз говорили о том, что полезно петь песенки малышу и общаться с ним, когда он находится ещё в животике). 

Матери повезло чуть больше — малыш слушал и её сердце! Одна из причин, почему новорожденных акушерки выкладывают на живот роженицам — ребёнок слышит знакомое биение и успокаивается. 

Ещё причины здесь: для чего в роддоме малыша кладут матери на живот сразу после рождения?

Уже к 2 месяцам малыш способен различать голоса по громкости (тихий, громкий), начинает поворачивать голову к источнику звука (на обращённую речь или звучающую игрушку). 

Что касается узнавания голоса матери (когда ребёнок отличает её голос от других), то это происходит к 3 месяцам. 

«По облику». 

Ребёнок рождается не слепым котёнком, он видит с самого рождения. Сначала — не очень четко, но постепенно зрение развивается. К 6-10 неделям взгляд становится более осознанным. К 3 месяцам младенец прослеживает глазами за движением игрушки, а также за лицом взрослого. Узнавать маму по внешности младенец начинает примерно к 3 месяцам, к 4-5 других близких (которые проживают вместе или часто бывают в гостях). К годику он узнаёт её и на фотографиях. 

Тут важно понять: для того, чтобы малыш научился УЗНАВАТЬ одного хорошего зрения недостаточно, ведь этот процесс гораздо сложнее, чем можно себе представить. В нем задействованы и слух, и обоняние, и эмоциональная привязанность, и другие составляющие. 

Чтобы малыш научился узнавать маму (в соответствии с нормами развития), можно выполнять следующие рекомендации: 

1. Общаться с малышом так, чтобы он имел возможность видели лицо матери (до 2-3 месяцев это расстояние в 30 см).

2. Подходить к кроватке с разных сторон, начиная говорить чуть раньше, чем он Вас увидел (чтобы учился ориентироваться на звук и искал Вас глазками).

3. Старайтесь привлекать внимание ребёнка необычными деталями (яркая помада на губах, шляпа, платок на шее и т. д.).

Кстати, помада также поспособствует развитию вниманию младенца к речи матери, он будет следить за шевелениями губ и пытаться имитировать движения.

4. Общайтесь с малышом (озвучивайте свои действия, планы, лепечите, используйте различную интонацию).

Когда Ваш малыш начал узнавать Вас? 

Не забудьте нажать «палец вверх» (это очень важно для меня).

Благодарю за внимание!

О том, как развивать ребёнка (рекомендации дефектолога):
1. Дети от 0 до 3 месяцев: узнать подробнее.
2. Дети от 3 до 6 месяцев: узнать подробнее.

Нужно ли маме все время быть с ребенком?

Не секрет, что многие молодые матери не ходят на фитнес не потому, что им лень или некогда. Просто в дополнительных тратах нет никакого смысла, ведь каждый день мамы часами носят на руках малышей — неплохая физическая нагрузка! Когда мы слышим или читаем в соцсетях рассказы о младенцах, которые – о чудо! – могут спокойно полежать, пока мама сходит в душ или заварит себе чай — часто не верим, что такое вообще возможно.

Особенно, если наш малыш не желает проводить без мамы ни минуты, а такая ситуация встречается значительно чаще..

Действительно ли новорожденные хотят проводить с мамой как можно больше времени? Почему некоторые дети предпочитают сидеть, лежать и даже спать у нее на руках? И как правильно уходить от ребенка, если у вас есть дела? Рассказывает консультант сайта ШКОЛАМАМ.РФ, детский психолог

Кравцова Елена Михайловна.

Боится ли малыш одиночества?

Новорождённый ребёнок не боится оставаться в одиночестве. Если у него нет неврологических нарушений или какого-либо заболевания, он плачет не постоянно, а лишь время от времени.

Но это не означает, что младенцу лучше быть в одиночестве. Наоборот, близость к человеку, который ухаживает за ним, а также быстрая и адекватная реакция взрослых на слёзы ребёнка — это залог его полноценного развития и эмоционального благополучия.

Мама незаменима?

Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.

По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.

Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции. Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.

Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.

Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.

Не на руках, но рядом с мамой

Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.

Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.

С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.

Мама, ты куда?

Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.

Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.

Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.

Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.

Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери. Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать. Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.

Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.

Уходим и возвращаемся по правилам

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, если вам нужно уйти на некоторое время. Вот они:

— Рассказывать о том, что вам нужно уйти, но вы скоро вернетесь, стоит даже ребенку, который пока что не говорит. Делать это следует хотя бы для того, чтобы у вас выработалась соответствующая привычка: она очень пригодится вам в будущем!

  • Оставляя с бабушкой или няней малыша от полутора до трёх лет, нужно быть готовой к его бурной эмоциональной реакции. Не следует показывать малышу, что вы не уверены в правильности своего поступка и чувствуете вину перед ним. Маме надлежит сказать малышу о своём уходе и проявить твёрдость, не «метаться» ни морально, ни физически.
  • Если удастся, желательно, чтобы взрослые отвлекли ребёнка в момент маминого ухода. Если это не получилось, то можно взять его на руки, поцеловать и передать тому взрослому, кто остается с ним. Сказать, что скоро вернётесь, попросить помахать вам рукой и пожелать удачи. Если малыш сильно переживает, плачет и тянется к маме, уходить надо быстро.
  • Не стоит обманывать малыша, обещая, что вы уходите в последний раз или вернетесь через минутку. Лучше понятными словами рассказать ему, чем вы намереваетесь заняться: на работе будете говорить по телефону или печатать на компьютере, в магазине станете покупать хлеб или ботинки, в театре собираетесь смотреть выступление артистов, устраиваемое для взрослых.
  • Вернувшись, расскажите малышу о своих впечатлениях и покажите какой-нибудь интересный предмет, связанный с вашим уходом: автобусный билет, чек из магазина, театральную программку и т.п. Можно устроить игру в автобус и контролера, продавца и покупателя, актера и зрителей.

Чего не следует делать ни в коем случае

Представители старшего поколения ворчат, что вы слишком привязываете малыша к себе, что можно оставить его прокричаться, как рекомендовали педиатры еще каких-то тридцать лет назад. Вы сомневаетесь? И правильно! Это вредное устаревшее заблуждение. Если следовать такой рекомендации, можно и маме заработать невроз, и ребёнка травмировать. Даже если малыш научится плакать меньше, он станет при этом гораздо несчастнее, так как будет чувствовать себя отвергнутым.

Помните: младенец никогда не плачет без уважительной причины! У некоторых детей бывает повышенная потребность во внимании, в контакте со взрослыми, поэтому они плачут больше, чем сверстники. Они просто не могут оставаться одни.

