Истоки возникновения музыки – Происхождение музыки

Происхождение музыки

искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.


Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.


К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом.


Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов.

Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события.

Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.


Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытно общинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.


Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.

С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов.


Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в «Одиссее» Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней.

Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.

http://e-music.fdstar.ru/2008/12/13/muzyka_drevnih.html

philharmonic.tomsk.ru

Журнал «Человек без границ» — Истоки музыки

По материалам встречи со слушателями «Нового Акрополя» Челябинска

Мир полон звуков, звуки все — мы сами.
Лишь Бог тихонько ходит между нами…
В. Гафт

«Музыка чудесно творит бесконечный мир, музыка создает пространство, где обитают и общаются наши души на прекрасном, возвышенном и божественном языке», — так считали композиторы-­романтики.
Какой музыкой и какими звукам наполнено ваше пространство? Какая музыка сейчас звучит в вашей душе, а может быть, навязчиво крутится в голове?

Музыка — бесценный, волшебный, священный дар богов и величайших пророков. Прекрасные Музы, дочери Зевса, изображались с флейтой и лирой, египетская богиня Исида — с систром, индийская Сарасвати — с лютней… Музы — вечно юные вдохновительницы, спутницы людей творческих, мыслящих — испокон века сопровождают людские души на пути к свету и истине.
Согласно легендам, именно Музы подарили людям первые музыкальные инструменты.


Самые древние инструменты с многотысячелетней историей — ударные, передающие биение жизни, пульс Вселенной, где все циклично и упорядочено и подчинено определенному ритму. Духовые символизируют дыхание Вселенной, вдыхают жизнь, вдохновляют и одухотворяют. Первая флейта (флейта Пана) была рождена из тростника, в который превратили боги нимфу по имени Сиринга. Струнные издавна считались сакральными инструментами, их сравнивали с человеком: корпус — физическое тело, струны — нервы, жилки, а также тонкие душевные струны, которые вибрируют и резонируют, согласуясь со священными струнами. В диалоге под названием «Государство» Платон называет арфу, кифару, лиру полезными инструментами. Эолова арфа, названная так в честь Эола — повелителя ветров, оживающая за счет колебания струн от порывов ветра, не нуждалась в музыканте, ведь сам бог согревал ее своим дыханием.

На Востоке считали, что Музыка живет в музыкальном инструменте в некоем дремлющем, непроявленном состоянии; чтобы проявить Божественное, излить звуковой поток, родиться в явленном мире, нужен Музыкант. Музыкант высказывается на таинственном, божественном языке, универсальном языке человечества. Музыка — искусство звука, это язык тонов, обертонов, ладов, интервалов, то, что в Древней Греции называли гармония или гармоника.
Звук — это первоэлемент, изначалье, основа, смысл всего. Говорят: «Вначале было слово», но слово родилось из звука, звук предшествовал слову. Звук — сила, носитель энергии, сила, творящая мир, ведь любое действие звучит! Звук — проводник и связующая нить между человеческим и божественным. Сила звука или сила слова организует действие, утверждает, дает силы для реализации, осуществления, материализации, проявления, а затем закрепляет, утверждает результат.


Восточные мудрецы считали, что музыка изначально находится в безмолвии, это внутренняя тишина, внутренний покой, внутренняя гармония, которые божественно звучат. И поэтому очень важно слышать тишину внутри себя. Музыка рождается из тишины, звуки появляются из тишины. И, следуя за звуком, можно пережить его жизнь — от рождения до угасания. Вибрация струнных инструментов — гитары, скрипки, виолончели, арфы — затрагивает внутренние струны души. И там, внутри нас, уже существует вибрация — внутренний трепет окрыленной и вдохновленной Души.

На концерте виолончелиста или скрипача можно увидеть, что еще до того, как начинает появляться звук, до того, как музыкант проводит по струнам смычком, инструмент уже вибрирует. Казалось бы, звука еще нет, а он уже вибрирует. Вибрация усиливается, когда смычок касается струн, и продолжается после снятия звука. Обратите внимание: есть состояние «до звука» — его предслышание, предощущение, есть сам звук, который проявляется и затем вновь уходит во внутреннее состоя¬ние, в тишину, есть «послезвучие».
В восточной традиции считалось, что у звука есть двери, которые можно открыть, войти в звук, словно в «портал», и там увидеть святилище, где обитает Бог. Именно так с древнейших времен через звук ощущали связь с божественным, поэтому отношение к звуку было особым.
Иными словами, то, что мы говорим и как произносим, с какой энергией, с каким смыслом, влияет на окружающий мир, имеет резонанс и отражение вовне. Известно, что голосовые и звуковые вибрации способны воздействовать на клеточном уровне. И в то же время, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»…


С древнейших времен люди знали и про исцеляющую силу музыки. Пифагор говорил: «Музыка благотворно действует на здоровье, если заниматься ею подобающим образом». «Музыка необходима для врачевания души и исцеления тела».
В Пифагорейской школе было принято в конце дня, перед сном, всем ученикам очищать свой разум при помощи песнопений и гимнов.
Все, что произошло с нами в течение дня, должно остаться в этом дне и уйти вместе с ним. Пение колыбельных песен — это практически то же самое. Когда ребенок засыпает и мама поет ему колыбельную песню, он чувствует себя защищенным, нужным и любимым. Ему хорошо, и он расслабляется, потому что колыбельные песни очень тихие, спокойные, нежные. И так, слушая родной мамин голос, «отпуская» все события дня, он уходит в сон. В то же время в колыбельных песнях, если почитать их тексты, мы найдем множество добрых пожеланий и красивых образов, настраивающих на хороший сон, на благополучное будущее и на хорошее начало нового дня.
В Италии были чрезвычайно популярны тарантеллы. Чаще всего эта музыка исполнялась странствующим оркестром, люди под нее танцевали. Таким способом они должны были исцелиться от тарантизма — психического заболевания, вызванного укусом тарантула — ядовитого паука. Музыка тарантелл очень продолжительная, в ней много повторений, она звучит в очень быстром темпе. Эта музыка должна была вызвать у человека определенные телесные реакции — он уже не мог усидеть на месте и начинал танцевать. Так как это повторялось многократно и с ускорением темпа, эффект был удивительным: человек «вытанцовывал» свою болезнь и выздоравливал. Если вы послушаете тарантеллу, то почувствуете, насколько эта музыка живая, темпераментная, огненная. В этом огне, который разгорался внутри человека, и сгорали все недуги.


В восточной традиции было принято относиться к звуку как к звуковому потоку, то есть как к объекту созерцания. Музыкальные инструменты издавали плавающие, скользящие звуки, богатые обертонами, с большим количеством мелизмов. Их сложно зафиксировать: здесь множество неуловимых оттенков, звук все время находится в движении, подобно стихии, потоку, и записать, зафиксировать эти мельчайшие изменения практически невозможно. Поэтому восточная традиция очень импровизационна.
В отличие от этого, в западной традиции звуки фиксировались по высоте и протяженности с математической точностью.
Музыку стали записывать благодаря тому, что появились ноты — знаменитые до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и нотные знаки. Названия нот впервые записал, зафиксировал музыкант и математик Гвидо из Ареццо в начале XI века. До этого музыка записывалась невмами — некими приблизительными графическими знаками. Но знаем ли мы о том, что названия нот — это слоги из молитвы, посвященной святому Иоанну?
Первоначально было всего шесть нот, хотя сейчас, как известно, их семь. Нота cи считалась дьявольской. Ее не было в широком употреблении вплоть до XVI века.


Итак, первая нота называлась Ut, потому что первая строчка этой молитвы была следующая: Ut queant laxis.
Далее: Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve pollute,
Labii reatum.
Ноты cи не было, но была последняя строчка: Sancte Ioannes, то есть Святой Иоанн, и поэтому по первым буквам: Sancte и Ioann — получилась нота cи.
В переводе эта молитва звучит примерно так: «Дай нам чистые уста, чтобы мы могли всей силой голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний».
В таком виде: ут, ре, ми, фа, соль, ля, си — ноты просуществовали вплоть до XVII века, когда первую ноту ут заменили на ноту до (от Dominus — Господь).
По другой версии о происхождении нот, в основе их названий лежит связь с Творцом и Творением, то есть связь с космосом и Вселенной:
До — Dominus, или Господь.
Ре — Rerum, Материя, или Regina Astris — царица звезд (Regina — царица, или Луна).
Ми — Miraculum, чудо, или Mixtus Orbis — место, где смешиваются добро и зло. И это место называется Земля.
Фа — от Fatum, судьба, или Familias Planetarium — семья планет, то есть Солнечная система, Солнечная семья.
Solatus — Солнце — дало название ноте соль.
Lactea via — Млечный путь — нота ля.
Нота си — Sidereus Orbis — звездное небо.


Но еще до нашей эры Пифагор ввел буквенное обозначение нот, которыми пользуются и по сей день все музыканты. Их тоже семь. F (фа) — C (до) — G (соль) — D (ре) — A (ля) — E (ми) — H (си). Эта последовательность совершенных интервалов — квинт — называется пифагоров строй.
Именно такой строй имеют струнные инструменты. Например, скрипка имеет четыре струны: G «соль», D «ре», A «ля», E «ми»; у виолончели тоже четыре струны: С «до», G «соль», D «ре», A «ля». В XX веке композиторы создают музыку, например, «в тоне A», или «в тоне C», то есть обозначают основной тон, который дает определенное звучание, или определенный характер, как говорили древние греки.
Философию и музыку объединяет понятие этос, что означает «характер», «нрав». В древней Греции, например, звукоряду от тона С «до» приписывали качества смелости и мужественности, звукоряд от тона E «ми» действовал на человека возбуждающе, а от тона «фа» имел характер печали и грусти. Таким образом, у каждого тона был свой нрав, свой характер.


И это великое изобретение Пифагора — великого математика, музыканта, философа, который экспериментировал со звуком, создал систему консонансов, то есть гармоничных, согласованных созвучий, которые подчинялись простейшим числовым соотношениям 2/1, 3/2, 4/3.
Число для него было универсальным, вечным. Он стремился к четкой и точной фиксации звука. В современной нотации есть точная звуковысотность, есть числовые соотношения между звуками, как в математике. Музыка — это организованные, упорядоченные звуки. В музыке есть размер, который фиксируется в виде обыкновенной дроби, есть ритм, есть различные ритмические рисунки, есть такты. Пифагор пришел к выводу, что чем проще числовое соотношение между звуками, тем совершеннее интервал. Не так ли и в отношениях между людьми: чем проще, тем совершеннее?
Соотношение один к одному — это унисон. Говорят: «сердца звучат в унисон», «все мыслят в унисон», «находятся на одной волне» — вот что такое унисон. А соотношение один к двум — октава. Тот же самый тон, только выше. Cоотношение два к трем — квинта — чистый интервал, который лежит в основе пифагорова строя. И, наконец, соотношение три к четырем — кварта. Cвои эксперименты с интервалами Пифагор проводил при помощи монохорда (от моно «один», хорда «струна»). Одна струна, натянутая на какую¬либо подставку, с помощью специального приспособления, которое называлось плектр, делилась, или пережималась, в разных местах на части. Если струна удлинялась, звук становился ниже, если же струна укорачивалась, то и звук становился выше и тоньше. Если заглянуть внутрь пиа­нино или рояля, то мы увидим, что верхним регистрам соответствуют короткие и тонкие струны, а нижним нотам — длинные и толстые. То есть чем длиннее струна, тем ниже звук. И монохорд, таким образом, был прообразом всех будущих клавишных инструментов, потому что существовала такая поперечная шкала, подобие современных клавиш, которая фиксировала определенный звук в определенном месте.


Пифагор также говорил о «музыке сфер». По его представлениям, во Вселенной натянута гигантская струна, одним концом уходящая в небо, а другим концом — в землю, то есть одним концом направленная к Абсолютному духу, а другим концом — к Абсолютной материи. И эта струна звучит.
Не так ли и человек? Ногами он твердо стоит на земле, а голова его направлена к небесам, то есть Человек тоже является струной, на которой играет сам Бог. Кроме того, звучат планеты, созвездия, все, что существует, имеет свой голос, все, что движется, — звучит!
В 1914–1916 годах английский композитор Густав Холст создает сюиту для оркестра, которую называет «Планеты», где пытается записать эту музыку сфер в семи частях по количеству планет: Марс — вестник вой­ны, Венера — вестница мира, Меркурий — крылатый посланник, Юпитер — приносящий радость, Сатурн — вестник старости, Уран — волшебник и Нептун — мис­тик. Очень интересно услышать, как Густав Холст средствами оркестра, тембрами передал характер и звучание планет.


Музыка разворачивается, становится, проявляется во времени. Музыка подобна реке, вечно движущемуся и изменчивому водному потоку.
Когда мы слушаем музыку, особенно живое исполнение, мы словно погружаемся в этот звуковой поток. И как нельзя войти в одну и ту же реку дважды, так не бывает двух одинаковых исполнений, даже если перед нами тот же исполнитель, тот же инструмент и то же произведение. Ведь исполнение музыки, как и слушание ее, — это упражнение души, это работа сердечная, душевная и духовная. И всякий раз, слушая живое исполнение, мы можем прикасаться к этому «вечно движущемуся образу вечности», видеть «отблеск запредельного», слышать послания, советы и заповеди, зашифрованные в музыкальных творениях.


Наталья Гущина,
солистка челябинской филармонии (фортепиано),
лауреат международных конкурсов

 

Музыка воодушевляет весь мир.
Платон

Музыка есть ключ к человеческой душе.
М. Юдина

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Ф. Ницше

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и ожив¬ляет его.
Р. Роллан

А что если все существа живой природы — лишь эоловы арфы различных очертаний, вибрации которых превращаются в мысли, словно бы сквозь них, текучий и безбрежный, проносится разумный ветер, что одновременно — и душа каждого, и бог всех?
С. Кольридж

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
Т. Карлейль

www.bez-granic.ru

История возникновения музыки

История возникновения музыки в условиях сознательной эволюции человечества, начинается порядка 50-ти тысяч лет назад.

Предположительно, появление человека, в его современном представлении, произошло примерно 160 тысяч лет тому назад. Постепенно происходило расселение людей по континентам. Известно, что индивидуальные проявления музыки имеются абсолютно у всех народов. Поэтому этнографы приходят к выводу, что до своего расселения, древние люди Африки (место появления первого веловека), уже имели минимальное музыкальное знание. Отсюда следует, что музыка сопровождает человека уже на протяжении более 50-ти тысяч лет, навсегда войдя в его культуру и став неотъемлемой частью социальной жизни.

Первая музыкальная форма, с начала история возникновения музыки, обозначена специалистами как примитивная (доисторическая) музыкальная традиция. Существующие современные виды музыки у американских индейцев и у аборигенов Австралии по аналогии принято называть доисторическими. Вообще, понятие доисторической музыки принято применять в отношении европейских цивилизаций, а во многих других странах используются понятия традиционной, фольклорной или народной музыки.

Самым архаичным инструментом, существующим с древности и дошедшим до нашего времени, является флейта. Данный артефакт был обнаружен во время раскопок древнейших скульптур, возраст которых датируется в 40 тысяч лет.

Следующим этапом в музыкальной эволюции считается переход на традицию музыкального письма, в следствие чего возникла музыка древнего мира. Самая старинная песня на сегодняшний день имеет возраст 2 тысячи лет. Она была зафиксирована на глинобитной табличке, обнаруженной при раскопках Нипура. Исследования древних изображений, воплощенных на стенах и керамических вазах, а также письменных памятников, свидетельствуют, что в те времена музыка развилась в полифоническую форму. Судя по описанию, одна из флейт могла исполнять основную музыкальную тему, одновременно с ней играла другая, создающая фоновое звучание. Относящимися к тому времени инструментами являются флейты и обнаруженный в долине реки Инд струнный инструментарий.

Старинной музыкой считается эпоха со времен заката Римской Империи до конца 18 века. Истоками возникновения музыки в начале данного гигантского периода стала католическая церковь, богослужения в которой сопровождались незначительным музыкальным фоном. После чего во всех мировых цивилизациях началось интенсивное развитие и разнообразие музыкальных знаний и соответствующего инструментария. В пределах огромных регионов развивались свои индивидуальные музыкальные традиции, абсолютно не похожие на соседние. Появлялось множество музыкальных инструментов, которые по мнению народов наиболее подобающе передавали отдельные аудиоэффекты. У разных народностей складываются характерные виды музыкальных инструментов.

Изначально музыкальное образование давалось в церквях, либо музыке обучались у тех, кто умел играть. Постепенно наряду с церковным образованием, появились школы, дающие музыкальные навыки для светского увеселительного направления. Появлялись трубадуры, барды и т. д. Средневековая музыка послужила основой для зарождения музыки эпохи раннего Возрождения.

Появляется понятие академической музыки, развитие которой исчисляется уже на уровне столетий. Становятся общепризнанными и международными конкретные инструменты, наиболее мелодично и многообразно издающие звучание. Принимаются общие нормы и обозначения музыкальных терминов, музыке обязательно обучают детей дворянских и знатных родов.

В наше время история возникновения музыки изучается специальной наукой, которая так и называется — история музыки. Она является отраслью научного и учебного музыковедения, которая преимущественно изучает культуру европейской музыки, ее основные ступени развития, школы и жанры. Во многом, воплощенные в музыкальном выражении интонации и чувства зависели от географического положения народных композиторов и происходящих там событий, поскольку было весьма актуально выражать свои ощущения в многогранном и многоликом музыкальном произведении. Метод, изучающий историю музыки, состоял в систематизировании видов и форм музыки, используемых инструментов, а также способов передачи звучания на бумаге. История возникновения музыки, начавшаяся более 50 тысяч лет назад и сегодня является весьма актуальным объектом изучения.

www.istmira.com

История музыки — Википедия

История музыки — отрасль музыковедения (наука и учебная дисциплина), изучающая музыку, в первую очередь европейскую, по эпохам, странам и школам. Музыка, как часть культуры, находится под влиянием всех остальных её аспектов, включая социально-экономическую организацию и опыт, климат, и доступ к технологиям. Эмоции и идеи, выражаемые в музыке, ситуации, в которых музыка исполняется и воспринимается, а также отношение к исполнителям и композиторам варьируются в зависимости от региона и эпохи.

Советская методологическая традиция (Ю. В. Келдыш) к истории музыки также относила музыкальную палеографию, систематизацию музыкальных форм в их историческом развитии и инструментоведение[1]. В западной науке музыкальной палеографией занимаются филологи, форму изучают теоретики музыки, а инструменты (их конструкцию, исторические описания, акустический строй) изучают все музыковеды (историки, теоретики, музыковеды-фольклористы и др.) без исключения.

Доисторическая музыка[править | править код]

Предполагается, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад в Африке. Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует по крайней мере 50 000 лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете[2].

Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Современная американская и австралийская музыка аборигенов иногда также называется доисторической, однако этот термин обычно применяется для европейской музыки. Для доисторической музыки не-европейских континентов зачастую применяются термины фолк-, народная или традиционная музыка.

Флейта — самый древний зафиксированный учёными музыкальный инструмент. Один экземпляр был обнаружен рядом со скульптурами, которые относят к 35—40 тыс. лет до н. э.[3]

Музыка древнего мира[править | править код]

Доисторическая эра заканчивается с переходом на письменную музыкальную традицию. Следующая эра получила название «музыка древнего мира». Старейшая известная песня, зафиксированная на клинописной табличке, была найдена на раскопках Ниппура, она датируется 2000 г до н. э. Табличка была расшифрована профессором А. Д. Килмер из Университета Беркли, также было продемонстрировано, что она сочинена терциями и использовала пифагоров строй.

Двойные трубы, такие, какие использовали, например, древние греки, и древние волынки, а также обзор древних рисунков на вазах и стенах, и древняя письменность (см., например, «Проблемы» Аристотеля, Книга XIX.12[4]), в которой описана музыкальная техника того времени, указывают на полифонию. Одна трубка в авлосе, вероятно, создавала фон, в то время как другая играла мелодичные пассажи. Инструменты, как например флейта с семью отверстиями и различные виды струнных инструментов были найдены у цивилизации долины Инда.

Упоминания об Индийской классической музыке (марга) могут быть найдены в священных писаниях Ведах. Сама-веда, одна из четырёх вед, подробно описывает музыку. История музыки в Иране (Персии), восходит к доисторической эре. Легендарному великому царю, Джамшиду, приписывают изобретение музыки. Музыку в Иране можно проследить в прошлое до дней эламской империи (2500—644 до н. э.). Отрывочные документы из различных периодов истории страны показывают, что древние персы имели обширную музыкальную культуру. Сасанидский период (226—651 н. э.), в частности, оставил нам множество доказательств, указывающих наличие оживлённой музыкальной жизни в Персии. Имена некоторых важных музыкантов, таких, как Барбод, Накисса и Рамтин, а также названия некоторых их работ сохранились.

На стенах пирамид, в древних папирусах, в сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мёртвых» есть строки религиозных гимнов. Встречаются «страсти» и «мистерии». Популярным сюжетом были «страсти» Осириса, который ежегодно умирал и воскресал, а также женские песни-плачи над мертвым Осирисом. Исполнение песен могло сопровождаться драматическими сценами[5].

Музыка играла важную роль в жизни древних египтян. О значении музыки в Древнем Египте говорят настенные рельефы древних египетских храмов и гробниц с изображением музыкантов. Древнейшими музыкальными инструментами египтян были арфа и флейта. В период Нового царства египтяне играли на колоколах, бубнах, барабанах и лирах, импортируемых из Азии[6]. Богатые люди устраивали приёмы с приглашением профессиональных музыкантов[7].

Считается, что именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего расцвета в культуре Древнего мира. Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение. В Древней Греции впервые была отмечена закономерная связь между высотой звука и числом, открытие которой традиция приписывает Пифагору. Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни имела огромное значение для греков и в целом — для всей позднейшей европейской цивилизации.

Старинная музыка[править | править код]

Старинная музыка — общий термин, используемый, чтобы описать музыку в европейской классической традиции со времени падения Римской империи в 476 г. н. э. до конца эпохи барокко в середине XVIII в. Музыка в пределах этого огромного промежутка времени была чрезвычайно разнообразна, охватывая многократные культурные традиции в пределах широкой географической области. У многих культурных групп, из которых средневековая Европа развивалась, уже были музыкальные традиции, о которых немного известно. Объединяющим началом этих культур в Средневековье являлась Римско-католическая церковь, и её музыка служила фокусом для музыкального развития в течение первой тысячи лет этого периода. Светская старинная музыка также сохранилась в большом количестве источников.

Музыка Средневековья[править | править код]

Согласно свидетельствам многочисленных старинных документов и художественных изображений музыкальная жизнь периода раннего Средневековья (до 800-х годов н. э.) была довольно богатой и насыщенной. Однако история сохранила до наших дней в основном литургическую музыку римско-католической церкви, значительную часть которой занимает так называемый григорианский хорал, названный по имени Папы Григория I. Современные учёные считают свидетельства о музыкальном вкладе Григория Великого легендой. Большинство же сочинений григорианского хорала в период между вехами деятельности Григория I и Карла Великого принадлежит неизвестным авторам.

В течение IX века произошло несколько важных событий в развитии музыки Средневековья. Во-первых, католическая церковь стала прилагать значительные усилия для унификации различных направлений григорианского хорала и в приведении их всех в рамки григорианской литургии. Вторым важным событием стало появление ранней полифонической музыки: на смену использовавшегося в древние века октавного удвоения (многоголосия) приходит сопровождение церковной мелодии посредством второго голоса, образующего с главным интервалы от унисона до кварты (двухголосный органум, или «диафония»). Третьим и наиболее важным для истории музыки событием стали попытки воссоздания музыкальной нотации, последовавшие по окончании почти пятисотлетнего перерыва изысканий композиторов в данной области. Впервые для записи нот начинают применяться линии и использоваться первые 7 или 15 букв латинского алфавита. Основателем современной музыкальной нотации считается Гвидо Аретинский (умер в 1037 году), который сводит буквенное и невменное тонописание в одну стройную систему.

В период после 1100 года в музыке выделяются несколько школ многоголосной музыки:

  • Школа при монастыре Сен-Марсьяль (святого Марциала) характеризовалась наличием одной главной устойчивой темы и быстро движущегося второго голоса в форме двухголосного органума;
  • Школа Нотр-Дам, давшая миру высокие образцы многоголосия того времени и ставшая первой школой европейской хоровой полифонии, с её основателями монахами Леонином и Перотином;
  • школа города Сантьяго-де-Компостела в провинции Галисия, бывшего в то время центром паломников, странствующих пилигримов и местом работы композиторов многих музыкальных традиций позднего Средневековья, значительная часть работ которых дошла до наших времён в сочинениях Каликстинского кодекса;
  • английская школа, музыка которой представлена в наше время в Рукописи Олда Холла и в рукописи, известной под названием «Вустерские фрагменты» («Worcester Fragments»).

Вместе с данными школами церковной музыки существовали и светские направления развития музыки Средневековья, нашедшие своё отражение в многочисленных композициях трубадуров, труверов и миннезингеров. Музыкальные формы и эстетические идеи светских музыкантов того времени дали начало развитию музыки раннего Возрождения, однако сама культура менестрелей была в большой степени уничтожена во время Альбигойского крестового похода в начале XIII века.

  1. ↑ Музыковедение / Келдыш Ю. В. // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).
  2. ↑ The origins of music / ed. by Nils Lennart Wallin, Björn Merker, Steven Brown.— MIT Press, 2001.— 498p.— ISBN 978-0-262-73143-0
  3. ↑ Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты, Элементы.ру (26 июня 2009).
  4. А.Ф. Лосев. История античной эстетики. — М.: Искусство, 1975. — Т. 4.
  5. Розеншильд К. История зарубежной музыки. М: Музыка, 1969.
  6. ↑ Music in Ancient Egypt (неопр.). Digital Egypt for Universities, University College London. Дата обращения 9 марта 2008. Архивировано 28 марта 2008 года.
  7. Чизлохм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации = Ancient World (Illustrated World History) / пер. с англ. А. М. Голова. — Росмен, 1994. — С. 39. — 95 с. — 12 000 экз. — ISBN 5-257-00678-2.

ru.wikipedia.org

Возникновение музыки

Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.

Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сего¬дня — в век радио и телевидения, век грам- аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

Да, звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной, так называемой «классической» и «легкой», исполняемой профессио¬нальными артистами и любителями. Как разобрать¬ся, сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном ис¬кусстве подлинное от подделки, содержательную му¬зыкальную пьесу от популярного, но пустого шля¬гера? Как почувствовать красоту серьезного произ¬ведения, которое поначалу может показаться скуч¬ным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?

Совет один: стараться больше знать о музы¬кальном искусстве, его истории, особенностях языка, законах, по которым строится музыкальное творчест¬во (разумеется, постоянно слушая много хорошей серьезной музыки).

КТО ИЗОБРЕЛ МУЗЫКУ?

Нареда сидел однажды погруженный в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые легким дуновением ветерка, прельстили его слух; они все продолжали расти, становясь все прекраснее и разнообразнее…»

Так древнее индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда вдруг из «ничего», от легкого дуновения ветерка возникла первая музыка. Бога Нареду древние индусы и считали главным бо¬гом музыки, который подарил человечеству это вели¬кое искусство. По другой легенде, первым, кто познал музыку, был бог Брахма. Он поделился своим откры¬тием с мудрецом Брахатой, а тот уже рассказал лю¬дям о красоте и силе воздействия музыки.

Предположим, что Нареда и Брахма действитель¬но были первооткрывателями музыки. Но как же в таком случае быть с греческими богами Аполлоном и Артемидой? Ведь, согласно одному из широко из¬вестных мифов, Артемида, выстрелив однажды из лука, первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из «мужеубийственного» оружия, как гласит миф, очарова¬тельные звуки.

Впрочем, эта версия о происхождении музыки опровергается самими же греками. Аполлодор в сво¬ей «Мифологической библиотеке» — одном из авто¬ритетнейших источников греческих мифов — утвер¬ждает, что сначала на свет появились музы, а потом уже их сводные брат и сестра — Аполлон и Арте¬мида.
По преданию, муз было девять, причем пять имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора — хоровым пением, Эрато — свадебными песнями, Полигимния — песнопениями в честь богов и героев. И хотя Аполлон обычно именуется предводителем муз или Аполлоном Мусагетом, как явствует из мифологии, музы проявили себя в искусстве звуков все же раньше, чем Аполлон.

Вероятно, у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям. Такое совпадение не удивительно.
С какими бы звуками природы ни сталкивался че¬ловек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невиди¬мые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, по¬сылает на землю свои раскаты-проклятья; в журча¬щих водах реки или водопада сидит ласковый и неж¬ный Нек и поет русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеется Пан или рычит Рюбецаль…

Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и ска¬зания древних народов о происхождении музыки. Но кто в наши дни поверит, что музыку людям нис¬послали боги и духи?
В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разно¬образными звуками, он, конечно же, пытался подра¬жать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка.
Но были и другие, не менее важные источники.

Если внимательно присмотреться к первым, са¬мым примитивным музыкальным инструментам (их можно увидеть сегодня в этнографических или му¬зыкальных музеях), можно легко обнаружить, что они немногим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по манере игры за них. Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, и инструменты — позднее их назовут ударными — можно было считать готовыми.

Струнные музыкальные инструменты тоже роди¬лись из орудий труда. Они представляли собой (и в этом греческие легенды не погрешили против исти¬ны) не что иное, как подражание луку.
Не были исключением и духовые. Чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в ра¬ковину или тростниковую трубку.
Так человек открывал музыку. Открывал в окру¬жавшей его природе, а также в связи с трудо¬выми процессами, вне которых он не мог су¬ществовать.

Представим себе жизнь наших далеких предков. В большинстве их первостепенно важных занятий — охоте, рыбной ловле, валке деревьев — необходимым условием была коллективность труда. Залогом успеха в повседневных делах служила слаженность. Поэто¬му в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм.

Возможно, что именно из ритмических покрики¬ваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Это лишь один из вероятных путей их зарождения. Другим мог быть хоровой танец, появившийся опять-таки благодаря трудовым занятиям человека древ¬ности.
Хоровой танец, очевидно, возник как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты. Он служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни — коллективной сплоченности, согласованности действий. Простейшим «инструмен¬том», обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос. Есть основания пред¬полагать, что таким образом — в хоре — и родилась мелодия.

Как именно складывались первые мелодии, соз¬данные человеком, определенно сказать трудно. По-видимому, тон всей группе танцующих задавал вождь племени или специально назначенный для этой цели запевала. Остальные подражали ему, под¬страивались под его пение.

Однако сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Первобытный человек использовал для этой цели ритмичное постукивание по каким-либо предметам (часто по все тем же орудиям тру¬да), ставшими прообразами ударных музыкальных инструментов. Это, собственно говоря, уже и была музыка.
Но только ли общение с природой, труд и врожденное чувство ритма помогли людям открыть для себя музыку?

Ритмические процессы свойственны многим живым существам. И даже инстинктивный мелодический дар присущ не только человеку, наиболее тонко он развит у птиц. Однако лишь человек оказался спо¬собным стать сознательным творцом музыки. Это произошло благодаря целому комплексу условий, три из них мы уже назвали. Но было и четвертое, без которого музыка никогда не стала бы искусст¬вом,— это художественный дар человека.
Именно художественное чутье и подтолкнуло наших далеких предков к попыткам в камне, глине, слоновой кости или с помощью наскальных рисун¬ков передать эпизоды из своей жизни. Он же привел к созданию зачатков музыкального искусства.

«Птица поет, извлекает звуки из гортани своей, но ощущает ли она, как человек, все страсти, которые он один токмо на земле удобен ощущать при размеренном сложении звуков? — писал русский просве¬титель XVIII века Александр Николаевич Радищев.— Не птицы благопевчие были учители человека в музыке: то было его собственное ухо, коего вглубленное перед другими животными в голосе положение всякий звук, с мыслию сопряженный, несет пря¬мо в душу».

Из приведенных слов выделим последние: «…звук, с мыслию сопряженный, несет прямо в душу». В них лаконично передано то, что решительно возвышает человека над всеми остальными живыми существа¬ми: способность мыслить и переживать. И не просто способность — потребность! Без нее, этой великой потребности, как и без названных уже нами условий, не существовало бы музыкального искусства.

Итак, подражание звукам природы и участие в коллективных трудовых процессах, врожденное чув¬ство ритма и художественное чутье — все это вместе, многократно перемноженное на человеческую пытли¬вость, и дало жизнь искусству звуков.

e-music.fdstar.ru

Когда и как появилась музыка?

Люди любят музыку, потому что мы все принадлежим к виду живых существ, для которых звук играет в жизни важную роль. Ритмичность и тональность звуковых сигналов – это способ передачи информации и энергии друг к другу. Как появилась музыка? Язык людей возник не со слов, а с пения для передачи эмоциональных посланий, смысловой тональности и ритма. Впервые выдвинул данную теорию Чарльз Дарвин, написавший в 1871 году такие строки: «Звук, который издают птицы, в сравнении схож с речью, восходящей к пению и началу образования слов, выражающих разные эмоции сложного характера». На сегодняшний день данная версия считается верной.

Теория на основании обширного исследования подтверждает, что 70-80 тыс. лет назад человечество положило основу лексическим составляющим первоначальной речи. По мере развития это новшество стало обыденным. До тех времен наши предки не умели говорить, а лишь распевать. Голосовые связки человека и система речи – сложный музыкальный прибор. Люди — существа, которые способны петь. Где появилась музыка? Как это произошло? Может, первыми были танцы? На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Как появилась музыка

Точной исторической даты нет, когда человек заиграл на музыкальных инструментах и начал петь. Если придерживаться теории Маркса и Энгельса, происхождение музыкальных звуков возникло в древности при выкрикивании, чтобы синхронизировать действия группы людей выполняющих сложную совместную работу, где обязательно нужна слаженность.

Например: группе человек требуется перетащить тушу животного, убитого на охоте, либо передвинуть большой камень для того, чтобы прикрыть вход в пещеру. Пение также способствовало улучшению монотонной работы. В итоге отдельные наблюдательные особи заметили, как красиво поют птицы, и начали задумываться о придумывании своего особенного мотива.

Как давно появилась музыка

Как появилась музыка? Когда человек начал заниматься ею? Для певческих навыков следует уметь держать под контролем частоты высоты звука. Исследования закостенелых черепов и челюстей древних обезьян выявили, что предок современного человека и неандертальца обладал способностью петь. Делал он это или нет, узнать невозможно.

Не маловажной частью музыки есть ритм. Древние люди создавали ритмические мотивы при помощи хлопков ладошками. Это могло служить для появления древних музыкальных инструментов – стук палок или камней друг о друга, и рукам не так больно.

Первые инструменты создавали также из мягких материалов, которые не смогли сохраниться до нашего времени – камыш, дерево. Самые древние музыкальные археологические находки, которым от 39 до 44 тысяч лет, сделаны из костяных трубок птиц лебедей и коршунов. Прочие находки инструментов были обнаружены в неожиданных местах. К примеру, есть факты, свидетельствующие о том, что древние мастера пробивали отверстия в сталактитовых пещерах для резонансной частоты звуков.

Что вначале появилось: музыка или танцы?

Одна из версий гласит, что мелодии возникли, как дополнительное действие к танцам, по этой причине главную роль играл именно ритм, помогающий танцорам не сбиваться. Так что сначала появилось, музыка или танцы?

Есть и второе предположение – возникновение музыки как помощь в трудовой деятельности людей. Главная роль также отведена ритмичным движениям, под которые легче выполнить требуемую работу.

Музыка появилась давно, и почему она возникла и сохраняется до сих пор? Ей присущи такие функций:

  • Танцы. Остается неизвестным вопрос: первое что появилось — музыка или танцы? Танцоры придумали мелодичные звуки, либо наоборот, мелодия поспособствовала возникновению равномерных и налаженных движений?
  • Желание развлечься в компании либо в одиночестве.
  • Общение на больших расстояниях при использовании музыкальных инструментов, например, барабан, дудка.
  • Использование музыки для религиозных ритуалов.

Весомая причина возникновения и сохранения музыки – это способность объединить людей.

Интересно знать! Музыка способна объединить группы людей, мать с ребенком. Она приносит подъем духа и настроения в период монотонного труда, способствует желанию подвигаться. Танцы перед началом битвы способны связать участников в заряженное боевым духом объединение. Имеется гипотеза о том, что музыка создала семью и общество.

Музыка сфер

Мечтатели и романтики имели более красочное представление о задевающих душу звуках, вызывавших эмоции. Музыка – это подарок, посланный богами, вибрация, сотворившая мироздание, ангельское пение. Божественные звуки способны усмирить зверя, передвинуть валуны, создать вселенные.

Музыка – высшая форма передачи информации, которая позволяет людям погрузится в мир непознанного. По этой причине наборы звуков, преобразованные в мелодию, способны так растревожить душу.

Возникновение русской народной музыки

Откуда появилась русская музыка? В Древней Руси она всегда имела связь с обрядами, верованиями и земледелием. Волхвы придумывали и исполняли обрядовые мелодий, а скоморохи народные. Разнообразные жанры – былинные, обрядовые, плясовые, колыбельные звучали на праздниках, в домах. Артисты играли на пирах и праздниках, прославляли высшую знать. После захвата и освобождения Руси от татаро-монгольских нашествий, Великий Новгород становится культурным центром. Появляются такие жанры, как сказание и колокольный звон.

Русский фольклор

Русский фольклор содержит такие жанры песен:

  • календарные обрядовые;
  • свадебные;
  • эпос;
  • танцевальные;
  • лирические;
  • частушки.

Интересно знать! Русское вокальное творчество имеет большее количество произведений по сравнению с инструментальными мелодиями. Повлияло отлучение церкви на использование в храмах музыкальных инструментов. По этой причине фольклор развивался намного лучше.

Звон колоколов как жанр музыки

Искусство колокольного звона – уникальный тип музыкального жанра в Древней Руси. Профессиональному звонарю приходилось учиться звонарному делу на протяжении всей жизни. Звон существует трех типов:

  • Благовест – размеренный звон большого колокола.
  • Перезвон. Колокола звучат от самого наименьшего и до самого большого либо наоборот.
  • Воспроизведение мелодии на колоколах.

Распространенные музыкальные инструменты Древней Руси

Инструменты в старину применялись в обиходе пастухов либо для танцевального и песенного аккомпанемента. Известные русские музыкальные инструменты:

  • гудки;
  • гусли;
  • дудки;
  • рожки;
  • военные трубы;
  • охотничьи рога;
  • бубен;
  • балалайки;
  • мандолины;
  • гитары;
  • гармонь.

Певческие стили в древнерусской музыке

В Древней Руси исполнение песен было разделено на пару стилей – одиночный и хоровой. Тона и полутона проходили чередование и образовали двенадцатиступенную гамму, называлось это церковным ладом. Разделялся он на 4 созвучия:

  • Мрачное.
  • Простое.
  • Светлое.
  • Тресветлое.

Зарождение классической музыки

Классические произведения возникли в IV веке в период Средневековья и продолжают развитие по сегодняшний день. Основные музыкальные инструменты, применяющиеся в классических произведениях, появились до середины XIX века. Мелодия исполняется при помощи симфонического оркестра, в который входят типичный медный, деревянный, струнный и ударный инструмент. Классика основана на «академических» жанрах и системах, которые являются образцовым показателем искусства. Основные мотивы симфонического оркестра – звучание органа, фортепиано и клавесина.

В каком веке появилась классическая музыка? Исторические периоды следующие:

  • Древне античный – до 400 годов.
  • Средневековый от 400 до 1400 лет. Был изобретен нотный стан, основные музыканты — трубадуры, поэты, певцы.
  • Возрождение охватывает период XV-XVII веков. Появляются различные типы музыкальных инструментов, например, смычковые — скрипки, виолончели, контрабасы и клавишные — орган, клавесин.
  • Барокко XVII-XVIII век – период таких знаменитых композиторов как Бах и Вивальди. Мелодии исполнялись при помощи органных, щипковых, струнных, духовых и деревянных инструментов. Возникают оперные, сонатные формы.
  • Классицизм XVIII-XIX веков подарил человечеству таланты — Моцарта и Бетховена. Появляется струнный оркестр.
  • Романтизм XIX-XX в. Вносят свой вклад величайшие музыкальные гении — Бетховен, Шуберт, Шопен, Чайковский, Вагнер. Стремительно развивается звучание фортепиано.
  • XX век и период современных классических мелодий (с 1975 года).

Классические произведения продолжают свое развитие и в современном мире, оказывая влияние на прочие направления в музыке. Например, в роковых произведениях применяют классику в тональности. Классическое направление музыки – совершенство гармоничных звуков и целостность.

fb.ru

История происхождения и развития музыки

М у з ы к а

   Музыка является неотъемлемой частью культуры жизнедеятельности человека. Истоки происхождения слова «музыка» идут из греческой мифологии, которая увлекательно повествует о том, что у Зевса и Мнемозины (богиня памяти) было девять дочерей, которых называли «музами». В честь них и было названо великолепное искусство. Возникло оно еще в глубокой древности, когда люди впервые заметили, что правильное размещение звуков создает гармоничное звучание. 

  Историю происхождения музыки можно разделить на несколько значимых периодов: 

1) Первобытная музыка. В первобытном обществе развитие музыки происходило медленно. В то время она еще не являлась большим искусством, а всего лишь была следствием повседневной жизни: женщины напевали детям колыбельные, пастухи организовывали стада животных, выдувая звуки из рога, воины издавали ужасающие звуки, запугивая соперников, а когда они возвращались с победой, их соотечественники встречали радостными возгласами и шумовыми эффектами. Это и была музыка древности, а свои устойчивые формы она начала обретать лишь с течением времени;

2) Античная музыка. В общественной жизни древней Греции музыка занимала особое место. Она помогала людям трудиться, сопровождала всевозможные праздники, звучала на театральных представлениях. Из поэм Гомера нам известно, что многие греки умели играть на лире и кифаре. Известно так же, что древние греки были хорошими танцорами, а следовательно, музыка уже имела широкое применение в жизни людей. Трудно переоценить значение античной музыки Древней Греции потому, что современные музыканты до сих пор используют многие термины древнегреческой теории музыки: мелодия, гармония, ритм, гамма…;

3) Средневековая музыка. Принято считать, что музыкальная культура нового типа сложилась в эпоху средневековья и уже тогда классифицировалась, как музыка профессиональная, любительская и народный фольклор. Основой музыкального быта того времени было искусство бродячих артистов, которые считались универсальными мастерами, они пели песни, сочиняли их, играли на всевозможных инструментах. К средневековым инструментам можно отнести арфу, волынку, колесную лиру и другие;

4) Музыка эпохи возрождения. Развитие культуры Ренессанс связано СС стремительным развитием всех сторон общества. Новое ощущение мира преобразило и музыкальный облик. Впервые появляется понятие «композитор», увеличивается количество голосов совместного пения до 36, появляются понятия «консонанс» и «диссонанс», складывается мажорный и минорный лад. Высокого уровня достигают вокальная и вокально-инструментальная полифония, появляются различные жанры светской музыки. Так же складываются новые музыкальные жанры: кантата, оратория и опера;

5) Барокко. Буквально переводится, как «странный», «причудливый». Контрастность и динамизм этой культурной эпохи нашли свое отражение в музыкальном искусстве. Своей вершины достигла полифония, гомофония, усовершенствовалась опера, опера, оратория, кантата и появились новые направления сюита, соната, концерт;

6) Классицизм. Этот культурный жанр в переводе с латинского обозначает «образцовый». В это время творили великие гении человечества, такие, как Людвиг Ван Бетховен, Иоганн Моцарт, Йщзеф Гайдн. Широкое развитие получила симфония;

7) Романтизм. Оставил для истории музыки вечную память о таланте Вебера, Берлиоза, Мендельсона, Шумана, Шопена, Вагнера, Верди, Шуберта. Все эти композиторы приняли определяющее участие в развитии симфонической музыи;

8) Импрессионизм. Наиболее ярко представляют его течение в музыке композиторы Дебюсси и Равель. Своим творчеством они передали основные идеи импрессионизма в музыке.

9) Западно-европейская музыка 19 – 20 веков. Этот период отразился в музыке, как начало новой эпохи освобождения от церковного гнета. Он характерен многообразием жанров, красок, форм, выразительных методов. В истории остались имена Клаудио Монтеверди, Жана Батиста Люлли, Генделя, Фрескобальдии величайшего Иоганна Себастьяна Баха.





Смешное и любопытное на нашем сайте

 — Что такое глюкофон?

 — Радио для кошек

 — Внимание! Говорит… психушка?!

 — Самый молодой радиоведущий

 — «Аксакалы» аудиоэфира

 — И смех, и грех в истории музыки

 — Самое интересное и любопытное из истории радио

 — Мифы о работе радиоведущих

 — Занимательные факты о музыке

 — Овощная симфония

 — Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой

www.poka-otvetov.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *