Какой должен быть IQ у нормального человека? :: SYL.ru
Определение способности человека к выполнению сложной задачи — полезный инструмент для выбора лучшего кандидата. Собеседование дает часть информации, но ее не всегда можно проверить. Тестирование из множества задач и кейсов, проводимое с ограничением времени, в данной ситуации будет эффективнее. При этом доверять машине нужно с учетом погрешности. Тест может не учесть сильных и слабых сторон испытуемого, его эмоционального состояния и других особенностей. IQ нормального человека находится в диапазоне 90-120 баллов, но не гарантирует наличия выдающихся способностей.
История создания теста IQ
Тесты IQ были созданы в 1905 году французским психологом Альфредом Бине для определения психологического возраста умственно отсталых подростков. Уильям Штерн в 1912 адаптировал методику к определению интеллектуального возраста. В таком варианте результат тестирования назвали «коэффициентом интеллекта» или IQ. Вопрос о том, каким должен быть IQ у нормального человека, решился следующим образом. Итог тестирования сравнивается со средним баллом в рамках возрастной группы, определяя коэффициент соответствия среднестатистическим данным.
Суть методики
IQ нормального человека определяют задания, проверяющие способность оперировать образами и цифрами, логически мыслить и решать сложные, запутанные задачи. Пройти тест на более высокий балл помогает хорошая память и высокий уровень общих знаний. Тестом можно оценить скорость восприятия и обработки данных, визуально-пространственное мышление.
При этом оценивается прежде всего способность к обучению, познанию и пониманию. Люди с высоким IQ имеют ресурсы к решению сложных задач. Но наличие высокого IQ не гарантирует успех человека. Все выдающиеся люди имеют высокий уровень интеллекта, но далеко не все носители великолепного IQ добились хороших результатов. Многое зависит от самого человека, его мотивации, особенностей характера, талантов.
Возрастные особенности
Какое IQ у нормального человека, сильно зависит и от возраста. Считается, что пик развития приходится на 26 лет. Момент наивысшего развития интеллекта может варьироваться с 20 до 34 лет в зависимости от условий конкретного испытуемого. После 60 лет уровень интеллекта резко снижается только в том случае, если человек перестает ставить перед собой сложные задачи и никак не нагружает мышление, ограничиваясь стандартными ситуациями.
Принято, что уровень IQ – величина постоянная. Для детей приняты разные нормы развития интеллекта, приблизительно оценивающие нормальное развитие. Нормальным IQ человека 14 лет считается 70-80 баллов, но для взрослого это будет говорить об отклонении от нормы. Таким образом, уровень интеллектуального развития имеет постоянство по сравнению с группой (по возрасту), но при рассмотрении отдельного индивида IQ значительно изменяется с возрастом.
Расшифровка результатов
Уровень IQ нормального человека может быть разным в разное время. Даже один человек, проходя тестирование в разном эмоциональном, физическом и психическом состоянии, покажет разный результат. Влияние имеет и мотивация к прохождению тестирования.
Результаты исследования до 85 баллов интерпретируются как умственная отсталость разного уровня тяжести. Средний интеллект характеризуется баллами 85-114. Результат в 100 баллов указывает на верное решение половины заданий. Решение всех вопросов позволит получить 200 баллов, но такого результата еще никому не удалось достичь.
Области применения
Тестирование активно используется в психологии и кадровой работе. Психологи оценивают уровень развития детей, направляя при необходимости на коррекционные занятия. При работе с взрослыми тесты IQ тоже используются, показывая уровень развития процессов мышления. Часто тесты дополняются другими, более узконаправленными. Такой подход помогает получить более адекватный результат.
При выборе кандидатов на вакансию кадровая служба часто использует тесты IQ, но здесь нужно помнить, что при тренировке результат увеличивается на 20-30%. Таким образом, человек просто может иметь навык прохождения теста, что вовсе не говорит о высоком уровне интеллекта.
Последнее время в паре с тестом IQ идет EQ. Этот коэффициент характеризует развитие эмоционального интеллекта, который отвечает за наличие у человека коммуникабельности, интуиции, умения строить взаимоотношения с другими людьми. Два этих метода характеризуют работу разных полушарий мозга, поэтому далеко не всегда оба показывают результаты одного уровня. Данный факт объясняет ситуации, когда наличие высокого уровня IQ не помогает человеку добиться успеха.
Развитие IQ
Сколько IQ у нормального человека, зависит от наследственности на 60-80%. Остальные 20-40% зависят вовсе не от образования, а от образа жизни и мышления, особенно в раннем детстве. Имеют важное значение болезни, стрессы и травмы.
Самостоятельно можно развивать интеллектуальные способности, придерживаясь следующих рекомендаций:
- Интеллектуальные игры (например, шахматы, судоку и др.). Начало освоения игр будет сложным, мозг не привык к решению таких задач. Постепенно будут вырабатываться навыки нестандартного стратегического мышления. Важно в данном случае не останавливаться на одной игре, продолжать двигаться дальше, ставя перед собой все новые сложные интеллектуальные задачи. Полезны логические игры на время, головоломки. Такое проведение свободного времени стимулирует развитие мыслительных процессов, положительно влияет на уровень интеллекта.
- Постоянное обучение. Процесс изучения нового стимулирует внимание, память, мыслительные процессы. Новые виды деятельности стимулируют выработку гормона дофамина, уровень которого определяет количество нейронов. Таким образом, расширяя границы собственного опыта, человек повышает уровень IQ.
- Физические нагрузки. Активный образ жизни поддерживает общее здоровое состояние организма, выводит токсины и способствует интеллектуальному развитию.
- Здоровый образ жизни. Правильное питание и распорядок сна необходимы для гармоничной работы нервной системы. Сопровождение любой деятельности мотивацией к развитию увеличивает результат, даря чувство удовлетворения и силы двигаться дальше.
www.syl.ru
Что такое IQ, и как этот показатель влияет на нашу жизнь?
Тесты на определение уровня IQ проводят в компаниях и школах, эти две буквы у многих на слуху. Но не все понимают, что означает этот показатель: от чего зависит и как влияет на обучаемость и успешность в карьере. Informburo.kz объясняет, почему наша жизнь зависит от этой цифры.
Что такое IQ?
IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта) – количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека. Среднестатистическим считается человек того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют. Получается, что IQ показывает не сам уровень интеллекта, а его соответствие или отклонение от нормы, т.е. среднего уровня.
Средний уровень IQ можно сравнить со средним ростом. Например, согласно исследованиям в Казахстане средний рост женщин – 164,4 см, мужчин – 177,5 см. Мы сравниваем рост человека со средним и даём оценку: если рост превышает средний показатель, то мы считаем человека высоким, и наоборот. При этом важно понимать, что этот средний уровень не является постоянным, а зависит от разных факторов. С определением уровня IQ примерно такая же ситуация.
Как разрабатываются тесты для определения IQ, и какие результаты считаются нормальными?
Единых стандартов разработки тестов для определения IQ нет, но все тесты делятся по возрастным категориям. Поэтому один и тот же показатель IQ у ребенка и студента не говорит о том, что студент глупый, а ребенок умный. Ведь у них разные возрастные категории тестов.
Авторы тестов также составляют к ним инструкции, в которых объясняют, как их проходить. Эти инструкции нужны, чтобы свести к минимуму погрешность. В тесты включаются задания на рассуждение, память, логику, приобретённые знания. Средний балл считается равным 100: тесты разрабатываются таким образом, чтобы большинство результатов соответствовало этому показателю. С этим средним результатом потом сравниваются результаты тестируемых.
Получается, что средний результат теста на IQ является уровнем большинства людей. Поэтому средний уровень интеллекта – это как раз нормально. В результатах бывают отклонения от среднего уровня, ведь на это может повлиять множество причин: волнение, усталость, спешка. Только результаты менее 70 баллов можно считать признаком отсталости в умственном развитии. Высокий уровень интеллекта с результатом выше 130 баллов встречается у 2,2% людей – такие данные приводит исследователь Стюарт Ричи в своей книге «Интеллект: всё, что имеет значение». При этом среднему уровню соответствует 68,2% тестируемых.
Источник: книга Intelligence: All that Matters
Что определяет наш уровень интеллекта?
Интеллект – способность к познанию и решению задач. Интеллект включает в себя познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Человечество не может однозначно сказать, от чего зависит интеллект. Например, мы точно знаем, что мышление – функция головного мозга. Можно предположить, что интеллект зависит от каких-то характеристик мозга и нервной системы: объёма и рельефа мозга, количества серого вещества, скорости нервных импульсов. Причём, вероятнее, влияют сочетания разных характеристик. Если рассматривать каждую характеристику отдельно, то нельзя выявить её влияние на интеллект. Например, объём мозга у женщин в среднем меньше, чем у мужчин. Но в тестах на уровень IQ женщины в среднем показывают такие же показатели, как и мужчины. Этот факт говорит и о том, что интеллект не зависит от биологического пола.
Учёные также не установили влияние на интеллект расы или национальности. Ушаков в книге «Психология интеллекта и одарённости» приводит такие данные: темнокожие дети-сироты, воспитанные в приёмных семьях с доступом к более качественному образованию, имеют более высокие показатели IQ. Вероятно, что на интеллект в этом случае больше повлияли социальные факторы, нежели наследственные. Это подтверждают исследования близнецов с идентичным набором генов, которые приводит Стюард Ричи. Пока близнецы – дети, то их уровень IQ примерно равен, и это можно объяснить генетикой. По мере взросления дети начинают самостоятельно создавать для себя среду: кто-то проводит время за книгами и другими занятиями, кто-то слоняется без дела. Тогда при одинаковой наследственности уровень IQ перестаёт быть равным. Получается, что с возрастом мы больше контролируем свою среду. И те среды, которые мы создаём, влияют на уровень IQ.
О влиянии на интеллект внешних факторов говорят и другие факты. Средний уровень IQ выше в странах с высоким уровнем жизни. Качество питания и медицинского обслуживания, доступность образования, уровень преступности и социальные установки в обществе тоже могут влиять на уровень IQ.
Удивительно, но средний уровень IQ постепенно растёт как в мире, так и в отдельных странах. Этот процесс называют эффектом Флинна по имени учёного, который собрал данные об этих изменениях. Эффект Флинна парадоксален: средний уровень IQ растёт каждые 10 лет. Для генетических и эволюционных изменений это слишком маленький промежуток времени. Кроме того, эти данные не позволяют прочно связать интеллект с наследственностью, расой, национальностью, полом, характеристиками мозга. Получается, что люди становятся «умнее» по разным причинам, а уровень интеллекта не зависит от чего-то конкретного.
Как менялся средний коэффициент интеллекта с течением времени / Источник: книга Intelligence: All that Matters
На что влияет уровень IQ?
Теоретически, можно предположить, что уровень интеллекта влияет на обучаемость, успех в карьере и, косвенно, на доход.
Стюард Ричи рассказывает, что небольшая зависимость есть. Люди с более высоким интеллектом быстрее и охотнее улучшают свои навыки, чаще становятся профессионалами, как следствие – у них выше доход. Но эта зависимость не идеальна: высокий IQ не гарантирует успех, если человек не приложит усилий. Кроме того, также важны личные качества: ответственность, активность, внимательность. Для каждой сферы деятельности существует свой набор важных качеств. Получается, что уровень интеллекта влияет на обучаемость и карьерный рост, но они не зависят только от него.
Стюард Ричи выявил ещё одну интересную закономерность: люди с высоким уровнем IQ живут дольше. Риск смерти у них ниже в три раза по сравнению с теми, у кого уровень интеллекта низкий. Объяснить эту зависимость сложно, но более достоверными выглядят две теории. Первая заключается в том, что у людей с высоким уровнем интеллекта выше доходы. Это позволяет им питаться правильно, получать качественные медицинские услуги, поддерживать нужный вес и уровень физической активности. Вторая – они быстрее и лучше анализируют, поэтому избегают опасных ситуаций. А если и попадают в них, то чаще выживают, потому что действуют более рационально.
Зачем измерять уровень IQ?
Уровень IQ не определяет нашу жизнь, не гарантирует определённое будущее. Мы не можем точно сказать, от чего зависит интеллект. Зачем вообще измерять такой неточный показатель?
Тесты на уровень IQ помогают определить людей, которым нужны особые условия для обучения. Если результат ребёнка значительно выше среднего, то есть смысл обучать его по более сложной программе. Если результат низкий – нужно создать условия для усвоения минимально необходимых знаний, чтобы позаботиться о человеке.
Что важно помнить про IQ?
Нет конкретных факторов, которые влияют на уровень интеллекта. Уровень интеллекта не делает кого-то лучше или хуже. Важно помнить, что женщины не глупее мужчин, среди рас и национальностей нет «умных» и «глупых», а будущее и успех зависят от нас самих. Людям необходимо взаимное уважение, а не дискриминация.
informburo.kz
Какой должен быть IQ у нормального человека?
Определение способности человека к выполнению сложной задачи — полезный инструмент для выбора лучшего кандидата. Собеседование дает часть информации, но ее не всегда можно проверить. Тестирование из множества задач и кейсов, проводимое с ограничением времени, в данной ситуации будет эффективнее. При этом доверять машине нужно с учетом погрешности. Тест может не учесть сильных и слабых сторон испытуемого, его эмоционального состояния и других особенностей. IQ нормального человека находится в диапазоне 90-120 баллов, но не гарантирует наличия выдающихся способностей.
История создания теста IQ
Тесты IQ были созданы в 1905 году французским психологом Альфредом Бине для определения психологического возраста умственно отсталых подростков. Уильям Штерн в 1912 адаптировал методику к определению интеллектуального возраста. В таком варианте результат тестирования назвали «коэффициентом интеллекта» или IQ. Вопрос о том, каким должен быть IQ у нормального человека, решился следующим образом. Итог тестирования сравнивается со средним баллом в рамках возрастной группы, определяя коэффициент соответствия среднестатистическим данным.
Суть методики
IQ нормального человека определяют задания, проверяющие способность оперировать образами и цифрами, логически мыслить и решать сложные, запутанные задачи. Пройти тест на более высокий балл помогает хорошая память и высокий уровень общих знаний. Тестом можно оценить скорость восприятия и обработки данных, визуально-пространственное мышление.
При этом оценивается прежде всего способность к обучению, познанию и пониманию. Люди с высоким IQ имеют ресурсы к решению сложных задач. Но наличие высокого IQ не гарантирует успех человека. Все выдающиеся люди имеют высокий уровень интеллекта, но далеко не все носители великолепного IQ добились хороших результатов. Многое зависит от самого человека, его мотивации, особенностей характера, талантов.
Возрастные особенности
Какое IQ у нормального человека, сильно зависит и от возраста. Считается, что пик развития приходится на 26 лет. Момент наивысшего развития интеллекта может варьироваться с 20 до 34 лет в зависимости от условий конкретного испытуемого. После 60 лет уровень интеллекта резко снижается только в том случае, если человек перестает ставить перед собой сложные задачи и никак не нагружает мышление, ограничиваясь стандартными ситуациями.
Принято, что уровень IQ – величина постоянная. Для детей приняты разные нормы развития интеллекта, приблизительно оценивающие нормальное развитие. Нормальным IQ человека 14 лет считается 70-80 баллов, но для взрослого это будет говорить об отклонении от нормы. Таким образом, уровень интеллектуального развития имеет постоянство по сравнению с группой (по возрасту), но при рассмотрении отдельного индивида IQ значительно изменяется с возрастом.
Расшифровка результатов
Уровень IQ нормального человека может быть разным в разное время. Даже один человек, проходя тестирование в разном эмоциональном, физическом и психическом состоянии, покажет разный результат. Влияние имеет и мотивация к прохождению тестирования.
Результаты исследования до 85 баллов интерпретируются как умственная отсталость разного уровня тяжести. Средний интеллект характеризуется баллами 85-114. Результат в 100 баллов указывает на верное решение половины заданий. Решение всех вопросов позволит получить 200 баллов, но такого результата еще никому не удалось достичь.
Области применения
Тестирование активно используется в психологии и кадровой работе. Психологи оценивают уровень развития детей, направляя при необходимости на коррекционные занятия. При работе с взрослыми тесты IQ тоже используются, показывая уровень развития процессов мышления. Часто тесты дополняются другими, более узконаправленными. Такой подход помогает получить более адекватный результат.
При выборе кандидатов на вакансию кадровая служба часто использует тесты IQ, но здесь нужно помнить, что при тренировке результат увеличивается на 20-30%. Таким образом, человек просто может иметь навык прохождения теста, что вовсе не говорит о высоком уровне интеллекта.
Последнее время в паре с тестом IQ идет EQ. Этот коэффициент характеризует развитие эмоционального интеллекта, который отвечает за наличие у человека коммуникабельности, интуиции, умения строить взаимоотношения с другими людьми. Два этих метода характеризуют работу разных полушарий мозга, поэтому далеко не всегда оба показывают результаты одного уровня. Данный факт объясняет ситуации, когда наличие высокого уровня IQ не помогает человеку добиться успеха.
Развитие IQ
Сколько IQ у нормального человека, зависит от наследственности на 60-80%. Остальные 20-40% зависят вовсе не от образования, а от образа жизни и мышления, особенно в раннем детстве. Имеют важное значение болезни, стрессы и травмы.
Самостоятельно можно развивать интеллектуальные способности, придерживаясь следующих рекомендаций:
- Интеллектуальные игры (например, шахматы, судоку и др.). Начало освоения игр будет сложным, мозг не привык к решению таких задач. Постепенно будут вырабатываться навыки нестандартного стратегического мышления. Важно в данном случае не останавливаться на одной игре, продолжать двигаться дальше, ставя перед собой все новые сложные интеллектуальные задачи. Полезны логические игры на время, головоломки. Такое проведение свободного времени стимулирует развитие мыслительных процессов, положительно влияет на уровень интеллекта.
- Постоянное обучение. Процесс изучения нового стимулирует внимание, память, мыслительные процессы. Новые виды деятельности стимулируют выработку гормона дофамина, уровень которого определяет количество нейронов. Таким образом, расширяя границы собственного опыта, человек повышает уровень IQ.
- Физические нагрузки. Активный образ жизни поддерживает общее здоровое состояние организма, выводит токсины и способствует интеллектуальному развитию.
- Здоровый образ жизни. Правильное питание и распорядок сна необходимы для гармоничной работы нервной системы. Сопровождение любой деятельности мотивацией к развитию увеличивает результат, даря чувство удовлетворения и силы двигаться дальше.
www.nastroy.net
что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется
Среди образованного населения планеты вряд ли найдутся люди, не знающие, что такое айкью, и как пишется айкью в английской аббревиатуре. Это понятие давно и прочно вошло в обиход всвязи с его широким применением в различных сферах. В Европе и Америке тестирование на уровень IQ является обязательным в начальной и средней школах. Считается, что оно помогает определить интеллектуальные возможности ребенка и способствует правильному выбору дальнейшего направления обучения. Чем выше коэффициент интеллекта ребенка, тем больше льгот в учебе он получает.
За рубежом без тестирования на IQ невозможно поступить во многие престижные вузы, занять хорошее место на службе. Тестирование широко применяют среди военных, претендующих на места в спецподразделениях различного направления, претендентов на государственные посты и т. д. Люди, показавшие при тестировании значения выше среднего, объединяются в общества и клубы: членство в таком клубе – это гарантия стремительного карьерного продвижения.
Что такое тест на уровень IQ?
Чтобы ответить на вопрос, что такое тест на уровень ай кью, сначала следует разобраться, что такое ай кью. IQ – аббревиатура английского выражения Intellect Quota, которое переводится как коэффициент интеллекта. Это понятие впервые было введено в научный лексикон в 1916 году Уильямом Льюисом Штерном – психологом, посвятившим свою научную карьеру изучению детей с точки зрения развития личности.
Согласно исследованиям Штерна и других психологов, каждый человек обладает индивидуальным уровнем интеллектуальных способностей, зависящих от ряда обстоятельств и изменяющихся на протяжении жизни. При этом, интеллект человека – величина, поддающаяся измерению, а измерить ее возможно при помощи специально разработанной системы вопросов с предоставляемыми вариантами ответов, т. е. тестов.
Количество баллов, набранных испытуемым в процессе тестирования, позволяет определить способность человека к получению новых знаний.
История создания теста IQ
Первые систематические тестирования с целью отбора кандидатов для занятия вакантных должностей чиновников различных уровней с наиболее высокими интеллектуальными способностями проводились еще в VII в. н. э. в Древнем Китае. Это было многодневное и многоуровневое тестирование, в результате которого испытуемые должны были показать свои познания в истории и философии, способности к запоминанию и изображению иероглифов, изложению своих мыслей и рассуждений на заданную тему сначала в виде прозы, а затем в форме стихов.
В результате такого испытания лишь 1 человек из 100 получал право занять должность чиновника общей службы. Затем из отобранных чиновников низшего ранга при помощи аналогичных тестов отбирали чиновников более высокого уровня – мандаринов (конкурс также составлял 100 человек на 1 место). И только каждый сотый мандарин (в процессе еще одного отбора) мог занять место инспектора. Сложность отбора гарантировала, что к управлению государством допускались лишь самые одаренные претенденты, способные самостоятельно решать сложные и нестандартные задачи.
Необходимость в способных чиновниках и советниках всегда остро стояла и в европейских странах. Однако, создать собственную систему отбора там не удалось потому, что власть, чины и посты традиционно передавались по наследству. Одаренным детям и подросткам из низших социальных сословий дорога к образованию и карьере была закрыта всвязи с происхождением.
Однако, развитие психологии как самостоятельного научного направления в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв. привело ученых к теме изучения интеллектуальных способностей людей, принадлежащих к различным полам, сословиям, возрастным группам и даже расам. Наиболее интересным направлением этой области психологии стало изучение способностей детей.
Интересу к данной теме во многом способствовали господствовавшие научные убеждения, что умственные возможности ребенка зависят только от физических параметров черепа.
В 1891 г. французский психолог и юрист, работавший в Сорбонне, Альфред Боне выдвинул идею, что интеллект ребенка зависит от уровня образования и возраста. На протяжении нескольких лет ученый вел экспериментальные исследования, наблюдая за учащимися начальной школы, результаты которых были опубликованы в 1905 г. в статье «По поводу измерения интеллекта», в которой и была предложена новаторская система определения интеллекта ребенка в зависимости от уровня его образования и возраста.
Затем Боне поставил перед собой новую цель – обнаружить способ, позволяющий выявить детей, у которых могут возникнуть проблемы с обучением, и дающий возможность прогнозировать их успеваемость на протяжении всего школьного обучения.
В результате этих исследований к началу 30-х гг. ХХ в. Боне удалось разработать систему стандартизированных тестов, определяющих интеллектуальные способности ребенка. Эксперименты по их применению дали высокий результат и стали широко применяться в сфере народного образования для того, чтобы как можно раньше помочь ребенку с выбором того направления обучения, в котором он сможет добиться наибольших результатов.
История создания IQ-тестов связана с именем еще одного ученого немецкого происхождения Ганса Айзенка. В 1954 г. ему пришла мысль о том, как можно усовершенствовать тесты Боне и применять их для измерения коэффициента интеллекта у взрослых людей. Эта система долгое время была наиболее популярной и эффективной оценкой интеллектуальных способностей человека.
Однако, исследования развития интеллекта на этом не закончились. Еще в 1921 г. американский психолог Л. Термен начал широкомасштабный многолетний эксперимент с целью выяснить, каких высот в жизни смогут добиться дети, показывающие наиболее высокие результаты при тестировании.
Для эксперимента были отобраны 1500 кандидатов, набравших при тестировании более 140 баллов. Наблюдение длилось 50 лет и официально завершились к 1971 г. (к этому времени Л. Термен уже скончался). Результаты показали, что ни один из подопытных никаких особенных высот в жизни не добился. А это означало лишь одно: высокие показатели интеллекта на старте жизни вовсе не являются гарантией развития одаренной и результативной личности в будущем.
Как формируется IQ человека?
Теперь, когда стало понятно, что такое IQ, закономерно встает вопрос о том, что влияет на его формирование.
80% интеллектуального потенциала человек наследует от родителей. От генетического фактора зависит и то, в каком направлении будет развиваться его интеллект. По наследству могут передаваться некоторые хромосомные аномалии, которые также могут отразиться на умственных способностях человека. На интеллекте часто отражаются нарушения в процессе оплодотворения. Дети с синдромом Дауна появляются на свет в результате таких аномалий.
К задержке умственного развития могут привести заболевания, которые мать перенесла в период беременности, злоупотребление беременной алкоголем, никотином, наркотиками или медикаментами.
На развитие умственных способностей ребенка большое влияние оказывает и средовое окружение. В зависимости от того, в каком окружении ребенок воспитывается, его интеллект может как повыситься, так и понизиться. Наблюдения показывают, что в многодетных семьях интеллект детей ниже, чем в семьях с 1 или 2 детьми. Отсутствие стимуляции мозга приводит к понижению умственных способностей (дети, выросшие в детских домах, обладают более низкими показателями IQ). В семьях с низким культурным уровнем и социальным статусом дети часто страдают умственной недоразвитостью.
Однако, чтение книг, изучение иностранных языков, тренировка памяти, другие формы стимуляции мозга в совокупности со здоровым питанием и умеренным занятием спортом приводят к повышению интеллектуальных способностей не только детей и подростков, но и людей в более зрелом возрасте.
В середине XX в. некоторые ученые в рамках расистских теорий пытались доказать, что интеллектуальные способности людей, не относящихся к белой расе, изначально ниже. Интересно то, что многочисленные тестирования подтвердили эту теорию. IQ людей, принадлежащей к негроидной расе, в среднем составил 86 баллов, в то время как у европеоидов – 103.
Однако, спустя несколько десятилетий, когда все ступени образования стали доступными для людей с разным цветом кожи, эти теории рухнули: выпускники начальных школ и колледжей независимо от расовой принадлежности стали показывать одинаковые результаты.
На развитие интеллекта большое влияние оказывают музыкальные пристрастия. Британские исследователи пришли выводу, что люди, увлекающиеся классикой или рок-музыкой, отличаются более высоким интеллектом. Наиболее низкий интеллект обнаружен в среде любителей хип-хопа.
Интеллект меняется с возрастом. До 25 лет этот показатель неуклонно растет. Ребенок 5 лет при тестировании набирает 50-75 баллов, 10 лет – 70-80, к 15-20 годам среднестатистический молодой человек достигает нормального IQ. Однако, это не предел. Если человек активно учится и расширяет свой кругозор, то к 25 годам этот показатель может стать выше среднего.
После 25 лет интеллект может снижаться в связи с тем, что активный процесс учебы окончен и мозг человека действует уже в ограниченных рамках профессии. С возрастом накладываются еще и физиологические особенности функционирования мозга. Однако, уникальность интеллекта заключается в том, что его можно развивать на протяжении всей жизни: читать книги, осваивать новые области знаний, решать логические задачи, разгадывать кроссворды и шарады. Это верный и проверенный способ сохранения, а порой и повышения IQ, независимо от возраста.
Некоторые особенности прохождения теста
Стандартный тест Айзенка включает 40 заданий, на решение которых отводится 30 минут. Для их выполнения человек должен:
- обладать способностью совершать математические действия;
- обладать большим словарным запасом и в совершенстве владеть разговорным языком;
- иметь логическое мышление;
- быть наблюдательным;
- уметь выделять главное;
- обладать хорошей памятью;
- быть усидчивым и уметь концентрироваться.
Большинство задач достаточно просты, и их решение не занимает много времени. Однако, если во время тестирования какой-либо вопрос вызвал затруднение, необходимо быстро принять решение о том, стоит ли терять на него время. Чтобы снизить количество неверных ответов, необходимо внимательно и вдумчиво читать задание.
Перед тем, как приступить к прохождению теста, следует убедиться в том, что:
- вы не больны;
- у вас хорошее настроение;
- вас ничего не тревожит и не отвлекает;
- вы никуда не торопитесь;
- вы не голодны и не переели в последний прием пищи;
- вы не испытываете ощущение жара или холода.
Любой дискомфорт во время прохождения теста может сильно повлиять на его результаты.
Суть методики
В процессе тестирования испытуемый должен решить как можно большее количество заданий по арифметике, логике, пространственному мышлению. В большинстве заданий есть варианты ответов, из которых необходимо выбрать правильный. В некоторых заданиях ответ следует писать словами.
В заданиях требуется установить числовую или буквенную закономерности, выявить общие части слов, подобрать недостающую геометрическую фигуру. Задания распределены по блокам. К концу каждого блока задания усложняются. Чем больше правильных ответов человек успевает дать в отведенное время, тем большее количество баллов он набирает.
Возрастные особенности
Тестирование на интеллект следует проводить не более 2 раз в жизни. Первый раз в возрасте 10-12 лет, когда ребенок получил достаточное количество знаний для тестирования, и во взрослом возрасте, когда умственные способности достигли пика своего развития. IQ человека рассчитывается по соотношению показателя умственного развития (в баллах) к возрасту, умноженному на 100.
Области применения
В свете новых исследований и открытий тестирование на интеллект во многих сферах жизни перестало быть основополагающим. Доказано, что независимо от применяемой методики, тестирование с целью определения способности человека мыслить позволяет определить лишь скорость процессов мышления. Поэтому подобный вид экзамена является показательным лишь в тех областях, где условия работы будут постоянно требовать от человека принятия быстрых решений.
Расшифровка результатов
Самое низкое значение коэффициента интеллекта может приближаться к 0, а самое высокое – подниматься выше 200 баллов. Диапазон значений велик, поэтому возникает вопрос о том, какой должен быть IQ у нормального человека. Ответ прост – это среднее значение между 0 и 200, т. е. 100 баллов, означающее, что человек легко справился с большей частью предложенных заданий.
По статистике около 60% населения планеты обладают нормальным интеллектом с показателем от 80 до 110 баллов. Более низкие показатели свидетельствуют о пониженных способностях человека, более высокие указывают на его интеллектуальную неординарность. Показатель, приближающийся к 150 баллам, указывает на сверходаренную личность.
Уровень IQ выше 140
Люди с показателем IQ 145 и выше составляют не более 0,2 % населения Земли. Это те люди, которых относят к разряду гениев, обладающих мощнейшим аналитическим умом в совокупности с творческими способностями, позволяющими одновременно анализировать десятки факторов и делать долгосрочные прогнозы, определять пути развития науки в глобальном масштабе, генерировать новые идеи, разрабатывать новые теории, предлагать нестандартные решения, определять новые направления движения человечества, делать научные и технические открытия.
К самым ярким представителям этой группы ученых и мыслителей относились Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Большинство лауреатов Нобелевской премии, сделавших научные открытия, имеют коэффициент интеллекта выше 150. Однако, и среди простых людей, в т. ч. и детей, иногда появляются уникумы, обладающие сверхспособностями и показывающие результаты тестирования, приближающиеся к 200 баллам.
IQ от 131 до 140
Люди с IQ 140-131 составляют около 3% населения. Их способности намного превышают средний показатель. Какую бы сферу деятельности они не выбрали, они могут добиться высочайших результатов, т. к. обладают не только высокими умственными, но и творческими способностями. Из таких людей получаются отличные менеджеры, исследователи, ученые. При этом они прекрасно разбираются не только в своей профессии, но и обладают широким кругозором и знаниями в других областях, которые могут применить для достижения успеха в своей сфере.
Такие люди постоянно следят за новыми изобретениями и открытиями и сразу же находят им применение для оптимизации собственной жизни и работы. В случае необходимости полностью поменять род деятельности, они в кроткие сроки могут добиться высоких результатов в деле, которым никогда до сих пор не занимались. Ярким примером такого человека является Арнольд Шварценеггер, в первой половине жизни ставший одним из самых титулованных спортсменов и удачливым киноактером, а во второй добившийся неплохих результатов на поприще политики в качестве губернатора Калифорнии.
IQ от 121 до 130
IQ 130-121 считаются хорошими. Подобные показатели интеллекта относятся к уровню выше среднего и позволяют его обладателям добиться успехов в учебе в любом вузе, а после его окончания построить карьеру в области менеджмента или творческих профессий и, с большой долей вероятности, добиться наивысших результатов на выбранном ими поприще. Группа людей с такими показателями интеллекта немногочисленна и составляет не более 6 % населения.
IQ от 111 до 120
В этот диапазон значений интеллектуального развития попадает около 12 % населения. Показатели от 111 до 120 баллов свидетельствуют о способностях, превышающих средний уровень. Учебный процесс как в средней школе, так и в вузе для таких людей не составляет никакого труда: им одинаково легко даются и процесс учебы, и выпускные экзамены. Однако, выстраивание карьеры потребует немало усердия и трудолюбия. При этом обладателям этих показателей едва ли удастся добиться слишком больших высот и достижений.
IQ от 101 до 110
Группа людей с коэффициентом интеллекта от 101 до 110 баллов самая многочисленна – 25% населения. Они являются обладателями классического среднего IQ человека. Человеку с такими показателями учиться уже не так просто, как представителям вышеописанных категорий. Чтобы хорошо закончить школу и показать высокие результаты на выпускных экзаменах, ему потребуются усидчивость, трудолюбие и гораздо больше времени.
То же можно сказать и об учебе в вузе. При этом способностей хватит уже не на любой вуз. Чтобы молодому человеку хорошо трудоустроиться и продвинуться по карьерной лестнице, ему необходимо выбирать те направления деятельности или ту специальность, к которым он имеет наибольшие склонности и интерес.
IQ от 91 до 100
Несмотря на то, что значения коэффициента интеллекта от 91 до 100 баллов относятся к показателям среднего уровня IQ, их обладателям приходится прилагать еще больше усилий, чтобы чего-нибудь добиться в жизни. Учеба на всех ступенях сопровождается трудностями, хотя и преодолимыми. Такие люди чаще всего становятся руководителями среднего звена. К этой группе относится около 25% населения.
IQ от 81 до 90
Все показатели интеллекта, находящиеся ниже уровня 90 баллов, свидетельствуют о пониженных способностях человека. Люди с показателем IQ, находящимся в диапазоне от 81 до 90 баллов, еще не относятся к категории умственно отсталых, но имеют большие проблемы с обучением. Однако, в жизни они становятся прекрасными специалистами в областях, связанных с физическим трудом или в специальностях, требующих работы руками. Эта группа немногочисленна и составляет примерно 10 % населения.
IQ от 71 до 80
Показатели интеллекта данного диапазона свидетельствуют о том, что человек относится к категории умственно отсталых людей, но в легкой степени. Подобный диагноз позволяет таким людям учиться, хорошо закончить специализированную школу и хорошо освоить одну из многих рабочих специальностей, не связанных с применением сложной техники. Эта категория насчитывает около 10% населения.
IQ от 51 до 70
Показатели коэффициента интеллекта от 51 до 70 баллов свидетельствуют о более тяжелой степени умственной отсталости, именуемой в медицине как дебилизм. Дети с таким низким IQ не способны самодеятельно закончить даже специализированную школу и нуждаются в дополнительной помощи. В обыденной жизни они могут позаботиться о себе и хорошо справляются с несложной домашней работой, однако нуждаются в постоянном присмотре. В обществе проживает примерно 7% таких людей.
IQ от 21 до 50
Если испытуемый не может в ходе тестирования набрать количество баллов, превышающее отметку 50, это свидетельствует о наличии у него умственной отсталости средней степени или слабоумии. Люди с такими показателями учиться и самостоятельно жить не могут и нуждаются в постоянном присмотре. Эта группа составляет около 2% населения.
IQ до 20
Группа индивидов с уровнем IQ ниже 20 немногочисленна – всего 0,2%. Такие низкие показатели интеллекта указывают на самую тяжелую форму умственной отсталости. Люди, относящиеся к этой группе, не могут учиться, не поддаются воспитанию и не в состоянии позаботиться о себе. Чаще всего они живут погруженными в собственный мир и никак не воспринимают окружающую действительность. Они являются полными инвалидами и нуждаются в круглосуточном присмотре и уходе.
wpsovet.ru
Почему ум нельзя измерить — Wonderzine
Что влияет на наше
умственное развитие
Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности — вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.
Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, — и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.
На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго — именно того, в котором Флинн вёл свои исследования — добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.
Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия — по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.
Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.
Вторая версия Флинна: высокий уровень жизни давно уже стал нормой для большинства развитых стран, уровень этот сегодня растёт незначительно или не растёт вовсе, из-за чего и средний IQ больше не поднимается.
www.wonderzine.com
Уровень IQ нормального человека
Все слышали о тесте, показывающем уровень интеллекта человека или тесте на IQ. Однако большинство людей ничего о нем не знают. Прежде чем, проходить этот тест, нужно знать, каким должен быть IQ у обычного человека.
IQ (intelligence quotient) можно перевести как «количество интеллекта». В русском языке чаще используется такое устоявшееся выражение как «коэффициент интеллекта». Для того чтобы результатам теста можно было доверять, чтобы результаты были максимально правдивы, нужно учитывать не только результаты самого теста, но и брать во внимание пол и возраст тестируемого.
Некоторые считают, что результаты теста – это способ показать склонность человека к тому или иному типу заданий и, следовательно, к тесту можно подготовиться, решая задачи, подобные представленным в заданиях теста.
Изучать IQ нормального человека начали ещё в 30-е годы прошлого века. Исследователями предпринимались попытки с помощью различных экспериментов определить коэффициент интеллекта человека. Ученые пытались найти закономерность, связывающую умственные способности и характеристики реакций, процессы центральной нервной системы, в ходе экспериментов учитывались даже вес и размер головного мозга. Помимо всего изучалась взаимосвязь коэффициента интеллекта детей и родителей, его взаимосвязь с возрастом человека, его социальным происхождением и т.д.
В настоящее время считается, что на умственный интеллект влияет множество факторов. В большей степени IQ зависит от наследственности. В то же время IQ обычного человека можно увеличить, проходя различные тесты и решая различные задачи. К тому же, в современном мире источником успеха является не столько интеллект, сколько настойчивость и мотивация. Немаловажную роль играют решительность, честолюбие и индивидуальность. Однако именно высокий уровень интеллекта играет основную роль при решении сложных жизненных задач и способствует более выигрышным условиям.
Первые тесты IQ разрабатывались исключительно с лексическими упражнениями. Современные тесты IQ содержат множество разнообразных заданий, среди которых логические ряды, упражнения на счет, умение распознать фрагмент, умение найти недостающий предмет, определить недостающую букву, запомнить факты, техчертежи.
У нормального человека средний уровень коэффициента интеллекта составляет 100 – 120 единиц. Это составляет примерно половину правильно решенных задач. Справившийся со всеми заданиями, получает 200 баллов. Кроме уровня интеллекта тест позволяет определить ещё ряд других показателей, например, выявить образ мышления тестируемого. Определив с помощью теста категорию самого маленького уровня способностей человека, можно помочь ему восполнить пробелы в знаниях, потренироваться, выполняя разные виды заданий, и повысить таким образом коэффициент интеллекта.
О коэффициенте интеллекта впервые заговорил В. Штерн. Он считал неверным определение уровня умений по шкале Бине, так как он обладал серьезным недостатком, касающимся возраста. Ученым было предложено способности человека определять делением умственного возраста на хронологический. Тест IQ нормального человека показывает количественную оценку способностей индивида по отношению к среднестатистическому представителю того же возраста.
На самом деле тест на IQ позволяет определить не уровень эрудированности человека, а дает только оценку общих показателей. Эти тесты специально разрабатываются для получения распределения результатов со средним показателем. У нормального человека IQ может варьироваться, но в то же время существуют обычные показатели. Примерно половина людей, проходивших тест, получают 90 – 100 баллов, 1/4 часть – ниже 90, остальные — выше 110 баллов. Среди выпускников американских ВУЗов средний показатель составляет 115 баллов, отличники показывают результат в 135 — 140 баллов. Значение IQ меньше 70 является признаком умственной отсталости.
IQ-тест позволяет определить уровень развития способностей человека, но не показывает каким-либо образом уровень эрудированности человека. С помощью этого теста можно понять, в каком направлении нужно развиваться человеку.
Для нормального человека уровень IQ варьируется от 90 до 120 условных единиц. Обычно для определения IQ используется тест Айзенка. В то же время не стоит забывать, что самыми точными считаются результаты, полученные при первом прохождении теста. Все остальные попытки будут лишь искажать первоначальные результаты.
Все слышали о тесте, показывающем уровень интеллекта человека или тесте на IQ. Однако большинство людей ничего о нем не знают. Прежде чем, проходить этот тест, нужно знать, каким должен быть IQ у обычного человека.» data-yashareType=»button» data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki»>
ucheba63.ru
Коэффициент интеллекта — это… Что такое Коэффициент интеллекта?
Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
История
Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий[1] учёный В. Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкaлах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.
В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.
Тесты
Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.
Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше, и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.
Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и которые претендуют на измерение IQ, разработаны некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, доказывающие связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и прочих социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как Тест Векслера и т. п.
Что влияет на IQ
Наследственность
Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003)[2]. До последнего времени наследственность, в основном, изучалась на детях. Разные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США[3][4][5], что означает, в зависимости от исследования, что от чуть меньше половины до заметно больше половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей, зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное[6][7][8].
Поиск наследственных причин IQ
Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (Beijing Genomics Institute[9]) начинает массовые GWAS-исследования геномов людей с высокими умственными способностями. [10][11]. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Нации, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.
Окружающая среда
Окружающая среда влияет на развитие мозга. В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ[12].
Также исследование более 13 тысяч детей показало[13], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов.
Здоровье и IQ
Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к понижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с более высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.
Возраст и IQ
Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад.
IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети вначале опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается относительно сверстников.
Социальные последствия
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 июня 2012. |
Связь с другими тестами и экзаменами
Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (русский аналог экзамена — ЕГЭ).
Успеваемость в школе
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.
Производительность труда
Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.
Доход
Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос.
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.
Достижения в реальной жизни
Средний IQ групп населения связаны с достижениями в реальной жизни:
- Кандидаты наук 125
- Люди с высшим образованием 114
- Неполное высшее образование 105—110
- Офисные работники и работники продаж 100—105
- Окончившие полную школу, квалифицированные рабочие (например, электрики) 100
- Учившиеся в старших классах школы, но не окончившие их 95
- Работники средней квалификации (например, трактористы, заводские рабочие) 90-95
- Закончившие школу без старших классов (8 лет) 90
- Неокончившие 8 лет школы 80-85
- Имеющие 50% шанс поступить в старшие классы 75
Средний IQ разных профессиональных групп:
- Профессиональные и технические работники 112
- Менеджеры и администраторы 104
- Офисные работники, работники продаж, квалифицированные рабочие, мастера и бригадиры 101
- Работники средней квалификации (операторы станков, обслуживающие работники, включая домашнюю прислугу; фермеры) 92
- Неквалифицированные работники 87
Тип задач, которые могут быть выполнены:
- Взрослые, которые могут освоить несложные трудовые навыки 70
- Взрослые, которые могут собрать урожай, починить мебель 60
- Взрослые, которые могут выполнять домашнюю работу, простые плотничные работы 50
- Взрослые, которые могут косить газоны, стирать 40
Существуют значительные различия внутри и пересечения между этими категориями. Люди с высокими IQ встречаются на всех уровнях образования и профессиональных групп. Наибольшие различия встречаются для лиц с низкими IQ, которые редко оканчивают университеты или становятся профессионалами (IQ меньше 90).
IQ и преступность
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми которые хорошо успевают.
В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.
Прочие последствия IQ
Средний IQ населения страны связан с ВВП (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.
Групповые различия
Пол
Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых; т. е. среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина.
Раса
Исследования среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп.
Согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.
Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям (Race_and_intelligence#cite_note-Dickens_.26_Flynn_2006-50) он постепенно сокращается.
Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна, средний IQ афроамериканцев в 1995 соответствует среднему IQ белых в 1945 (Race_and_intelligence#cite_note-56). Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.
Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов, имеют более высокий IQ, чем белые. (Race_and_intelligence#Uniform_rearing_conditions)
Страна
Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.
IQ и успех в научной деятельности
Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).
Критика IQ
Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:
Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно[14].
На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.
Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность[14].
Не имея целью критиковать тесты на IQ , советский психолог Лев Семёнович Выготский, тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[15]. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».
См. также
Примечания
- ↑ При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран[источник не указан 1116 дней] [1](недоступная ссылка)
- ↑ Plomin et al. (2001, 2003)
- ↑ R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). «Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life». Behavior Genetics 24 (3): 207. DOI:10.1007/BF01067188. Проверено 2006-08-06.
- ↑ Neisser et al.’ Intelligence: Knowns and Unknowns. Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, 1995). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 6 августа 2006.
- ↑ Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). «Sources of human psychological differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart». Science (journal) 250 (4978): 223–8. PMID 2218526.
- ↑ World Intelligence Network. IQ и генетика
- ↑ Gosso, MF (2006). «The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts». Molecular Psychiatry 11 (9): 878-886. DOI:10.1038/sj.mp.4001868.
- ↑ Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
- ↑ http://www.genomics.cn/en/index.php
- ↑ Information Processing: BGI visit
- ↑ Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
- ↑ American Journal of Clinical Nutrition, Vol. 88, No. 3, 789—796, September 2008 Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort Emily Oken, Marie Louise Østerdal, Matthew W Gillman, Vibeke K Knudsen, Thorhallur I Halldorsson, Marin Strøm, David C Bellinger, Mijna Hadders-Algra, Kim Fleischer Michaelsen and Sjurdur F Olsen
- ↑ Breastfeeding and child cognitive development: new… [Arch Gen Psychiatry. 2008] — PubMed result
- ↑ 1 2 Светлана КУЗИНА. «Тесты на интеллект составлены с ошибками!».
- ↑ Выготский Л.С.. «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением».
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
partners.academic.ru