Пытаться перевоспитать такого малыша, приучить его к одиночеству – плохое решение. Это не означает, что маме нельзя отойти в туалет или за книгой в соседнюю комнату. Постараться обеспечить ему тёплый эмоциональный и физический контакт в максимально возможном объёме – вот о чём идёт речь.

Можно ли избаловать ребенка, если носить его все время на руках?

Нет, нельзя. Так можно создать у него ощущение безопасности и собственной ценности. Он будет чувствовать себя нужным. Но не надо стремиться к количественным показателям — то есть к тому, чтобы любой ценой всё время носить младенца на руках, в ущерб здравому смыслу. Бесспорно, нужно часто брать ребёнка на руки. Важно делать это не только в те моменты, когда он плачет.

Но здесь нужно всё-таки исходить из конкретных обстоятельств. Когда есть возможность и желание — всегда брать малыша на руки. Если в данный момент не получается – ничего страшного.


Публикации, советы и видеоматериалы на сайте frutonyanya.ru носят информативный характер. Консультации специалистов портала носят справочный характер и не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.

Когда ребенок начинает узнавать маму, когда ребенок начинает узнавать маму и папу

В каком возрасте ребенок начинает узнавать маму

Когда ребенок начинает узнавать маму — этот вопрос интересен всем без исключения женщинам, познавшим счастье материнства. На эту тему есть множество психологических трудов. Мы же расскажем о среднестатистических сроках развития ребенка и о способах их ускорения.

Есть мнение, что самая первая эмоциональная связь формируется между матерью и ребенком сразу после рождения, если малыша положили маме на живот. Ребенок инстинктивно пытается дотянуться до соска, впервые ощущает запах мамы и запоминает его. Это первое общение важно еще и с той точки зрения, что у женщины быстрее появляется материнский инстинкт и появляется молозиво, а затем и грудное молоко. Чтобы не лишать этого первого контакта, сейчас даже кесарево сечение в большинстве случаев проводится под эпидуральной анестезией, то есть женщина остается в сознании во время и после операции, и готова приласкать малыша.

Однако ребенок начинает узнавать маму и папу и осознанно улыбаться значительно позднее. Ведь в первые дни после рождения он довольно плохо видит, то есть видит только те предметы, которые находятся близко от его глаз. И главным, и самым частым объектом в поле его зрения оказывается мамино лицо. Он его запоминает и уже в скором времени, буквально через месяц, начинает оживляться, когда видит знакомого человека рядом с собой. А в 3 месяца ребенок уже может видеть обоими глазами одновременно (начинает работать бинокулярное зрение). В 4 же месяца ребенок уже хорошо узнает не только маму, но и папу и других близких людей, которых часто видит. А незнакомцев наоборот начинает опасаться, может заплакать из-за их присутствия. Если вы хотите ускорить процесс запоминания своего лица — можете повесить в кроватке малыша свой портрет, только на таком расстоянии и под таким углом, чтобы его было удобно рассматривать.

Что же касается звуков, то здесь знакомство с малышом можно проводить еще до его рождения. Малыш хоть и плохо, но все же слышит через околоплодные воды голос своей мамы и другие звуки. Психологи рекомендуют с третьего триместра беременности слушать классическую музыку, так как это хорошо сказывается на умственном развитии ребенка. Но хорошо различать звуки ребенок научится ближе к 3-4 месяцам жизни. Считается, что в этом возрасте ребенок уже может отличить голос мамы от голосов других членов семьи и поворачивать голову в сторону источника звука.

Упомянутые сроки в статье весьма приблизительны. Каждый ребенок индивидуален, также как и темпы его развития.

6 советов, как воспитывать ребёнка до 3 лет

Дети — это инопланетяне. Взрослым приходится учиться понимать их язык, узнавать потребности и показывать, как жить в нашем мире. На основе книги семейного психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка» рассказываем, почему дети не делают ничего назло и что заставляет их плакать, кричать и цепляться за маму.

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. 

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир. 

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью. И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

От 1 года до 2 лет

Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям

Ситуация: ребёнку исполнился год, и вдруг он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Кажется, он стал капризным.

Что происходит на самом деле: ребёнок просто перешёл в следующую фазу роста. Раньше для передвижения ему нужны были взрослые. Теперь ему год, и он пошёл сам. Но система защиты понимает, что маленькому человеку нужно знать, за какими взрослыми следовать, чтобы не попасть в беду. Поэтому у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров. 

Ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых, в окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.

Если пятимесячного ребёнка вытащить из коляски, в большинстве случаев он не будет против. Но годовалый будет орать, выкручиваться и вертеть головой в поисках «своего» взрослого. 

Чего не нужно делать: ломать эту установку, чтобы услужить окружающим. Требовать от ребёнка перестать капризничать, ругать или высмеивать за то, что он дичится других. Для ребёнка это неестественно и мучительно.

Что лучше сделать: позвольте малышу спрятаться лицом на вашей груди, успокойте его, дайте привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведёт себя правильно, уже через 15–20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдёт на лад. Главное, помнить: ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.

Чтобы ребёнок слушался, научите его доверять вам

Ситуация: вы идёте с двухлетним ребёнком по супермаркету. Нужно купить всё быстро, вы летите вдоль полок со списком в руке, как вдруг слышите плач. Оборачиваетесь и видите своего малыша, который отстал на пару метров и голосит на весь супермаркет. Попытка позвать его не приносит результата, ребёнок продолжает плакать. Он явно делает всё, чтобы продавцы сочли вас ужасным родителем.

Что происходит на самом деле: после года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания.

Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести. Поэтому на прогулке малыш может отвлечься на интересную травинку и отстать. Даже если это всего несколько метров, у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже.

Вся надежда на возвращение родителя. Сам детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит оставаться на месте и кричать.

Чего не нужно делать: кричать, чтобы ребёнок подошёл к вам, ругать его и угрожать, что уйдёте, а его оставите.

Что лучше сделать: подойдите и успокойте малыша, обнимите его. Готовность слушаться определяется не нотациями, не наказаниями и поощрениями, а качеством привязанности. Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей.  

Кризис 3 лет

Научитесь правильно спорить с ребёнком

Ситуация: милый и сладкий крошка превратился в монстра, который закатывает скандал по любому поводу. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.

Что происходит на самом деле: это наступил кризис негативизма. Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.

В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. Но критическое мышление ещё не развито, он не видит сложности ситуации и всех обстоятельств. В отличие от родителей, которые уже накопили определённый опыт и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет.  

Чего не надо делать: звать «злого дядю, который тебя унесёт» или грозить оставить одного. Ребёнок всерьёз верит словам родителя. Для него остаться одному равносильно смертному приговору. Не нужно также бить ребёнка. Так родитель агрессивным способом запускает реакцию следования, а малыш ничему не учится. 

А если напугать ребёнка ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком образ родителя как источника защиты и заботы будет разрушаться. 

Что лучше сделать: запомнить, что ребёнок ничего не делает назло. Ему делать назло ещё очень сложно. Для этого нужно как минимум представлять, как жертва воспринимает те или иные действия. То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.

Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Так ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.

Если наказывать ребёнка за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, он не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».

Больше утешайте, а не воспитывайте

Ситуация: у ребёнка не получилось собрать пирамидку. Он вдруг расплакался и полез к вам на руки. «Вот так и вырастают хлюпики, надо отучить его чуть что бежать к маме», — может подумать взрослый.

Что происходит на самом деле: малыш ищет утешения, фактически возвращаясь на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако, если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.

Unsplash / Jor­dan Whitt

Дети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.

Чего не нужно делать: проявлять равнодушие, стыдить, ругать, угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.

Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.

Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остаётся в психике, как заноза.

Если ребёнка продолжают воспитывать вместо того, чтобы утешать, или бросают без помощи, с освоением мира возникают проблемы. Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода и никто не придёт на помощь.

Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцирь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцирь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости. 

Что лучше сделать: утешайте, обнимайте и принимайте чувства ребёнка, чтобы он учился справляться с жизнью. Помогите ему прожить стресс и выходить из него, а не глотать. Пусть ребёнок плачет, боится и протестует. С заботливыми родителями, которые понимают его чувства, он научится принимать несовершенства мира.

Смех в жизни ребёнка – клиника «Семейный доктор».

Смех, как физиологическая особенность, данная каждому человеку, является показателем положительных эмоций и хорошего настроения. Человек смеется от услышанной шутки или осознания того, что ситуация комичная, так же смехом человек показывает доброжелательное расположение к собеседнику или желание сблизится с человеком. Смех — один из способов коммуникации, который понятен всем людям и не имеет речевого барьера.

Смех — сложный двигательный акт, состоящий из сокращения мышц диафрагмы и сопровождающийся работой голосового аппарата. Центр смеха локализуется в стволе головного мозга, а в организации смеха участвуют мозжечок, средний мозг и гипоталамус.


К моменту рождения ребенок смеяться не умеет, а единственным средством общения с миром у него является крик. Им он показывает свои нужды и до определенного возраста удовлетворяет возникающие потребности.
Новорожденный ребенок может улыбаться, но происходит это непроизвольно. Улыбка новорожденного — это не позитивная эмоция, а спонтанное сокращение лицевых нервов, в результате становления и развития нервной системы.
Только умиротворенная обстановка, ощущение комфорта и безопасности могут способствовать дальнейшему развитию приятных ощущений. Осознанно ребенок начинает улыбаться к двухмесячному возрасту, он копирует мамину улыбку и таким образом выражает свое удовольствие.

Предвестником смеха у младенца является энергичная улыбка. Первые попытки засмеяться у ребенка появляются уже в 2-2,5 месяца, часто они напоминают кудахтанье, поэтому остаются незамеченными. И только с 3-4 месяцев появляется звонкий детский смех. Дети смеются в ответ на щекотку, при поглаживании по животику или подбрасывании в воздух, а также, когда ребенок слышит необычные звуки, произносимые взрослыми.

Главными доказательствами душевного здоровья малыша, его гармоничного развития является смех. Никого не оставит равнодушным заливистый и искренний смех малыша. Особенно умилительно хохочут младенцы, которые еще даже не научились говорить.

Малыш растет, накапливает впечатления во время бодрствования, и это может выражаться смехом во сне. Удивляться и бояться этого не надо, такой смех — своеобразный этап формирования психического и эмоционального развития ребенка.

С первым смехом у родителей возникает не только радость, но и вопросы. Так, часто мамы отмечают, что после смеха ребенок начинает икать. Это вполне нормально, ведь во время смеха задействованы органы дыхания. Слабая детская диафрагма испытывает непривычные ранее спазмы, которые и приводят к икоте после смеха.
Добрая улыбка мамы, совместные игры с ребенком, ношение малыша на руках, чтение стишков, приятная музыка, яркие и красивые картинки, пение песен вызывают проявление радостных эмоций, формируют довольную улыбку и вызывают звонкий смех.
Улыбайтесь, смейтесь вместе с вашими детьми и будьте счастливы!

Информацию для Вас подготовила:

Ляликова Юлия Викторовна — врач-педиатр, гастроэнтеролог. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.


сроки, особенности развития зрения у новорожденного

После рождения малыша каждая мама хочет, чтобы он выделял ее среди окружающих и дарил свою улыбку. То, когда новорожденный ребенок начнет узнавать свою маму, зависит от степени налаженного между ними контакта. Эмоциональная связь между матерью и плодом устанавливается еще во внутриутробном периоде. Следующим крайне важным этапом являются первые 24 часа после рождения. После прикладывания младенца к груди он запечатлевает образ мамы, запоминает ее запах и тепло кожи.

Строение глаза, как формируется зрение

Несмотря на тесную взаимосвязь между мамой и грудничком, осознанно узнавать ее он сможет не так скоро, так как в первые дни жизни он еще очень плохо видит. Бинокулярное зрение, или способность смотреть одновременно двумя глазами, появляется в 3 месяца.

У младенцев глазное яблоко имеет короткую переднезаднюю ось. Поэтому они обладают дальнозоркостью и плохо видят вблизи. Глазной нерв и мышцы у них недоразвиты, из-за этого косоглазие в этом периоде является обычным явлением. Роговица увеличена и лишена кровеносных сосудов. Рефлекторно грудничок щурится и часто закрывает веки.

Физиология процесса

Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.

Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:

  • анализатор;
  • ощущение;
  • восприятие.

Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.

Что видит новорожденный?

Малыш может различать только предметы, находящиеся в непосредственной близости от его глаз, максимум на расстоянии 30 см. Все остальное ему представляется в виде размытых пятен, а предметы выглядят, словно в тумане. Для того чтобы что-нибудь рассмотреть, ему требуется время для фокусировки. Его глазки еще плохо слушаются и норовят смотреть в разные стороны.

Первые зрительные ощущения делятся на свет и темноту, а многие предметы представляются черно-белыми, все окружающее пространство представляет собой мир теней.

В 3-4 месяца малыш способен следить за двигающимися игрушками и предметами, а в 6 месяцев различать мелкие предметы и узнавать игрушки. Относительно нормальное зрение формируется у человека в 6-8 месяцев.

Новорожденные способны видеть:

  • яркое освещение или его полное отсутствие;
  • передвижение людей и крупных предметов;
  • некоторые предметы из окружающей обстановки.

Когда ребенок начинает узнавать маму?

Осознанное узнавание мамы происходит примерно в возрасте 1 месяца. Как правило, именно этот самый родной человек ухаживает за крошкой, постоянно находится рядом и часто к ней наклоняется. Малыш запоминает родное лицо и начинает реагировать на его появление, оживляться и улыбаться. В 3 месяца он уже четко знает мамино лицо, радуется и гулит при ее появлении, а также расстраивается, если она его покидает.

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)?

Ребенок начинает запоминать те лица, которые с ним часто контактируют и проводят время. Как правило, это папа и бабушки.

Обычно к 4 месяцам он уже хорошо знает родителей и других близких, которых часто видит.

В то же время он начинает с опаской относиться к чужим людям и может заплакать при их появлении. В 8-10 месяцев ребенок узнает людей, которые часто появляются в доме. А после 10 месяцев он уже четко определяет своих и чужих.

Почему не узнает?

Новорожденный может не узнать маму и других близких, если они находятся сбоку от него или стоят позади друг друга. Это связано с тем, что его зрение еще резко сужено, и он не воспринимает людей под таким ракурсом.

Кроха может не узнать маму из-за того, что она сменила привычную одежду, поменяла прическу, надела что-то яркое, или что-то другое резко изменилось в ее внешнем виде и привычном для него образе. На данном этапе ребенок воспринимает близкого человека по совокупности ощущений, и если в них что-то нарушается, этот хрупкий образ начинает таять, он может растеряться, запаниковать и не узнать маму.

Что нужно знать родителям?

Родители должны знать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, поэтому темпы развития и сроки овладения навыками могут отличаться от общепринятых. Для правильного развития зрения следует соблюдать следующие рекомендации:

  • показывая новорожденному погремушки и игрушки, их нужно располагать на расстоянии не меньше 25 см, иначе это приведет к развитию косоглазия;
  • осматривать глаза новорожденного и не допускать наличия в них инородных тел и слизи;
  • перед сном использовать приглушенное освещение, а ночью можно оставлять включенным ночник;
  • не допускать попадания прямых солнечных лучей на глаза, но не прятать их от яркого света, так как он, действуя в качестве раздражителя, приводит в работу глазные мышцы;
  • часто брать малыша на руки и показывать ему окружающие вещи;
  • развешивать на расстоянии 20-30 см от личика игрушки и периодически их менять;
  • изменять расположение грудничка в кровати, чтобы он не скашивал глаза в одну сторону;
  • использовать мимику при общении;

Также для обучения фокусировке важно показывать движущиеся предметы.

Распознавание объектов, людей и себя

Процесс распознавания объектов начинается очень рано у младенцев: исследования показали, что даже новорожденные, у которых зрение ограничено примерно до 12 дюймов, могут распознавать лицо и, фактически, предпочитают смотреть на него. лица — особенно мамины. Как только ваш ребенок начнет больше времени бодрствовать и бодрствовать, он будет проводить много времени, наблюдая и изучая окружающий мир, что способствует узнаванию любимых игрушек, предметов, людей и, в конечном итоге, самой себя.

Ищете новые развлечения? Посетите наш Центр вехи!

Когда этого ожидать: Младенцы распознают лица раньше, чем любой другой тип объекта или рисунка. Начало:

  • Месяц 2: Ваш ребенок узнает лица своих основных опекунов. Младенцы тоже любят смотреться в зеркало, но, поскольку они не могут узнать себя, это социальная активность: «Вы бы не знали, этот ребенок продолжает появляться в том же месте, где и я!» На этом этапе взаимодействие с лицом, смотрящим на нее, — это все для развлечения, а не для самопознания.
  • Месяц 3: Ваш ребенок начнет узнавать знакомые предметы, кроме лиц, такие как ее любимые книги или ее любимый плюшевый мишка, хотя он еще не знает названий этих предметов — только то, что он видел их раньше.
  • Месяц 5: Ваш ребенок будет распознавать предметы, даже если они частично скрыты: «Это мой медведь выглядывает из-под одеяла!» Постоянство объектов — это отдельный когнитивный навык, который развивается вскоре после распознавания объекта: примерно к 5 месяцу ваш ребенок начнет понимать, что вещи существуют даже тогда, когда они находятся вне поля зрения — например, мама, когда выходит из комнаты (привет, тревога разлуки!).
  • Месяц 15: Самопознание у большинства детей развивается гораздо позже, примерно к 15 месяцу. Таким образом, даже если ребенок узнает много других знакомых предметов и людей к середине своего первого года жизни, это займет довольно много времени дольше, чтобы ребенок смотрел на свое изображение и думал: «Эй, это я!» По мере того, как малыши обретают независимость — ходят и разговаривают отдельно от вас — они обнаруживают себя отдельным членом семьи.

Как помочь вашему малышу узнать это: Вот несколько способов помочь малышу узнать себя:

  • Подражайте ее смешным рожицам. Вы, наверное, все равно так делаете (кто бы мог сопротивляться?), Но воркование и корчение рожиц взад и вперед, глядя в глаза, — это не просто развлечение — это отличный способ помочь вашему меду узнать, что она существует отдельно от вас.
  • Превратите время игры в возможность показать и рассказать. С младшим ребенком поиграйте в «музей», расставив в ряд любимые игрушки и поговорив о них одну за другой: «Это медведь Джессики. Медведь Джессики коричневый и черный, и Джессика очень любит Медведя.Что это, Медведь? Вы говорите, что тоже любите Джессику? »
  • Поиграйте в пикабу. По мере того, как ваш ребенок растет и учится узнавать больше своих игрушек, вы можете перейти к пикабу, пряча игрушки под одеялом или за подушкой и наблюдая, как загорается лицо ребенка по мере того, как каждая игрушка «найдена».
  • Листайте фотографии. Для детей старшего возраста еще один забавный способ способствовать самопознанию (и узнаванию других любимых семейных лиц) — это просматривать фотоальбомы, указывая на свои фотографии. ребенок и другие члены семьи.

Как узнать, достиг ли ваш любимый этот рубеж? Один из способов сказать, что она установила связь, — это наблюдать за ее реакцией, когда она видит что-то новое в ее отражении. Например, посадите ее перед зеркалом, заколите ей в волосы заколку и посмотрите, что она сделает, когда обнаружит это. Она тянется к зеркалу на новом объекте … или к своим реальным локонам? Если она теребит свои волосы, то, скорее всего, она решила, что она и манчкин в зеркале — одно и то же.Если она тянется к зеркалу, значит, она еще не овладела самопознанием и все еще видит свое отражение как нечто отдельное (и это прекрасно).

О чем не стоит беспокоиться: По мере того, как ваш ребенок учится узнавать знакомые игрушки и лица, он также может начать проявлять сильные предпочтения в отношении своих любимых вещей. Это не совпадение, что многие дети начинают проявлять тревогу разлуки и тревогу незнакомца примерно в 5 месяцев, как раз тогда, когда узнавание и постоянство объекта начинают щелкать в мозгу ребенка.Распространенный сценарий: ребенок, который, будучи новорожденным, уютно прижимался к любящим объятиям приходящего дедушки и бабушки, теперь плачет, когда бабушка пытается ее поднять. Убедите бабушку, что в этом нет ничего личного, и дайте малышке возможность изучить ее лицо, чтобы она узнала ее в следующий раз.

Когда младенцы узнают своих родителей и других знакомых людей?

Наша цель FirstCry Parenting — предоставить вам наиболее полную, точную и актуальную информацию.

Каждая статья, которую мы публикуем, соответствует строгим правилам и включает несколько уровней рецензирования, как нашей редакционной командой, так и экспертами.Мы приветствуем ваши предложения по повышению полезности этой платформы для всех наших пользователей. Напишите нам по адресу [email protected]

Последнее обновление:

Наконец-то ваш сгусток радости в ваших руках — вы, наверное, задаетесь вопросом, узнает ли вас ваш малыш! Дело в том, что младенцев от природы тянет к лицам, и они предпочитают наблюдать человеческие лица другим вещам. В следующей статье мы обсудим, когда младенцы узнают свою мать, отца и других знакомых людей.

Младенцы первыми узнают свою маму

Новорожденный ребенок чувствует себя более комфортно рядом с матерью, потому что он не только знаком с запахом и голосом матери, но и видит ее в течение всего дня. В большинстве случаев ребенку удается проводить с матерью намного больше, чем другим членам семьи, поэтому младенцы в первую очередь узнают свою мать. К тому времени, когда ребенку исполнится три месяца и он сможет различать разные лица, он может начать опасаться незнакомцев и незнакомых лиц.Итак, остается вопрос — знают ли дети свою мать при рождении? Что ж, это все еще спорно, но мать, безусловно, входит в число первых людей, с которыми знакомится новорожденный.

Когда младенцы начинают узнавать своих отцов?

Нет исследований, анализирующих, когда дети начинают узнавать своих отцов. Однако считается, что младенцы действительно реагируют и узнают голос своего отца из утробы матери. Именно по этой причине многие врачи настоятельно рекомендовали будущим отцам разговаривать со своими младенцами в утробе матери.Младенцы рождаются с нечетким зрением, и к тому времени, когда им исполняется несколько недель (в большинстве случаев к тому времени, когда младенцам исполняется два года), они, скорее всего, узнают лица обоих родителей.

Как определить, когда ребенок начинает узнавать людей

Хотя нет конкретных доказательств, которые помогли бы родителям понять, когда их ребенок может начать узнавать людей, некоторые исследования показывают, что ребенок может узнавать лицо матери в раннем возрасте по сравнению с другими людьми и предметами, что обычно занимает больше времени.Младенец может довольно рано узнавать лица своих родителей, но на то, чтобы познакомиться с другими членами семьи и близкими друзьями, требуется пара месяцев или год. Ребенок может быстрее знакомиться с членами семьи, которых видит регулярно, по сравнению с дальними родственниками, которые навещают его нечасто.

Как насчет внешнего вида, когда дело доходит до узнавания людей?

Точно так же, как взрослые находят красивых людей более привлекательными, младенцы также находят красивых людей более привлекательными. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок пристально смотрит или смотрит на лица, которые ему кажутся более привлекательными, чем другие.Это потому, что младенцы также очарованы определенными типами лиц.

В исследовании, проведенном в 2017 году, исследователи обнаружили, что младенцы способны иметь предпочтения в лицах, которые они хотели бы видеть, даже за до , когда они родятся — эти предпочтения присутствуют прямо в утробе матери! В ходе исследования наблюдались 39 плодов на 34 неделе беременности — 2 визуальных стимула, представляющих форму лица, проецировались на матку матери, из которых один был перевернут. За движением головы плода наблюдали с помощью высококачественного 4-мерного звука.Было замечено, что плод двигал головой, чтобы отслеживать проекцию формы лица, но не делал этого для перевернутой формы. Это доказало, что плод двигал головой не для того, чтобы распознать узор, а для того, чтобы придать ему привлекательную форму!

Эффекты незнакомых лиц

Вы можете почувствовать, что ваш ребенок счастлив и весел в вашей компании или в компании вашей семьи, но ведет себя беспорядочно перед посторонними людьми. Это потому, что ваш ребенок чувствует себя комфортно и уютно со знакомыми лицами и опасается незнакомых лиц.Незнакомые лица или незнакомцы могут сделать вашего ребенка любознательным и настороженным, заставив его вести себя странно. Это не обязательно означает, что она обеспокоена или напугана, но незнакомые лица могут вызвать у ребенка дискомфорт.

Что нужно помнить

Младенцы рождаются с врожденным качеством связи с людьми. Хотя нет никаких научных доказательств этого, несомненно, что младенцы узнают людей намного быстрее, чем они узнают места — это происходит потому, что их зрение все еще развивается.К 3–4 месяцам ребенок узнает родителей, и с каждым месяцем зрение улучшается. Если вы заметили, что ваш ребенок не узнает людей и места к 4 месяцам, вы можете сообщить об этом своему педиатру. Лучше сообщать врачу о любых проблемах со зрением как можно раньше для своевременного медицинского вмешательства.

Если вы впервые стали родителями, вы можете отчаянно хотеть знать, когда ваш ребенок сможет узнать вас. Лучшее, что вы можете сделать как родитель, — это набраться терпения — к тому времени, когда ей исполнится несколько месяцев, вы увидите, как ваш сгусток радости улыбается вам!

Также читайте:

Детская икота — причины, профилактика, средства правовой защиты
Руководство по детской губке для ванн

Узнает ли меня мой ребенок? — Йельская детская школа

С момента рождения ребенка вы проводите первый год и далее, знакомясь с ним.Вы узнаете, что заставляет их смеяться, когда они голодны, как звучат их разные крики и многое другое. В то же время ваш младенец делает то, что вы! Ваш ребенок учится узнавать вас через свои чувства. При рождении они начинают узнавать ваши голоса, лица и запахи, чтобы понять, кто о них заботится.

Поскольку материнский голос слышен в утробе матери, младенец начинает узнавать голос матери с третьего триместра. Голос, который они слышат, приглушенный и низкий, они также могут слышать сердцебиение своей матери.Исследования показали, что вскоре после рождения ребенок узнает голос матери и будет прилагать большие усилия, чтобы лучше слышать ее голос, чем незнакомые женские голоса. Это говорит о том, что пренатальный опыт влияет на способность ребенка узнавать голос матери. При постоянном воздействии на него ваш младенец станет более привычным к звукам других голосов. Они начнут узнавать голос своего отца, а также голоса других членов семьи и друзей и отдавать им предпочтение.

Если вы помните из предыдущего модуля курса, зрение новорожденного довольно нечеткое.Они могут видеть достаточно далеко, чтобы видеть и изучать ваши лица, когда их держат в руках. В первые несколько месяцев жизни малыша чаще всего видят его лица! Благодаря такому воздействию ваш ребенок учится узнавать ваше лицо. Исследования показали, что к трем месяцам ваш ребенок может различать лицо матери и лицо незнакомца. Как и в случае с вашими голосами, с большим опытом у вашего ребенка разовьется предпочтение к вашим лицам и к окружающим. Вы можете начать испытывать чувство волнения, когда увидите, как на лице вашего ребенка появляется улыбка, когда он узнает ваше.

Вскоре после рождения ваш ребенок предпочтет ваше лицо лицу незнакомца и даже может показать вам улыбку!

Кроме того, ваш ребенок узнает мать по обонянию. Пока вы кормите ребенка или иным образом находитесь в тесном контакте с ним, вы даете ему возможность ближе познакомиться со своими уникальными запахами. Исследователи обнаружили, что младенцы способны различать запахи своей матери и запахи, производимые либо незнакомыми кормящими самками, либо самками, которые никогда не рожали.Новорожденные начинают отдавать предпочтение запахам матери, и этот знакомый запах может даже помочь успокоить или успокоить вашего ребенка.

Как молодые родители, вы можете беспокоиться о том, что ваш ребенок еще не узнает вас, или вы не сможете сказать, когда он узнает. Помните, что каждый ребенок индивидуален, и предпочтения у них будут формироваться в индивидуальном темпе. Кроме того, вам может потребоваться время, чтобы выучить сигналы и привычки вашего ребенка. В течение этих нескольких месяцев и позже они будут постоянно видеть ваши лица и голоса, что даст им возможность узнать о вас все! Найдите время, чтобы сблизиться со своим новорожденным!

Дополнительные материалы

Для получения дополнительной информации и ресурсов обратите внимание на следующее.

1. В течение первых нескольких месяцев ваш ребенок будет очарован вашими лицами и голосами. Они разовьют разные способы общения и покажут вам, что знают, кто вы. Каждый ребенок индивидуален и достигает этих рубежей в разное время. Посмотрите это видео с сайта Pathways, одобренного Американской академией педиатрии, чтобы визуализировать, как выглядят эти различные вехи общения!

2. Энни Мерфи Пол провела захватывающую лекцию на TED о том, чему младенцы учатся в утробе матери.Просмотрите его, чтобы узнать больше о том, как у вашего ребенка начинают развиваться предпочтения к вашему голосу и многому другому еще до его рождения!

3. В течение первых нескольких месяцев у вашего ребенка формируются предпочтения в отношении вашего голоса, лица и запаха. Узнайте больше об этих и других характеристиках в этой статье на сайте Parenting Science.

4. У некоторых родителей особая связь с ребенком формируется сразу после рождения. Но у некоторых он может со временем развиваться медленнее. Доктор Гейл Гросс дает родителям несколько полезных советов о том, как вы можете привязаться к своему ребенку.Создание этих интимных отношений с вашим ребенком может помочь ему лучше узнать вас!

Список литературы
Баррера, М. Э. и Маурер, Д. (1981). Распознавание сфотографированного лица матери трехмесячным младенцем,
Общество исследований в области развития ребенка, 52 (2), 714-716.
Чернох Дж. М. и Портер Р. Х. (1985). Распознавание запахов из подмышек матери младенцами.
Развитие ребенка, 56 (6), 1593-1598.
ДеКаспер А. Дж., И Спенс М. Дж. (1986). Пренатальная материнская речь влияет на восприятие звуков речи новорожденными.
Поведение и развитие младенцев, 9, 133-150.
Филд Т. М., et al. (1984). Мать-незнакомец сталкивается с дискриминацией со стороны новорожденного.
Детское поведение и развитие, 7, 19-25.
Миллс М. и Мелхуиш Э. (1974). Распознавание голоса матери в раннем младенчестве.
Nature, 252, 123-124.

Вернуться к модулям

Как ребенок узнает свою мать? Это доходит до чувств

Одна из самых больших забот, которые у меня были до родов, заключалась в том, узнает ли мой ребенок, что я его мама.Конечно, он прожил во мне почти год. Но как только он окажется в этом большом большом мире, как он узнает разницу между мной и моей мамой или свекровью, особенно если они были так взволнованы своим активным участием в первые дни его ухода? Мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что он может отличить меня от своих бабушек, но как ребенок узнает свою мать? Все сводится к ощущениям.

Ребенок использует три важных чувства, которые помогают ему распознать свою маму: слух, обоняние и зрение.Согласно веб-сайту Parenting , ребенок знает голос своей матери еще до рождения, примерно на семи месяцах беременности. Это означает, что к моменту рождения вашего малыша он уже знает, кто вы, просто по звуку вашего говорящего голоса. Детский центр отметил, что исследование, проведенное в Тихоокеанском лютеранском университете в Такоме, штат Вашингтон, показало, что нерожденные младенцы активно слушают голос своей матери в утробе матери в течение последних десяти недель беременности.

Доктор Элис Стерлинг Хониг, почетный профессор детского развития в Сиракузском университете, рассказала Parenting , что младенцы не только узнают запах своей матери, но и любят его.Запах вашей кожи расслабляет вашего ребенка, поэтому контакт кожа к коже так важен. Сайт также отметил, что исследования показали, что младенцы в возрасте трех дней могут отличить молоко своей матери от чужого только по запаху.

По данным Parents, младенцы могут узнавать лица своих матерей в течение недели после рождения. Поскольку ребенок проводит так много времени на близком расстоянии от лица своей мамы, он становится своего рода экспертом по распознаванию лиц. Parents также отметили, что исследование, проведенное в Университете Шеффилда в Англии, показало, что младенцы в возрасте шести месяцев на самом деле лучше распознают отдельные лица среди группы людей, чем взрослые.

Если вы будущая мама беспокоитесь, что ребенок вас не узнает, не беспокойтесь. Он уже знакомится с вами.

5 способов, которыми ребенок говорит «Я люблю тебя»

Первые дни материнства могут показаться неблагодарными, но обратите внимание на эти маленькие признаки того, что ваш ребенок тоже полностью влюбляется в вас.

Первые недели с моей дочерью были бесконечным пятном неблагодарных дней и ночей. Она кормила каждые 90 минут , плакала часами по вечерам, а большую часть времени не спала .Но я никогда не забуду, как впервые увидела любовь, сияющую на лице моего ребенка. Я разговаривал по телефону с коллегой, расхаживая по комнате, в то время как моя трехмесячная дочь спала в своей люльке. Когда мой коллега спросил о моей дочери, я помню, как сказал: «О, она спит…», когда посмотрел в ее сторону. Но ее маленькие глазки были открыты и сияли на меня, когда она отслеживала мои движения. Удивленный, что она не издала ни звука, я подошел ближе, и ее глаза засияли еще ярче. Мое сердце растаяло. Она просто лежала, довольная, следя за моим голосом, пока я не повесил трубку.После этого мы целый час обнимались. Мне действительно казалось, что она говорила мне, что любит меня, и это делало каждый другой трудный момент стоящим.

Распознать любовь не так просто, как отследить этапов развития вашего ребенка , таких как первый смех или переворачивание, но это возможно. Вот как, по мнению экспертов, можно определить проявления любви со стороны ребенка.

1. Они следят за вашим голосом

Маленькие младенцы начинают отвечать взаимностью на процесс установления связи, обращаясь к голосам, которые они знают (и любят) больше всего.Уже на 16 неделе внутриутробного развития младенцы прислушиваются к маме, папе, братьям и сестрам и всем остальным, с кем мама часто бывает рядом, даже к семейной собаке. Из-за этого Мишель Понти, педиатр из Лондона, Онтарио, говорит, что для родителей важно инициировать процесс установления связи, разговаривая и читая ребенку в утробе матери. К моменту рождения младенцы уже готовы поворачиваться к голосам, которые они узнают. «Они не могут говорить, но могут общаться, глядя. Они могут извиваться и мотать головой из стороны в сторону », — объясняет Клэр Уотсон, зарегистрированный психотерапевт из Торонто.

2. Они смотрят вам в лицо

Доказано, что младенцы приучены искать лица: одно недавнее исследование показало, что младенцы могут распознавать лица так же, как взрослые, всего за четыре месяца. Но больше всего они хотят изучать лица тех, кто за ними ухаживает. По словам Ватсона, они делают это, чтобы понять, могут ли они вам доверять. «Ребенок посылает сигналы о том, что они хотят присоединиться, они хотят комфорта и хотят получить ответную эмоциональную реакцию», — говорит она. Когда вы отвечаете взаимностью и с любовью смотрите в ответ, это создает любовную связь между вами и вашим ребенком.Все, что они смотрят друг другу в глаза, помогает им быстро научиться доверять вам и захотеть укрепить свои отношения с вами.

Если родители или опекуны не отвечают взаимностью и смотрят на ребенка с эмоциями, Уотсон говорит, что у ребенка не развивается чувство уверенности в том, что их потребности будут удовлетворены. «Даже если они сыты, им нужна не только еда, но и эмоциональная связь».

3. Они прижимаются к тебе

Научиться распознавать свой специфический запах происходит с самого рождения, поскольку младенцы определяют, кто является источником питания, — говорит Понти.Но в игре есть нечто большее, чем просто инстинкт; младенцы стремятся развить эмоциональные связи с первой минуты. По словам Уотсона, сердцебиение и уникальные движения матери уже запечатлены в мозгу ребенка при рождении, благодаря чему он чувствует себя в ее руках в большей безопасности и надежности. Итак, когда ваш ребенок заметно расслабляется в ваших руках и устраивается для хороших объятий, это ее способ сказать, что она знает вас и доверяет вам. Чем чаще младенцы получают тепло, питание и утешение от родителей, тем более спокойно они реагируют на их объятия и изредка извиваются, чтобы подобраться как можно ближе.

4. Они наводят шум на вас

Я помню, как моя дочь впервые сказала: «Эй, ты!» шум на меня с таким же выражением лица. Хотя звук мог быть неразличимым, смысл был ясен: она нуждалась во мне. По словам Уотсона, эти попытки привлечь внимание — всего лишь еще один способ, которым младенцы пытаются укрепить свои отношения с вами. Реагируя на их сигналы, вы развиваете способ общения , , который заставляет ребенка чувствовать себя важным и связанным, а также укрепляет их связь с вами.

5. Тебе улыбаются

Не преуменьшайте значение первой улыбки ребенка, как от газа. Улыбаясь им в ответ (вы действительно могли сопротивляться?), Ватсон говорит, что ребенок быстро понимает, что, когда они улыбаются, мама или папа улыбаются в ответ. «Когда вы отвечаете на улыбку, как если бы ребенок это хотел, вы устанавливаете для него такое ожидание: когда я это делаю, кто-то отвечает. И это хорошо, — говорит она. Так что, хотя первая или вторая улыбка на самом деле может быть газированной гримасой, скоро она станет искренней.

Как и в любых отношениях, если вы хотите, чтобы ваш ребенок показал, что любит вас, дайте ему понять, что вы любите его в ответ. «Младенцы готовы влюбиться, но любовь заслуживается», — говорит Уотсон. «У родителей, которые влюбляются в своих маленьких детей, есть дети, которые влюбляются в них».

Когда младенцы узнают свою мать?

После 9 месяцев вынашивания ребенка и его родов вы наверняка узнаете его где угодно.Ваш ребенок драгоценен, и что бы ни предлагалось в фильмах, мать, не узнающая своего ребенка, не бывает в реальной жизни. Но когда ваш ребенок начинает узнавать вас?

Многим из вас интересно, как происходит развитие ребенка во время беременности и после нее. Когда начинают работать их чувства, как быстро начинает функционировать их мозг и когда ребенок начинает узнавать мать? Знают ли они вас с того момента, как родились, слышали ли они, как вы поете им в утробе? На все эти вопросы, гудящие в вашей голове, у нас есть для вас ответы.

Когда младенцы узнают свою мать?

Поскольку органы чувств и мозг ребенка к моменту рождения функционально развиты, можно сказать, что в них уже встроена система распознавания. Когда они рождаются, они действительно очень скоро начинают определять знакомое присутствие. Когда ребенок узнает мать, это сочетание их чувств, работающих вместе.

Когда ребенок начинает узнавать мать по звуку

На самом деле, именно звуки, которые они слышат внутри утробы, заставляют их лучше узнавать ваш голос.Это один из первых способов, с помощью которого они начинают узнавать в вас человека, который всегда рядом и заботится о вас. Матери часто начинают разговаривать со своими детьми в конце второго триместра или в третьем триместре беременности. Вы будете удивлены, узнав, что ваш ребенок уже тогда начинает узнавать знакомые звуки. Поскольку эти голоса продолжаются после рождения, их становится еще легче запомнить благодаря более четкому слуху.

Когда ребенок начинает узнавать мать на ощупь

Новорожденные дети хотят, чтобы их держали и пеленали, потому что для них это похоже на девятимесячный период беременности в утробе матери.За исключением врачей и медсестер во время родов, ваши прикосновения — первое, что чувствует ребенок. Мать обнимает или прикасается к ней чаще всего. Вы также начинаете кормить ребенка грудью как можно скорее, тем самым развивая с ним очень близкие и глубоко инстинктивные отношения. Вскоре они начинают узнавать вашу грудь и даже то, как вы ее держите. Вот почему они начинают нервничать, когда их держат те, кого они считают другими людьми.

Когда ребенок начинает узнавать мать по внешнему виду

Новорожденный ребенок может четко видеть перед собой на расстояние до 12 дюймов, и ваше лицо обычно появляется на таком расстоянии при ежедневном уходе за ребенком.Исследования даже показывают, что младенцы предпочитают смотреть на лица людей, особенно на ваши. После пробуждения и активности ребенок взаимодействует с окружающей его / ее средой, чтобы идентифицировать разные вещи. Таким образом они учатся распознавать разные объекты, других, самих себя, а также развивают понятие принадлежности. Вот этапы, на которых младенцы начинают узнавать других:

  • Когда вашему ребенку исполнится 2 месяца, наступит время, когда он узнает мать. На самом деле, именно тот, кто ухаживает за больным, присутствует больше всего и больше всего показывает свое лицо, которое узнаваемо.Поскольку эту роль обычно выполняет мать, он / она теперь узнает вас.
  • К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 3 месяца, он / она сможет отличить вас от других. В этот момент у них также появятся фавориты для людей и предметов вокруг них. В более расплывчатом смысле это начало понятий «моя личность» и «моя вещь». Несмотря на то, что вы не понимаете слова «Мать», они будут идентифицировать вас как «Моя личность / мать».
  • Когда вашему ребенку исполнится 4 месяца, он поймет постоянство объекта; это означает, что что-то существует, даже когда этого больше нет перед их глазами.Хотя эта концепция обычно фокусируется на неодушевленных предметах и ​​игрушках, она также поможет им распознать и понять ваше присутствие более пространственно.

Когда ребенок начинает узнавать мать по ее запаху

Наряду со всеми другими чувствами, его обоняние — еще один фактор, который складывается, когда ребенок узнает мать. Когда они узнают ваше прикосновение, ваше грудное молоко и вашу привязанность, ваш запах станет для них еще более приятным.Поэтому, когда вы держите их в руках, даже когда они спят, ваш собственный запах позволяет им чувствовать себя в большей безопасности в объятиях человека, которого они узнают.

Если вы собираетесь стать молодой мамой или стали матерью новорожденного, знайте, что малыш довольно скоро начнет узнавать вас как маму. Такие вещи, как корчить ребенку смешные рожи, играть в прятки и заниматься другими делами, направленными на идентификацию людей, только ускорят их темп. Мы надеемся, что теперь вы получили ответ на вопрос, «когда дети начинают узнавать свою мать».Для этого не нужно прилагать особых дополнительных усилий, просто позаботьтесь о своем ребенке, так как он приходит к вам естественным образом.

Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев

Появление в мире — большое и страшное приключение для младенцев. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить их и заботиться о них — они знают только тогда, когда они чувствуют себя комфортно и безопасно или иначе. Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или просыпаются и бодрствуют.Они все время учатся, и задача родителей — помочь им понять, что мир — это гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.

Социальное и эмоциональное развитие

Даже застенчивым и сонным младенцам интересны ваш голос и лицо. Большая часть мозга предназначена для понимания и запоминания лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей. Чтобы «влюбиться», необходимо смотреть в глаза, поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и успокаивающе поговорите с ним.Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные младенцы часто устают при общении.

Новорожденные:

  • Не понимают, что с ними происходит, или не осознают, что они отдельный человек
  • Не знаю, кто их кормит или кто им помогает, когда они плачут
  • Плачь, когда они голодны или устали , но не знают, что о них заботятся. думаю
  • Улыбайтесь через пять-семь недель
  • Смейтесь вслух через три месяца.

Физическое развитие

Общие характеристики включают:
  • Многие дети младше трех месяцев много плачут, особенно поздно днем ​​или вечером. («Покачивание» младенцев — не лучший способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если они перестанут плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
  • Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и легко могут чувствовать себя подавленными.

Слух и зрение

Новорожденные могут слышать и слышали звуки задолго до своего рождения.У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно с близкого расстояния), они не могут организовать визуальные образы в значимые формы.

Характеристики развития включают:

  • В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
  • Глаза движутся в унисон большую часть времени на шесть недель.
  • Человеческое лицо — первый «объект», который они узнают.
  • В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие объекты (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.

Использование своего тела

Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной. Они двигают своим телом, пока бодрствуют, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.

Характеристики развития включают:

  • Сосание, хватание, вздрагивание и тяга к стойке — все это рефлексы.
  • Они начинают понимать, как поднимать голову, лежа на животе, и бить ногами примерно через восемь недель.
  • На третьем месяце они начинают наблюдать, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.

Речь и язык

Для новорожденных плач — единственное средство общения. Важно как можно скорее ответить малышу, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:
  • К семи или восьми неделям они начинают узнавать свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
  • Даже примерно через восемь недель они будут слушать, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, «разговаривая» с вами.

Рекомендуемые занятия

Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:
  • Сделайте мобильный телефон и повесьте его лицом к себе над кроваткой
  • Погладьте разные части тела, чтобы увидеть, как им нравится, когда к ним прикасаются
  • Говорите к ним нежно и назовите их имя
  • Включите им музыку
  • Пойте им
  • Держите их много
  • Позвольте им смотреть вам в лицо, когда вы говорите с ними
  • Копируйте их маленькие жесты
  • Покачивайте их.

Признаки, указывающие на проблему развития

Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает все, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что они работают в какой-то другой области обучения и разработка. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что он идет вспять, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.

Признаки, которые могут указывать на проблему развития, включают:

  • Необычно гибкое или жесткое тело
  • Рука или нога с одной стороны явно отличается по тонусу или силе мышц от другой
  • Пальцы всегда сжаты в кулак
  • Нет наблюдение за лицами к двум-трем месяцам
  • Без шума
  • Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
  • Длительные периоды плача и постоянные трудности с установлением равновесия
  • Ребенок исключительно тихий и спокойный.

Где получить помощь

  • Ваш врач
  • Медсестра по охране здоровья матери и ребенка
  • Телефонная линия по охране здоровья матери и ребенка доступна круглосуточно Тел. 132 229

Что нужно помнить

  • Даже с рождения младенцы могут общаться с вами.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *